Нетрадиционные упражнения для развития артикуляционной моторики
материал

Рогалева Наталья Александровна

Учитель-логопед: Рогалёва Н.А.

Нетрадиционные упражнения для развития артикуляционной моторики


        В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я использую нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

 

Упражнения с шариком


        Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.


1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.


2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).


3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.


4. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».


5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.


6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.


7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.


        Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения тщательно промывать теплой водой с мылом.

 

Упражнения с ложкой


1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.


3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.


4. Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.


5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.


6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.


7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.


8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).


9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
 


Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом


        Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.


1. Сомкнутые и затянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ.
Выполняется в течение 10-15 секунд.


2. Это упражнение выполняется так же, как и в упражнении 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно.
Выполняется 10 раз.


3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в правый угол, далее, наоборот, из правого угла в правый и т.д.
Выполняется 10 раз.

4.Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми.
Выполняется 10 раз.


5. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд.
Зажим - расслабление чередуются 10-15 раз.


8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки».

 

Упражнения для языка с водой
"Не расплескай воду"


1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netradits_upr_dlya_artikul.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Мастерок»

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Учитель-логопед: Рогалева Н.А.


       В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я использую нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком


       Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.


1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.


2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).


3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.


4. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».


5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.


6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.


7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.


       Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения тщательно промывать теплой водой с мылом.

Упражнения с ложкой


1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.


3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.


4. Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.


5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.


6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.


7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.


8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).


9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.


Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом


       Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.


1. Сомкнутые и затянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ.
Выполняется в течение 10-15 секунд.


2. Это упражнение выполняется так же, как и в упражнении 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно.
Выполняется 10 раз.


3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в правый 
угол, далее, наоборот, из правого угла в правый и т.д.
Выполняется 10 раз.

4.Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми.
Выполняется 10 раз.


5. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд.
Зажим - расслабление чередуются 10-15 раз.


8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки».

Упражнения для языка с водой
"Не расплескай воду"


1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.

Дефекты речевой моторики у детей с различными нарушениями речи выражаются по-разному: в ограни­чении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении переключения с одного артику­ляционного уклада н...

Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...

Рекомендации по развитию артикуляционной моторики

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение  для формирования полноценной личности. Че­ловек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать...

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторикиУчитель-логопед: Рогалёва Н.А.        В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям...

Занятие по развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха, по развитию внимания, памяти, воображения и самоконтроля.

Название мероприятияЗанятие по развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха, по развитию внимания, памяти, воображения и самоконтроля.Дата проведения и продолжительность14.10.22 40 минУчре...

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики...


 

Комментарии

Здравствуйте, Наталья! Интересная публикация. Упражнения очень хорошие, многие можно применить и нам воспитателям физиологических групп во время непосредственно организованной деятельности по речевому развитию, а также в совместной деятельности с детьми, так как сейчас много деток, которые нуждаются в помощи логопеда, но не все детки могут попасть в логопедическую группу. Спасибо Вам!

Кочнева Елена Петровна

Наталья Александровна хочу поблагодарить вас за данные упражнения. Обыскала весь интернет и вот нашла у вас. Спасибо огромное, что делитесь с нами своими наработками.

Рогалева Наталья Александровна

Очень рада, что мой материал оказался вам полезен. С уважением Наталья