Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
картотека
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnye_uprazhneniya_s_sharikom.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
Учитель – логопед Топоркова И.В.
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я использую нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Упражнения с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения тщательно промывать теплой водой с мылом.
Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом
Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.
1. Сомкнутые и затянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ.
Выполняется в течение 10-15 секунд.
2. Это упражнение выполняется так же, как и в упражнении 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно.
Выполняется 10 раз.
3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в правый угол, далее, наоборот, из правого угла в правый и т.д.
Выполняется 10 раз.
4.Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми.
Выполняется 10 раз.
5. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд.
Зажим - расслабление чередуются 10-15 раз.
8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки».
Упражнения для языка с водой
"Не расплескай воду"
1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.
Дефекты речевой моторики у детей с различными нарушениями речи выражаются по-разному: в ограничении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении переключения с одного артикуляционного уклада н...
Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...
Упражнения для совершенствования тонкой моторики
Развивая тонкую моторику решаем две задачи: готовим к овладению навыком письма, косвенно влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка. Выполнение следующих упражнений поможет родителям развивать ...
Нетрадиционные упражнения для развития артикуляционной моторики
Учитель-логопед: Рогалёва Н.А.Нетрадиционные упражнения для развития артикуляционной моторики В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я исполь...
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторикиУчитель-логопед: Рогалёва Н.А. В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям...
Упражнения развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис
Чтобы у ребёнка сформировалась речь, необходимо развивать все пять органов чувств, которые есть у человека. Накапливая впечатления и ощущения, как зрительные, так и слуховые, различая запахи, ощупывая...