Программа курса по развитию памяти и внимания обучающихся коррекционных школ VII вида
календарно-тематическое планирование по теме
В работе представлены разработки коррекционных занятий для учащихся 1-2 классов коррекционной школы VII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsionnoy_raboty1.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса по развитию памяти и внимания обучающихся коррекционных школ VII вида
Пояснительная записка
Особенностью обучающихся специальных коррекционных школ VII вида является слабость процессов запечатления информации, нарушение или недостаточность произвольного внимания, что подтверждается и результатами диагностического обследования. Это влечет за собой трудности в овладении школьниками программными знаниями, умениями, навыками и, в конечном счете, затруднения в профессиональном становлении.
Имеющиеся программы развития памяти и внимания, в основном, направлены на тренировку навыков запечатления и воспроизведения информации.
В предлагаемой программе особый акцент сделан на использование мнемотехнических приемов.
Нами переработаны авторские материалы книги для детей и их родителей «Как развить внимание и память вашего ребенка».
Программа курса имеет своей целью: повышение эффективности запечатления и воспроизведения обучающимися необходимого объема информации.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
1.Сформировать мотивационную готовность детей к развитию памяти и произвольного внимания.
2.Осуществить определенный объем работы по тренировке памяти и внимания.
3.Обучить школьников мнемотехническим приемам, облегчающим запоминание и воспроизведение информации.
Для достижения поставленных задач используются следующие методы и приемы: беседа, наблюдения, психодиагностическое обследование, игровые методы, рефлексия, мнемотехнические приемы (привлечение чувств, визуализация или воссоздание зрительных образов, метод мест).
Программа адресована детям младшего школьного и подросткового возраста, обучающимся в коррекционных классах школ VII вида, но может быть использована в работе с обучающимися общеобразовательных школ.
Курс рассчитан на 14 часов коррекционных занятий, продолжительностью до 40 минут каждое.
Занятие включает в себя ритуал приветствия, разминку, основное задание, игровое упражнение, рефлексию и ритуал прощания.
Постоянство структуры занятия и повторение отдельных упражнений с незначительной модификацией даёт возможность предупредить эмоциональное напряжение детей.
Занятия проводятся учителем или педагогом-психологом не реже одного раза в неделю.
В результате прохождения курса занятий обучающийся
- получает представление о таких приемах запоминания, как визуализация, ассоциация, привлечение чувств, метод мест;
- умеет использовать мнемонические приемы для запоминания информации;
- проходит курс тренировочных упражнений по развитию памяти и внимания.
Достоинством предлагаемых занятий является их простота и доступность.
Оснащение для занятий не требует специального оборудования, хотя аудио и видеозаписи, демонстрирующие понятия, сделают занятия еще интереснее, а процесс запоминания эффективнее.
Особое место в овладении данным курсом отводится игровой форме. Обучающиеся посещают занятия индивидуально или подгруппами, включающими в себя не более трех человек.
Оценка динамики результатов обучающихся проводится с помощью методики «Заучивание 10 слов», А.Р. Лурия (Приложение 1).
Содержание работы | |||||||||
Этапы программы | |||||||||
№занятия | 1,2 | 3 | 4 | 5 | 6,7 | 8,9 | 10,11 | 12,13 | 14 |
Задачи | Диагностическое обследование. Оформление графика первичных достижений. | Развитие умения вовлекать в процесс запоминания чувственную (сенсорную) память. развитие произвольного внимания и памяти | Развитие умения вовлекать в процесс запоминания чувственную (сенсорную) память. развитие произвольного внимания и памяти | Развитие умения вовлекать в процесс запоминания чувственную (сенсорную) память. развитие произвольного внимания и памяти | Развитие умения использовать приёмы запоминания (метод ассоциаций). Развитие произвольного внимания и памяти. | Развитие умения использовать приёмы запоминания (метод мест). Развитие произвольного внимания и памяти. | Развитие умения использовать приёмы запоминания (метод ассоциаций). Развитие произвольного внимания и памяти. | Развитие умения использовать изученные приёмы запоминания. Развитие произвольного внимания и памяти. | Подведение итогов. Повторная диагностика. Составление графика «кривой запоминания». |
Структура занятия | |||||||||
Вводная часть | |||||||||
Ритуал приветствия | Ритуал одинаков на всех занятиях. | ||||||||
Коммуникативные игры | Подарок на всех | Радио | Звери на болоте | Магазин | Магазин игрушек | Я бросаю тебе мяч | Собери чемодан. | Опиши друга | Ты мне нравишься |
Игры на юмоциональный настрой | Волшебный букет цветов | Комплименты | Паровозик | Фея | Плохое настроение | Волшебный букет цветов | Фея | Бывает- не бывает | Комплименты |
Основная часть | |||||||||
Игры на развитие внимания или памяти | -Вычеркивание буквы «А»; | Вычеркивание буквы «О»; | Вычеркивание буквы «И»; | Вычеркивание букв «Е» и «К»; | Вычеркивание букв«А»и «О» | Вычеркивание букв «А» и «О» | Азбука почемучек | Вычеркивание букв «Л» и «С»; | Контрольное вычеркивание букв. |
Коррекционная технология | - Игра «Вижу»; -Упражнение «Муха» -Игра «Парные картинки» (набор «Птицы»). | - Игра «Пробую на вкус и нюхаю»; - Упражнение «Точки в квадратах». | Игра «Вижу-слышу-трогаю»; - Упражнение на сосредоточение. | - Игра «Фильмы»; - Игра «Парные картинки» (набор «Грибы»); - Упражнение «Точки в квадратах». | - Игра «Рассади слова»; - Игра «Парные картинки» (набор «Птицы»); - Упражнение «Кулак – ладонь». | Игра «Парные картинки» (набор «Овощи и фрукты»); - Упражнение «Рисуем двумя руками». | Упражнение «Кулак – ладонь» | - Игра «Стихи»; - Игра «Парные картинки». Упражнение «Точки в квадратах». | - Упражнение «Точки в квадратах». - Игра «Рассади слова»; |
Креативное задание | |||||||||
Релаксация под музыку | |||||||||
Заключительная часть | |||||||||
Обратная связь | Смайлики с изображением эмоций ребенка, прочувствованных во время занятия | ||||||||
Ритуал прощания | Одинаков для всех занятий |
Приложение 1
«Заучивание 10 слов», А.Р.Лурия
(Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / Сост. Р.Римская, С.Римский. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998 – с.66-69)
Цель: оценить состояние кратковременной и долговременной памяти, утомляемости, активности внимания.
Оборудование: протоколы с десятью, не связанными непосредственно между собой словами, ручка, изолированное помещение.
Возраст испытуемых: 7-11 лет
Взрослый называет 10 слов, которые необходимо повторить в произвольном порядке. Результаты отмечаются в бланке.
Опыт повторяется 5-6 раз. «Лишние» слова записываются в дополнительный столбик.
На основании данных составляется график – «кривая запоминания». По горизонтальной оси откладывается количество повторений, по вертикальной оси - количество воспроизведенных правильно слов.
По форме кривой можно сделать выводы об особенностях запоминания.
Интерпретация результатов:
Если кривая сначала увеличивается, а затем уменьшается, то это говорит об истощаемости.
Зигзагообразная кривая указывает на неустойчивость внимания.
Кривая в форме плато (показатели на одном уровне) свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в интеллектуальной работе.
В норме количество правильно названных слов увеличивается с каждым запоминанием и варьируется от 5-7 после первого предъявления до 9-10 к 3-4 повторению.
Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует об объеме долговременной памяти.
Бланк протокола
ФИО______________________________________________________________
№п/п | число | хор | камень | гриб | кино | зонт | море | шмель | лампа | рысь | |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 |
Приложение 2.
Ты мне нравишься
Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.
Содержание. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.
Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)».
Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно. Дальнейшее обсуждение:
- Легко ли говорить приятные вещи другим детям?
- Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?
- Дружные ли дети в группе?
- Почему каждый ребенок достоин любви?
- Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
Паровозик
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.
Содержание. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.
Опиши друга.
Цель: развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям.
Содержание. С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.
Бывает – не бывает.
Цель: развивать умение логически мыслить, фонтазию, воображение.
Оснащение: любые предметные картинки, например: крокодил, тучка, цыпленок, луна и др.
Содержание. С помощью считалки выбирается пара детей. Один из пары берет картинку и придумывает к ней какую – либо небылицу. Второй участник должен доказать, что так не бывает. Первый ребенок противоречит , доказывая ,что такое может случиться.
Варианты диалогов детей:
- Крокодил летает.
- Крокодил не летает, у него не крыльев.
Я бросаю тебе мяч.
Цель: научить устанавливать обратную связь при взаимодействии друг с другом.
Оснащение: мяч.
Содержание. Дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить. При этом ребенок, бросающий мяч, говорит: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, яблоко и т.д.)
Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой – либо вывод, например : «Спасибо, ты знаешь, я люблю сладкое».
Плохое настроение.
Цель: учит детей находить адекватные методы взаимодействия для избежания конфликтов, выражать эмоции приемлемыми методами.
Содержание. Педагог объясняет детям, что у каждого человека может быть плохое настроение., и что окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое поведение и высказывание человека.
Затем педагог говорит:
- Один мальчик пришел в детский сад в плохом настроении и сердито сказал своему другу: «Я не буду с тобой играть».
Его друг подумал немного и спросил: «Ты имеешь ввиду, что тебе хочется недолго побыть одному?»
У мальчика улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался его понять.
После этого выбирается водящий, который будет изображать ребенка в плохом настроении. Остальные дети пытаются правильно реагировать, начиная любое высказывание со слов:» Ты имеешь в виду, что …»
Азбука почемучек
Цель: развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно следственных связей.
Оснащение: алфавит.
Содержание. Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг. Педагог говорит:
- Вам нужно задать вопрос так, чтобы первое слово вашего вопроса начиналось с одной из букв алфавита. Задавать вопросы будем по очереди. Участник, который собьется или забудет последовательность букв в алфавите, выбывает из игры. Например:
А: абрикос – это фрукт или овощ?
Б: банан, какого цвета? И т.д.
Собери чемодан.
Цель: развивать слуховое восприятие и память, проявлять внимание к собеседнику.
Содержание. Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.
Звери на болоте
Цель: воспитывать доверительные отношения друг к другу, развивать ответственность за другого человека.
Оснащение: листы бумаги.
Содержание. Педагог делит детей на пары, в каждой из которых один участник получает три листочка, а другой один.
Педагог говорит:
- Представьте, что все превратились в зверей и оказались в болоте. Выбраться из него можно только парами и только с помощью листочков. Тот, у кого листочков больше, помогает товарищу выбраться из болота.
По команде педагога пары участников поочередно выполняют задание. Педагог оценивает взаимопомощь и взаимовыручку во время прохождения «болота».
Радио
Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.
Содержание: Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников - цвет волос, глаз, рост, одежду...) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побыть каждый желающий.
Хор животных
Цель: игра направлена на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов.Содержание: Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась ёлочка» не словами. А звуками животных, изображённых на картинках. Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря! Продолжают коровки: «Му-му-му-му!». Затем можно подключится ведущему и гостям (родители, педагоги) поющими как котята: «Мяу-мяу-мяу!» Ведущий по очереди показывает на каждую из групп, она продолжает пение. Потом говорит: «Поём все вместе» и общий хор животных заканчивает песню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»
Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...
Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»
Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...
Развитие памяти и внимания обучающихся с нарушением психического развития на уроках русского языка в школе VIII вида.
В статье представлены некоторые виды заданий на развитие памяти и внимания обучающихся коррекционной школы на уроках русского языкаи чтения....
Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа для преподавания письма и развитиия речи для 8 класса коррекционной школы VIII вида, разработанная на основе государственной программы под ред. В.В.Воронковой по учебнику Н.Г.Галунчи...
Рабочая программа по курсу русского языка в 6 классе специальной( коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа по курсу русского языка в 6 классе специальной( коррекционной) школы VIII вида....
Рабочая программа курса "Основы экономики" для 10 класса специальной (коррекционной ) школы 8 вида
...
Развитие и коррекция навыков коммуникативного общения обучающихся коррекционной школы VIII вида на уроках математики
Развитие и коррекция навыков коммуникативного общения обучающихся коррекционной школы VIII вида на уроках математики...