Тема урока: Великий русский поэт А.С. Пушкин .
план-конспект урока (8 класс) по теме

Великий русский поэт А.С. Пушкин. Урок в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikiy_russkiy_poet_a.s._pushkin_.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

(1799 – 1837 гг.)

        Цели: Познакомить учащихся с эпизодами жизни поэта и писателя А.С.Пушкина, который через свое творчество знакомил и прививал любовь россиян к истории России, к ее людям.

        Задачи

        Образовательные: показать  гражданскую позицию Пушкина, подчеркнуть, что Пушкин посвятил свои произведения самым интересным событиям, познакомил с видными личностями России, показать Пушкина патриотом и пропагандистом истории своего Отечества.

        Коррекционные: развивать познавательные способности обучающихся через применение различных видов деятельности на уроке. Коррекция зрительного восприятия на основе просмотра кинофильма. Коррекция логического мышления на основе анализа произведений А.С.Пушкина.

        Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство глубокого уважения и любви к творчеству А.С.Пушкина.

        Основные знания: А.С.Пушкин – выдающийся русский поэт и писатель.

        Основные термины и понятия: лицей, поэма, дуэль.

        Оборудование и материалы: репродукция картины О.А.Кипренского «Портрет А.С.Пушкина», Видеофильм «Биография А.С.Пушкина».

        Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

I. Оргмомент

Задание.

1.Ребята, у вас на столах  листочки со стихотворением, прочитайте, и, не советуясь друг с другом, напишите автора этого произведения.

У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый,

Все ходит по цепи кругом.

2. Для того, чтобы проверить, верно, ли вы написали автора, отгадайте ребус.

3. Проверим, совпали ли ваши записи на листочках с отгаданным ребусом.

Верно! – Пушкин

Выполняют задание

Отгадывают ребус

II.Актуализация  знаний

Откройте тетради, запишите тему урока: «Великий русский поэт А.С.Пушкин».

Ребята, обратите внимание на портреты, находящиеся в нашем кабинете.

 - Скажите, на каком из них изображен А.С.Пушкин?

- Назовите даты жизни А.С.Пушкина?

(1799 – 1837гг)

Записывают число, тему урока.

Рассматривают,

называют

III.Изучение нового  материала

План.

     1. Биография А.С.Пушкина.

     2. Его творчество:

     а) отражение истории Отечества в творчестве А.С.Пушкина.      

     в) влияние декабристов на творчество А.С. Пушкина

     3. Последние дни жизни  А.С.Пушкина

Словарная работа.

Лицей – привилегированное учебное заведение для детей дворян.

Поэма – это большое поэтическое произведение.

Дуэль –  это поединок двух человек из – за нанесенной обиды или оскорбления.

Читают, записывают в тетрадь.

IV.Физминутка

Задание

Чтобы познакомиться с биографией Пушкина  просмотрите фрагмент фильма и ответьте на вопрос:

-Где и в какой семье  родился А.С.Пушкин?

Беседа после просмотра фильма

1. Где родился А.С.Пушкин?

2. В какой семье родился А.С.Пушкин?

3. Где учился А.С.Пушкин? 

Итак, мы посмотрели фильм и узнали, что Пушкин родился в Москве в семье состоятельных дворян. Родители хотели дать сыну достойное образование, и поэтому отдали своего сына   учиться в Царскосельский лицей.

Сообщение учащегося (опережающее задание).

Окончен лицей. В 1817 году юный поэт приезжает в Петербург. Он часто бывает на балах, в театрах, влюбляется в светских дам, любит развлечения. И даже самые близкие друзья Пушкина  не знают, что  он в это же время очень   много работает.  И вот из под его пера выходит поэма «Руслан и Людмила». Жуковский, прославленный поэт того времени, пишет: «Какой талант! Какие стихи!»  

Рассказ учителя.

Мы подошли ко второму пункту плана, отражение истории Отечества  в  творчестве А.С.Пушкина.

      Пушкин очень любил  Россию, интересовался ее историей. Многие свои произведения посвящал  историческим событиям. Одно из них - поэма «Медный всадник».

Задание.

Прослушайте отрывок из поэмы «Медный всадник» и ответите на вопрос:

- Какому историческому факту посвящена эта поэма? (Опережающее задание: отрывок из произведения зачитывает обучающийся, который готовил  дома)

Беседа после прочтения

-Какому историческому факту посвящена эта поэма?

-О чем это произведение?

Работа с текстом учебника.

Задание

Прочитайте текст учебника (стр.254 -3,4 абзац). Чтение по «цепочке».  

Ответьте на вопрос:

- Какие произведения А.С.Пушкина посвящены истории России?

Итак, Пушкин очень любил  Россию, интересовался ее историей. Многие свои произведения посвящал  историческим событиям.

Разбиться парами и изобразить пантомиму по сказкам А.С.Пушкина. Раздаются головные уборы сказочных героев.

Учитель зачитывает отрывки из произведений А.С. Пушкина.

«Сказка о царе Салтане»

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и венце,

С грустной думой на лице,

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Около царя сидят-

Четырьмя все три глядят.

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

Рассказ учителя с элементами учебной беседы.

Мы с вами переходим к следующему пункту плана: влияние декабристов на творчество Пушкина.

       В то  время когда Пушкин был в ссылке, в Петербурге происходит восстание декабристов.

- Кто такие декабристы?

- Вспомните, когда это было?

Восстание  декабристов было подавлено, а многих из них  сослали в ссылку в Сибирь. Некоторые друзья Пушкина   участвовали в восстании. Пушкин посвятил декабристам стихотворение «Во глубине сибирских руд…»

Это стихотворение у вас на столах, вы знакомились с ним на уроках литературы.

-Зачитайте первый столбик.

-Что писал Пушкин  декабристам? 

Когда Пушкин вернулся из ссылки. Царь пожелал встретиться с ним. И спросил Пушкина, где бы он был 14 декабря 1825 года, если бы находился в Петербурге? Поэт ответил: «На сенатской площади – в рядах восставших».

- О какой черте характера говорит ответ поэта?

Царь Николай II опасался связи поэта с декабристами. За А.С.Пушкиным был установлен постоянный надзор жандармов. А его произведения проходили обязательную проверку.

- Какое влияние оказали декабристы на Пушкина?

 

«Последние дни жизни Пушкина».

О том, как закончилась жизнь великого поэта, вы узнаете прочитав текст в учебнике на стр. 225, 2 абзац.

-Как прошли последние дни жизни поэта?

Учитель: Погиб величайший русский поэт. Это трагическое событие не могло не отразиться в сердцах поэтов – единомышленников. М.Ю.  Лермонтов, впечатленный этим событием, написал стихотворение «Смерть поэта».     

Вывод: трагично закончилась жизнь поэта, но его  выдающиеся творения, многие из которых он посвятил историческим  событиям,  до сих пор читают все россияне. Нет в нашей стране ни одного человека, кто не знал бы произведения Александра Сергеевича Пушкина. Он был не только талантливым человеком, но  достойным гражданином и патриотом своего Отечества.

Смотрят фрагмент из фильма

Отвечают на вопросы

Слушают.

Ответ: поэму «Медный всадник» А.С.Пушкин посвятил началу строительства Санкт - Петербурга.

Ответ: поэма «Полтава» - Полтавской битве.

Поэма «Борис Годунов», повесть «Капитанская дочка» - крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева.

Изображают героев сказок

Участвуют в беседе.

Ответ: 14 декабря 1825 года. Декабристы, хотели изменить существующие порядки отменить крепостное право.

Ответ: В своем стихотворении Пушкин поддерживает декабристов, восславляет их подвиг, открыто выступает против решения власти.

О гражданской позиции поэта.

Ответ: Под влиянием декабристов  А.С.Пушкин писал вольнолюбивые стихотворения

Читают

Отвечают

Слушают вывод

V.Закрепление

Беседа по вопросам.

Просмотрите текст параграфа.

Ответьте на вопросы:

- Где и в какой семье родился Пушкин?

- Где учился  А.С.Пушкин?

- О чем писал в своих произведениях А.С.Пушкин?  

- Сколько лет прожил поэт?

Задание. «Заморочки из бочки»

Задания находятся в «бочке», каждый учащийся выходит, и вытягивает задание.

1. По опорным словам: королевич, царевна, царица, богатыри, определите названия сказки.

2.Закончи предложение.

Но царевна молодая

Тихомолком подрастая

Между тем росла, росла

И……………………….

3.Как старуха называла старика в сказке  «Золотая рыбка»?

4.Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ?

5. Из какой сказки эти строки:

Жил был поп толоконный лоб.

6.Какой персонаж лишний: князь Гвидон, Царевна лебедь, ткачиха, Балда.

7.Правильно ли утверждение: Старуха хотела быть столбовою дворянкой.

Отвечают

Выполняют задание.

IV. Итог урока оценки за урок

Какую тему изучали на уроке?

Какие вопросы есть по теме?

VI. Домашнее задание

1 группа – прочитать текст на стр.253- 255., ответить на вопросы к тексту.

2 группа – стр. 225 пересказ 3 абзаца.

3 группа – нарисовать рисунок по произведениям Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева.

Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева....

Сценарий литературно-музыкальной гостиной " Есть память обо мне , есть в мире сердце, где живу я..."(посвящается великому русскому поэту А.С.Пушкину).

Сценарий предназначен для школьников старших классов. Данная методическая разработка поможет ввести учащихся в атмосферу жизни и творчества поэта, раскрыть "тайну бессмертия" великого мастера слова, в...

Литературная гостиная "Памяти М.Ю.Лермонтова - великого русского поэта -посвящается…"

Внеклассное мероприятие,включающее  в  себя  и  конкурс чтецов и поузнавательную информацию о поэте...

Интересные факты о великом русском поэте и писателе А.С. Пушкине

Интересные факты о великом русском поэте и писателе А.С. Пушкине...

«В 100 ЗЕРКАЛАХ» РУССКИЕ ПОЭТЫ А.С. ПУШКИНУ (ДЕНЬ ПАМЯТИ А.С. ПУШКИНА 10 ФЕВРАЛЯ)

Урок - концерт, методическая разработка открытого урока для учащихся средней школы.Автор Гаврилова Нина ЕвгеньевнаГБОУ лицей 408...

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...

Урок по истории для детей с ОВЗ, 10 класс. На тему: "Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 10 КЛАССЕ Учитель: Уколова И.Л. Тема урока: Великий русский поэт А.С. Пушкин    ...