Тема урока: Великий русский поэт А.С. Пушкин .
план-конспект урока (8 класс) по теме
Великий русский поэт А.С. Пушкин. Урок в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikiy_russkiy_poet_a.s._pushkin_.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
(1799 – 1837 гг.)
Цели: Познакомить учащихся с эпизодами жизни поэта и писателя А.С.Пушкина, который через свое творчество знакомил и прививал любовь россиян к истории России, к ее людям.
Задачи
Образовательные: показать гражданскую позицию Пушкина, подчеркнуть, что Пушкин посвятил свои произведения самым интересным событиям, познакомил с видными личностями России, показать Пушкина патриотом и пропагандистом истории своего Отечества.
Коррекционные: развивать познавательные способности обучающихся через применение различных видов деятельности на уроке. Коррекция зрительного восприятия на основе просмотра кинофильма. Коррекция логического мышления на основе анализа произведений А.С.Пушкина.
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство глубокого уважения и любви к творчеству А.С.Пушкина.
Основные знания: А.С.Пушкин – выдающийся русский поэт и писатель.
Основные термины и понятия: лицей, поэма, дуэль.
Оборудование и материалы: репродукция картины О.А.Кипренского «Портрет А.С.Пушкина», Видеофильм «Биография А.С.Пушкина».
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. |
I. Оргмомент | Задание. 1.Ребята, у вас на столах листочки со стихотворением, прочитайте, и, не советуясь друг с другом, напишите автора этого произведения. У лукоморья дуб зеленый Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый, Все ходит по цепи кругом. 2. Для того, чтобы проверить, верно, ли вы написали автора, отгадайте ребус. 3. Проверим, совпали ли ваши записи на листочках с отгаданным ребусом. Верно! – Пушкин | Выполняют задание Отгадывают ребус |
II.Актуализация знаний | Откройте тетради, запишите тему урока: «Великий русский поэт А.С.Пушкин». Ребята, обратите внимание на портреты, находящиеся в нашем кабинете. - Скажите, на каком из них изображен А.С.Пушкин? - Назовите даты жизни А.С.Пушкина? (1799 – 1837гг) | Записывают число, тему урока. Рассматривают, называют |
III.Изучение нового материала | План. 1. Биография А.С.Пушкина. 2. Его творчество: а) отражение истории Отечества в творчестве А.С.Пушкина. в) влияние декабристов на творчество А.С. Пушкина 3. Последние дни жизни А.С.Пушкина Словарная работа. Лицей – привилегированное учебное заведение для детей дворян. Поэма – это большое поэтическое произведение. Дуэль – это поединок двух человек из – за нанесенной обиды или оскорбления. | Читают, записывают в тетрадь. |
IV.Физминутка | Задание Чтобы познакомиться с биографией Пушкина просмотрите фрагмент фильма и ответьте на вопрос: -Где и в какой семье родился А.С.Пушкин? Беседа после просмотра фильма 1. Где родился А.С.Пушкин? 2. В какой семье родился А.С.Пушкин? 3. Где учился А.С.Пушкин? Итак, мы посмотрели фильм и узнали, что Пушкин родился в Москве в семье состоятельных дворян. Родители хотели дать сыну достойное образование, и поэтому отдали своего сына учиться в Царскосельский лицей. Сообщение учащегося (опережающее задание). Окончен лицей. В 1817 году юный поэт приезжает в Петербург. Он часто бывает на балах, в театрах, влюбляется в светских дам, любит развлечения. И даже самые близкие друзья Пушкина не знают, что он в это же время очень много работает. И вот из под его пера выходит поэма «Руслан и Людмила». Жуковский, прославленный поэт того времени, пишет: «Какой талант! Какие стихи!» Рассказ учителя. Мы подошли ко второму пункту плана, отражение истории Отечества в творчестве А.С.Пушкина. Пушкин очень любил Россию, интересовался ее историей. Многие свои произведения посвящал историческим событиям. Одно из них - поэма «Медный всадник». Задание. Прослушайте отрывок из поэмы «Медный всадник» и ответите на вопрос: - Какому историческому факту посвящена эта поэма? (Опережающее задание: отрывок из произведения зачитывает обучающийся, который готовил дома) Беседа после прочтения -Какому историческому факту посвящена эта поэма? -О чем это произведение? Работа с текстом учебника. Задание Прочитайте текст учебника (стр.254 -3,4 абзац). Чтение по «цепочке». Ответьте на вопрос: - Какие произведения А.С.Пушкина посвящены истории России? Итак, Пушкин очень любил Россию, интересовался ее историей. Многие свои произведения посвящал историческим событиям. Разбиться парами и изобразить пантомиму по сказкам А.С.Пушкина. Раздаются головные уборы сказочных героев. Учитель зачитывает отрывки из произведений А.С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане» Царь Салтан сидит в палате На престоле и венце, С грустной думой на лице, А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой, Около царя сидят- Четырьмя все три глядят. «Сказка о попе и работнике его Балде» Жил-был поп, «Сказка о рыбаке и рыбке» Жил старик со своею старухой «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Царь с царицею простился, Рассказ учителя с элементами учебной беседы. Мы с вами переходим к следующему пункту плана: влияние декабристов на творчество Пушкина. В то время когда Пушкин был в ссылке, в Петербурге происходит восстание декабристов. - Кто такие декабристы? - Вспомните, когда это было? Восстание декабристов было подавлено, а многих из них сослали в ссылку в Сибирь. Некоторые друзья Пушкина участвовали в восстании. Пушкин посвятил декабристам стихотворение «Во глубине сибирских руд…» Это стихотворение у вас на столах, вы знакомились с ним на уроках литературы. -Зачитайте первый столбик. -Что писал Пушкин декабристам? Когда Пушкин вернулся из ссылки. Царь пожелал встретиться с ним. И спросил Пушкина, где бы он был 14 декабря 1825 года, если бы находился в Петербурге? Поэт ответил: «На сенатской площади – в рядах восставших». - О какой черте характера говорит ответ поэта? Царь Николай II опасался связи поэта с декабристами. За А.С.Пушкиным был установлен постоянный надзор жандармов. А его произведения проходили обязательную проверку. - Какое влияние оказали декабристы на Пушкина?
«Последние дни жизни Пушкина». О том, как закончилась жизнь великого поэта, вы узнаете прочитав текст в учебнике на стр. 225, 2 абзац. -Как прошли последние дни жизни поэта? Учитель: Погиб величайший русский поэт. Это трагическое событие не могло не отразиться в сердцах поэтов – единомышленников. М.Ю. Лермонтов, впечатленный этим событием, написал стихотворение «Смерть поэта». Вывод: трагично закончилась жизнь поэта, но его выдающиеся творения, многие из которых он посвятил историческим событиям, до сих пор читают все россияне. Нет в нашей стране ни одного человека, кто не знал бы произведения Александра Сергеевича Пушкина. Он был не только талантливым человеком, но достойным гражданином и патриотом своего Отечества. | Смотрят фрагмент из фильма Отвечают на вопросы Слушают. Ответ: поэму «Медный всадник» А.С.Пушкин посвятил началу строительства Санкт - Петербурга. Ответ: поэма «Полтава» - Полтавской битве. Поэма «Борис Годунов», повесть «Капитанская дочка» - крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева. Изображают героев сказок Участвуют в беседе. Ответ: 14 декабря 1825 года. Декабристы, хотели изменить существующие порядки отменить крепостное право. Ответ: В своем стихотворении Пушкин поддерживает декабристов, восславляет их подвиг, открыто выступает против решения власти. О гражданской позиции поэта. Ответ: Под влиянием декабристов А.С.Пушкин писал вольнолюбивые стихотворения Читают Отвечают Слушают вывод |
V.Закрепление | Беседа по вопросам. Просмотрите текст параграфа. Ответьте на вопросы: - Где и в какой семье родился Пушкин? - Где учился А.С.Пушкин? - О чем писал в своих произведениях А.С.Пушкин? - Сколько лет прожил поэт? Задание. «Заморочки из бочки» Задания находятся в «бочке», каждый учащийся выходит, и вытягивает задание. 1. По опорным словам: королевич, царевна, царица, богатыри, определите названия сказки. 2.Закончи предложение. Но царевна молодая Тихомолком подрастая Между тем росла, росла И………………………. 3.Как старуха называла старика в сказке «Золотая рыбка»? 4.Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ? 5. Из какой сказки эти строки: Жил был поп толоконный лоб. 6.Какой персонаж лишний: князь Гвидон, Царевна лебедь, ткачиха, Балда. 7.Правильно ли утверждение: Старуха хотела быть столбовою дворянкой. | Отвечают Выполняют задание. |
IV. Итог урока оценки за урок | Какую тему изучали на уроке? Какие вопросы есть по теме? | |
VI. Домашнее задание | 1 группа – прочитать текст на стр.253- 255., ответить на вопросы к тексту. 2 группа – стр. 225 пересказ 3 абзаца. 3 группа – нарисовать рисунок по произведениям Пушкина. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева.
Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева....
Сценарий литературно-музыкальной гостиной " Есть память обо мне , есть в мире сердце, где живу я..."(посвящается великому русскому поэту А.С.Пушкину).
Сценарий предназначен для школьников старших классов. Данная методическая разработка поможет ввести учащихся в атмосферу жизни и творчества поэта, раскрыть "тайну бессмертия" великого мастера слова, в...
Литературная гостиная "Памяти М.Ю.Лермонтова - великого русского поэта -посвящается…"
Внеклассное мероприятие,включающее в себя и конкурс чтецов и поузнавательную информацию о поэте...
Интересные факты о великом русском поэте и писателе А.С. Пушкине
Интересные факты о великом русском поэте и писателе А.С. Пушкине...
«В 100 ЗЕРКАЛАХ» РУССКИЕ ПОЭТЫ А.С. ПУШКИНУ (ДЕНЬ ПАМЯТИ А.С. ПУШКИНА 10 ФЕВРАЛЯ)
Урок - концерт, методическая разработка открытого урока для учащихся средней школы.Автор Гаврилова Нина ЕвгеньевнаГБОУ лицей 408...
Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021
Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...
Урок по истории для детей с ОВЗ, 10 класс. На тему: "Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 10 КЛАССЕ Учитель: Уколова И.Л. Тема урока: Великий русский поэт А.С. Пушкин ...