"Путешествие на планету Чистой речи"
план-конспект занятия по теме
Автоматизация звука [Р] у детей старшего дошкольного возраста на материале слогов, чистоговорок, стихов, полных ответов (по ходу непосредственно-образовательной деятельности). Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, зрительно-пространственного ориентира на плоскости, мелкой моторики, элементов психогимнастики и релаксации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»
Непосредственно-образовательная деятельность по коррекционно-речевому развитию в старшей группе на тему:
«Путешествие на Планету чистой речи»
Учитель-логопед
Тимофеева Виктория Алексеевна
Г. Бокситогорск
Цель:
-автоматизация звука [Р] в слогах, словах, чистоговорках, стихах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- развивать дыхание, артикуляционную и мимическую мускулатуру;
- закрепить изолированное произношение звука [Р];
- автоматизация звука [Р] в слогах (прямых, обратных, со стечением гласных и согласных звуков);
- автоматизация звука [Р] в словах, чистоговорках, стихах, предложениях;
- учить координировать речь с движениями.
Коррекционно-образовательные:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать фонематический слух;
- уточнять и закреплять номинативный и предикативный словарь;
- развивать фонематические представления (закреплять навык выделения звука из слова, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза односложных слов их трёх звуков);
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать зрительно-пространственный ориентир на плоскости.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность;
- воспитывать самоконтроль за речью;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- совершенствовать выразительность речи;
- выразительно в собственной манере читать стихи.
Предварительная работа:
- Выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие сильной направленной воздушной струи. Выкладывание из счётных палочек фигур по схемам, изготовление бус из природного материала. Проговаривание со звуком [Р] чистоговорок, разучивание стихов, пословиц, скороговорок, отгадывание загадок. Пальчиковые игры, театрализованные игры. Рассматривание предметных картинок. Дидактические игры по развитию фонематического строя речи. Просматривание мультимедийной презентации "Подвесные мосты" с использованием нетбука.
Оборудование.
Индивидуальные зеркала по количеству детей, бумажные салфетки, стаканчики для бумажных салфеток, бубен, счётные палочки (из расчёта 18 штук на одного ребенка), карточка-схема «Ракета» (из расчёта по одной на каждого ребёнка), деревянные бусины для изготовления подвесного моста. Предметные картинки с изображением: сыра, рубанка, картины, расчёски, топора, пирога. Наборное полотно "Звуковой поезд", "золотые монетки", схемы слов, кукла «Радостный гномик»; схемы звукового синтеза; карточки с предметными картинками для составления односложных слов со звуком [Р]. Аудиозапись с космической музыкой, магнитофон.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
1.Орг. момент (введение в НОД):
(дети по приглашению логопеда рассаживаются за столами, принимая позу «ученика»)
- Сейчас я вам прочту стихотворение, внимательно послушайте его:
Мир чарующий, прекрасный,
Мир, в который входишь ты…
Каждый звук в нем не напрасный,
Полный дивной красоты.
Это мир волшебной сказки,
Мир невиданных чудес.
Без малейшей ты опаски
Попадешь в дремучий лес.
И по всем морям на свете
Проплывешь сквозь ураганы.
В этом мире даже дети-
Командиры, капитаны!
2.Сообщение темы НОД:
- Сегодня мы с вами отправимся на Планету Чистой речи. Послушайте загадку: «Язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит».
-Как вы думаете, с каким звуком мы отправимся в путешествие?
(дети поднимают руки, чтобы ответить, логопед дает установку «Ответь полным предложением»- «Мы сегодня отправимся в путешествие со звуком [Р]).
3.Выполнение артикуляционной гимнастики и упражнения на развитие направленной сильной воздушной струи:
- Наше путешествие будет интересным, иногда трудным. Надо к нему подготовиться. Я читаю стихотворение, а вы за мной повторяете движения.
Вы расселись по порядку,
Дружно сделайте зарядку,
Не ногами, не руками,
(логопед топает ногами, хлопает руками, а дети повторяют движения)
А своими… (чем?) язычками.
( дети по сигналу логопеда повторяют последнее слово хором)
(Перед детьми на столах лежат индивидуальные зеркала и бумажные салфетки для вытирания слюнки; для логопеда подготовлен бубен!)
- Возьмите зеркала, выполняем артикуляционную гимнастику под бубен (счет до пяти):
Для губ:
Улыбка- трубочка
Оскал- Бублик
Для щек:
Хомяк- Худышка
Для языка:
«Мостик»
«Чашечка»
«Вкусное варенье»
«Лошадка»
«Грибочек»
«Маляр»
Упражнение на развитие сильной направленной воздушной струи:
Потянули язычок - «Чашечка» к носу, подули наверх. Голова прямо, плечи не поднимать. Воздух набираем носом, выдыхаем на кончик языка сильную струю.
4.Развитие мелкой моторики (выкладывание фигуры из счётных палочек):
- Чтобы попасть на Планету Чистой речи надо построить ракету. Соберите её на столе из счётных палочек.
(у каждого ребёнка на столе лежит коробочка со счётными палочками и карточка-схема «Ракета», для складывания одной ракеты понадобится 18 счётных палочек.)
Ракета состоит из четырёх геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция.
5.Изолированное произношение звука [Р] с элементами физкультурного упражнения «Мотор»:
- Ракеты готовы к полёту. Как звучит мотор у ракеты? Выполним упражнения «Моторчик» язычками и руками.
( дети произносят звук [Р], крутят перед собой руками)
6.Харктеристика звука [Р]:
- Ребята, вы сейчас произносили звук [Р]. А что такое звук? (Звук- это то, что мы говорим и слышим).
- Звук [Р]- согласный или гласный?
- Твёрдый или мягкий?
- Глухой или звонкий?
(полные ответы детей)
7.Слоговая разминка со звуком [Р], развитие фонематического восприятия:
- Ребята, внимание! Дружно слоги повторяем, мотор разогреваем:
РА-РА-РА
РЫ-РЫ-РЫ
УРУ-УРУ-УРУ
ИРО-ИРО-ИРО
ИР-ИР-ИР
ЕР-ЕР-ЕР
АРКА-АРКА-АРКА
ОРТ-ОРТ-ОРТ
8.Развитие фонематического слуха:
- Пока продолжается наш полёт до Планеты Чистой речи, поиграем в игру «Будь внимательным»: хлопайте в ладоши, когда услышите слово со звуком [Р].
Словарный материал: рак, вода, карта, торт, коза, ваза, воробей, шар, стакан, здание, трава, танк, подруга, страус, гвоздь, дом, кровать, град.
(Похвалить детей «Молодцы!»)
9.Проговаривание чистоговорок со звуком [Р] с движением:
- Ребята, ракеты приземлились на Планете Чистой речи, мы долго были в пути, сделаем зарядку для ног и для рук с чистоговорками со звуком [Р]:
(дети выходят из-за столов, встают полукругом)
РА-РА-РА - Мама моет раму
УРУ-УРУ-УРУ - Скачет кенгуру
ЁР-ЁР-ЁР - Мой дедушка шофёр
АРТА-АРТА-АРТА - Школьная парта
ОРТ-ОРТ-ОРТ – Вкусный торт
ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ- Вот стоят шатры
ДРУ-ДРУ-ДРУ- У меня есть друг
10.Развитие мелкой моторики (нанизывание деревянных бусин разных цветов на леску):
-Ребята, наше путешествие продолжается. Нам нужно попасть на вокзал, от которого отходит волшебный поезд, но подвесные мосты, которые ведут к вокзалу, разобраны. Их надо собрать.
(дети по приглашению логопеда подходят к столикам, на котором лежит коробочка с разноцветными бусинами красного, оранжевого и розового цветов, и отрезы лески; стол покрыт голубой махровой салфеткой; дети выполняют задание стоя)
-Разноцветные бусины на леску нанизываете, подвесной мост собираете - золотую монетку за свой труд получаете.
(при выполнении задания вести с детьми диалог, добиваясь от них полных распространенных предложений (ответов) на вопросы логопеда)
-Какого цвета бусины ты нанизываешь? (Например: Я нанизываю бусины красного и оранжевого цветов.)
-Какой величины бусины ты нанизываешь? (Например: Я нанизываю мелкие и крупные бусины.)
-Какие бусины ты нанизываешь: гладкие или ребристые? (Например: Я нанизываю только гладкие бусины.)
(демонстрировать выполненную работу каждого ребенка, сравнивать с подвесным мостом, пройтись по нему пальчиками, похвалить детей, «выплатить» им монетки за их труд)
11.Отгадывание загадок cо звуком [Р]:
(логопед приглашает детей сесть на скамейки, выставляется наборное полотно «Звуковой поезд»)
- Ребята, наше путешествие продолжается в звуковом поезде в город «Радость». Для его жителей возьмём с собой подарки, в названиях которых есть звук [Р]:
Подарки помогут вам подобрать
Загадки-складки.
Постарайтесь их отгадать!
(напоминание детям: «Руку поднимаем, по одному отвечаем!»)
- Если видишь мало дыр,
То невкусный этот … (сыр).
- Встал наш плотник спозоранок-
По доске скользит… (рубанок).
- В раме волны, бригантина-
На стене висит … (картина).
- Получилась, чтоб прическа,
Честно трудится … (расческа).
- Дрова рубить иду во двор,
В руке своей держу… (топор).
- Только ступим за порог-
Чуем мамин мы …(пирог).
12.Развитие фонематических представлений, определение позиции звука [Р] в слове:
-Ребята, у вас есть золотые монетки. Золотую монетку в кассу опускаете (продемонстрировать кармашек на картине «Поезд») и билет покупаете (билеты дети получают из рук логопеда- это схема слова): место звука [Р] в слове, названии подарка, определяете- и то место в вагоне занимаете.
( назвать имя ребенка, задать вопрос)
-Где находится звук [Р] в слове…?
(дети по итогу своего ответа расставляют картинки в звуковом поезде)
13.Динамическая пауза:
-Ребята, все расселись по местам, отправляемся в путь. Выполняем упражнение «Паровоз»:
(с движениями рук и топотом ног)
-Паровоз, паровоз,
В город Радость нас привёз. Ура! (похлопать вместе с детьми руками)
14.Психогимнастика:
- В городе Радость у всех жителей всегда хорошее настроение (показать детям «Радостный гномик»). Они вам благодарны за ваши подарки. Покажите радость друг другу.
(дети с логопедом сидя на скамейках, мимикой изображают настроение «радость»)
15.Развитие навыков звукового анализа и синтеза:
-Ребята, гномик предлагает покататься на волшебных ледянках со звуковой горы. Гномики знают, что мы с вами учимся слушать и находить звуки в словах.
(закрепить на наборном полотне схему звукового синтеза - односложные слова из трёх звуков; над схемой на наборном полотне выставлять карточки с предметными картинками для составления односложных слов из трёх звуков по первым звукам исходных слов)
Звуковые односложные слова: РОТ, ПАР, МУР, ТУР, РАК, СОР
-Ребята, вы молодцы!
16.Автоматизация звука [Р] в стихах, скороговорках:
-Ребята, в путешествии по Планете Чистой речи вы постоянно проговариваете слоги, слова, предложения со звуком [Р]. Вспомните и повторите стихи и скороговорки со звуком [Р]:
(дети по очереди рассказывают стихи или скороговорки, каждого ребенка похвалить, похлопать ему)
- «Про Тамару»
Мы с Тамарой ходим парой, санитары мы с Тамарой.
- «Носорог»
Носорог бодает рогом - не шутите с носорогом.
- «Егор»
Шел Егор в соседний двор,
Нес топор чинить забор.
Егор, Егор, где твой двор?
Вот мой двор - голубой забор.
- «Мухомор»
В яркой куртке мухомор,
Гордо сел на косогор.
Нам не нужен мухомор-
Не пойдем на косогор.
- «Шофёр»
Заводил шофёр мотор,
Нажимал он на стартер.
Долго руль в руках держал,
Грузовик и побежал.
-Молодцы!
17.Итог НОД:
-Ребята, есть такая поговорка: «В гостях хорошо, а дома лучше».
-Вам понравилось на Планете Чистой речи? (Да, очень, понравилось.) Нам пора возвращаться в наш родной, любимый детский сад «Кленок».
(звучит музыка Александра Зацепина из мультфильма «Тайна третьей планеты»)
-Наша ракета возвращается на планету Земля, выполняем упражнение «В невесомости».
(дети вместе с логопедом плавно двигаются под музыку, затем логопед останавливает музыку)
-Ребята, мы снова в садике. Скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Чему вы научились? (Ответы детей.)
-Молодцы! Вы очень старались, поэтому у вас всё получилось замечательно! Вы все теперь умеете прекрасно говорить звук [Р].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг "Путешествие в Город Чистой речи"
В данном материале в игровой форме (КВН) отрабатываются навыки детей по обучению грамоте: навык придумывания слов на заданную букву, навык звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза, ...
Праздник чистой речи. В гостях у звука Л.
Мастер-класс для родителей первоклассников по постановке звука Л....
Внеурочное мероприятие для учащихся 6- 8 классов «Путешествие в край чистой воды»
Интегрированное внеурочное мероприятие. Участие в конкурсе для учителей «Путешествие в край чистой воды» (3 место )....
Программа работы логопедического кружка для детей 4-5 лет "Школа чистой речи"
В содержание занятий включены следующие виды работы:· Артикуляционная гимнастика.· Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.· Дых...
Фонематическое восприятие - основа чистой речи!
Фонематическое восприятие - основа правильной речи Умение сосредоточиться на звуке, умение услышать и ра...
Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну чистых слов"
Основная задача обучения русскому языку в общеобразовательной школе – развитие речевой культуры учащихся. От степени речевого развития язык является не только объектом изучения, но и средством о...
Сценарий спортивно-экологической эстафеты "Сохраним планету чистой" (5-8 классы)
Сценарий спортивно-экологической эстафеты "Сохраним планету чистой". Авторы: учитель русского языка и литературы Олейник Людмила Владимировна, учитель физической культуры Филимонова Нина Вас...