Досуг "Путешествие в Город Чистой речи"
план-конспект урока по теме

В данном материале в игровой форме (КВН)  отрабатываются навыки детей по обучению грамоте: навык придумывания слов на заданную букву, навык звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза,  разгадывание детьми ребусов, упражнения в четком проговаривании скороговорок, пословиц и поговорок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dosug_logopeddoc1.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический досуг «Путешествие в город Чистой Речи»

Учитель-логопед Ю.А.Миргородская, Г.Мытищи МБДОУ №66

Цель: закрепить знания детей по обучению грамоте: навык называния слов на заданный звук, букву; навык звукобуквенного анализа и синтеза; навык различения звуков на слух; навык составления предложений по заданным картинкам; навык выразительной и чистой речи; воспитывать уважение к своим сверстникам, желание учиться и узнавать новое.

Оборудование: фишки с изображением гласных и согласных букв; карточки с буквами, слогами; контурное изображение банок с вареньем с пропущенными буквами; цветы с лепестками – пословицами; картинки-ребусы на магнитах, картинки  «Сказочные персонажи», цветы с лепестками – пословицами; карточки –скороговорки; предметные картинки для игры «Составь слово по первым буквам»; 2 мольберта, 2 «Золотых ключика», 2 удочки; шкатулки с эмблемами; 2 скамейки для команд.

Оформление зала: на центральной стене название «Город Чистой речи», цветы , картинки со сказочными героями; пуфики с заданиями.

Ход досуга:

В этом зале мы собрались не случайно, сегодня мы отправимся в путешествие «В город Чистой речи». Но сначала давайте поприветствуем друг друга.

«Грамотеи»

Приветствие:

Чтобы грамотными стать,
Грамоту учите,

Буквы, слоги и слова

Правильно пишите.

«Знайки»

Приветствие:

Знайки - знают

Всё на свете

Знанье – сила!

Верьте, дети!

Л: Для начала сделаем речевую разминку - игра «Какие бывают слова»

Л: Есть сладкое слово – Д: конфета.

Л:Есть быстрое слово – Д:ракета.

Л:Есть кислое слово – Д:лимон.

Л:Есть слово с окошком – Д: вагон.

Л:Есть слово колючее – Д:ёжик.

Л:Есть слово промокшее – Д: дождик.

Л:Есть слово упрямое – Д:цель.

Л:Есть слово колючее – Д:ель.

Л:Есть книжное слово – Д:страница.

Л:Есть слово лесное – Д:синица.

Л:Есть слово пушистое – Д:снег.

Л:Есть слово весёлое – Д:смех.

Какое путешествие без весёлой песенки? Дети идут по залу и поют песню (на мелодию из м/ф «Волшебник изумрудного города»):

 

  1. Мы в город Чистой речи

Идём и ждём мы встречи

Со звуками, словами,

Они ведь там живут.

И есть у нас желание,

И есть у нас старание,

И в город Чистой речи

Мы начинаем путь.

Л: Игра «Разбирайка» Посмотрите, на пути  у нас две дороги из фишек: у «Грамотеев – красная, у «Знаек» - синяя. Подойдите,  посмотрите, что изображено на этих фишках и назовите.  «Грамотеи» - как назвать одним словом ваши буквы – гласные, «Знайки» - согласные.  

Л: Игра «Называйка»:  Чтобы идти дальше вам нужно придумать по словечку на свою букву. Молодцы «Грамотеи» и «Знайки». А сейчас отгадайте загадки.

Л: Рифмованные загадки:

  1. Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

  1. Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

  1. Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это.

  1. На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран.

  1. На поляне весной

Вырос зуб молодой.

  1. Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

  1. Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

  1. Закричал охотник: «Ой!»

Двери гонятся за мной.

  1. На глазах у детворы

Крысу красят маляры.

  1. Сорвался волос у певца

И не допел он до конца.

  1. Когда король  свалился с трона,

Слетела с головы ворона.

  1. В огороде там и тут

Раки красные растут.

  1. Л: Идем дальше, поем песенку. Останавливаемся у картинки, ведущий переворачивает ее.

Встреча с Карлсоном: «Ребята, у меня стерлись некоторые буквы с банок с вареньем, помогите мне узнать какое варенье у меня в банках».

На мольберте слова с пропущенными буквами: мал…на, абрик…с, сл…ва, в…шня. От обеих команд по два участника дописывают недостающие буквы и читают слово.

  1. Л: Идем дальше, поем песенку. Останавливаемся у картинки, ведущий переворачивает ее.

Встреча с Незнайкой:

  1. «Мне вчера пришло письмо.

Очень странное оно.

Чтоб его мне прочитать,

Нужно все слова собрать.

Изучите эти строчки,

Сложив правильно кусочки».

По два участника от обеих команд собирают из слогов названия перелетных птиц и находят картинки: соловей, жаворонок, ласточка, скворец.

Л: Сейчас проверим, каких еще  вы знаете перелетных птиц.

  1. Это старый наш знакомый.

Он живет на крыше дома.

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (аист)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (грач)

Каждая команда по одному человеку должна выложить эти слова из букв. Кто быстрее, пройдя через испытания. (кочки - обручи).

  1. Л: Идем дальше, поем песенку. Останавливаемся у картинки, ведущий переворачивает ее.

Встреча с Черепахой Тартиллой: «Я знаю, что вы идете в Город Чистой Речи. Вот эти волшебные цветы помогут вам научиться красиво и грамотно говорить». 

Л: Вы должны собрать свой цветок, но прежде прочитать, что написано на каждом лепестке и договорить пословицу:

1. Шила в мешке……………….. не утаишь.

2. Под лежачий камень …………………вода не течет.

3. Ученье – свет, ………………а неученье – тьма.

4. За двумя зайцами погонишься…..ни одного не поймаешь.

5. Труд человека кормит, …………………а лень портит.

6. Не имей сто рублей, …………………..а имей сто друзей.

7. Хочешь есть калачи, ……………….не сиди на печи.

8. Человек без друзей, ……………что дерево без корней.

9. Скучен день до вечера, …коли делать нечего.

10. Маленькое дело ……..лучше большого безделья.

  1. Л: Идем дальше, поем песенку. Останавливаемся у картинки, ведущий переворачивает ее.

Конкурс капитанов:

По первым буквам слов составить слово «школа» -  «Знайки», «Грамотеи» - «книга».

«Задавалки»

  1. «Грамотеи»
  1. Без чего нельзя говорить? (язык)
  2. Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
  3. Без чего не напишешь в тетради? (карандаш, ручка)
  4. Какие гласные не смягчают согласный, перечисли?
  5. Как зовут почтальона из Простоквашино?
  6. У какой геометрической фигуры нет ни начала, ни конца?
  7. Дедушка старше бабушки. Кто моложе?
  8. Назови детеныша овцы?
  9. Как зовут жену селезня?
  10. Май – месяц какого времени года?
  11. Загадка:

Буквы-значки,

Как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называются все ……(алфавит)

  1.  «Знайки»
  1. Какую преграду встречают согласные звуки? (губы, зубы, язык)
  2. Где может стоять звук в слове?
  3. Назови самолет бабы Яги?
  4.  Что нужно знать, чтобы уметь читать?
  5. Какие гласные смягчают согласный, перечисли?
  6. Как зовут внучку Деда Мороза?
  7. У какой геометрической фигуры три угла?
  8. Как зовут жену аиста?
  9. Ваня выше Пети. Кто ниже?
  10. Назови детеныша коровы?
  11. Загадка:

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель

Кто же к нам пришел?...(апрель)

Сказки просят:

А сейчас

Вы, друзья,
узнайте нас!

Отворили дверь козлята

И…пропали все куда-то!

(«Волк и семеро козлят»)

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня,

Реченька, спаси меня!

 («Гуси-лебеди»)

Вымолвил словечко-

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю да царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю.

 («По щучьему веленью…»)

А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть на пенек, съесть пирожок….

(«Маша и медведь»)

  1. Л: Идем дальше, поем песенку. Останавливаемся у картинки, ведущий переворачивает ее.

Полянка  «Весёлого отдыха»: А на этой полянке есть два небольших прудика.

«Поймай картинку, разгадай ребус» (дети встают в круг, ловят картинку, передают удочку, потом разгадывают ребусы).

  1. Л: Идем дальше, поем песенку. Останавливаемся у картинки, ведущий переворачивает ее.

Встреча со Старухой Шапокляк (логопед от имени Шапокляк говорит слова):

« А-а-а, это вы в собиру школяетесь. Я знаю, что вы ходите в логопендрическую группу. Вот я сейчас проверю, как вы умеете скоровородки выговаривать».  Ребята, вы поняли, что хотела сказать Шапокляк.  Давайте научим ее понятно говорить.

«Умение говорить скороговорки» (от каждой команды выходит под одному человеку, берут карточку со скороговоркой (карточки перевернуты картинкой вниз), смотрят на картинку, вспоминают ее и проговаривают.

  1. Л: Идем дальше, поем песенку. Останавливаемся у картинки, ведущий переворачивает ее.

Встреча с Буратино: Ребята я хочу, чтобы вы помогли мне расшифровать заколдованную карту. Если вы ее разгадаете, получите «Золотой Ключик».

На картинке зашифровано стихотворение (мнемотаблица). «Много разных есть ключей: Ключ – родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой и обычный ключ дверной». «Ребята, Я знаю,  какой вам нужен ключ (достает «Золотой ключик» каждой команде). Этот ключик откроет вам дорогу к знаниям». Дети благодарят Буратино,  берут ключи, открывают ими ларцы и достают медали «Умники и умницы».

Итог досуга: Понравилось вам путешествовать? Что вы нового узнали? Приобрели? К чему будете стремиться? (хотим больше знать,  хорошо учиться).

Л: Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны!

К -  клокочет,       П - пыхтит,

Г  - гогочет,          Б  - бубнит,

Х  - хохочет,         В  - ворчит,

Р  - рычит,             Ф  - фырчит,

Щ  - щекочет,        С  - свистит,

Ч  - чихает,            3  - звенит,

Д  - долбит,            Ш  - шуршит,

Т  - тарахтит,         Ж  - жужжит...

Д: Звуки чётко произносим,

Слушаем внимательно,

Буквы правильно читаем,

Пишем их старательно!

Конец досуга. Дети под музыку «Иди за солнцем следом», идут по кругу и выходят из зала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка эколого-туристического слета "Мой город - чистый город"

Содержит не только сценарий  и описание конркурсных испытаний, но и методические рекомендации по организации всего мероприятия...

Чистый район-чистый город-чистая планета

Цель: улучшить экологическое состояние района...

Чистый район-чистый город-чистая планета часть 2

Улучшить экологическое состояние нашего района...

социальный проект «Сохраним город чистым»

Методическая разработка внеурочного занятия ФГОС -5 класс в рамках ООП ФГОС ООО формирование экологической культуры,культуры здорового и безопасного образа жизни....

"Чистый город-чистая душа"

Формирование представления о нормах поведения в обществе, о заботе , о сохранении и поддержании красоты в окружающем мире, стимулирование навыков поведения культурного человека....

Внеклассная работа. Социальный проект 9Б класса "Чистый город, чистая школа"

Организация школьных трудовых рейдов как возможность оказания содействия помощи  взрослым по вопросам сохранения чистоты и порядка в городе и школе....

Акция "Любимый город - чистый город"

Предназначена для проведения классных часов по теме "Экологические проблемы человечества"...