Система специальных упражнений по отработке навыка чтения
учебно-методический материал по теме
Материал данной статьи поможет в непринужденной форме помочь обучающимся закрепить навык правильного осознанного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_spetsialnykh_uprazhneniy_dlya_otrabotki_polnotsennykh_navykov_chteniya_i_pisma.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Система специальных упражнений для отработки полноценных навыков чтения и письма.
Первый уровень
- Читай четко слоги и слоговые ряды:
ам от уп ла су бо ат ок ум ра му по ак ом ут ма жу то ап оп ук на зу до |
- Прочитай слоги парами чётко и ясно:
ар – ра ос – со ич – чи ул – лу аш – ша ец – це кро – окр дла – адл стра – астр зли – изл кси – иск скры – ыскр |
- Чётко и быстро прочитай:
та – до ич – иц аст – ашт до – то ещ – еч шта – ста ту – ду ач – ащ оста – ошта пат – бат драк – тлак жорт – золт бор – пор тлок – дрок залт – жарт пул – бул дрюк – тлюк жирт – зилт |
Прочитай слоги справа налево; снизу вверх; со второй строчки – вниз; прочитай слоги, содержащие 3 согласных; 1 согласную, 2 согласных.
- Чётко и быстро прочитай:
ап то ук ир ап убо ехо ире ото убо сол шал жел зул сол |
Прочитай слоги, содержащие: только глухие согласные; только звонкие согласные; начинающиеся с глухой согласной. Найди и прочитай строчку, в которой в каждом сочетании два слога. Докажи правильность своего ответа.
- Посмотри внимательно и скажи, что ты видишь:
- п к - - л - - ч - - т м - - н - - щ - - ш з - - р - - ц - - с ж - - в - - д - | - о - и - - ы - - ы - ю - - у – - у - ё - - о – - а - я - - а - |
А) Составь слоги из букв левых столбиков, добавляя вместо черточек к согласным сначала гласную И, затем – гласную У; далее – гласную А. Четко и быстро прочитай их.
Б) Составь слоги из букв правых столбиков, добавляя к гласным вместо черточек любые согласные. Четко и быстро прочитай составленные слоги.
- Чётко и быстро прочитай:
мар, мир, был, тот, пил, рак, лим, кот, вет, гун, пир, зол, чет |
Что ты прочитал? Как отличить слово от слога? Прочитай сначала слоги, затем – слова.
- А) В этих клетках «спрятались» дикие и домашние животные и птицы. Найди их названия и чётко прочитай, выделяя ударный слог:
вол | ут | гу | ли | ни |
цы | ло | ки | зы | ры |
ку | ко | сы | ов | си |
Запиши и чётко прочитай названия диких животных.
Б) Рассмотри таблицу и определи, сколько детей должно прийти на занятия. Чётко прочитай имена детей, выделяя ударный слог:
ве | и | ко | ки | ля | я |
ю | о | ра | то | ло | по |
Запиши имена мальчиков.
- Быстро составляй слова из слогов и чётко читай их, выделяя ударный слог:
А)
со ва ли ло | па шадь за вы | ма ку бе бо | ре-ты ти-ки лы-ши куш-ка | гра бро глу пла | ха-ри то-чек дус-ник шю-ра | стре шпри вздох скры | нуть ла вать цы |
Б)
за | сы со но ме | сит рить пать сти | по | бе бро бе бо | леть речь дить лить |
Прочитай: сначала двухсложные слова, затем – трехсложные; слова, содержащие больше согласных, чем гласных.
- Читай быстро и чётко:
бар | вал | вил | дал | сор | нас | рад |
бор | вол | вял | дул | сер | нос | род |
бур | выл | вёл | дол | сыр | нёс | ряд |
Что меняется во всех словах по вертикали?
ров | сок | дал | тир | сечь | тут |
рос | сом | дам | тиф | сер | тушь |
рот | сор | дашь | тишь | сел | тур |
ром | соль | дар | тих | семь | туп |
род | сон | дай | тик | сев | тук |
рок | сох | сед | туз | ||
роль |
Что меняется во всех словах по вертикали?
- Чётко и быстро прочитай:
А)
бок | рыл | жечь | бук | дай | базы |
кок | выл | лечь | пук | лай | пазы |
мок | тыл | речь | лук | май | вазы |
рок | был | течь | жук | пай | фазы |
сок | пыл | сечь | сук | рай | газы |
ток | мыл | меч | тук | чай | лазы |
цок | ныл | печь | Чук | тазы |
порт | густ | брать | норка | папка | ворох | ворона |
борт | куст | драть | порка | лапка | порох | корона |
корт | пуст | трать | корка | тапка | горох | борона |
торт | дуст | врать | горка | шапка | шорох | |
сорт |
Что меняется во всех словах по вертикали?
Б) При чтении выделяй ударный слог:
мыли | полка | басы | булка |
мяли | пилка | босы | белка |
мели | палка | бесы | балка |
пели | качка | раки | подмыл |
пили | кочка | реки | подмёл |
пыли | кучка | руки | подмял |
В) При чтении выделяй ударный слог:
была | было | были |
выла | выло | выли |
ныла | ныло | ныли |
рыла | рыло | рыли |
мыла | мыло | мыли |
- А) Чётко и быстро читай строчки слов, выделяя ударный слог:
муха - мука - мура - муза луна - лупа - лужа - луга сомы - соты - софы - совы соки - Сочи - соли - сори кора - коса - коза - кожа лепка - леска - кусок - курок репка - решка - резка лежит - лепит - летит - лечит полил - попил - побил - пошил - пожил |
Чем различаются слова в каждой строчке? Прочитай слова в таком порядке: сначала слова, которые начинаются с согласной С, затем – с согласной Л; потом – слова, которые оканчиваются на гласную А, далее – слова, которые оканчиваются на согласную Л.
Запиши по памяти 2 последних строчки слов.
Б) Чётко и быстро читай строчки слов, выделяя ударный слог:
мочка – ночка – кочка – почка – бочка – точка – дочка; мошка – ножка – ложка – сошка – кошка – Гошка – плошка; валет – балет – билет – жилет – рулет; плотина – Полина – долина – конина. |
Чем отличаются друг от друга по звуковому составу слова в двух последних строчках?
- Чётко и быстро читай слова:
А)
Аня - Таня луг - плуг шок - мешок Оля - Толя мел - смел бор - забор ель - щель мель - шмель дача - задача оса - роса тон - стон лень - голень ямка - лямка лён - клён мыши - камыши ушки - тушки лава - Клава соль - фасоль |
Прочитай сначала столбик слов, в котором слова изменяются пи помощи добавления слога; затем – столбик слов, в котором слова изменяются при помощи добавления согласной к слову.
- Б) Чётко и быстро читай слова:
Вася - Ася крот - рот поток - ток лужи - ужи скот - кот кусок - сок муха - уха клей - лей завал - вал урод - род смех - мех радуга - дуга тёлка - ёлка хлев - лев бабочки - бочки косы - осы драки - раки попечь - печь |
Чем отличаются слова друг от друга по звуковому составу и по значению? Прочитай сначала 3-й столбик слов, затем – 1-й и 2-й. Прочитай все столбики снизу вверх.
Запиши те пары, в которых ударный слог меняется: точки – очки.
- Чётко и быстро читай строчки слов, выделяя ударный слог:
стая - стоя решить - решать ров - рёв кончить - кончать берега - береги лишить - лишать выборы - выбери увидеть - увидать кисточка - косточка слышать - слушать прописка - приписка заменить - заманить мыл - мылся бросить - бросать купал - купался пронзить - пронзать тащил - тащился свистеть - свистать |
Прочитай слова еще раз в таком порядке: слова, которые отвечают на вопрос что?; слова, которые отвечают на вопрос что делать?; на вопрос что сделать?; на вопрос что делал?
- Чётко прочитай строчки слов слева направо:
нос - ком дар - куб хорош - трос - доход лом - лес мок - лов шалаш - полк - комок кот - сор сев - лаз долог - Анна - заказ бар - луг гол - зов город - раки - потоп казак - ворон - топот |
Прочитай строчки слов справа налево.
Прочитай ещё раз слова, которые не меняют своего значения от чтения справа налево.
Из третьего столбика запиши только те слова, которые меняют своё значение при чтении слов справа налево.
- Чётко и быстро читай слова:
пали наши нора банка насос ломы рады пики мышка чайка пала лавы сыро валко пилку ложа лыко бары Кабул навес |
Читай слова, переставляя слоги. Запиши их парами.
- Читай чётко в быстром темпе:
а - на - уна - луна у - гу - егу - регу - ерегу - берегу о - зо - езо - лезо - елезо - железо ё - жьё - ужьё - ружьё ю - лью - олью - полью а - жа - ужа - тужа - стужа а - ба - уба - руба - труба и - щи - ащи - лащи - плащи е - тье - атье - латье - платье я - лья - улья - тулья - стулья я - дья - здья - оздья - роздья - гроздья а - ла - ала - тала - стала - встала а - на - уна - руна - труна - струна ы - лы - олы - волы - тволы - стволы ы - цы - ицы - рицы - прицы - шприцы у - жу - ужу - ружу - кружу - скружу - вскружу а - ка - тка - итка - литка - алитка - калитка ю - рю - трю - отрю - мотрю - смотрю - осмотрю - посмотрю и - ки - шки - ушки - нушки - снушки - еснушки - веснушки е - лье - олье - долье - здолье - аздолье - раздолье |
- Читай чётко, выразительно, убыстряя темп:
Весной солнце … Весной солнце греет … Весной солнце греет землю. В лесу … В лесу появились … В лесу появились первые … В лесу появились первые подснежники. Яркое солнце … Яркое солнце быстро … Яркое солнце быстро съедает … Яркое солнце быстро съедает тонкий … Яркое солнце быстро съедает тонкий ледок. Радостным курлыканьем … Радостным курлыканьем перекликаются … Радостным курлыканьем перекликаются в … Радостным курлыканьем перекликаются в синем … Радостным курлыканьем перекликаются в синем небе … Радостным курлыканьем перекликаются в синем небе журавли. Стайки серебряных … Стайки серебряных рыбок … Стайки серебряных рыбок бесшумно … Стайки серебряных рыбок бесшумно резвятся … Стайки серебряных рыбок бесшумно резвятся в … Стайки серебряных рыбок бесшумно резвятся в чистой … Стайки серебряных рыбок бесшумно резвятся в чистой речке. |
- Чётко прочитай скороговорки:
Около кола колокола. Ёлка, ёлка, ёлочка – колкая иголочка. Всё бело, бело, бело – Хороши в дорожку От топота копыт За ночь снегу намело. Пирожки с горошком. Пыль по полю летит. |
Читай сначала - медленно, затем – быстро, тихо – громко.
- Чётко прочитай скороговорки сначала тихо, потом громко, высоким голосом, низким голосом.
Береги нос в большой мороз. Летом грозы, а зимой морозы. Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор. Спой мне песенку-смешинку – подарю тебе снежинку. Рано собрались, да поздно в путь пустились. Свёкла у Фёклы сохла и мокла, мокла и сохла. Пока не поблёкла. Роет землю серый крот, разоряет огород. На печи калачи, как огонь, горячи. Мы сидим на лесенке, и поём мы песенки. |
- Прочитай предложения с правильной интонацией.
Завтра утром мы пойдём в лес. Ты поедешь летом в лагерь? Как прекрасна природа Подмосковья! Поля и луга покрыл белый нежный ковёр. Какое сегодня голубое и волнистое море! Что тебя так расстроило? |
Прочитай 1-ое предложение так, чтобы оно содержало вопрос; 2-е – так, чтобы оно содержало утверждение.
- Чётко прочитай:
Ты будешь встречать меня завтра. Отец ушёл на охоту. В школе есть кружок вязания. Сегодня был снег. |
Прочитай эти предложения так, чтобы они содержали вопрос.
- Прочитай предложения, выделяя голосом подчёркнутые слова:
Сегодня мы пойдём на рыбалку. Сегодня мы пойдём на рыбалку. Сегодня мы пойдём на рыбалку. Сегодня мы пойдём на рыбалку. |
Прочитай предложения так, чтобы они содержали вопрос, усиливая голос на выделенных словах. Пусть твой товарищ отвечает на поставленный вопрос, усиливая голос на тех же словах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты для отработки навыков чтения в формате ГИА
8 тестов различного типа для подготовки к ГИА с пошаговыми инструкциями по выполнению заданий....
Action stories как один из эффективных видов упражнений на отработку навыков аудирования и говорения у дошкольников
Предлагаю алгоритм работы по action stories, который легко можно применять как в дошкольном обучении английскому языку, как и для начальной школы. Упражнение action stories построено на методе м...
Фрагмент урока - отработка навыков чтения-5 класс
Do you know English well?...
Виды упражнений по отработке навыка связной речи (консультация для родителей)
Разнообразные упражнения для отработки навыка связной речи даются по принципу от простого к сложному, что позволяет ребёнку лучше усваивать и запоминать материал. ...
система упражнений для формирования навыка чтения при подготовке учащихся к ГИА
задания на различные виды чтения...
Комплекс упражнений для отработки навыка выполнения задания ОГЭ на средства выразительности
Комплекс упражнений для отработки навыка выполнения задания на определние средств выразительности. ОГЭ русский язык....
Мастер-класс «Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
Мастер-класс«Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»...