"Осенние изменения в живой и неживой природе"
методическая разработка (5 класс) на тему

Макарова Светлана Юрьевна

Осенняя экскурсия в Кусковский парк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экскурсия21.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Внеклассное мероприятие

                       «Осенние изменения в живой и неживой                     природе»

                                                                                   Провела: Макарова С.Ю.

«Осенние изменения в живой и неживой природе».

Цели:

1. Провести наблюдения за изменениями в неживой природе.

2.Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом.

3.Продолжить формирование понятий «неживая природа», «живая природа», актуализировать представления о жизненных формах растений.

4.Учить наблюдению за поведением животных.

5.Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя, формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.

Оборудование: Папка для сбора листьев, коробка или корзинка для сбора плодов, сбор природного материала.

Ход экскурсии:

-Сегодня у нас необычная прогулка. Мы будем наблюдать за природой. Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, и мне хочется сказать словами великого русского поэта А.С. Пушкина:

 Унылая пора! Очей очарованье!

  Приятна мне твоя прощальная краса-

  Люблю я пышное природы увяданье,

  В багрянец и в золото одетые леса…

   - О какой поре пишет поэт? (Об осени)             

-Назовите мне слова, которые подтверждают ваше предложение (Золотая одежда леса, природы увяданье).

-Перечислите всё то, что относится к природе.(Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т.д.)

-Всё то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их. ( Живая и неживая природа).

-Я загадываю загадки,  а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идёт в них речь.

 Не зверь, а воет. (Ветер)

 Шел, долговяз, да в землю увяз. (Дождь)

 Без огня горит. (Солнце)

(В этих загадках упоминается неживая природа-ветер, дождь, солнце.)

-Подставьте свои щёчки к солнышку. Что вы чувствуете?

(Немного тепла)

-Вспомните, как чувствовали солнышко летом?

(Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко)

-Какое положение занимало солнце летом?

(Оно было высоко)

-Как расположено сегодня?

(Ниже, поэтому и греет слабо.)

 Крупно, дробно, зачастил

И всю землю напоил.      

   

-Что это? (Это дождь.)

-Два дня назад «небо прохудилось и пошёл первый осенний дождь. Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь.

(Осенью он долгий и не такой тёплый. А летом можно под дождём купаться, радоваться прохладе, которую он даёт в жару.)

-Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?

 Летят орлицы по синему небу,

 Крылья распластали,

Солнышко застлали.

-Что это?

(Мы видим облака.)

-Часто ли плыли облака по летнему небу?

(Нет, редко)

-Кого они вам напоминают?

-О каком объекте неживой природы мы ещё не беседовали?

Послушайте подсказку.

Неизвестно, где живёт,

Налетит - деревья гнёт.

Засвистит - по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь.

  (Это ветер, если он дует сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником).

-Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

(Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идёт дождь, становиться прохладнее.)

-А сейчас поиграем. Я читать загадки о природе. Кто догадается о ком она, тот должен бежать к « своей отгадке».

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежде,

Свесив серёжки.

(Ребёнок бежит к берёзе и называет признаки, по которым отгадал.(Белый ствол, ветки свешиваются).)

 В красном платьице девица

Вышла с осенью проститься

Осень проводила

Платье снять забыла.

( Это рябина. Признак- красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

( Это ель. Признак – иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зелёное.)

-Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо. Итак, вы назвали: берёза, рябина, ель. Каким общим словом их можно назвать?

( Это деревья.)

-Какой одинаковый признак вы увидели?

( Один главный ствол.)

-Послушайте внимательно следующую загадку.

Как была молода-была бела,

А как постарела – то покраснела.

( Калина. Весной цвела белым цветом, а сейчас на ней плоды весят красные.)

Стоит зелёный кустик,

В красный горошек,

А тронешь – укусит.

( Это шиповник, у него сейчас красные плоды, а на стебельках острые шипы.)

-Каким общим словом назовём калину, шиповник?

( Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли.)

-Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Постарайтесь выбрать на ваш взгляд, самые красивые из них. Мы листья положим в газеты, а затем сделаем все вместе красивые розочки из этих листьев.( Собираем листья)

-В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья.

-Как называется это явление природы?

( Листопад.)

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришёл!»

-Так писал о листопаде русский поэт А. Майков. Какой признак подчёркивает поэт?

( Листья по ветру кружат – это потому, что они слетели с деревье.)

-Давайте подойдем тихонько к кустику сирени. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков?

-Каким общим словом назовём этих животных?

( Это насекомые.)

-А теперь понаблюдаем за удивительным животным. Что он делает? Посмотрите внимательно.

( Паучок плетёт свою паутинку.)

-Зачем он это делает?

( В неё ловит мух, маленьких жучков, бабочек, а пот ом их кушает.)

-К какой природе относятся увиденные нами животные?

( Это живая природа, они двигаются, кушают, плетут паутину или строят домики.)

-Присмотритесь к зелёной травке. Кто там прыгает?

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

Крохи собирает.

( Воробей. Он покрыт серыми перьями, живёт во дворе рядом с человеком.)

-Перечислите признаки, которые хорошо заметны у воробья.

(Два крыла, две конечности с пальцами, маленькая головка с клювом и двумя глазами, на конце тела – хвост.)

-Что он делает?

( Клюёт семена травы.)

-Вот и подходит наше путешествие к концу в осеннюю природу. Сколько разных признаков вы увидели в живой и не живой природе. Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, постарайтесь понаблюдать за плывущими облаками, падающими листьями, отлетающими в тёплые края птицами, последними насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листвы и многое другое, чем богата родная природа. На последующих уроках вы расскажите обо всём; что увидите и услышите в природном окружении. А в завершении послушайте стихотворение В. Малкова и Л. Некрасова

Промелькнуло быстро лето,

Пробежало по цветам,

За горами бродит где-то

И без нас скучает там.

В двери к нам стучится осень,

А за осенью зима

Мы её не ждём, не просим

А она идёт сама.

-Грустим ли мы с вами о лете?

( Конечно, но его уже не вернёшь. Пришла осень.)

-Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш дивный осенний уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели  и услышали в природе?  Пожалуйста, попробуйте дома или в школе об этом нарисовать. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, а на следующем уроке мы их посмотрим и послушаем.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа"

Урок  природоведения по теме  "Живая и неживая природа " разработан по технологии развития критического мышления, предназначен для обучающихся 5 класса....

Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы."

Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы" разработан для учащихся 5 класса по технологии развития критического мышления....

Развёрнутый план открытого урока "Массы тел в живой и неживой природе"

Взаимодействие разных тележек (опыт). Различные скорости таких тележек после взаимодействия. Большая скорость после взаимодействия у тележки с меньшей массой и наоборот....

Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе"

Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе" к учебнику Н.Д. Угриновича...

Световые явления в живой и неживой природе

презентация -сопровождение урока природоведения 5 класс по учебнику Сухова т.А., Строганов В.И....

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...

Экскурсия: «Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами»

Экскурсия: "Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами"Обучающая цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях...