"Осенние изменения в живой и неживой природе"
методическая разработка (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Осенние изменения в живой и неживой природе»
Провела: Макарова С.Ю.
«Осенние изменения в живой и неживой природе».
Цели:
1. Провести наблюдения за изменениями в неживой природе.
2.Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом.
3.Продолжить формирование понятий «неживая природа», «живая природа», актуализировать представления о жизненных формах растений.
4.Учить наблюдению за поведением животных.
5.Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя, формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.
Оборудование: Папка для сбора листьев, коробка или корзинка для сбора плодов, сбор природного материала.
Ход экскурсии:
-Сегодня у нас необычная прогулка. Мы будем наблюдать за природой. Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, и мне хочется сказать словами великого русского поэта А.С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрянец и в золото одетые леса…
- О какой поре пишет поэт? (Об осени)
-Назовите мне слова, которые подтверждают ваше предложение (Золотая одежда леса, природы увяданье).
-Перечислите всё то, что относится к природе.(Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т.д.)
-Всё то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их. ( Живая и неживая природа).
-Я загадываю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идёт в них речь.
Не зверь, а воет. (Ветер)
Шел, долговяз, да в землю увяз. (Дождь)
Без огня горит. (Солнце)
(В этих загадках упоминается неживая природа-ветер, дождь, солнце.)
-Подставьте свои щёчки к солнышку. Что вы чувствуете?
(Немного тепла)
-Вспомните, как чувствовали солнышко летом?
(Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко)
-Какое положение занимало солнце летом?
(Оно было высоко)
-Как расположено сегодня?
(Ниже, поэтому и греет слабо.)
Крупно, дробно, зачастил
И всю землю напоил.
-Что это? (Это дождь.)
-Два дня назад «небо прохудилось и пошёл первый осенний дождь. Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь.
(Осенью он долгий и не такой тёплый. А летом можно под дождём купаться, радоваться прохладе, которую он даёт в жару.)
-Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?
Летят орлицы по синему небу,
Крылья распластали,
Солнышко застлали.
-Что это?
(Мы видим облака.)
-Часто ли плыли облака по летнему небу?
(Нет, редко)
-Кого они вам напоминают?
-О каком объекте неживой природы мы ещё не беседовали?
Послушайте подсказку.
Неизвестно, где живёт,
Налетит - деревья гнёт.
Засвистит - по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.
(Это ветер, если он дует сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником).
-Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?
(Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идёт дождь, становиться прохладнее.)
-А сейчас поиграем. Я читать загадки о природе. Кто догадается о ком она, тот должен бежать к « своей отгадке».
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежде,
Свесив серёжки.
(Ребёнок бежит к берёзе и называет признаки, по которым отгадал.(Белый ствол, ветки свешиваются).)
В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься
Осень проводила
Платье снять забыла.
( Это рябина. Признак- красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
( Это ель. Признак – иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зелёное.)
-Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо. Итак, вы назвали: берёза, рябина, ель. Каким общим словом их можно назвать?
( Это деревья.)
-Какой одинаковый признак вы увидели?
( Один главный ствол.)
-Послушайте внимательно следующую загадку.
Как была молода-была бела,
А как постарела – то покраснела.
( Калина. Весной цвела белым цветом, а сейчас на ней плоды весят красные.)
Стоит зелёный кустик,
В красный горошек,
А тронешь – укусит.
( Это шиповник, у него сейчас красные плоды, а на стебельках острые шипы.)
-Каким общим словом назовём калину, шиповник?
( Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли.)
-Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Постарайтесь выбрать на ваш взгляд, самые красивые из них. Мы листья положим в газеты, а затем сделаем все вместе красивые розочки из этих листьев.( Собираем листья)
-В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья.
-Как называется это явление природы?
( Листопад.)
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришёл!»
-Так писал о листопаде русский поэт А. Майков. Какой признак подчёркивает поэт?
( Листья по ветру кружат – это потому, что они слетели с деревье.)
-Давайте подойдем тихонько к кустику сирени. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков?
-Каким общим словом назовём этих животных?
( Это насекомые.)
-А теперь понаблюдаем за удивительным животным. Что он делает? Посмотрите внимательно.
( Паучок плетёт свою паутинку.)
-Зачем он это делает?
( В неё ловит мух, маленьких жучков, бабочек, а пот ом их кушает.)
-К какой природе относятся увиденные нами животные?
( Это живая природа, они двигаются, кушают, плетут паутину или строят домики.)
-Присмотритесь к зелёной травке. Кто там прыгает?
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крохи собирает.
( Воробей. Он покрыт серыми перьями, живёт во дворе рядом с человеком.)
-Перечислите признаки, которые хорошо заметны у воробья.
(Два крыла, две конечности с пальцами, маленькая головка с клювом и двумя глазами, на конце тела – хвост.)
-Что он делает?
( Клюёт семена травы.)
-Вот и подходит наше путешествие к концу в осеннюю природу. Сколько разных признаков вы увидели в живой и не живой природе. Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, постарайтесь понаблюдать за плывущими облаками, падающими листьями, отлетающими в тёплые края птицами, последними насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листвы и многое другое, чем богата родная природа. На последующих уроках вы расскажите обо всём; что увидите и услышите в природном окружении. А в завершении послушайте стихотворение В. Малкова и Л. Некрасова
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.
В двери к нам стучится осень,
А за осенью зима
Мы её не ждём, не просим
А она идёт сама.
-Грустим ли мы с вами о лете?
( Конечно, но его уже не вернёшь. Пришла осень.)
-Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш дивный осенний уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома или в школе об этом нарисовать. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, а на следующем уроке мы их посмотрим и послушаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа"
Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа " разработан по технологии развития критического мышления, предназначен для обучающихся 5 класса....
Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы."
Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы" разработан для учащихся 5 класса по технологии развития критического мышления....
Развёрнутый план открытого урока "Массы тел в живой и неживой природе"
Взаимодействие разных тележек (опыт). Различные скорости таких тележек после взаимодействия. Большая скорость после взаимодействия у тележки с меньшей массой и наоборот....
Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе"
Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе" к учебнику Н.Д. Угриновича...
Световые явления в живой и неживой природе
презентация -сопровождение урока природоведения 5 класс по учебнику Сухова т.А., Строганов В.И....
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...
Экскурсия: «Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами»
Экскурсия: "Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами"Обучающая цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях...