Педагогическая технология музыкально-игровых методик в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».
статья на тему
Статья о применении педагогических технологий музыкально-игровых методик в работе с дошкольниками и младшими школьниками
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема доклада: «Педагогическая технология музыкально-игровых методик в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».
Автор доклада:
Серебрякова Наталья Николаевна
Педагог-организатор
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного Образования детей Дом Детской Культуры им. А.П. Бринского г. Нижнего Новгорода Нижегородская область (МБОУ ДОД ДДК им. А. П. Бринского)
Педагогическая технология музыкально-игровых методик в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Музыкально- игровая деятельность связана со всеми видами музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством, творчеством. Потребность у детей в игре заложена с самого детства природой. Музыкальные игры вовлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста в посильную для их возраста деятельность. Через игру ребенок овладевает определенными знаниями, умениям, навыками, необходимыми для познавательной деятельности, художественной, спортивной и других.
Музыкальные игры выступают как фактор развития ребенка, способ приобщения к миру музыкальной и общей культуры, способом ознакомления ребенка с разной человеческой деятельностью. Так же можно говорить о коррекционной воспитательной функции музыкальных игр, в процессе которых идет вовлечение ребенка в качественно-новые отношения со сверстниками и взрослыми. Функция диагностическая присуща музыкальным играм, где в игре выявляется уровень развития музыкальных способностей и уровень социально-психологического развития ребенка. Но главные задачи музыкально-игровой деятельности это: развитие способности эмоционального сопереживания в процессе совместной игры, развитие творческих способностей детей.
Музыкально-игровые методики требуют максимально профессионального и тонкого подхода педагогов к их применению, который обусловлен сочетанием противоречивых характеристик музыкальной игры: с одной стороны, ребенок свободен поступать, как ему вздумается в процессе принятия решений, а с другой – музыкальная игра требует от него подчинения этих решений основным законам музыки. Каждую музыкальную игру условно можно разделить на три основных этапа: пролог, непосредственное проведение игры, анализ игры.
Педагог организует игровое пространство, объясняет процесс игры, подбирает дидактический и музыкальный материал, отбирает нужное количество участников и создает условия для их самовыражения, самоутверждения, самопознания, а главное, что бы детям в игре было легко и комфортно.
Организуя любую музыкальную игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «Я». В музыкальной игре не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей. Недопустимо унижать достоинство ребенка, игра должна соответствовать возрасту и особенностям личности детей. Используемые пособия и атрибуты должны быть эстетичны, удобны, гигиеничны, и безопасны. Каждая музыкальная игра должна создавать положительное эмоциональное настроение.
В организации и проведении музыкальных игр важен способ объяснения детям. Начать необходимо с беседы, которая должна быть связана с игровой ситуацией. Лучшим вариантом можно считать объяснение условий по ходу игры.
Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований:
- Ясность и четкость в изложении
- Эмоциональная выразительность и достаточная громкость независимо от количества игроков
- Использование разнообразных видов воздействия (словесного, зрительного, слухового)
Воздействие музыки на ребенка в проведении музыкальных игр многогранно. Оно способствует эстетическому воспитанию, формированию положительных эмоций. Воспитывает и развивает музыкальный слух и чувство ритма, исполнительскую культуру детей (пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах), работоспособность организма в целом. В процессе проведения некоторых игр важно использовать диалог между педагогом и детьми, так как это помогает концентрировать внимание на происходящем. Необходимо регулировать темп музыкальных игр, не допускать ненужных пауз, вести игру в хорошем приподнятом настроении. Продолжительность музыкальной игры зависит от интереса детской аудитории к ней.
При подведении итогов необходимо помнить о том, что выйти из игры каждый ребенок должен с чувством эмоциональной удовлетворенности и радости от участия в ней. Для этого педагог не должен давать никаких резких оценок качества игровой деятельности ребенка, при необходимости внушить ему надежду на успех.
В конце игры необходимы всем вручить небольшие поощрительные призы и похвалить всех участников.
Необходимо назвать обязательные требования к педагогу –организатору детской музыкально-игровой деятельности:
- Эстетика внешнего вида педагога
- Высокая культура речи
- Доброжелательное отношение и внимание к каждому ребенку
- Профессиональный подход к подготовке и проведению музыкальных игр
Необходимо рассматривать классификацию музыкально-игровых методик, основываясь на использовании всех видов музыкальной деятельности (восприятия, исполнительство, творчество) в развитии музыкальных способностей детей:
- Игры, развивающие музыкальный слух( звуковысотный, тембровый, динамический)
- Игры, развивающие чувство ритма
- Игры, способствующие восприятию музыки посредством движений
- Игры, синтезирующие различные виды музыкальной деятельности (пение, движение)
- Музыкально-игровые композиции
В процессе творческих музыкальных игр дети вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: они оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства передачи игровых образов.
Музыкально-игровые композиции представляют собой сочетание всех видов музыкально-игровой деятельности и элементов театрализации, что дает детям возможность соавторства, а, следовательно, безграничного личностного роста ребенка.
Список литературы
1. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности //Музыкальное воспитание в школе. – М.: Музыка. – 1984. Вып. 3.
2. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности –Ярославль (Методика воспитательной работы в школе).2004г.
3. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста- М.: Айриспресс ( Дошкольное воспитание и развитие).2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые приемы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Изучение иностранного языка – это открытие нового языкового мира для ребёнка. Эффективность обучения зависит от многих факторов, в том числе и от остроты восприятия ребёнком этого нового мира, его физ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья рассматривает вопросы здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда...
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Материал содержит комплексы зрительной гимнастики, снимающие напряжения глаз, позволяющие укрепить и сохранить здоровье детей....
Проектная деятельность с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Представлен проект технической направленности (в приложении инструкция сборки))...
Методические рекомендации "Дидактические игры при изучении английского языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"
Методические рекомендации «Дидактические игры при изучении английского языка» адресованы, прежде всего, педагогам дополнительного образования, занимающихся английским языком с детьми дошко...
Мастер-класс «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с гиперактивностью и СДВГ методикой «Цветные капельки»
Занятия по данной методике предназначены для младших школьников, которые часто отвлекаются на уроках, не слушают учителей, не доводят начатое дело до конца, невнимательны....
Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в хореографическом коллективе
Чтобы правильно наметить содержание танца с детьми данного возраста, чтобы найти соответствующие запросам и возможностям методические приёмы, педагогу необходимо уделять пристальное внимание возрастны...