Дифференциация согласных по принципу звонкости-глухости: С - З
план-конспект занятия по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Дифференциация согласных по принципу
звонкости-глухости: С - З»
2 занятие по теме
Цель: продолжать учить детей различать на слух и обозначать буквами на письме согласные С - З.
Задачи: развитие фонематического слуха, развитие звукобуквенного анализа, продолжение работы над расширением словарного запаса, закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине, формировать способность изменять форму слова, подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание корня, развивать орфографическую зоркость.
Оборудование: рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал, карточки с заданиями.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Послушайте чистоговорки. Какой звук чаще других повторяется в них?
ДоСтает из Сумки СтаС
ПаСтилу и Сладкий кваС.
Сладким кваСом С паСтилой
УгоСтит СтаС наС С тобой.
Закрыт Зоопарк на Замок:
ВнеЗапно биЗон Занемог.
Живот Заболел у биЗона,
На Завтрак он съел полгаЗона.
- Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки [С] – [З].
II. Основная часть.
- уточнение артикуляционного уклада [C] и [З]
- характеристика звуков [C] и [З]
- сходство и различие звуков [С] и [З]
- обозначение звуков [C] и [З] буквами.
- Запись слогов.
- Послушайте слова. Запишите их в три столбика.
С | З | С З |
ПИСТОЛЕТ ВЫСТАВКА КАСТРЮЛЯ | ЛЕЗВИЕ ЭКЗАМЕН ПОЗВОНОК | БЕСКОЗЫРКА ВОЗГЛАС ЗАНАВЕСКА |
2. Определите какой звук по счёту.
- Посмотрите на картинки. Назовите профессии людей. Определите, какой по счету звук [С] в этих словах.
[С]: ФУТБОЛИСТ, ФОКУСНИК, СПАСАТЕЛЬ, ДАНТИСТ, ХОККЕИСТ, ПИСАТЕЛЬ, СТРОИТЕЛЬ
Проверка: 8, 5, 1-4, 6, 6, 3, 1.
- Являются ли следующие слова профессиями? Что они называют?
[З]: ПРОКАЗНИК, БЕЗОБРАЗНИК, ОЗОРНИК, ЗАЗНАЙКА, БЕЗДЕЛЬНИК, КАВЕРЗНИК
Проверка: 6, 3-8, 2,1-3, 3, 6.
- Четвёртый лишний.
- Прочитайте слова. Добавьте пропущенную букву. Подчеркните «лишнее» слово. Почему оно «лишнее»? Запишите «лишние» слова в столбик, подбирая к данным словам подходящее по смыслу слово-признак.
_ЕРКАЛО, ВА_ЕЛИН, ВА_ИЛЁК, ПУ_ЫРЁК
КРА_ОТА, ОБЕ_ЬЯНА, _ЛОВО, _ОЛОВЕЙ
_ВЕ_ДА, _О_КА, _А_ВЕНЕЛ, _АНО_А
_ТАМЕ_КА, _О_НА, _О_ТАВИТЬ, ВО_МЕ_ДИЕ
4. «Чей хвост?»
- Назовите животных. Подбери каждому животному его хвост. Запишите.
У лисы лисий хвост. и т.д.
- Ответь на вопросы.
- Прочитайте вопросы. Самостоятельно дайте на него письменный ответ.
1) Что учат наизусть?
2) Что капает из глаз?
3) Что делают зимой стрекозы?
4) Где смотрят картины и статуи?
5) Кто из зверей не спит зимой?
6) Что издают в издательстве?
III. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня работали?
Тема: «Дифференциация согласных по принципу
звонкости-глухости: С - З»
1 занятие по теме
Цель: учить детей различать на слух и обозначать буквами на письме согласные С - З.
Задачи: развитие фонематического слуха, развитие звукобуквенного анализа, продолжение работы над расширением словарного запаса, закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине, формировать способность изменять форму слова, подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание корня, развивать орфографическую зоркость.
Оборудование: рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал, карточки с заданиями.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Отгадайте загадки. Назовите первые звуки в словах-отгадках
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы. ЗАЯЦ
Человечек не простой
Появляется зимой,
А весною исчезает
Потому что быстро тает. СНЕГОВИК.
- Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки [С] – [З].
II. Основная часть.
- уточнение артикуляционного уклада [C] и [З]
- характеристика звуков [C] и [З]
- сходство и различие звуков [С] и [З]
- обозначение звуков [C] и [З] буквами.
1. Повторение слоговых рядов.
- Внимательно слушайте слоговые ряды, запоминайте и повторяйте.
ЗАС-ЗУС-ЗИС
ЗАС-ЗОС-ЗУС
ЗОС-ЗИС-ЗЕС
ЗОС-ЗУС-ЗЫС
ЗУС-ЗЕС-ЗОС
ЗУС-ЗЫС-ЗЕС
ЗИС-ЗАС-ЗУС
ЗЫС-ЗЕС-ЗАС
ЗЕС-ЗИС-ЗАС
ЗИС-ЗАС-ЗО
2.Замени звук.
- Я буду говорить слова .Замените в них звук З на С ,а звук С на З
КОСА-КОЗА
РОСА-РОЗА
ЗАД-САД
ЗАРЯД-СНАРЯД
3. Запись слов.
- Сейчас я покажу картинки, а вы назовёте их и запишите в 2 столбика.
С З
Куст Берёза
Осень Наказание
Оса Глазурь
Кисть Зима
Усы Роза
Сушки Узор
Сено Зебра
4. Вставь букву.
- Прочитайте слова, добавляя букву З или С.
...ХЕМА ...АЙКА ...ИМА И...МОРО...Ь
...ЛОН ПРО...ТОКВАША МОРО...Ы О...ЕРО
КО...ТЬ КО...ТЮМ ...НЕЖИНКА ГО...ТИ
КО...ЛИК ГРУ...ОВИК ЛИ...ТОПАД ГЛА...ОК
5. Найди слово.
- Посмотрите на доску. Прочитайте, найдите в ряде букв слова. Запишите их в 2 столбика
МОРЗЧЕСОЛНЦЕПЛЧУДЕЧУДЕСНЫЙПЁСЫДЗАНОСОКОСМОСЗЕМЛЯЗАЙКА
З С
МОРОЗ СОЛНЦЕ
ЗАНОС ЧУДЕСНЫЙ
ЗЕМЛЯ ПЁС
ЗАЙКА СОК
КОСМОС
III. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня работали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация согласных, твердость и мягкость которых обозначается буквами А-Я.
Цели: Коррекционно-образовательный аспект:формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;закреплять н...
«Использование комплекса материалов по дифференциации звонкости-глухости парных согласных «Т-Д» в предупреждении и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников». (статья и презентация)
VI Международная научно-практическая конференцияРоссийской ассоциации дислексии РЕБЕНОК С ДИСЛЕКСИЕЙ В РЕАЛИЯХ XXI ВЕКА...
Дифференциация согласных по принципу звонкости-глухости: С - З
Групповое логопедическое занятие для учащихся, имеюших нарушение чтения и письма....
Дифференциация согласных по принципу акустико-артикуляционному сходству: Р – Л
Учить детей различать на слух и обозначать буквами на письме согласные Р-Л...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков по звонкости-глухости: [п] – [б]. Лексическая тема «Профессии наших мам»
Конспект открытого логопедического занятия...