Личностно-ориентированные технологии обучения
учебно-методический материал на тему

КРЕМЛЕВА ИННА ВЛАДИМИРОВНА

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методические рекомендации74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Тавдинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

(ГКОУ СО «Тавдинская СКОШИ»)

Методические рекомендации

«Личностно-ориентированные технологии

в педагогической деятельности»

Автор: Кремлева Инна Владимировна, заместитель директора по учебной работе

             ГКОУ СО «Тавдинская СКОШИ»

г. Тавда,  2014 г.


     В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии – социализацию и индивидуализацию. Первая, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре, укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Вторая линия, названная индивидуализацией связана со становлением и  проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой.

     Советский период педагогики называют веком социализации, т.к. в это время основные усилия педагогов направлялись на формирование в детях социально типичных качеств, характерных для спроектированного образца советского человека. Интересно, что само понятие «социализация» практически не употреблялось, но данная линия развития явно доминировала.

     Так продолжалось до 90х годов прошлого века, пока не оказалась востребованной вторая линия развития (т.е. индивидуализация).

     В последние годы личностно-ориентированные технологии  стремительно завоевывает образовательное пространство России. Такая популярность обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств, вот некоторые из них:

     Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющее ребенку стать и оставаться самим собой в быстро меняющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

     Итак, дадим ответы на следующие вопросы:

  1. Что такое личностно-ориентированные технологии?
  2. Чем они отличается от традиционных подходов в обучении?
  3. Из каких компонентов они складываются?

        Ответ на первый вопрос лежит на поверхности – в формулировке самого вопроса. Личностно-ориентированные технологии – это прежде всего личностно-ориентированные подходы в обучении, которые окажутся в одном ряду с возрастными, индивидуальными, деятельностными, коммуникативными, системными и другими подходами. Философы склонны понимать под подходом – ориентацию человека в образовательной или преобразовательной деятельности. В большинстве случаев, как утверждают философы, деятельность строится на основе не одной, а нескольких ориентаций, но они должны не исключать, а дополнять друг друга. А одна ориентация должна являться доминирующей  (приоритетной).

     Опираясь на воззрения философов можно дать следующее определение личностно-ориентированных технологий: это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Наиболее важные аспекты в этом определении:

  1. ориентация;
  2. система понятий;
  3. развитие индивидуальности ребенка.

     Это определение помогает выявить отличие данных технологий от других и ответить на второй вопрос:

Отличие:

Индивидуальный подход

Личностно-ориентированные технологии

Его целевая установка – освоение учащимися социального опыта, т.е. знаний, умений, навыков, определенных в типовых программах образования и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником.

Их целевая установка – содействие проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального.

     Отвечая на третий вопрос можно сказать, что большинство исследователей считает, что технологии включают в свой состав три основных компонента:

  • основные понятия;
  • исходные принципы;
  • технологические составляющие (методы).

Личностно-ориентированные технологии.

  Основные понятия

  • Индивидуальность
  • Личность
  • Самоактуализированная личность
  • Самовыражение
  • Субъект
  • Субъектность
  • Я – концепция
  • Выбор
  • Педагогическая поддержка.

Принципы

  • Самоактуализации
  • Индивидуальности
  • Субъектности
  • Выбора
  • Творчества и успеха
  • Доверия и поддержки.

Методы

  • Диалога
  • Игровые
  • Рефлексивные
  • Педагогической поддержки
  • Диагностические
  • Создания ситуации выбора и успеха.

Понятия.

   

 Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы.

     Личность – постоянно изменяющееся системное качество, совокупность свойств индивида, которая характеризует социальную сущность человека.

      Самоактуализированная личность – человек, осознанно стремящийся наиболее полно раскрыть свои способности.

     Самовыражение – процесс проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.

     Субъект – индивид (или группа), обладающие творческой активностью, свободой в познании и преобразовании себя и окружающей деятельности.

     Субъектность – качество определенного человека (или группы), отражающее способность быть индивидуальным.

     Я концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми.

      Выбор – возможность избрать наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.

    Педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

Принципы:

  1.  самоактуализации – в каждом ребенке существует потребность в актуализации своих способностей – важно побудить и поддержать это стремление.
  2.  индивидуальности – создание условий для формирования индивидуальности.
  3.  субъективности – следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе.
  4. выбора – учащиеся должны жить, учиться и воспитываться в условиях выбора.
  5.  творчества и успеха – создать условия для развития творческих способностей.
  6.  доверия и поддержки – вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений (т.е. внутренняя мотивация) помогает обеспечить успех образования и воспитания ребенка.

  Методы – диалога, игровые, рефлексивные, педагогической поддержки, диагностические, создания ситуации выбора и успеха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александров Г.Л., Дзарасов А.А., Науменко А.Ж. Основы теории педагогических систем и педагогических технологий: Учеб. пособие. – Владикавказ, 2008.
  2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. личностно ориентированное обучение. – М.,2009.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 2007.
  4. Бондаревская Е. В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. — Ростов – на — Дону, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии, методы и приёмы личностно – ориентированного подхода в обучении на уроках истории» (Из опыта работы).

В работе показаны основные технологии, методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках истории....

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка. Разноуровневые технологии

В данной презентации рассматривается одна из современных образовательных технологий "Личностно-ориентированное обучение на основе внутренней дифференциации" и применение данной технологии на уроке в 8...

Личностно - ориентированные педагогические технологии преподавания химии. Адаптивная система обучения.

Адаптивная система обученияМетодическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Количество вещества (обобщающий урок)Методическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Степень окисления (изучение нового...

Использование технологии, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка

   Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Систем...