Конспект логопедического занятия по теме: "Семья".
план-конспект занятия по теме

Петрова Ольга Александровна

Конспект  логопедического занятия по кррекции аграмматической дисграфии для учащихся 2 - 3 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Семья.

Цели:  

1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА. Упражнять в правильном употреблении предлогов в устной и письменной речи.

2.Уточнить, расширить знания  детей о семье, ее составе, родственных отношениях; активизировать словарь по данной лексической теме.

3.Совершенствовать связную речь.

4.Развивать внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику, активизировать мыслительную деятельность.

5.Воспитывать желание заботиться о близких.

 Оборудование:  презентация,   предметные и сюжетные картинки по теме «Семья»,  схемы предлогов, индивидуальные карточки с заданием, план-алгоритм связного рассказа, аудио запись.

                                                 Ход занятия.

1. Орг. момент.   На столах у вас в порядке

                               Ручки и тетрадки.

                               Будьте все внимательны,

                               Активны и старательны.

2.Запись числа.

3.Сообщение темы  занятия.

Учитель - логопед   показывает зашифрованную  надпись     ЯЕСЬМ.  Расположите буквы по порядку  и назовите тему нашего занятия.  (Тема нашего занятия «Семья».  Еще мы будем работать с предлогами  В, НА. Будем упражняться правильно употреблять  эти предлоги  в речи и на письме.)

4.Лексическая работа. 

 Расширение, активизация словаря по теме: «Семья».

а) Работа по сюжетной картинке.

Учитель - логопед выставляет сюжетную картинку «Семья».

Дети называют членов семьи.

- Мы в гостях у семьи Ивановых. Это мама – Ольга Николаевна, это папа – Борис Петрович, это Маша и Петя, бабушка и дедушка.

Вопросы к учащимся:

 Кто Маша папе?

Кто Петя маме?

Кто Петя Маше?

Кто Маша Пете?

Кто Маша   для бабушки?

Кто Петя для дедушки?

Кто Борис Петрович и Ольга Николаевна для детей?

Молодцы, вы правильно назвали родственные отношения в семье.

б) Игра «Собери цепочку». 

 -Возьмите конверты, «соберите цепочку»  - разложить фотографии согласно возрасту и полу.

- младенец –   дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка;

- младенец –  дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.

Назвать цепочку.    

 - Молодцы, правильно собрали цепочку.

в) Подбор  слов-признаков:

- Какая мама? (добрая, ласковая,  хозяйственная, аккуратная…)

Какой папа? (выносливый, трудолюбивый, заботливый, внимательный…).

- Какая  бывает  семья? (дружная, крепкая, сплоченная, многодетная, большая,   спортивная…).

Вы правильно подобрали слова - признаки.

 5. Работа с предлогами В, НА.

а) Выделение предлогов из речи и уточнение их значения.  Слуховое восприятие.

-  Прослушайте и скажите, какие слова я выделила.  В квартире Ивановых всегда порядок: вещи в шкафу, игрушки в ящике, посуда в буфете, продукты в холодильнике.

( выделено маленькое слово в; это слово – предлог)

Что обозначает этот предлог? (Этот  предлог обозначает, что один предмет находится внутри другого)

Выставляется графическая схема    

(зарисовать в тетрадь, запись:  в – внутри).

 Вечером вся семья отдыхает: папа на диване, мама на кресле, дети на ковре.

(выделено слово на, предлог – на)

Этот предлог обозначает, что один предмет находится сверху другого предмета)

Выставляется графическая схема.

(зарисовать в тетрадь, запись: на  - сверху)

6.   Употребление предлогов в устной речи.

а) Дифференциация предлогов  В - НА  на уровне словосочетаний.

Слайд № 1.

- Посмотрите на картинку.  Собрались Маша и Петя на прогулку. Тепло оделись.

Продолжите мои высказывания, употребляя предлог НА.

- Маша в шапке,..... шапка на Маше

Маша в валенках,......валенки на Маше

Маша в шубе,  .....шуба на Маше

Маша в варежках,..... варежки на Маше

Слайд № 2

Петя в куртке,......куртка на Пете

Петя в шарфике,....шарфик на Пете

Петя в сапогах, ......сапоги на Пете.

Вы правильно продолжили мои высказывания, а теперь сами составьте предложения по картинкам, используя  предлоги В, НА.

г).  Дифференциация предлогов  В - НА   на  уровне  предложений.

Слайд № 3:  кастрюля, суп

Суп    варят  в  кастрюле.

Слайд № 4: морковь, терка

Морковь натерли  на  тёрке.

Слайд № 5: картошка, ведро

Картошку собрали  в  ведро.

Слайд № 6: огурцы, банка

Огурцы  положили   в  банку.

Слайд № 7: помидоры, тарелка

Помидоры лежат  на тарелке.

Слайд № 8 : капуста, доска

Капусту нарезали ... доске.

Вы правильно составили предложения.

7. Физминутка.  Слайд № 9.

Дети под аудио запись выполняют движения.

 8.Употребление предлогов  В, НА в письменной речи.

Работа по карточкам.

а) Прочитайте предложения  и найдите ошибки.

Петя положил руку на карман.

Мама налила молоко на чашку.

Бабушка сварила суп на кастрюле.

Маша стоит в мосту.

Маша и Петя качаются в качелях.

Маша повесила пальто на шкаф.

Ваза стоит в полке.

Брюки висят в стуле.

9. Развитие мелкой моторики.

У вас  есть младшие сестрички.  Попробуем заплести косичку.

Плетение косички.

Молодцы, красивые  получились косички.

9. Работа  в тетради  (по карточке)

Соедините  правильно слова из левого столбика  и  правого правильно.

1.Папа вошёл в                                                        шкаф                                            

2. Маша  вбежала   в                                               рыбалку                                                                                                                              

3.Бабушка поставила кастрюлю  на                      комнату          

4.Мама повесила плащ  в                                       концерт

5.Маша идёт на                                                        стол

6. Дедушка  пошёл на                                             дом                                                                      

10. Рассказ о семье.

Вы правильно употребили предлоги, а теперь расскажите о своей семье.

Слайд № 10. Алгоритм  на слайде.

Рассказ о семье.

1.      С кем ты живешь?

2.     Как зовут маму, папу, братьев, сестер…?

3.     Где работает мама? Папа?

4.     Какая ваша семья?

11.Итог.

- Как хорошо, что у всех у вас есть семьи. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

- Что вы хотите пожелать своей семье?

5.        Развитие навыков чтения.

- В первой пословице все слова склеились, давайте их разъединим.

Семьяпечкакакхолодновсекнейсобираются.

(Семья – печка: как холодно, все к ней обираются.)

-Как можно назвать то, что у меня записано на доске? (Предложение.)

- Как вы догадались, что это предложение? (Начинается с большой буквы, в конце точка, есть смысл.)

- Сколько слов в этом предложении? (8)

-Назовите первое слово…, второе…, третье…

-Давайте ещё раз прочитаем эту пословицу. Как вы понимаете её смысл?

(Ответы детей.)

-Да, если нам плохо. Трудно, если с нами случилось несчастье – в семье нас всегда выслушают, помогут, успокоят, дадут совет, защитят от бед.

-Вторую пословицу я написала задом наперёд. Попробуем её прочесть.

Етсем ан ашуд и кат, етсемв яьмес ясв.

(Вся семья вместе, так и душа на месте.)

-Можно ли это назвать предложением? (Да.)

- Почему? (Начинается с большой буквы, в конце точка, есть смысл.)

-Сколько слов в этом предложении? (8)

-Назовите первое слово…, второе…, третье…

-Давайте ещё раз прочитаем эту пословицу. Как вы понимаете её смысл?

(Ответы детей.)

-Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, сёстры и братья. И когда все члены семьи вместе, никакая беда не страшна.

-Если вы узнаете буквы по фрагменту, то сможете прочитать третью пословицу.

Безымянный

(В семье любовь да совет, так и нужды нет.)

(Работа с пословицей проводится аналогично предыдущей.)

-Давайте ещё раз прочитаем эту пословицу. Объясните, какой смысл заложен в ней.

(Ответы детей.)

-Прекрасно, если человек живёт в семье, в которой царят мир, согласие и любовь. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи  по теме «Семья»...

Конспект внеклассного занятия на тему «Семья».

Тема:    Праздник милых мам!Цель:    1. Организовать досуг мам, бабушек и детей.              2. Ра...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Тема: Семья

Конспект логопедического занятияв старшей группе для детей  с ОНРТема: Семья...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....