Конспект логопедического занятия по теме: "Семья".
план-конспект занятия по теме
Конспект логопедического занятия по кррекции аграмматической дисграфии для учащихся 2 - 3 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Семья.
Цели:
1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА. Упражнять в правильном употреблении предлогов в устной и письменной речи.
2.Уточнить, расширить знания детей о семье, ее составе, родственных отношениях; активизировать словарь по данной лексической теме.
3.Совершенствовать связную речь.
4.Развивать внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику, активизировать мыслительную деятельность.
5.Воспитывать желание заботиться о близких.
Оборудование: презентация, предметные и сюжетные картинки по теме «Семья», схемы предлогов, индивидуальные карточки с заданием, план-алгоритм связного рассказа, аудио запись.
Ход занятия.
1. Орг. момент. На столах у вас в порядке
Ручки и тетрадки.
Будьте все внимательны,
Активны и старательны.
2.Запись числа.
3.Сообщение темы занятия.
Учитель - логопед показывает зашифрованную надпись ЯЕСЬМ. Расположите буквы по порядку и назовите тему нашего занятия. (Тема нашего занятия «Семья». Еще мы будем работать с предлогами В, НА. Будем упражняться правильно употреблять эти предлоги в речи и на письме.)
4.Лексическая работа.
Расширение, активизация словаря по теме: «Семья».
а) Работа по сюжетной картинке.
Учитель - логопед выставляет сюжетную картинку «Семья».
Дети называют членов семьи.
- Мы в гостях у семьи Ивановых. Это мама – Ольга Николаевна, это папа – Борис Петрович, это Маша и Петя, бабушка и дедушка.
Вопросы к учащимся:
Кто Маша папе?
Кто Петя маме?
Кто Петя Маше?
Кто Маша Пете?
Кто Маша для бабушки?
Кто Петя для дедушки?
Кто Борис Петрович и Ольга Николаевна для детей?
Молодцы, вы правильно назвали родственные отношения в семье.
б) Игра «Собери цепочку».
-Возьмите конверты, «соберите цепочку» - разложить фотографии согласно возрасту и полу.
- младенец – дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка;
- младенец – дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.
Назвать цепочку.
- Молодцы, правильно собрали цепочку.
в) Подбор слов-признаков:
- Какая мама? (добрая, ласковая, хозяйственная, аккуратная…)
Какой папа? (выносливый, трудолюбивый, заботливый, внимательный…).
- Какая бывает семья? (дружная, крепкая, сплоченная, многодетная, большая, спортивная…).
Вы правильно подобрали слова - признаки.
5. Работа с предлогами В, НА.
а) Выделение предлогов из речи и уточнение их значения. Слуховое восприятие.
- Прослушайте и скажите, какие слова я выделила. В квартире Ивановых всегда порядок: вещи в шкафу, игрушки в ящике, посуда в буфете, продукты в холодильнике.
( выделено маленькое слово в; это слово – предлог)
Что обозначает этот предлог? (Этот предлог обозначает, что один предмет находится внутри другого)
Выставляется графическая схема
(зарисовать в тетрадь, запись: в – внутри).
Вечером вся семья отдыхает: папа на диване, мама на кресле, дети на ковре.
(выделено слово на, предлог – на)
Этот предлог обозначает, что один предмет находится сверху другого предмета)
Выставляется графическая схема.
(зарисовать в тетрадь, запись: на - сверху)
6. Употребление предлогов в устной речи.
а) Дифференциация предлогов В - НА на уровне словосочетаний.
Слайд № 1.
- Посмотрите на картинку. Собрались Маша и Петя на прогулку. Тепло оделись.
Продолжите мои высказывания, употребляя предлог НА.
- Маша в шапке,..... шапка на Маше
Маша в валенках,......валенки на Маше
Маша в шубе, .....шуба на Маше
Маша в варежках,..... варежки на Маше
Слайд № 2
Петя в куртке,......куртка на Пете
Петя в шарфике,....шарфик на Пете
Петя в сапогах, ......сапоги на Пете.
Вы правильно продолжили мои высказывания, а теперь сами составьте предложения по картинкам, используя предлоги В, НА.
г). Дифференциация предлогов В - НА на уровне предложений.
Слайд № 3: кастрюля, суп
Суп варят в кастрюле.
Слайд № 4: морковь, терка
Морковь натерли на тёрке.
Слайд № 5: картошка, ведро
Картошку собрали в ведро.
Слайд № 6: огурцы, банка
Огурцы положили в банку.
Слайд № 7: помидоры, тарелка
Помидоры лежат на тарелке.
Слайд № 8 : капуста, доска
Капусту нарезали ... доске.
Вы правильно составили предложения.
7. Физминутка. Слайд № 9.
Дети под аудио запись выполняют движения.
8.Употребление предлогов В, НА в письменной речи.
Работа по карточкам.
а) Прочитайте предложения и найдите ошибки.
Петя положил руку на карман.
Мама налила молоко на чашку.
Бабушка сварила суп на кастрюле.
Маша стоит в мосту.
Маша и Петя качаются в качелях.
Маша повесила пальто на шкаф.
Ваза стоит в полке.
Брюки висят в стуле.
9. Развитие мелкой моторики.
У вас есть младшие сестрички. Попробуем заплести косичку.
Плетение косички.
Молодцы, красивые получились косички.
9. Работа в тетради (по карточке)
Соедините правильно слова из левого столбика и правого правильно.
1.Папа вошёл в шкаф
2. Маша вбежала в рыбалку
3.Бабушка поставила кастрюлю на комнату
4.Мама повесила плащ в концерт
5.Маша идёт на стол
6. Дедушка пошёл на дом
10. Рассказ о семье.
Вы правильно употребили предлоги, а теперь расскажите о своей семье.
Слайд № 10. Алгоритм на слайде.
Рассказ о семье.
1. С кем ты живешь?
2. Как зовут маму, папу, братьев, сестер…?
3. Где работает мама? Папа?
4. Какая ваша семья?
11.Итог.
- Как хорошо, что у всех у вас есть семьи. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
- Что вы хотите пожелать своей семье?
5. Развитие навыков чтения.
- В первой пословице все слова склеились, давайте их разъединим.
Семьяпечкакакхолодновсекнейсобираются.
(Семья – печка: как холодно, все к ней обираются.)
-Как можно назвать то, что у меня записано на доске? (Предложение.)
- Как вы догадались, что это предложение? (Начинается с большой буквы, в конце точка, есть смысл.)
- Сколько слов в этом предложении? (8)
-Назовите первое слово…, второе…, третье…
-Давайте ещё раз прочитаем эту пословицу. Как вы понимаете её смысл?
(Ответы детей.)
-Да, если нам плохо. Трудно, если с нами случилось несчастье – в семье нас всегда выслушают, помогут, успокоят, дадут совет, защитят от бед.
-Вторую пословицу я написала задом наперёд. Попробуем её прочесть.
Етсем ан ашуд и кат, етсемв яьмес ясв.
(Вся семья вместе, так и душа на месте.)
-Можно ли это назвать предложением? (Да.)
- Почему? (Начинается с большой буквы, в конце точка, есть смысл.)
-Сколько слов в этом предложении? (8)
-Назовите первое слово…, второе…, третье…
-Давайте ещё раз прочитаем эту пословицу. Как вы понимаете её смысл?
(Ответы детей.)
-Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, сёстры и братья. И когда все члены семьи вместе, никакая беда не страшна.
-Если вы узнаете буквы по фрагменту, то сможете прочитать третью пословицу.
(В семье любовь да совет, так и нужды нет.)
(Работа с пословицей проводится аналогично предыдущей.)
-Давайте ещё раз прочитаем эту пословицу. Объясните, какой смысл заложен в ней.
(Ответы детей.)
-Прекрасно, если человек живёт в семье, в которой царят мир, согласие и любовь. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».
План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи по теме «Семья»...
Конспект внеклассного занятия на тему «Семья».
Тема: Праздник милых мам!Цель: 1. Организовать досуг мам, бабушек и детей. 2. Ра...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Тема: Семья
Конспект логопедического занятияв старшей группе для детей с ОНРТема: Семья...
Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь
Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....
Конспект логопедического занятия: Тема "Семья"
Тема "Семья"...
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...