ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ VIII ВИДА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья по теме
В статье рассматриваются особенности применения здоровьезберегающих технологий в работе с детьми с лёгкой и умеренной стпенью умственной отсталости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие образовательные технологии
в школе VIII ВИДА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Ухудшение здоровья детей c умственной отсталостью школьного возраста в России – уже общепризнанный факт, как и то, что ни образование, ни медицина пока не успевают своевременно и эффективно реагировать на сложившуюся обстановку. Поэтому любые профилактические меры, усилия, способные в какой-либо степени улучшить здоровье детей с особыми образовательными потребностями, заслуживают внимания. Самым известным из профилактических направлений работы является формирование здорового образа жизни учащихся, а школа остается пока единственным каналом, через который можно воздействовать как на ребенка, так и на его ближайшее окружение.
В своей работе необходимо учитывать состояние всех «граней», составляющих понятие здоровье – физического, соматического, психологического и духовного. При этом физическое здоровье создает основу для осанки, правильного развития статики, локомоций, роста, веса. Соматическое здоровье определяет становление, развитие и функционирование всех систем организма, его внутренних органов. Психическое здоровье обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности, адекватность реакций на ее предметы и явления, а также на отношение человека к себе и окружающим его людям. Духовное здоровье включает в себя нравственный потенциал человека и обеспечивает сущностную составляющую его жизни.
Основное в деятельности педагога по воспитанию здорового образа жизни – это создание условий в течение всего периода пребывания детей в школе для охраны, укрепления и улучшения их здоровья. Формирование представлений о роли здоровья в жизни человека и потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, владеть средствами укрепления и сохранения здоровья [2].
В специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида значительная часть педагогов не только знакома с понятием «здоровьесберегающие технологии», но и активно их применяет как во время учебного процесса, так и во внеурочной деятельности. От учителя, как основной фигуры педагогического процесса, в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, непосредственно сам процесс обучения.
На уроках и во внеурочной работе решаются 3 группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, обращая внимание не только на учащихся, но и на условия проведения занятий.
Главный объект внимания учителя – его ученики. Если реализация традиционной технологии проведения урока фиксирует внимание учителя в основном на соблюдении дисциплины и успешности выполнения учащимися заданий, то для учителя, придерживающегося принципов здоровьесберегающей педагогики, не менее важно психофизиологическое состояние школьников и все, что так или иначе связано с влиянием на их здоровье.
Поэтому, проводя перед уроком экспресс-оценку эмоционально-психологической атмосферы в классе, особое внимание важно уделять учащимся, которые отличаются проявлением ряда психофизиологических особенностей (повышенная возбудимость, нежелание включаться в учебный процесс, затруднения концентрации и удержание внимания, склонность к нарушению дисциплины и общепринятых норм и т.д.). В данном случае в тактике работы на первый план выступают социально-психологические аспекты работы с учащимися, им адресованы индивидуальные педагогические приемы и технологии, способствующие улучшению психологической атмосферы, созданию устойчивого положительного эмоционального фона.
В системе корректно использовать рекомендации в соответствии с принципами здоровьесохраняющей педагогики, позволяющие учитывать как традиционные гигиенические требования к ведению учебного процесса, так и осуществлять дифференцированный подход к учащимся, с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Перечень данных задач может быть использован в качестве критериев оценки здоровьесберегающей составляющей в работе учителя. С целью самооценки и сам учитель может провести рефлексию этих аспектов своей деятельности. Кроме того, учитель должен быть внимателен к собственному здоровью, проводить необходимую коррекцию собственного образа жизни, чтобы его слова и призывы, обращенные к школьникам, соответствовали действительности [1].
В зависимости от ситуации и возраста школьников, можно начинать урок необычным способом: это может быть небольшая беседа об интересующем детей явлении, краткое обсуждение события, волнующего весь класс, небольшой приятный «сюрпризный момент» и т.д. Разумеется, затрачивается часть времени, но в классе устанавливается положительный эмоциональный фон, и учащиеся быстрее и охотнее перейдут к изучению темы предмета. И вот, наконец, урок начинается. А каким же он должен быть с позиции здоровьесохранения? И как оценить свой урок с этих позиций?
Нужно постараться учесть как можно больше: от обстановки и гигиенических условий до выбора методов, способствующих активизации учащихся на уроке. Вообще, весь учебный процесс с позиции «Не навреди здоровью». Поскольку основными «школьными заболеваниями» считаются сколиоз и нарушения зрения, следует изучить значительное количество методических пособий, статей, санитарно-гигиенических норм и требований, результатов исследований, выработать и систематически использовать ряд основных рекомендаций по охране здоровья школьников во время ведения учебного процесса, таких, как:
- Правильная посадка учащихся во время занятий
За столом (партой):
– длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка;
– высота ножек стула должна быть равна длине голеней ребенка;
– голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол;
– между краем стола и грудной клеткой ребенка должно быть расстояние, равное ширине.
При письме:
– позвоночник ребенка опирается на спинку стула. Ребенок должен сидеть с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы;
– предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно;
– надплечья находятся на одном уровне кисти ребенка.
При чтении:
– поза при чтении в основном совпадает с позой при письме;
– предплечья симметрично без напряжения лежат на поверхности стола (парты);
– кисти рук ребенка поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°.
Кроме того, значительный ресурс для формирования здорового образа жизни видится в активном использовании так называемых занятий малых форм. Для организации деятельности детей, способствующей их физическому развитию, использую: вводную гимнастику до начала учебных занятий, физминутки, физкультпаузы, физические упражнения на больших переменах, микросеансы отдельных упражнений, подвижные игры.
Вводная гимнастика (гимнастика до уроков) на протяжении 5-10 мин не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение – подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы упражнений следует менять 1 раз в 2 месяца.
Подвижные игры организуются на малых и больших переменах. Физминутки – кратковременные серии физических упражнений, используемых, в основном, для активного отдыха учащихся. Обычно это 3-5 физических упражнений во время урока по основным предметам (2-3 мин) или урока труда (5-7 мин).
Считается, что за счет занятий малых форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности. С помощью занятий малых форм реализуются частные задачи, не гарантирующие кардинальных изменений в состоянии занимающихся, но способствующие этому. Это задачи: по ускорению включения в учебный процесс; по оптимизации динамики работоспособности; по профилактике неблагоприятного воздействия выполняемой работы на состояние организма.
Незначительная продолжительность занятий, невысокий уровень функциональных нагрузок способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности, повышают уровень двигательной активности учащихся и не перегружают режим дня школьника с ограниченными возможностями здоровья.
Организуя учебную и внеклассную деятельность учащихся с глубокой степенью умственной отсталости, педагог постоянно занят поиском здоровьесберегающих технологий, которые отвечают их способностям, а также интересам и возможностям детского коллектива, в основе которых должны быть партнерство, сотрудничество, сотворчество детей, педагогов и родителей, полезное здоровью каждого его участника. Как результат использования различных приемов и техник, способствующих укреплению здоровья школьников, в классе наблюдается стойкая положительная динамика по уменьшению количества простудных заболеваний, снижение количества пропусков учащимися учебных занятий по болезни. Чтобы создать условия для принятия детьми здорового образа жизни, педагоги и родители учащихся не выступаем в роли менторов, а стараемся стать партнерами детям, сотрудничать с ними и тем самым признавать их право иметь свои полезные идеи, взгляды, право на здоровье и ответственность за него. А учителям, такая совместная деятельность помогает переосмыслить собственные взгляды на многие проблемы здоровья и на свой образ жизни [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Поляшова Н.В. Психологически основы здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012 г. – 312 с
- Психические состояния/ Сост. Л.В.Куликова. – СПб.: ПИТЕР, 2001. – 512 с.
- Психологически основы здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе
- Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков. – М.: Айрис-пресс, 2004 г. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...
Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)
Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...
Необычные формы и методы активизции познания на уроках географии и биологии в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы)
Применение необычных форм и методов на уроках и во внеклассной работе помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, ...
Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида ( из опыта работы)
Агрессивное поведение детей одна из частых проблем детского коллектива. В данной работе представлено описание конкретных метододов, которые я использую на своих уроках для снижения агрессивного состоя...
Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)
В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида...
Формирование здорового образа жизни на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы).
Пример выступление на педагогическом совете по данной теме....
«Словарная работа на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида » (Из опыта работы)
В своем выступлении я ознакомлю вас с приемами активизации речи учащихся на уроках швейного дела на различных его этапах.Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается ха...