Социальное здоровье подростка коррекционной школы
статья по теме

Изучив научную литературу по вопросам здоровьесбережения, отмечаем, что отсутствует четкое определение социального здоровья личности, в основном, данное понятие рассматривается в рамках общественного здоровья. Таким образом, рассмотрение социального здоровья в психолого-педагогическом контексте, позволяет нам сформулировать следующее представление данного понятия: социальное (личностное) здоровье – это состояние физического, психического, духовно-нравственного благополучия, определенный уровень личностного развития, отсутствие поведенческих отклонений, социально-значимых заболеваний и способность к полноценному выполнению социальных функций в обществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnoe_zdorove_podrostka_korruktsionnoy_shkoly.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Социальное здоровье подростка».

Подготовила: Черноморская Н.Ф.

Изучив научную литературу по вопросам здоровьесбережения, отмечаем, что отсутствует четкое определение социального здоровья личности, в основном, данное понятие рассматривается в рамках общественного здоровья. Таким образом, рассмотрение социального здоровья в психолого-педагогическом контексте, позволяет нам сформулировать следующее представление данного понятия: социальное (личностное) здоровье – это состояние физического, психического, духовно-нравственного благополучия, определенный уровень личностного развития, отсутствие поведенческих отклонений, социально-значимых заболеваний и способность к полноценному выполнению социальных функций в обществе. Р.В. Овчарова - Овчарова Раиса Викторовна – заведующая кафедрой общей и социальной психологии Курганского государственного университета с 1998 года. Доктор психологических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, почетный работник высшего профессионального образования, награждена медалью К.Д.Ушинского "За особые заслуги в области педагогических наук"

выделяет следующие критерии социального здоровья:

  • адаптация в семье, школе, классе;
  • овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);
  • овладение нормативным поведением;
  • наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств [Овчарова Р.В., 2002].

Следует отметить, что социальное здоровье школьника характеризуется критериями и показателями нормы и отклонений, которые имеют свои особенности проявления в зависимости от возраста. Таким образом, выделим основные критерии нормативности социального здоровья детей:

  • сформированность социально-значимых личностных качеств;
  • способность к самоконтролю;
  • самоопределение;
  • социально приемлемые ценностные ориентации и отношения;
  • ценностное отношение к собственному здоровью;
  • активная жизненная позиция;
  • социальная адаптивность;
  • отсутствие социальных отклонений в поведении;
  • отсутствие поведенческих расстройств;
  • отсутствие социально-значимых заболеваний и зависимостей;
  • позитивные взаимоотношения с одноклассниками.

Итак, определим основные направления в сохранении и укреплении социального здоровья школьников в рамках образовательного учреждения:

  1. укрепление и развитие физического здоровья;
  2. формирование системы ценностей и установок у учащихся;
  3. формирование нравственной культуры;
  4. развитие социальной активности;
  5. повышение уровня информированности по вопросам сохранения и укрепления здоровья;
  6. формирование благоприятного психологического микроклимата в классе и школе;
  7. профилактика социально-значимых заболеваний и зависимостей (наркомании, алкоголизма, табачной зависимости и т.д.);
  8. создание волонтерского движения по профилактике зависимостей.

Следует отметить, что задача сохранения и укрепления социального здоровья учащихся школ диктует высокие требования к профессиональной культуре всех участников образовательного процесса в вопросах здоровья в целом и в области профилактики социально-значимых заболеваний и зависимостей. Необходимо подчеркнуть, что условием, без которого невозможно сохранение и укрепление социального здоровья учащихся, является формирование здоровьесберегающего пространства школы, класса, урока, где обеспечивается защита здоровья учащихся и педагогов, где формируется и укрепляется социальное здоровье, воспитывается культура здоровьесбережения.

     Социальное здоровье выпускника школы проявляется в заданной со школьных времен предрасположенности к успешной реализации своего жизненного предназначения, в способности принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации, противодействовать негативным жизненным процессам, адекватно воспринимать социальную действительность.
Однако социальное нездоровье с каждым годом поражает все больше детей и подростков. Это выражается в росте числа детских и подростковых правонарушений, а порой и преступлений против общественной морали и общечеловеческой нравственности.
Социальное здоровье школьников – залог их жизненного успеха. Мероприятия должны представлять логическую взаимосвязь вертикальных и горизонтальных дел по осуществлению просвещения и практических занятий учащихся, учителей, родителей, направленных на решение задач социального развития школьников. Очень важным является обновление содержания образования, введение новых предметных областей, использование нетрадиционных методов обучения. 
Одним из нетрадиционных методов обучения является программа
превентивного образования. (Превентивный (от лат . praevenio - опережаю, предупреждаю), предупреждающий, предохранительный (напр., превентивная прививка); опережающий действия противной стороны (напр., превентивное наступление).  Например, факультативы для подростков: «Полезная привычка», « Полезная прививка» - играют большую роль в формировании здоровья школьников, в том числе социального. 

Превентивное   или профилактическое  обучение - сочетание овладения учащимися  знаниями с формированием здоровых установок, а также навыков ответственного поведения в отношении здоровья.

Превентивное обучение предполагает:

  • формирование положительного образа  Я;
  • навыков принятия ответственных решений и эффективного общения;
  • сопротивления давлению средств массовой информации;
  • давлению сверстников;
  • предоставление школьникам научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ;
  • формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
  • формирование поведенческих навыков в опасных ситуациях. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления.

Цель превентивного обучения:

  • научить детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих,
  • способствовать отношениям взаимной помощи и поддержки в коллективе перед лицом опасности, которую в современном обществе несет с собой употребление ПАВ и ВИЧ-инфекция. Стержнем превентивного обучения является формирование личной ответственности учащегося за свои поступки и здоровье.

Задачи: 
• научить детей ценить и сохранять своё здоровье и здоровье окружающих;
• способствовать отношениям взаимной помощи и поддержки в детском коллективе перед лицом опасности, которую в современном мире несёт с собой употребление ПАВ;
• способствовать формированию ответственного поведения учащихся в условиях эпидемии ВИЧ/СПИДа  для снижения риска распространения ВИЧ инфекции среди подростков.

Результатами превентивного обучения:

  • все обученные дети должны располагать объективной информацией о психоактивных веществах,
  • формируется положительный образ Я - система представлений о себе, на основе которой подросток строит взаимодействие с окружающими и отношение к себе. Положительный образ Я - важное условие превентивного обучения, необходимое для воспитания уверенного в себе и здорового человека,
  • формируется общение - процесс установления и развития контактов между детьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности. Общение предполагает обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Дети принадлежат к разным группам. Поскольку общение в группе может влиять на поведение, на принятие решений, например, о табаке и алкоголе, важно ребят научить эффективному общению, они должны уметь отказаться.

Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся представляет собой единство:

  •  психолого-педагогического,
  • медико-профилактического,
  • коррекционно-развивающего,
  • социально-адаптационного,
  • воспитательно-образовательного аспектов жизнедеятельности школы, позволяющих обеспечить оптимальные условия для формирования здорового образа жизни школьников, реализации разработанных специалистами индивидуально-ориентированных программ оздоровления воспитанников. 

Процесс реализации разработанной педагогической системы формирования социального здоровья учащихся позволяет:

  • осуществлять социальное  воспитание с учетом интересов и потребностей ребенка, опираясь на индивидуальные качества его личности;
  •  ориентировать учащихся на характер их социальных отношений в будущем. 

К концу выпускного класса учащиеся должны знать:
1. Об элементах невербального общения.
2. О степени зависимости и независимости и мнения других людей.
3. О том, что каждый человек обладает уникальным набором ценностей. Ценности определяют жизненные цели, средства для их достижения, и поведение людей.
 Здоровье - это ценность.
4. О том, что здоровье, как ценность и наркотики несовместимы.
5. О существовании вируса иммунодефицита человека. О симптомах, способах передачи и выявления ВИЧ-инфекции.

6. О  СПИДе - неизлечимом инфекционном заболевании. Диагноз ВИЧ может быть поставлен только после специального анализа крови, в медицинском учреждении спустя 4-6 месяцев после инфицирования.
7. О способах выражения отрицательных чувств.
8. О конструктивном разрешении конфликта - это способ достижения согласия между людьми. Конструктивному разрешению конфликтов следует учиться.
9. О степени личной ответственности за рискованное поведение.

10. О пренебрежении правилами личной гигиены и безопасного поведения. 11. Об употреблении алкоголя и наркотиков, так как  является рискованным поведением в отношении ВИЧ-инфекции. Подросткам следует воздерживаться от половых контактов.
12. О правилах безопасного поведения в отношении ВИЧ.
13. О социальных последствиях ВИЧ - инфицированных.

К концу выпускного класса учащиеся должны уметь:
1. Формировать доверительные отношения.
2. Распознавать элементы невербального общения (поза, жесты, взгляд, тон голоса).
3. Распознавать личные ценности.
4. Оценивать поведение человека с позиции ценности здоровья.
5. Распознавать пути заражения ВИЧ-инфекцией.
6. Распознавать опасное и рискованное поведение.
7. Распознавать риски, связанные с близкими отношениями.
8. Распознавать насилие.
9. Требовать безопасного оказания медицинских и косметических услуг.

     В заключение скажу, что в целом проблема социального здоровья школьников актуальна, но недостаточно решена как на теоретическом, так и на научно-методическом уровне. Необходим поиск эффективных и действенных способов в решении проблемы сохранения и укрепления социального здоровья. Поэтому школа как социальный институт, охватывающий всех граждан в течение длительного промежутка времени, имеет широкие возможности для внедрения эффективных путей сохранения и укрепления здоровья. Следовательно, школа является институтом, где происходит формирование социального здоровья подрастающего поколения.

Список литературы:

  1. Абдуллина С.В.  «Здоровьесбережение в школе»;
  2. Айзман Р.И. «Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы коррекции»;
  3. Найн А.А.  «Проблема здоровья участников образовательного процесса»;
  4.  Панфилова С.В. «Формирование у учащегося здоровья как социальной ценности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День здоровья в коррекционной школе

Цели и задачи:формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни;развитие двигательных и творческих способностей учащихся;приобщение учащихся к занятиям физической культурой и спортом;в...

Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...

Статья "Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС"

Статья "Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС"...

Формирование социальной адаптации обучающихся коррекционной школы на уроках социально-бытовой ориентировки.

Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участво...

Роль родителей в социальной адаптации детей коррекционной школы

Роль родителей в социальной адаптации детей, обучающихся в коррекционной школе 8 вида...