Альтернативные уроки
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Альтернативные уроки
Термины
- Альтернативный – это содержащий одну из двух, исключающих друг друга возможностей.
- Альтернатива – необходимость выбора между двумя взаимоисключающими возможностями, обусловленная потребностью nolens volens решиться на одно из двух.
- Альтернативные уроки – другие, иные, противоположные.
Альтернативный урок предполагает активную позицию учащихся, предоставляет им реальное право выбора, самостоятельное «строительство» знаний, критическое отношение к существующему информационному многообразию мнений. Ученик сам выстраивает свои знания, формирует ценности, открывает новое в себе и окружающем мире.
Вариативность урока
Многообразие подходов к моделированию уроков определяется:
- Замыслом урока и его местом в теме, разделе, курсе, выбором учителем его типа и формы, использованием различных приёмов и средств обучения;
- Различиями в соотношении теоретического и фактического материала;
- Применением так называемого модульного метода группировки уроков в теме;
- Степенью овладения учащимися видами учебной деятельности и умениями;
- Путями реализации внутрипредметных и межпредметных связей.
Принципы:
- Сотрудничество обучаемых и обучающих;
- Эффективность стратегии преподавания, которая должна быть целесообразной;
- Творческий подход;
- Наличие алгоритма;
- Демократичность.
Интерактивные методы
- Метод «займи позицию»;
- Метод «воображаемая прогулка»;
- Метод интерактивных рассказов;
- «Час редактора»;
- «Весь покрытый зеленью»;
- Метод конкретных ситуаций (МКС).
Метод «займи позицию»
побуждает учащихся принять чью – то (альтернативную) точку зрения (мнение), а выбор – аргументировать.
Метод «воображаемая прогулка»
заключается в моделировании некоей виртуальной образовательной среды (например, путешествие в лес).
Метод интерактивных рассказов.
Он включает в себя пять компонентов:
- групповое пение (или прослушивание соответствующей музыки, просмотр слайдов под музыку);
- интерактивные рассказы и истории;
- управляемое воображение;
- цитаты (мораль рассказа);
- групповую деятельность.
Такая структура обосновывается тем, что:
Когда вы слушаете, вы забываете.
Когда вы видите, вы понимаете.
Когда вы действуете, вы научаетесь.
Метод «Час редактора».
Учащиеся получают текст, в котором пропущены некоторые слова. Необходимо заполнить пробелы, сохраняя смысловое единство текста.
Метод «Весь покрытый зеленью…»
Задание: «Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. Только не пугайтесь: с вами волшебные краски. Всё, что вы нарисуете этими красками, сразу становится реальностью: еда, одежда и пр. Итак, выбирайте свою часть острова – и за дело».
Данная игра с элементами диагностики. В ходе её сразу выделяются малые группы класса; лидеры, которые руководят тем, что, как и где рисовать на «острове», и непринятые, которым или не нашлось места на острове, или они сами предпочитают не втягиваться в общую деятельность.
Метод конкретных ситуаций – МКС.
Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно не только отражает какую – либо практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Приёмы работы на уроках
Цель: дать ученикам возможность думать, делать, выбирать и учиться самостоятельно.
- Минутки разминки;
- «Паучок»;
- Знаю, хочу знать, узнал;
- Чтение с остановками;
- Пометки на полях;
- Ответ детей на любой из предложенных вопросов;
- Опрос – кроссворд;
- Отсроченная отгадка;
- Эпиграф
Приём «Минуты разминки».
Это мимолётный срез знания в игровой форме, дающий представление о готовности к уроку, который включает вопросы на знание хронологии, на расширение словарного, понятийного, информационного запаса.
Приём «Паучок».
В ходе изучения материала учитель подводит учеников к новому понятию, термину. Но оно ново лишь в контексте предметного содержания, а ученики уже имеют о нём кое – какие разрозненные знания. Учитель предлагает вокруг ключевого слова прописать в назывном порядке личностное представление о нём. Появляется «паучок» имеющегося знания. По ходу рассказа учителя, работы с учебником, обсуждения дети расширяют, совершенствуют, корректируют свои знания. Здесь важно зрительно, объёмно показать увеличение информации. «Паучок» дополняется новыми знаниями, утверждениями, одновременно исправляются ошибки.
Приём «Знаю, хочу знать, узнал».
Учащиеся чертят в тетради таблицу, которая заполняется по ходу урока.
В начале урока в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
Приём «Чтение с остановками».
Учитель разбивает текст на отдельные части (логические куски). Учащиеся читают текст и останавливаются в определённом месте(это может быть многоточие в середине или конец абзаца). Затем учитель задаёт вопросы о дальнейшем развитии мысли (Как вы считаете, о чём пойдёт речь в тексте дальше?). Ученики высказывают свои суждения, читают текст дальше и сопоставляют свои предложения с прочитанным. (Текст, с которым работают учащиеся, можно прикрыть чистым листом, чтобы ученики не видели его продолжения.
Приём «Помётки на полях».
Учащиеся читают новый текст и на полях учебника или отдельном листке помечают, что знают, знаком «+», новую информацию – «-», желаемое узнать из дополнительных источников – «!». Только после такого прочтения, обобщения всего знакомого учитель останавливается на неизвестном, новом материале. Здесь важно то, что этот материал выявлен и предложен самими учащимися.
Приём «Ответ детей на любой из предложенных вопросов».
Важной составной частью урока, где отрабатываются навыки критического мышления, является этап его оценивания. Вопросы:
- Самое интересное было…;
- Мне понравилось…;
- Если бы я был учителем…
Приём «Опрос – кроссворд».
Необходимо заполнить «Кроссворд» по изучаемой теме, который заранее подготовлен учителем. Особое значение приобретают кроссворды, включающие часть понятий по новой теме.
Приём «Отсроченная отгадка».
В начале урока учитель предлагает учащимся отгадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над новой темой.
Приём «Эпиграф».
Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой урока.
Альтернативный урок совпадает не только с профессиональной зрелостью, но и с определённой жизненной позицией: внутренняя молодость, не соответствующая физиологическому возрасту, неравнодушие к себе и к окружающему миру, пытливость, желание не просто прожить жизнь, но прожить, оставив добрую память о себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Альтернативные способы оценивания младших школьников на уроках физической культуры
В педагогический контроль мы включаем текущий учет, дающий информацию о степени усвоения программного материала тем или иным учеником; и тестирование двигательной подготовленности учащихся. Эти ...
МКОУ «Средней общеобразовательной школы №10 п.Лебединый Урок 2 « Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество, специализация»
Индивидуум– человек с присущими только ему потребностями(жажда, голод, потребность к переживанию, одиночеству и т.д)Благо – все, что удовлетворяет наши потребности.Блага делятся на:неэкономическ...
Конспект урока "Альтернативное чтение"
Тема: "Русские народные сказки".Конспект урока разработан учителями специальной (коррекционной ) школы№ 565 Тормышевой С.Н. и Лебедевой Н.В. Проводили совместный урок "Альтернативного...
Альтернативные уроки по рускому языку и литературе
Альтернативные (нестандартные) уроки позволяют учителю в своей практике преподавания учебных дисциплин решать сразу несколько задач. Это осуществление дифференцированного подхода к обучению учащ...
ЧТО ТАКОЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ УРОК.
Данный материал предназначен для учителей англиийского языка. Я не являюсь автором этой статьи, но решила здесь её разместить, т.к. считаю, что содержание очень полезное для учителей....
Урок «Альтернативное чтение» 1 класс Тема урока: Звук [a], буквы А, а.
Целевые установки Предметные результаты: учить характеризовать звук [a], находить буквы в слого-звуковых схемах, словах, соотносить слова со слого-звуковыми схемами, составлять связный рассказ по иллю...
Презентация на тему :"Читают все!",или альтернативные уроки литературы в современной школе."
Проблема:как преодолеть эту беду, приобщить школьника к чтению, вернуть ему интерес к книге?Решение:Мне бы хотелось бы предложить несколько новых форм работы, опробованных в 6-9 классах в рамках учебн...