Альтернативные уроки по рускому языку и литературе
план-конспект урока по литературе по теме

Вакарчук Валентина Владимировна

Альтернативные (нестандартные)  уроки позволяют учителю в своей практике преподавания учебных дисциплин решать сразу несколько задач. Это осуществление дифференцированного подхода к обучению учащихся, сочетание групповых и идивидуальных форм работы, развитие творческих способностей учащихся и реализация личностного потенциала каждого ученика, создание условий на уроке для продвижения от познавательного интереса к познавательной  активности учащихся, применение новых технологий обучения , развитие педагогики сотрудничества в рамках современного урока. На таких занятиях создаётся творческая атмосфера, позволяющая в интересной и увлекательной форме решать учебные и воспитательные задачи урока. Виды уроков различны, и большинство учителей с успехом применяют их в своей работе. Уроки-путешествия, КВН, соревнования, спектакли, исследования, презентации, проекты и другие формы организации учебного процесса позволяют учителю уйти от педагогического давления и использовать гибкую систему управления уроком, освоить новые технологии взаимодействия учителя и ученика в процесе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Альтернативные уроки.  Из опыта работы  В.В.Вакарчук, учителя русского языка и литературы  МБОУ СОШ №12 х. Гарбузовая Балка  Брюховецкого района  Краснодарского края

Урок внеклассного чтения по рассказам М.М.Пришвина о природе в 6 классе

Тема: «Мы должны быть добрыми к любой травинке робкой…»

(Ю. Друнина.)

Цели: раскрыть любовь писателя к природе, подчеркнуть красоту, гармонию, одухотворённость природы в изображении Пришвина; воспитывать у учащихся чувство любви к родной природе, родной земле, умение видеть красоту в окружающем мире; развивать творческие способности учащихся.

         Оборудование урока: портрет писателя, выставка его произведений, рисунки учащихся к рассказам, фоновая музыка, записи на доске.

Эпиграф урока:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. И. Тютчев

Комментарий: учащимся заранее даются задания: 1 ученик-биограф готовит сообщение о биографии писателя, 1 ученик-мемуарист читает отрывок из воспоминаний Пришвина, каждый ученик готовит пересказ одного из рассказов писателя, рисует иллюстрацию к этому же рассказу и пишет свой небольшой рассказ о природе.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя. «Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку… Его занимает суть человека, та мечта, которая живёт у каждого в сердце…»,-  писал К.Г.Паустовский, такой же тонкий ценитель и знаток природы. Ребята, как вы понимаете слова  русского писателя? Да, действительно, Пришвин необычайно тонко чувствовал природу, её красоту и гармонию. Причём, восприятие природы писателем всегда дано через душу и сердце человека.

Как вы понимаете эпиграф нашего урока – слова знаменитого русского поэта Ф.И.Тютчева?

Сегодня мы с вами откроем новые страницы творчества М.М.Пришвина, поговорим о героях произведений писателя, постараемся увидеть и услышать мир природы и голос её.

  1. Вступительная беседа.
  1. Какие произведения Пришвина вы знаете?
  2. Какое произведение из прочитанных вам более всего понравилось?
  3. Какая тема является ведущей темой творчества писателя?
  4. Что вы знаете о жизни и творчестве М.М.Пришвина?
  1. Слово биографу (на фоне музыки). Учащийся рассказывает биографию писателя.
  2. Слово мемуаристу. Почувствовав, что скоро уйдёт из жизни, М.М.Пришвин оставил своей жене завещание: «Верно судить о писателе можно только по семенам его, понять, что с семенами делается, а для этого время нужно и время. Так скажу о себе…, что семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотым солнышком в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками…, от Пришвина останутся незабудки. Милый друг, если ты переживёшь меня, собери из листков этих букет и книжечку назови «Незабудки»
  3. Учитель. Как вы думаете, почему писатель хотел так назвать свою книгу? О чём мы с вами не должны забывать?
  4. Сообщения учащихся о прочитанных рассказах.
  5. Выставка рисунков. Каждый ученик комментирует свой рисунок.
  6. Проба пера. Мы начинающие писатели. Учащиеся читают собственные    рассказы о природе, написанные дома.
  7. Краткие рецензии учащихся. (Отмечаются только положительные стороны).
  8. Обобщение учителя.

В глубине пришвинского восприятия природы лежит переживание ее как поэтической сказки. Но все же не от сказки идут диалоги животных, птиц друг с другом, они – органичный для писателя способ выражать свои отношения с природой: отношение как диалог. Вся его жизнь художника и наблюдателя- диалог с природой.

Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе- он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник слова, искатель правды.

«Природа- это я»,- писал Пришвин. Как вы понимаете слова русского писателя? Не правда ли, мы слышим музыку природы в поэтических зарисовках М.М.Пришвина?

  1. Музыкальный финал. Звучат отрывки из симфонии П.И.Чайковского «Времена  года». Учащиеся слушают музыку и потом называют время года, которое они узнали по звучащей музыке.

      Музыкальный финал звучит заключительным аккордом урока.



Предварительный просмотр:

                                               Урок-практикум в 7 классе

                               Тема: «Родная природа в изображении русских

                                 поэтов 19 века»

Цели: раскрыть красоту родной природы; подчеркнуть глубокую любовь писателей и поэтов к своей родной земле, природе, к своей родине, к своему народу; воспитывать у учащихся любовь к родной земле, своему народу.

Оборудование урока:  портреты писателей и поэтов, репродукции пейзажей русских живописцев, рисунки учащихся.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя о целях, задачах урока. Урок-практикум предполагает овладение навыками практического анализа стихотворения. План анализа записан на доске. (Учитель знакомит учащихся с планом анализа стихотворения, учащиеся записывают его в тетрадь.)

              План анализа:

  1. Какова тема стихотворения?
  2. Как тема развивается в стихотворении?
  3. Какие художественные образы создаёт поэт?
  4. Какие художественно-выразительные средства использует поэт в стихотворении?
  5. Какова ведущая интонация стиха?
  6. Какое чувство передаёт поэт?
  7. Какие рифмы и способы рифмовки в стихотворении?
  8. Каким размером написано стихотворение?
  9. Какое впечатление оставило у вас стихотворение?

2.Словарная работа.

     Благовест- колокольный звон перед началом службы.

     Благостный- приятный, умиротворяющий.

     Каяться- сожалеть, признавать свою ошибку.

  1. Сообщения учащихся о русской пейзажной лирике 19-го века (3 человека готовят сообщения по материалам учебника литературы для 7 класса  и дополнительной литературе
  2. Чтение и анализ стихотворений. (Выразительное чтение стихотворений предварительно готовят отдельные ученики.)

 И.А. Бунин. Родина.

1) Какое время года рисует поэт?

2) Какая тема звучит в стихотворении?

3) Как развивается тема? Художественные детали.

4) Запишите цветовые эпитеты. С чем связано нагнетание мрачных тонов?

5) Что смягчает в стихотворении ощущение безысходности? (Сравнение тумана с кроткой печалью, введение живого человеческого начала.)

6) Почему стихотворение названо «Родина»? (Типичная русская зимняя картина: огромные просторы, леса, снега, деревеньки, разбросанные на большом расстоянии.) Учащиеся записывают в тетради выводы.)

7) Какие чувства вызывает стихотворение?

8) Какая репродукция картины соответствует настроению стихотворения?

Учитель. Весна- говоря поэтическим языком- есть утро года. Весна- пробуждение жизни. Об этом стихотворение В.А.Жуковского «Приход весны». Чтение наизусть и анализ стихотворения.

  1. Какие приметы весны называет поэт?
  2. Что такое олицетворение? (Найти в тексте.)
  3. Какие ещё поэтические фигуры употреблены в стихотворении?
  4. Объясните слово лепет.
  5. Какие картины художников подходят для этого стихотворения? (Ф.А.Васильев «Мокрый луг»

6)Опишите, что вы видите на картине. (Устное словесное рисование.)

Чтение наизусть и анализ ст. А.К.Толстого «Край ты мой…2

  1. Какова тема стихотворения? (Любовь к родине, прославление родной земли.)
  2. Какой ведущий мотив стихотворения? (Простор, сила, могущество.)
  3. Какие слова-образы в стихотворении ассоциируются со словом «воля»? Выпишите их. (Тучи, бег коней, орлиные стаи, поле, ветер, степь.)
  4. Какие тропы использует поэт? (Эпитеты, лексические повторы, анафору, восклицательные предложения.)
  5. Назовите виды рифм, способы рифмовки, размер.
  6. Как вы думаете, какая из репродукций картин по настроению созвучна ст.  Толстого? (А.К.Саврасов. Просёлок.)

Чтение наизусть и анализ ст. А.К.Толстого «Благовест».

  1. Словарная работа (см. на доске): благовест, каяться, отрекаюсь.
  2. Какое чувство, настроение пронизывает всё стихотворение? (Светлая грусть, печаль, тоска по родине.)
  3. Какова тема, основная мысль стихотворения?
  4. Какие художественные образы выстраиваются в произведении? (Дубрава, храм пятиглавый, звон призывный, могилы, край родимый.)
  5. Чем является звон колоколов для лирического героя? (Напоминанием о крае родимом. При звоне колоколов возникает чудесное чувство освобождения от земных тягот, очищения души.)  Стихотворение отражает высоту духовного подъёма, прилива жизненных сил- полёт, пространство, мечта чудесная.) (Запись в тетрадях.)
  6. Какие образно-поэтические средства использует автор? Выписать самостоятельно эпитеты, метафоры.
  7. Определить рифмы, способы рифмовки, размер.

Чтение и анализ ст. А.К.Толстого «Замолкнул гром».

  1. Какова тема стихотворения?
  2. Какие художественные образы создаёт поэт в стихотворении?
  3. Какое состояние природы рисует поэт?
  4. Как поэту удаётся передать это состояние? (Небеса светлеют, меж чёрных туч -полоска лазури.)
  5. К чему призывает поэт? ( Увидеть красоту и не разрушать её случайным прикосновением.)
  6. Какая репродукция картины соответствует настроению стихотворения? (Ф.А.Васильев. Мокрый луг.)

 4.Выставка рисунков учащихся к произведениям. Краткий комментарий, обсуждение, рецензии учеников.

    5.Обобщение учителя. Итог урока. Записи в тетради. Пейзажная лирика поэтов 19 века передаёт чувство любви к родной земле, родному краю. Родная природа в  своей неброской скромной красоте полна величия, раздолья, спокойствия. Лирический герой стихотворения слит с природой, душа его отзывается на малейшие изменения в природе.

6.Литературная викторина по пейзажной лирике.

1) Угадайте, чьи это строчки?

1. Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

(Лермонтов)

2. Под голубыми небесами

Великолепными коврами..

(продолжить и назвать автора)

(Пушкин)

       3.Еду. Тихо. Слышны звоны

          Под копытом на снегу…

           (Есенин)

4.Звезда полей во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в полынью…

(Рубцов)

5.Тучки небесные, вечные странники,

Степью лазурною, цепью жемчужною…

(Лермонтов)

    6.Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана…

(Лермонтов)

    7.Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля…

   (   Тютчев)

8.Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

(Фет)

9.Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит…

(Некрасов)

10.Мчатся тучи, вьются тучи…

Невидимкою луна…

(Пушкин)

11.Кубань- земля такая:

От края и до края

Две Франции войдёт…

(Обойщиков)

7.Итог урока. Выставление оценок.

8.Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение и краткий анализ стихотворения кубанского поэта о родной природе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-презентация по литературе в 11 классе «Двусмысленная слава Игоря Северянина» учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №12 х. Гарбузовая Балка Брюховецкого района Краснодарского края В.В. Вакарчук

Слайд 2

«Я – гений Северянин» (Жизнь и творчество И.Северянина (1887-1941)) Он тем хорош, что он совсем не то, Что думает о нём толпа пустая… А между тем, душа его простая, Как день весны. Но это знает кто? И.Северянин

Слайд 3

Игорь Васильевич Лотарёв (как и многие поэты, он взял себе звучный псевдоним-Северянин; свои стихи подписывал так: Игорь-Северянин , т.е. как приложение к имени Игорь) родился в Петербурге, по материнской линии доводился потомком Карамзину. Первые 9 лет будущий поэт провёл в Петербурге, после разрыва родителей жил у тёти и дяди в их имении в Новгородской губернии. Четыре года учился в Череповецком реальном училище, чем ограничилось официальное образование. Ненадолго уезжал с отцом на Дальний Восток, возвратился к матери. С 1904 года юноша начал свой нелёгкий путь в литературу. Печатался в скромных изданиях, читал стихи в аудиториях, выпускал небольшие брошюры со стихами. В 1911 году он создал группу эгофутуристов.С футуристами Северянина сближали неприятие мещанской действительности, которую он остроумно и часто неявно высмеивал. Блеск и звон карьеры - рубль, А паспорт разума – диплом. Название «эгофутуризм» ставит в центр «эго», т.е. « Я» поэта, отсюда «самовозвеличивание», раздражавшее многих: Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Слайд 4

С 1913 сборником «Громокипящий кубок» И.Северянин входит в большую литературу. За первой книгой последовали другие. Северянин стал модным «певцом». Его сопровождала скандальная известность, восторженные славословие и злобные нападки. А. Блок говорил, что Северянин – «настоящий, свежий, детский талант.» Н. Гумилев писал: «Игорь Северянин – поэт божией милостью.» В 1918 году в Политехническом музее на поэтическом вечере он был избран «королём поэтов», опередив Маяковского и Бальмонта. Свою славу он оценил трезво, назвав её «двусмысленной.» Моя двусмысленная слава Двусмысленна не потому, Что я превознесён неправо, - Не по таланту своему, - А потому, что явный вызов Условностям - в моих стихах И ряд изысканных сюрпризов В капризничающих словах.

Слайд 5

Поэтическое своеобразие: Сборники: «Громокипящий кубок»- 1913г. слава известность «Златолира» (1914г.) «Ананасы в шампанском» (1915г.) « Viktoria Regia » (1915г.) «Тост безответный» (1916г.) модный певец «король поэтов» ? «двусмысленная слава» (Северянин о себе)

Слайд 6

Сущность творчества Собственная фантазия «Мои капризы, мои волшебные сюрпризы» Центр- «я»- «эго»- эгоцентризм «Я - гений Северянин», но: «Я одинок в своей задаче…» Носитель «вселенской души»

Слайд 7

Своеобразие поэтики изобразительные эпитеты яркие неологизмы царство грез непрывычные словосочетания и грамматические формы

Слайд 8

Романтический идеал «зажечься» «засиять» «и устремиться к маю» Моя душа взойдет как

Слайд 9

Чем так привлекал поэт своих читателей- современников? Северянин очаровывал необычным, ярким, новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращал будничную жизнь в праздник, уводил в мир красоты, страсти, любви, молодости, роскоши. И.Северянин, по словам В.Брюсова,- «лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир.» Стихотворение «Янтарная элегия» поражает тонкостью восприятия красоты окружающего мира. Вы помните прелестный уголок- Осенний парк в цвету янтарно- алом: И мрамор урн, поставленных бокалом На перекрестке палевых дорог? Изощренное зрение поэта проявляется в необычной и образной цветописи: «Янтарно-алый» цвет осени, «палевые» дороги, «студеное стекло зеленых струй», позволяющей передать и красоту природы, и еле уловимую ускользающую грусть.

Слайд 10

В 1918 году И.Северянин уезжает в Эстонию и вскоре становится невольным эмигрантом. Он уже не смог вернуться в Россию, по которой он страстно тосковал до последних дней своей жизни. В его стихах, написанных в Эстонии, («Что нужно знать»(1925г.), «Запевка»(1925г.), «Бывают дни»(1930г.)) появляются элегические, грустные ноты, горькая ирония, трагическая безысходность. Зрелому поэту интересна только одна тема: потерянная им родина, его страдания. Ты потерял свою Россию. Противоставил ли стихию Добра стихии мрачной зла? Нет? Так умолкни… Он страстно мечтал вернуться в Россию: И будет вскоре весенний день, И мы поедем домой в Россию… И так же страстно выражал в поэтической форме свою сыновнюю любовь к ней: Встанет Россия, да, встанет Россия, Очи раскроет свои голубые, Речи начнёт говорить огневые, - Мир преклонится тогда перед ней!

Слайд 11

Что отличает сердце поэта серебрянного века? благородство честь достоинство, патриотизм бескомпромиссность особое восприятие мира талант

Слайд 12

Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб. Игорь-Северянин



Предварительный просмотр:

Урок-презентация в 11 классе «Двусмысленная слава Игоря-Северянина»

Тема «Новаторство поэзии И. Северянина» (1887 – 1941г.)

Цели: познакомиться с жизнью и творчеством поэта, раскрыть своеобразие его лирики, вызвать интерес к изучению его творчества, развивать навык литературоведческого анализа текста, его выразительного чтения.

Эпиграф:

Над всей первенствующей планетой…

  Он в каждой песне, им от сердца спетой,

Иронизирующее дитя

1926г.

Игорь-Северянин (о себе)

Это лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир

и умеющий несколькими характерными чертами заставить

видеть то, что он рисует. Это – истинный поэт.

В.Брюсов

Оборудование урока: портрет поэта, опорные схемы, символы, мультимедийный проектор, пейзажи русской природы.

Форма урока – презентация творчества И.Северянина.

Пояснения: учащимся заранее даётся задание: подготовить выразительное чтение стихотворений наизусть (3 человека: «Увертюра», «Классические розы», «И. Северянин», 1 ученик готовит сообщение о биографии поэта)

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя о целях, задачах урока.
  2. Беседа по изученному материалу.
  1. Мы с вами в течение нескольких уроков ведём разговор о поэзии Серебряного века. Как вы понимаете этот термин? (Серебряный век – эпоха рубежа 19 –начала 20 века (1890 – 1914 годы.) Временные рамки условны. Это был век художественных исканий, открытий и прозрений. Поражает стремительность, с которой появлялись эстетические направления, течения, школы.
  2. Какие 2 главных направления существовали в литературе рубежа веков? (Реализм и модернизм).
  3. Какими течениями был представлен модернизм? (Символизм, акмеизм, футуризм.)
  4. Какова эстетическая программа футуристов?
  1. Изучение нового материала.
  1. Слово учителя. Ярким представителем футуристов был И.Северянин. (Демонстрация 1-2 слайдов). Сам он писал свой псевдоним через дефис, как приложение. Настоящая фамилия поэта –Лотарёв. И.Северянин сам о себе написал стихотворение в жанре «медальон» «Игорь Северянин».Послушаем его.
  2. Чтение стихотворения наизусть учащимся.
  3. Сообщение ученика о биографии Северянина.
  4. Учитель. Творчество Северянина глубоко своеобразно. Не следует, конечно же, ограничивать его творчество футуризмом, оно гораздо шире, тем более, что футуризм характерен для его раннего творчества.

     Его называли «королём поэтов». (3-7 слайды).

  1. Чтение учителем стихотворения «Двусмысленная слава» (1918 г.). Аналитическая работа, комментарий.

  а)  Как бы вы определили тему стиха? (Поэт и толпа)

  б)  Какие опорные слова можно выделить? («Капризничающих словах», «Ведь кто живописует площадь / Тот пишет кистью площадной», «Я лирический ироник / Ирония –вот мой канон»).

  в)  Каков, по мнению автора, основной конфликт? ( Слава, талант неразрывно связаны с непониманием толпы, что порождает двусмысленность, обвинение в пошлости. Мир поэта закрыт для толпы, но чтобы быть ей понятным, он должен соответствовать её вкусам и пользоваться «кистью площадной» -метафора, обозначающая –писать для толпы.

  6)  Комментарий ст. «Игорь Северянин» (1926 г.) Вернёмся к стихотворению «Игорь           Северянин». Это один из «медальонов» -жанр, изобретённый поэтом. (100 сонетов –медальонов, посвящённых великим людям: художникам, поэтам, писателям, музыкантам.)

Это поэтическое кредо –ответ  читателям.

        Что он говорит о себе и своём творчестве? (Его стихи написаны не « толпе людской».Это людская стая требует изысков и словесной мишуры. Для того чтобы быть читаемым и быть самим собой, поэту нужна маска эстета, а у него – «душа простая»он –«иронизирующее дитя». Его истинная цель – благословлять мир и проклинать войны.

  1. В ранние периоды жизни поэт говорит о раздвоенности своей души и таланта. Давайте сравним стихотворения разного периода и разных стилей.

     а )  Как можно охарактеризовать раннюю и позднюю стилистическую манеру Северянина?

     б ) В чём особенности его поэтического мира? Учитель читает отрывки из стихотворений раннего и позднего периода.

1) « Это было у моря, где ажурная пена…»(поэма –миньонет , 1910 г.)

2) « Что нужно знать…»(1925 г.)

3) «Июльский полдень…» ( синематограф, 1910 г.)

4) «Запевка» (1925 г.)

5) «Увертюра» (1915 г.)

6) «Бывают дни» (1930 г.)

Аналитическая работа.

  1. Какие темы привлекают молодого и зрелого поэта? ( По мнению молодого поэта – изысканные. Скорость, красота, любовь, молодость, роскошь, шик – непонятное, ускользающее, экзотическое, уникальное.

Зрелому поэту интересна только одна тема: потерянная им родина, его страдания).

  1. Какое настроение звучит в стихах разного периода? (Ранняя поэзия –на поверхности – бодрая, решительная, с наигранной ноткой грусти –мысль –эпатировать . Более глубоко спрятана насмешка над толпой. В поздних стихах –элегические , грустные нотки, горькая ирония, трагическая безысходность).
  2. Каких героев встречаем в стихах Северянина? (Ранняя лирика –опереточные , придуманные: дамы, королева, паж, нищий, графиня, фея, принц.

Героев зрелых стихов немного: сам автор, немолодой, одинокий, тоскующий, иногда спутница –подруга и почти всегда Родина-мать, живая, непостижимая, бесконечно любимая и навек утраченная.)

  1. В чём особенность лексики стихотворений разного периода? (В ранних –с целью эпатажа подобрана соответствующая лексика: множество неологизмов: «быстро-темпном», «аловстречном», «хрупот», «грозово», «олуненной», «грозово», «разузорены»; меняет ударения, произношение слова, делая текст необычным.

В поздних стихах редко встречаются неологизмы, они незаметны, лексика традиционна.

    4. Выводы, обобщение. Ранние стихи салонно-манерного стиля рассчитаны на эпатаж, интерес со стороны массового читателя. В поздних стихах Северянин вернулся к традиции, к культуре и ,наверное, к самому себе. Это путь настоящего художника.

Что отличает сердце поэта Серебряного века? (8-9 слайды)

Чтение стихотворения «Классические розы» (1925 г.) Читает ученик на фоне слайда.

Домашнее задание: выучить наизусть любое понравившееся стихотворение И. Северянина



Предварительный просмотр:

Урок-ПРОЕКТ по литературе в 9 классе “Солдатское поле”(  Большая любовь к малой родине. Немеркнущие страницы моей малой родины)

Девиз: «Судьба и Родина едины»

         Проект: групповой, исследовательско-творческий

         Участники проекта:

Учащиеся 8-9 класса, жители хутора -  бывшие члены кружка «Красные следопыты», учителя, библиотекарь, классный руководитель

Актуальность темы

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, тот прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, школы, села, в котором живёшь, края, где живут и трудятся тысячи твоих земляков, а в дальнейшем – и на благо всей страны.

Воспитание гражданина и патриота своей малой родины и своей страны - основная ступень нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина, Кубань- отчий край.

Участники проекта через реализацию своего творческого потенциала воплощают в жизнь приоритетные идеи, реализующиеся в России, такие как воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей, гражданско-патриотическое воспитание, формирование безграничной любви к Родине и гордость за её славное героическое прошлое.

         Гипотеза

         Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру, знать его историю. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к истории своей Родины, своего края, к народным традициям, фольклору, к природе.

         Цель:

воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – России, к родной земле, малой родине, своему народу

Задачи:

1. Собрать и обобщить материал в виде устного журнала с экскурсией, используя разные виды и формы работы учащихся.

2.  Раскрыть творческий потенциал учащихся, посредством их самовыражения в различных видах творческих работ: сочинениях, собственных стихотворениях, выразительном чтении наизусть, рисунках, стенгазетах.

3. Способствовать формированию активной жизненной позиции, общественно-полезных инициатив учащихся

4.Формировать у подрастающего поколения бережного отношения к традициям и культуре родной страны, родного края.

4. Создать условия для формирования  гражданско-патриотической, духовно-нравственной, эстетической культуры  школьников.

5. Поместить информацию на школьном сайте.

           Краткая аннотация проекта

Сейчас много уделяется внимания истории родного края, воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся, преемственности поколений. Поэтому проект направлен на привлечение подростков к изучению истории своей малой родины. Ребята узнают и исследуют страницы истории , связанные с героическими событиями Великой Отечественной войны, историю обелиска и Солдатского поля.. Тема взята не случайно,  в течение года учащиеся вели работу в данном направлении, и проект является своеобразной формой обобщения и систематизации данной работы.  Тема не только интересна, но и актуальна. Ребята с удовольствием  перелистают страницы истории, создадут проект в виде устного журнала с элементами экскурсии.  Разместят свои работы на школьном сайте.

Для этого группа учащихся будет изучать вопросы:

1. Наш хутор в годы войны (в зеркале истории)

2. История обелиска и Солдатского поля

3. Наш земляк –Герой Советского Союза М.К.Герасименко.

Кроме того отдельные учащиеся будут выполнять творческие задания: нарисовать рисунки по теме, сделать фотографии обелиска и Солдатского поля, выучить стихи кубанских поэтов о Родине, написать свои собственные стихотворения о Солдатском поле, о Кубани, написать сочинения «О чём рассказал памятник?»

Ребятам будут представлены индивидуальные и групповые консультации,  материалы в библиотеке. По завершению проекта на классном часе состоится очная защита исследовательских работ (в виде презентаций) по проекту.

Ключевые слова: Родина , Кубань, Малая родина, История,  Обелиск, Солдатское поле, Земляки, Герой, Школа, Подрастающее поколение, Традиции

План проведения проекта

  1. Подготовительный этап:

      - планирование проекта ;

  - проведение опроса учащихся с целью выявления знания - незнания по   данной теме;

      - определение круга заданий

 2. Основной этап. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий

Направление поиска информации в Интернете, в библиотеке, в материалах СМИ, в кабинете истории

 3. Подбор необходимого материала, направленного на духовно - нравственное развитие детей

4.  Защита проекта ( выступления учащихся)

           5.Заключительный этап. Итоги

           6.Критерии оценивания ученических работ

           7. Итоговое обсуждение

 8. Оценивание работы участников

 9. Отзывы

 Критерии оценивания работ учащихся

При оценке работ учитывается:

 творческий подход к форме изложения и оформления материала;

искренняя заинтересованность автора;

самостоятельность суждений;

полнота раскрытия темы;

наличие элементов исследовательской работы;

ссылки на ресурсы Интернет по теме проекта.

Рефлексия: что учащимся понравилось/не понравилось в проекте

В проведённом исследовании: (закончить предложения)

Мне было интересно…

Было трудно…

Я сделал(а)…

Мне понравилось…

Меня удивило…

Я научился(ась)…

План презентации проекта

  1. Вступительное слово учителя о целях, задачах методах, формах работы, участниках проекта
  2. Представление участников проекта
  3. Слово ведущим ( Родина, Отечество, малая родина, история родного края, малой родины)
  4. Чтение стихотворения Д. Певцова «Россия- Родина моя»
  5. Презентация работ:

 «Наш хутор в годы Великой Отечественной войны»

       «История обелиска и Солдатского поля»

       «Наш земляк –Герой Советского Союза М.К.Герасименко»

  1. Экскурсия в парк к обелиску погибшим и к мемориальной доске      «Солдатское поле»
  2. Минута молчания
  3. Возложение цветов
  4. Заключительный этап. Итоги. Оценка работ.
  5. Отзывы

Материалы

Ведущий: Симонид Кеосский сказал: «Для полного счастья необходимо иметь славное Отечество»

Ведущий: (читает стихотворение Дмитрия Певцова)

 Россия – Родина моя,

 Смотрю вокруг и что я вижу:

 Кругом бескрайние поля

 И снег лежит на нашей крыше.

 Российский снег, он словно пух

 Ложится прямо на ресницы.

 Россия без зимы - ничто

 И жаль, что улетают птицы.

Зимой неслышен соловей,

 Ах, как поет он ночью летом!

 И нет нигде таких берез.

 Березы... Вся Россия в этом.

 Когда расстанусь с детством я,

 Объеду я дорог не мало.

 Россия – Родина моя!

 Хочу, чтоб ты сильнее стала!

 И чем смогу, я помогу:

 Цвести полям, расти деревьям.

 Российский дух поднять смогу,

 Чтоб Родина , Россия наша

Была могущественней, краше.!

Ведущий:(читает отрывок из стихотворения С. Хохлова)

Кубань, Кубань – души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла

Ребята, каждый из вас любит свой дом, свою улицу, свой  посёлок. Слагаясь воедино, эти любимые места составляют Краснодарский край, который, в свою очередь является частью нашей великой страны. Благодатная, тёплая и гостеприимная земля Кубани – жемчужина России – это наша малая Родина. 2012 год очень значим и  с точки зрения  3-ёх вековой истории Кубани и её знаменательных событий.  Давайте определим : о каких  знаменательных  датах идёт речь? (ответы учащихся):

- 1150-летие с момента зарождения российской государственности;

- 200-летие Победы в Отечественной войне 1812 года;

-  75 – летие образования Краснодарского края.

Материалы о хуторе в дни войны, о мемориальном комплексе «Михизеева Поляна», о Герое Советского Союза М.К. Герасименко взяты из книг «Родная Кубань», «Земля Брюховецкая», из СМИ, интернет- ресурсов

Стихотворение Обухова Кирилла, ученика 9 класса, победителя муниципального этапа конкурса чтецов стихотворений в 2012 году

Солдатское поле

За нашей школой есть поле. В суровом 43-ем на нём полегли под гусеницами фашистских танков бойцы 89-ой Армянской дивизии, в составе которой воевали и кубанские воины. Они защищали наш хутор.

В парке, недалеко от  школы, обелиск с высеченными именами героев. Школьники ухаживают за памятником погибшим и посадили аллею сирени.

2 года назад у поля за школой появилась мемориальная доска с надписью: «Солдатское поле». Возле неё всегда венки и цветы. Мы помним имена героев!

Лежит в могиле братской,

Лежит в земле сырой

Парнишка с Ленинградской,

Мальчишка молодой.

О, как скорбит природа

О тех, кто кровь пролил,

Кто думал о свободе

И Родине служил!

Таких парней немало,

Мальчишек молодых,

Не гнавшихся за славой,

И думавших о живых.

Они сражались храбро,

Герои навсегда…

Суровый сорок третий,

Горит твоя звезда!

И полегли на поле

Под танками они,

И жизни их разбились

От танковой брони…

Но подвиг их бессмертный

Останется всегда

Светить в народном сердце,

Как Вечная Звезда!

                                                                                                                         На субботнике (2)

Фотоматериалы. 2012г. Вахта памяти . В парке у обелиска. 9 класс

Готовимся к проекту. Субботник. 9 класс . 2012г.

SDC10014

Готовимся к проекту. Работа со СМИ. 9 класс.2012г.



Предварительный просмотр:

Урок-творческая лаборатория

Тема «Родная природа в изображении кубанских поэтов 20 века»

в 5 классе

Цели: раскрыть красоту родной природы, родного края; подчеркнуть глубокую любовь кубанских поэтов к своей родной земле, природе, к своей родине, к свому народу; развивать творческие способности учащихся; воспитывать у учащихся любовь к родной земле, своему народу.

Оборудование урока: портреты кубанских поэтов, рисунки учащихся по теме «Родные пейзажи», выставка книг кубанских поэтов о родной природе, стихотворения учащихся, музыкальное оформление –отрывки из симфонии П.И.Чайковского «Времена года».

Задания к уроку: подготовить рисунки на темы: «Родные пейзажи», «Любимый уголок»,сочинить стихотворение о родной природе (по желанию), выучить наизусть 1 стихотворение кубанского поэта.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о русской пейзажной лирике 20 века.

  1. С какими произведениями каких поэтов мы познакомились?
  2. Какая тема объединяет стихотворения И.А.Бунина, А.Прокофьева, Д. Кедрина?
  3. Прочитайте наизусть несколько строк из стихотворения.

   Сегодня мы с вами продолжаем открывать красоту родной природы в стихотворениях кубанских поэтов. Мы совершим путешествие по стране Поэзия.

  1. Вступительная беседа.
  1. Каких кубанских поэтов вы знаете?
  2. Какие стихотворения кубанских поэтов вы можете назвть?
  3. Прочитайте наизусть запомнившиеся строчки.
  4. Что объединяет стихотворения кубанских поэтов?
  5. Кто из кубанских поэтов живёт у нас в ст. Брюховецкой?
  6. Какие книги, какие стихи В.Нестеренко вы знаете?

Учитель. Сегодня мы с вами откроем страницы творчества В.Бакалдина, В.Бардадыма, В.Неподобы. Каждый из вас побывает в нескольких ролях: учёные-биографы, литературоведы, поэты, художники, актёры- чтецы произведений.

  1. Сообщения учащихся о жизни и творчестве В.Бакалдина, В.Неподобы, В.Бардадыма.
  2. Путешествие по стране Поэзия.

Учитель. Ребята! Мы с вами теперь путешественники. Перед нами необыкновенная страна- страна Поэзия. Высокие горы, синие моря, бескрайние степи, вишнёвые сады, золотые поля- всё это мы видим в стихотворениях В.Бакалдина, В.Неподобы, В.Бардадыма и откроем для себя огромную любовь поэтов к родной природе, родному краю, родной стране.

Чтение и анализ ст. В.Неподобы «Улыбка осени», «Природа», «Молчат сады», ст. В.Бардадыма «Казаки кубанские», «Казачий бандурист», В.Бакалдина «Леса, снега…», «Есть такие, что не рады трав разгадывать шарады…», «О деревьях».

Вопросы для краткого комментария к стихотворениям:

  1. О чём это стихотворение? Как бы вы определили тему стихотворения?
  2. Как автор передает любовь к родной природе, с помощью каких художественных образов?
  3. Представьте, что вы художники. Какую картину вы бы нарисовали к стихотворению?

Анализ ст. В.Бакалдина «Я не рос среди берёз».

Учитель. Мы с вами, ребята, сейчас литературоведы. Попробуем более глубоко проанализировать ст. В.Бакалдина «Я не рос среди берёз». Вначале послушаем выразительное чтение стихотворения. (Читает заранее подготовленный ученик.) Ну а теперь попробуем разобраться в произведении.

  1. Какова тема стихотворения?
  2. Какие художественные образы рисует поэт? Как тема развивается?
  3. С помощью каких художественных средств автор рисует яркие образы? Назовите эпитеты, метафоры, сравнения.
  4. На каком приёме построено начало стихотворения? ( На противопоставлении)
  5. Что подчёркивает автор в конце стихотворения?
  6. Как связаны начало и конец  стихотворения?
  7. Представьте, что вы художник. Какую бы иллюстрацию вы бы нарисовали к стихотворению?
  8. Давайте посмотрим, какие рисунки к стихам нарисовали ребята. Обсуждение работ
  1. «Проба пера». Учащиеся читают стихотворения, написанные ими дома.
  2. Творческая мастерская начинающих поэтов. Учитель даёт готовые рифмы, учащиеся пишут стихотворения-четверостишия или учитель даёт первую строку:

1) Кубань моя родная…

                такая

               края

                 желая

2)…………просторы

                         горы

                          моря

                          поля

               Родина моя

  1. Конкурс чтецов.
  2. Поэтическая пятиминутка. Учитель читает стихотворения учащихся, написанные в предыдущие годы, ученики дают краткие рецензии.
  3. Итог урока. Оценки. (Каждый ученик получает по 2-3 оценки: за каждый вид работы.)
  4. Домашнее задание. Сочинить собственное стихотворение о Кубани, о родной природе, родном уголке.


Предварительный просмотр:

Урок 2.«Путешествие по стране русский язык»

в 5 классе

           В последние годы все сложнее складываются отношения школьников с родной речью, родным языком. Увлечь их, заставить полюбить русский язык учителю порой бывает очень трудно. На помощь нам приходят игровые технологии, которые мы используем на альтернативных уроках  довольно успешно. Такие уроки- игры или внеклассные мероприятия часто бывают плодом совместного творчества.

Цель урока: расширить и систематизировать знания учащихся в соответствии с изученным в 5 классе.

Задачи урока:

а) расширить знания учащихся в области лексикологии, фонетики,          синтаксиса;

б) развивать логическое и образное мышление учащихся;

в) воспитывать бережное отношение к родному языку.

Педагогическая инструментировка: карточки- задания, карточки- указатели, карточки- вопросы, схемы, ребусы, кроссворды, выставки книг, рабочие тетради.

Описание игры. Перед началом игры формируется две команды. Каждая команда выбирает себе название и капитана. Все письменные задания дети выполняют в рабочих тетрадях. За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание команда получает жетон. При подведении итогов подсчитывается количество полученных жетонов и определяется команда- победитель, а самые активные игроки получают оценки.

Ход урока.

Вступительное слово учителя

- Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Многие из вас воспринимают русский язык только как  школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немногим скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Наш маршрут пройдет по городам: Звукоград, Лексикоград, Частереченск, Синтаксисград, Угадайск. Вам необходимо быть очень внимательными, чтобы вы смогли запомнить самое интересное, новое, что сегодня откроете для себя и узнаете, и о чем вы захотите сказать своим друзьям.

Вы готовы?! Можно начинать.

Звукоград.

Задания:

Сколько звуков{ш} в предложении :

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто для дела гож?

Сколько звуков{ц} в предложении:

Ученица Куницына собирается остаться в Братске?

Метаграммы- это загадки, в которых надо отгадать слово, заменяя один звук другим. (Дети записывают слово метаграмма в свои тетради.)

1) Со звуком {с} я невкусна,

    Но в пище каждому нужна.

    С {м} берегись меня, не то

    Я съем и платье, и пальто.

                          (Соль, моль.)

2) С {к}я в школе на стене:

     Горы, реки есть на мне.

     С {п}- от вас не утаю-

     Тоже в классе я стою.

                            (Карта, парта.)

3) Хоть и мала я, но взгляни:

    Весь мир в себе я отражаю.

    Но {к} на  {ц}перемени-

     Я по   болоту зашагаю.

                           ( Капля, цапля.)

  1. С ( б) мучительной бываю,

С (м) одежду пожираю.

С (р ) актёру я нужна,

С (с ) для повара важна.

                       ( Боль, моль, роль, соль.)

Логогриф- от греческих слов логос « учение» и грифос « загадка». Это  загадка, в которой задуманное слово может иметь разные значения в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв). Ученики записывают в тетрадях слово логогриф.

  1. Готов вас напоить водой,

Но (э) прибавите в начале,

И соберу перед собой

Я зрителей в квартире, в зале.  

            ( Кран, экран).

  1. Несёт меня с трудом старик,

Но если (ю) прибавить, вмиг

К нему придёт на помощь тот,

Кто без труда меня несёт.

            ( Ноша, юноша.)

                 Лексикоград

Задания:

1. На доске записаны слова, которые нужно запомнить:

    Метаграмма, логогриф, антонимы, синонимы, кроссворд, ребус, криптограмма.

(Слова дети должны записать в тетради, запомнить их правописание и что

они означают.)

2. Кроссворд. Запишите синонимы к словам:

    Торопиться- (спешить)

    Учить- (изучать),

    Бежать- (нестись),

    Осилить- (одолеть),

    Известие- (новость),

    Удивить- (изумить),

    Фантазировать- (мечтать).

На доске получается следующая запись:

с

п

е

ш

и

т

ь

и

з

у

ч

а

т

ь

н

е

с

т

и

с

ь

о

д

о

л

е

т

ь

н

о

в

о

с

т

ь

и

з

у

м

и

т

ь

м

е

ч

т

а

т

ь

     1) Я - антоним к слову зной,

         Я в реке, в тени густой

         И в бутылке лимонада,        

 А зовут меня ….

                                         (Прохлада.)

  2) Я – антоним слова лето,

       В шубу снежную одета,

       Хоть люблю мороз сама,

       Потому что я …

                                    (Зима.)

   3)  Я – антоним к слову смех,

        Не от радости, утех,-

        Я бываю поневоле

        От несчастья и от боли,

        От обиды, неудач.

        Догадались? Это …

                                           (Плач.)

4)  Я – антоним шума, стука,

      Без меня вам ночью мука,

      Я для отдыха, для сна,

      Называюсь …

                                        (Тишина.)

Каждая команда выбирает себе карточки с заданиями (дается одна минута для размышления):

  1. Дать определение имени существительного.
  2. Дать определение местоимения.
  3. Дать определение предлога.
  4. Дать определение союза.
  5. Дать определение глагола.
  6. Дать определение имени прилагательного.

Синтаксисград

Задания:

1. Составьте предложение по схемам:

       а)

       б)

2. Расставьте знаки препинания, дайте характеристику предложения, начертите схему:

       а ) В поле в лесу в роще звенели птичьи голоса.

        б) Солнечные лучи заливают цветочную клумбу тёмную зелень и садовые аллеи.

3. Устное конструирование предложений с  обращениями.

        ( Учащиеся берут карточки вопросы.)

        а) Обратитесь с просьбой, с приветствием.

        б) Обратитесь с призывом, с вопросом.

              Угадайск

Задания ( карточки «С» и « П»):

  1. Терминологический диктант:

- главные члены предложения;

- служебные части речи;

- часть слова;

- самостоятельные части речи;

- единицы синтаксиса.

     

                  С

        П

Сказуемое

Союз

Суффикс

Существительное

Словосочетание

Подлежащее

Предлог

 Приставка

Прилагательное

Предложение

  1. « Волшебный круг».

Сколько слов можно прочитать в этом круге?

 Словами являются и предлоги ,и союзы. ( Читать по кругу по часовой      стрелке.)

  1. Ребус (от латинского res ( вещь)- загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур,букв, знаков. ( Записать слово в тетрадь.)
  2. Отгадать пословицу:

              (  Век живи , век учись.)

  1. Подведение итогов игры и выставление оценок.
  2. Заключительное слово учителя.

- Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и ,конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!



Предварительный просмотр:

Урок-практикум в 9 классе

Тема «Итоговое повторение синтаксиса и пунктуации» (2 ч.)

Цели урока: повторить и обобщить изученный материал, закрепить знания, умения и навыки учащихся по синтаксису и пунктуации, развивать речь учащихся, воспитывать любовь к родному языку, родной стране.

Оборудование урока: книга В.Солоухина «Камешки на ладонях, отпечатанные тексты для самостоятельной работы учащихся по вариантам.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя. Цели, задачи урока. Ребята! Некоторые из вас были на море. Морской берег усыпан мелкими разноцветными камешками. На первый взгляд они кажутся серой галькой. Начинаешь перебирать их и видишь: один полупрозрачный, другой чёрный, как лаковый, с жёлтым узором;  третий зелёный с белой чайкой. Красивых камней набирается много, хочется их всех увезти с собой, ты вновь перебираешь камешки, оставляешь себе несколько штук , чтобы увезти с собой на память о море, о лете, о красоте.

У В.Солоухина есть книжка «Камешки на ладони». Книга представляет собой сборник мыслей писателя, рассуждений, художественных образов – одним словом, своего рода «камешков», каждый из которых можно рассматривать, обдумывать отдельно. Давайте возьмём в руки эту книгу и поперебираем эти камешки. Мы сегодня на уроке, работая с текстами В.Солоухина, повторим и обобщим изученный материал по синтаксису и пунктуации.

  1. Практическая работа.
  1. Запишите предложение под диктовку, объясните знаки препинания. Определите в данном предложении части речи.

Так сложна, так захватывающе интересна жизнь, которая кипит вокруг нас и в которой мы сами участвуем.

        Произведите синтаксический разбор предложения.

  1. Объясните знаки препинания.

Природа прекрасна. Но всё же нетрудно заметить, что лучшие картины, изображающие природу, обязательно имеют какую-нибудь черту человеческой деятельности: прясло, мостик, тропинку, церковный крестик.

  1. Порассуждаем. Как вы это понимаете?

Принято на могильных плитах соединять короткой чёрточкой две даты: родился – умер. Чаще в этом заключается непреложная, хотя и зловещая справедливость.

Но есть люди, для которых такой порядок вещей как бы неправомочен. Люди эти живут, хотя погребены.  Так и хочется, чтобы на их могилах стояла только одна дата – дата рождения, а чёрточка соединяла бы эту дату просто со временем, просто с миром.

Задание. Выпишите из текста примеры различных типов сказуемых. Устно произведите их синтаксический разбор.

  4)Произведите синтаксический разбор предложения.

   Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные.

5)Запишите под диктовку. Охарактеризуйте пунктуацию текста.

Говорят, к Шекспиру пришёл один молодой человек и спросил:

- Я хочу стать таким же, как вы. Что мне нужно делать, чтобы стать Шекспиром?

- Я хотел стать Богом, а стал Шекспиром. Кем же будешь ты, если хочешь стать всего лишь мной?

6) Найдите допущенные в данной записи ошибки.

Когда невежда сталкивается с явлением, которого он не может понять, или которое недоступно пяти его органам чувств, он говорит: «Этого не может быть». Эта фраза – есть высшая степень человеческого невежества.

7) Предупредительный диктант.

Выделите в предложениях грамматические основы. Объясните знаки препинания. Укажите способы выражения подлежащих.

Выпишите словосочетания (по одному примеру) на каждый способ подчинительной связи, приведите их разбор, укажите грамматическое значение.

            Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их невидно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллиона поступков, определяющихся многими чертами характера и в свою очередь формирующих этот характер.

Но если бы какой-нибудь фантастический ум мог прослеживать и находить связь явлений, то он нашел бы, что всякая черта взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок имели в детстве свой зародыш, свое семечко.

Задание. Приведите примеры 1) прямых дополнений, 2) согласованных определений.

Приведите примеры разных видов обстоятельств, найдите слова, от которых они зависят, укажите вопрос, на который каждое из них отвечает.

8. Самостоятельная работа.

Анализ пунктуации следующих текстов (по вариантам).

1.В одном романе Жюля  Верна люди решили при помощи выстрела из огромной пушки сместить ось земного шара. Тогда растопились бы полярные льды, половину Европы, в том числе и Париж, залило бы водой и так далее.

Время выстрела было объявлено. Европейцы в панике ждали катастрофы.

Только один математик сидел спокойно в парижском кафе и кофе. Он проверил расчеты безумцев, нашел ошибку в расчетах и знал, что ничего не произойдет.

Как часто во время… дискуссий и шумных кампаний приходится довольствоваться грустной ролью математика, спокойно пьющего кофе.

2. Сколько людей на свете, столько и понятий о счастье, потому что счастье состоит в удовлетворении запросов, а запросы бывают разные. Русская пословица гласит: «У каждого по горю да не поровну. У одного похлебка жидка, у другого жемчуг мелок». То же можно сказать о счастье.

Тем не менее у любого счастья существует фон, или, вернее, основа, и есть подробности крупных планов.

Наиболее прочной и, вероятно, единственно прочной основой является глубокая удовлетворенность главным делом своей жизни, которое тоже у каждого человека свое.

Личные, повседневные огорчения и радости (подробности крупного плана) могут, конечно, на время заслонять основное. Но при отсутствии основного они не могут составить счастья.

3.Почему герои «Мертвых душ» вот уже стольким поколениям читателей кажутся удивительно яркими, выпуклыми, живыми? Ни во времена Гоголя, ни позже, я думаю, нельзя было встретить в чистом виде ни Собакевича, ни Ноздрёва, ни Плюшкина. Дело в том, что в каждом из гоголевских героев читатель узнаёт…себя. Характер человеческий очень сложен, Он состоит из множества склонностей. Гоголь взял одного нормального человека, расщепил его на склонности, а потом из каждой склонности, гиперболизировав её, создал самостоятельного героя. В зародышевом состоянии живут в каждом из нас и склонность к хвастовству, и склонность к скопидомству, хотя в сложной совокупности характера никто из нас не Манилов, не Ноздрёв, не Плюшкин. Но они нам очень понятны и, если хотите, даже близки.

9. Расставьте знаки препинания и проверьте по образцу. (Тексты распечатаны без знаков препинания.)

  1) Вот область человеческой деятельности, в которой человечество с тех пор, как оно себя помнит, не сделало ровно никакого прогресса. Я имею в виду одомашнивание животных. В самом деле, все современные домашние животные уже были как бы с самого начала: корова, лошадь, кошка, собака, овца, коза, осёл, верблюд.. На своей памяти человек не прибавил к этому списку ни одного животного. Если иметь в виду одомашнивание целого вида, а не приручение отдельного экземпляра, например, белки, лося, ежа или даже волка.

2) Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвободить досуг, который можно употребить для развития духовных способностей.

   Но произошёл удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры?

4.Банально, но всё-таки, если прислушаться, самый зловещий из всех земных звуков –тиканье часов.

  Дополнительные задания ко всем упражнениям:

1.Приведите примеры односоставных предложений, определите их вид.

2.Укажите неполные предложения.

3.Укажите предложения с рядами однородных членов, с обобщающим словом.

4.Приведите примеры однородных и неоднородных определений.

5.Найдите вводные слова, укажите их значение.

6.Приведите примеры обособленных членов предложения, укажите условия обособления.

7.Есть ли в данных предложениях уточняющие члены предложения?

8.Составьте схемы указанных учителем  сложных предложений, дайте их характеристику.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

 Домашнее задание: выписать из книги  В.Солоухина 2 абзаца текста, проанализировать синтаксис и пунктуацию, определить виды сложных предложений и составить их схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.

Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...

Презентация к открытому уроку по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.

Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...

8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...