Проект "Чудеса для детей из ненужных вещей"
проект на тему

Бологова Светлана Сергеевна

Лето самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме развивать творческие способности детей через работу с разным бросовым  материалом, его свойствами, разнообразной структурой. Дети приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_veshchi.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка -   детский сад № 501 «Медвежонок» г. Новосибирск

Проект

 «Чудеса для детей из ненужных вещей»

        Автор:

Бологова Светлана Сергеевна

воспитатель;

Новосибирск, 2012 г.

Аннотация проекта

Детский  сад «Медвежонок» города Новосибирска посещают дети с нарушениями слуха (после КИ). Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в ДОУ предполагает достаточно высокий объем  учебной нагрузки на детей, которые имеют  ряд специфических особенностей.

Все это создает трудности при развитии у детей творческих способностей, воображения, образного мышления.

Лето самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме развивать творческие способности детей через работу с разным бросовым  материалом, его свойствами, разнообразной структурой. Дети приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

        Процесс развития ребенка важно направлять по творческому руслу – руслу созидания, самостоятельности, гибкости и оригинальности мышления, чтобы, по словам М.Монтеня, ребенок «чувствовал себя тверже, чтобы обогатил и украсил себя изнутри».

        Создавая вместе с детьми, различные персонажи кукольного театра, поделки для игр с песком и украшения участка - своими руками, может стать частью большого творческого процесса, связанного с театрально – игровой деятельностью и всесторонним развитием ребенка. В определенной степени ребенок уже подготовлен к подобного рода действиям всем процессом воспитательно – образовательной работы.

Всё это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного произношения, развивается слуховое восприятие и развиваются психические процессы,  что так же недостаточно развито у наших детей.

Проект «Чудеса для детей из ненужных вещей» нацелен на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми  старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья  в летний период.

Постановка проблемы

        Для нас уже не ново видеть на улицах на природе горы всевозможного мусора, бумажные коробки, пластиковые бутылки, битое стекло, целлофановые пакеты и прочий мусор. От которого страдает не только окружающая нас среда, но и мы люди. Огромные усилия и средства тратятся на изготовление всевозможных упаковочных материалов, и потом все это оказывается на свалках. Уже сейчас свалки занимают в нашей стране более 85 тысяч гектаров земли, ежегодно увеличиваясь еще на 1500 га ежегодно. По расчетам специалистов, здесь 30% составляют бумага и картон, 4% полимеры, 3% черные и цветные металлы, от 4 до 6% стекло, свыше 4% текстиль. А пластиковые упаковки и другие полимерные материалы могли бы заменить тонны бензина, нефти и газа. 

        Мы перестаем замечать мусор под ногами, спокойно выбрасываем его в любое место на нашем пути, дети наблюдают за нами взрослыми и повторяют в точности наши поступки, мусорят на улицы в подъездах, общественном транспорте, кинотеатрах и т.д. И когда мы наконец-то обращаем на это внимание, оказывается, что уже слишком поздно, что-то менять. Для того чтобы этого не происходило нам взрослым необходимо уже с детского сада учить детей беречь окружающую природу. И наверняка не задумываемся о том, что весь этот "мусор" может обрести новую жизнь, став материалом для создания весьма оригинальных детских поделок из пластиковых бутылок.         Некоторые детки умудряются смастерить удивительные подарки своими руками из пластиковых бутылок, восхищая своих родителей и друзей.

Для этого была создана летняя экологическая  лаборатория «Чудеса для детей из ненужных вещей».

Потребность ребенка в новых впечатлениях направлена на познание предметов и явлений окружающего. Ещё В.А.Сухомлинский отмечал, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Поисковая активность - естественное его состояние. Детская потребность в исследованиях обусловлена биологически. Каждый  ребёнок настроен на познание мира, он хочет его познавать.

Дошкольный возраст является сензитивным для формирования таких ключевых качеств как креативность, способность к поиску знаний. Чем разнообразнее и интереснее деятельность, в которую включается ребенок, тем больше информации он получает, а значит, быстрее и полноценнее развивается.

Задача образовательной области «Художественное творчество»-  развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности»- решается и в ходе летней работы.

        Детский  сад «Медвежонок» города Новосибирска посещают дети с нарушениями слуха (после КИ). Реализация специализированной программы коррекционного обучения в ДОУ и  критериев оценки содержания и методов  воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ  предполагает достаточно высокий объем  учебной нагрузки на детей, которые имеют  ряд специфических особенностей:

-выраженное недоразвитие всех сторон речи;

- низкий уровень понимания обращенной речи;

- низкую работоспособность;

- низкий уровень познавательного интереса;

- быструю утомляемость;

- повышенный уровень тревожности.

Все это создает трудности при формировании экологических представлений, развитии эстетического восприятия, эстетических чувств, художественно-творческих способностей.

Поэтому наиболее актуальной формой работы с детьми в летний период можно считать  проектную деятельность.

Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляет тесный контакт всех педагогов, воспитанников и родителей, работающих по проекту.

К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.

Опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь педагогам, и вместе с детьми увлекаются данной проблемой. В результате, работа проходит эффективнее, плодотворнее, качественнее.

Цели и задачи проекта

        Цель проекта: создание условий для формирования экологических представлений об окружающем, развития эстетического восприятия, эстетических чувств, художественно-творческих способностей у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях летней экологической лаборатории «Чудеса для детей из ненужных вещей»

Поставленная цель будет решаться с помощью следующих задач:

- формировать представления об экологической безопасности места проживания человека через проектную деятельность «Познание»;

- способствовать развитию у детей фантазии, творческих способностей, умения создавать объёмные композиции из различных бросовых материалов «Художественное творчество»;

- прививать навыки работы с инструментами, напомнить правила техники безопасности с режущими и колющими предметами «Безопасность»;

- развивать у детей художественный вкус, творческое воображение, образное мышление «Художественное творчество»;

- развивать мелкую ручную мускулатуру, умение выполнять работу быстро и аккуратно «Здоровье»;

- воспитывать усидчивость и аккуратность, бережное отношение к окружающей природе «Здоровье».

Условия реализации проекта:

  1. Работать с детьми малыми группами (3-4) человека по интересам.
  2. Использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей.
  3. Не ограничивать детей в деятельности из гигиенических соображений      (испачкаешься, прольешь).
  4. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития познавательных интересов и возрастных особенностей детей.

Сроки реализации проекта 3 месяца ( июнь – по август).

Новизна проекта заключается в содержании и в  форме организации  работы – совместная проектная деятельность (дети, родители и педагоги) по изготовлению поделок из бросового материала.

        

В результате реализации проекта сократится количество детей, имеющих проблемы в речевом и психофизическом развитии; повысится уровень их познавательной активности и творческих способностей.

Дети будут знать:
- о пользе ненужных вещей;

- об условиях экологической безопасности;

- о разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о способах соединения деталей между собой (при помощи клея, проволоки, иголки и т.д.)
- о технике безопасности во время работы с ножницами, клеем, проволокой и т.д.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные материалы и способы создания предметов;
- аккуратно и экономно использовать материалы;

- бережно относиться к окружающей среде родного города.

Технология проведения работы по проекту

«Чудеса для детей из ненужных вещей»

Методика проведения

Подготовительный этап

  1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы)

Методы и приемы: проблемные вопросы, проблемные задачи и ситуации, экспериментальная деятельность.

  1. Поиск и предложение возможных вариантов решения

Методы и приемы: вопросы на выявление причинно-следственной связи.

  1. Сбор материалов

Методы и приемы: наблюдения, практические действия.

Развивающий этап

  1. Создание поделок, композиций.

Методы и приемы: совместная деятельность детей, педагогов и родителей.

Организационный этап

  1. Подготовка проекта (сообщения)

Методы и приемы: обобщение материалов.

  1. Защита проекта.

Методы и приемы: выставка поделок, презентация материалов проекта.

Дальнейшее развитие и перспективы

  • распространение опыта работы по проекту «Чудеса для детей из ненужных вещей» на районном и областном уровне.

Список литературы.

  1. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. – М.: ТЦ      Сфера, 2002. (Серия «Вместе с детьми»)
  2. Гудилина С.Г. Чудеса своими руками.  Москва «Аквариум» 1998г.
  3. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей.- Ярославль: « Академия развития», 1997г.
  4. Туфкрео Р.А., Кудейко М.В. Коллекция идей (театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе).- М.: ООО «Линка- Пресс», 2004.
  5. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для Родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.

Практическая значимость проекта

Изготовление игрушек - самоделок влияет на всестороннее развитие ребенка:

  • Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации, целенаправленности движений. Изготовление игрушек требует от малыша ловких действий. Если вначале любым неосторожным движением он мог испортить игрушку, ее оформление, то впоследствии детская рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими и послушными. Все это имеет немалое значение в подготовке руки к письму.
  • Экспериментирование с различным материалами обогащает знания ребенка об их свойствах, возможностях применения.
  • В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества.
  • Большое влияние оказывает художественный труд на умственное развитие ребенка, стимулирует мышление, активизирует психические процессы.
  • Создавая игрушку, малыш строит образ, не только опираясь на материал, но и на словесно зафиксированную характеристику. Весь процесс работы сопровождается рассуждениями, объяснениями, вопросами. Детям нравится описывать внешность, характер героя, употребляя при этом образные сравнения, разные формы существительных и прилагательных. Развитие речи, ее интонационное оформление продолжается во время инсценирования.
  • Труд по изготовлению игрушек – самоделок способствует воспитанию характера. Не так легко сделать игрушку - требуются значительные волевые усилия, усидчивость, умение планировать свою деятельность с учетом общей цели.
  • В детстве человек восприимчив к советам старших, он с удовольствием делает то, что ему предлагает взрослый, он начинает наблюдать за собой, различать в себе хорошее и плохое. Тактичная оценка взрослого и его рекомендации очень важны малышу для правильной ориентировки в окружающем его мире человеческих отношений.

Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете – ребенок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное – счастливым!                                                                                                                                      Счастье многогранно и многолико, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желанию творить прекрасное. С раннего возраста дети приобретают знания и сведения об окружающих предметах, расширяют свой кругозор, осваивают предметное окружение в его изменении, движении, развитии. Под умелым руководством взрослых дети задумываются над тем, как усовершенствовать какой – то предмет, сделать его более красивым и полезным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Чудеса для детей из ненужных вещей"

Изготовление подставки для карандашей из бросового материала, декорированной вышивкой...

Конспект занятия на тему: «Вторая жизнь ненужных вещей или как сделать красивую поделку из бросового материала».

Цель занятия:  дать «вторую жизнь» бросовому материалу, сделав оригинальную, полезную, красивую вещь для домашнего интерьера....

Экологический проект «Остров ненужных вещей».

Проект «Остров ненужных вещей» направлен на  изучение, анализ бытовых отходов и дальнейшее и вторичное его применение. Деятельность участников проекта осуществляется в рамках работы л...

"Вторая жизнь ненужных вещей"

Конспект открытого мероприятия...

Экологическое мероприятие с театрализованным представлением «Мусорный бал» и экскурсией по выставке детского творчества «1000 идей из ненужных вещей»

laquo;Экологическое мероприятие с театрализованным представлением «Мусорный бал» направлено на привлечение внимания детей к проблеме загрязнения планеты мусором и бытовыми отходами. Экску...

Социально-экологический проект "Вторая жизнь ненужных вещей"

Бытовые отходы загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно умень...

Приказ Конкурс декоративно-прикладного творчества «В мире нет ненужных вещей».

Конкурс декоративно-прикладного творчества «В мире нет ненужных вещей»....