Подпрограмма по спортивно-оздоровительной работе общешкольной программы «Здоровьесберегающая среда в школе»
рабочая программа на тему
Подпрограмма по спортивно-оздоровительной работе
общешкольной программы
«Здоровьесберегающая среда в школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podprogramma.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании МС Протокол № ____ от_________ | «Согласовано» заместитель директора по УВР _____________Попова Л.Х. «____»___________20____г. | «Утверждаю» Директор ____________Тараскин Н.П. «____»___________20____г. |
Подпрограмма по спортивно-оздоровительной работе
общешкольной программы
«Здоровьесберегающая среда в школе»
Составил:
учитель физкультуры Шумарин Ю.Н.
2013-2014 уч.г.
Пояснительная записка
Системно-деятельностный подход нашёл своё воплощение в образовательных стандартах общего образования по физической культуре. Освоение физической культуры в специальной (коррекционной) школе направлено на достижение следующих целей:
- укрепление здоровья, содействие физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
- развитие основных физических качеств, жизненно важных двигательных умений и навыков; формирование первоначального двигательного опыта;
- овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, освоение знаний о движениях человека;
- воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями; культуры общения на этих занятиях.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ включает в себя следующие положения:
1) укрепление здоровья и личную гигиену;
2) оздоровительные (гигиенические и закаливающие) процедуры (комплексы);
3) утреннюю гимнастику и физкультпаузы;
4) правильное дыхание и осанку;
5) правила простейших измерений длины и массы тела, частоты дыхания и сердечных сокращений;
6) правила и нормы поведения на уроках физической культуры, на соревнованиях, в игровой деятельности;
7) способы двигательной деятельности.
Актуальность: в современных условиях развития нашего общества, под воздействием многих социальных, экономических факторов идёт стремительное ухудшение здоровья людей. Предметом особой озабоченности являются дети и их здоровье. Считаю, одним из эффективных и доступных для каждого ребёнка средств укрепления здоровья – это активные занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми.
Особенностями подпрограммы образовательной области «Физическая культура» являются:
направленность на реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с личностными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса;
содержание программы функционально соотносится с организационными формами физического воспитания в школе физкультурно-оздоровительный мероприятия в режиме дня, спортивные соревнования в физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках и секциях, самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Подпрограмма включает в себя
четыре основных направления развития спортивно-оздоровительной системы работы.
1 Содержание учебного материала.
Для всестороннего развития личности программа предусматривает работу спортивного кружка. Дальнейшее развитие культурно-оздоровительной работы предполагает приобретение спортивного инвентаря.
2 Массовая физкультурно-оздоровительная работа.
Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях. Спортивные соревнования должны способствовать тому, чтобы привлечь к занятиям физкультурой как можно больше детей, подростков и взрослых. Подвижные игры — необходимая, жизненно-важная разрядка, удовлетворяющая естественную потребность детей в активном движении, жажду деятельности, соревнования.
Спортивные игры — важное средство развития ловкости, быстроты, силы, настойчивости, умения действовать в интересах коллектива, умения ориентироваться в сложной ситуации. Игровая деятельность участников соревнований вызывает у зрителей стремление стать такими же ловкими и смелыми, способствует сплочению коллектива учителей и учеников, передача опыта старшего поколения младшим, дает возможность по-новому оценить свое отношение к учебе, своему умственному и физическому развитию.
3 Пропаганда здорового образа жизни среди детей.
Основная задача - довести до детей, что здоровье -это драгоценность, ради которой действительно стоит не только не жалеть сил, времени, но и отказаться от пагубных привычек. Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни — самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья.
4 Совместная работа семьи и школы для воспитания здорового поколения.
Вспомним слова известного педагога В.Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное». Поэтому необходимо вовлечение родителей в работу по обеспечению здоровья учащихся. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы пребывания ребенка в учреждении. Между школой и семьей необходимо наладить дружеские, партнерские отношения. Школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной, творческой и здоровой их жизни.
Основные направления реализации подпрограммы:
- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
- организация и проведение разнообразных мероприятий оздоровительного характера;
- организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
- проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
- организация и проведение профилактической работы с родителями на родительских собраниях.
Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом исполнении средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе усвоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.
Учебный процесс физической культуры (физкультурная деятельность) является ведущим, но не единственным основанием образовательной области «Физическая культура» в школе. Его основание осуществляется в единстве с содержанием таких важных организационных форм целостного педагогического процесса как физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках.
Основы знаний.
Возникновение физической культуры у древних людей, её связь с их образом жизни. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Жизненно-важные способы передвижения человека. Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке. Организация мест занятия утренней гимнастики подбор одежды и обуви для самостоятельных занятий физической культурой.
Способы деятельности.
Комплексы утренней зарядки и физкультминуток. Подвижные игры. Комплексы упражнений на формирование правильной осанки.
Физическое совершенствование.
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приёмы: построение в шеренгу и колонн; выполнение основной стойки о команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лёжа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лёжа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стойке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, поочередно махом правой и левой ногой, танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направленим движения (змейкой, по кругу, спиной вперёд), из разных исходных положений и с разным положением рук.Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с неё. Броски: большого меча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди. Метание: малого мяча правой рукой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Лыжные гонки
Организующие команды и приёмы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижение на лыжах ступающими и скользящими шагами.Повороты переступанием на месте.
Спуски в основной стойке.Подъёмы ступающими и скользящими шагами.
Торможение падением.Подвижные игра на материалы гимнастики, акробатики, лёгкой атлетики, лыжных гонок. Простейшие технические действия из спортивных игр в футбол и баскетбол.
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салка-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей»; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись - разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Лёгкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: удар внутренней стороны («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящему навстречу; подвижные игры типа «Точная передача».
Ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
Обязательным компонентом является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою познавательную активность, коррегировать свои личностные качества.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
План организации
физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы
№ | Содержание работы | Дата выполнения | Ответственные. |
1 | Беседы в классах о режиме дня школьника и его значении для укрепления растущего организма, о важности проведения | сентябрь |
Учитель физкультуры, |
2 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях физкультурой и спортом | сентябрь | Учитель физкультуры |
3 | Мониторинг уровня физической подготовленности учащихся на начало и конец учебного года. | сентябрь, май | Учитель физкультуры |
4 | День здоровья. | сентябрь, май | Учитель физкультуры, |
5 | День бегуна. | май | Учитель физкультуры |
6 | Смотр строя и песни, посвященный Дню Победы. | май | Учитель физкультуры, |
7 | Школьный турнир по настольному теннису | декабрь | Учитель физкультуры, |
8 | Школьный шашечный турнир. | ноябрь | Учитель физкультуры |
9 | Веселые старты с элементами спортивных игр. | в системном режиме | Учитель физкультуры |
10 |
| февраль | Учитель физкультуры, |
11 |
| сентябрь, апрель | Учитель физкультуры |
12 | Первенство школы по лыжам | январь | Учитель физкультуры |
13 | Соревнования по конькобежному спорту | февраль | Учитель физкультуры |
14 | « Веселые старты» | сентябрь, апрель | Учитель физкультуры |
15 | Участие районных, и областных соревнованиях | по плану | Учитель физкультуры |
16 | Проведение утренней гимнастики перед началом учебных занятий, подвижные перемены | в системном режиме | Учитель физкультуры, дежурный учитель |
17 | Проведение физкультминуток | в системном режиме | Учителя-предметники, воспитатели гпд учитель физкультуры |
18 | Курить или жить? Тренинг, анкетирование | ноябрь | Учитель физкультуры |
19 | Выпуск газеты «Спорт, спорт, спорт» | сентябрь | Учитель физкультуры |
20 | Выпуск газеты « В здоровом теле – здоровый дух.» | апрель | Учитель физкультуры |
21 | Беседа «Шаг к Олимпиаде в Сочи» | март | Учитель физкультуры |
22 | Занятия в спортивном кружке | по плану | Учитель физкультуры |
23 | Выступление на семинарах, методических объединениях, педсоветах для учителей и воспитателей по вопросам организации оздоровительно-внеклассных мероприятий в режиме дня учащихся. | по плану | Учитель физкультуры |
24 | Консультации для родителей по вопросам физического воспитания детей в семье, закаливания и укрепления их здоровья | в системном режиме | Учитель физической культуры. |
25 | Приглашать родителей на спортивные мероприятия | в системном режиме | Учитель физической культуры, |
Литература.
1. Зайцев Г.К. « Школьная валеология».С.- Петербург. « Акцидент», 1998г
2. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.
3. Ковалько В.И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2007 г.
4. Гостюшин А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебник, 1-4 кл. М.1997г.
5.«Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» \под Сократова.
М..2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"
Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...
управление развитием здоровьесберегающей среды в школе
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора об...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ФИТБОЛ-АЭРОБИКА» Программа составлена для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ).
Учитывая огромный оздоровительный эффект от упражнений на фитболах, их большое количество и разнообразие была разработана программа «Фитбол - аэробика» предназначенная для школьников, отнесенных по...
Педагогический проект "Новой России-здоровое поколение" (создание здоровьесберегающей среды в школе)
О неблагополучии в сфере здоровья учащихся знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. И о ней стали говорить открыто и на всех уро...
Принципы и задачи здоровьесберегающей среды в школе
Здоровьесберегающая деятельность педагога Каждый учитель должен учитывать базовые потребности учащегося. Потребности делятся на группы:1.Самоактуализация (уважение к себе).2.Потребность в уважени...
Здоровьесберегающая среда в школе-новостройке: факты и проблемы.
Здоровьесберегающая среда в школе-новостройке: факты и проблемы....
родительское собрание "Культура здоровья как фактор здоровьесберегающей среды в школе"
родительское собрание, на котором рассматривались вопросы здоровья, формирования потребности в правильном питании...