Использование игровых форм легоконструирования.
методическая разработка на тему
Использование игровых форм легоконструирования как средство создания психологической безопасной образовательной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_lego.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых форм легоконструирования как средство создания психологической безопасности образовательной среды
Лего- это не только яркий, красивый конструктор, но и эффективное развивающее коррекционное и обучающее средство. Лего-педагогика - одна из самых распространенных ныне педагогических систем. В силу своей универсальности наборы Лего оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками, позволяющими разнообразить процесс обучения, в комплексе решать многие задачи, стоящие перед школой.
Работа с Лего дает возможность ребенку проявить многие скрытые качества, свою индивидуальность; развивает мышление, внимание, сообразительность, фантазию, воображение, речь; учит программированию своих действий; развивает творческие способности детей; формирует моторные навыки; служит ненавязчивому закреплению материала, пройденного на уроках чтения, развития речи, истории, ОБЖ; способствует воспитанию положительных нравственных качеств личности (доброта, взаимопомощь, уважение к товарищам и к результатам их труда). При изучении этих и других предметов учащиеся не только воспринимают и запоминают содержание того, о чем говорит учитель, но и сами активно конструируют многочисленные познавательные модели. Лего побуждает работать в равной степени и голову, и руки учащихся. Работа с Лего помогает детям войти в мир социального опыта.
Использование Лего в коррекционных школах направлено на коррекцию и развитие у учащихся познавательной, эмоционально-волевой, сенсомоторной сферы, повышение мотивации к обучению и навыкам коллективного взаимодействия и продуктивной деятельности. Данное средство используется на фронтальных и индивидуальных занятиях, уроках, при подготовке к обучению грамоте, для развития зрительно-пространственных представлений, в свободной конструктивно-игровой деятельности. Особое внимание у учеников обращается на коррекцию зрительно-пространственных нарушений, мелкой моторики руки, двигательной координации, то есть подготовке к обучению письму, счету, грамоте.
Занятия и уроки организуются таким образом, чтобы все участники получали от них удовольствие. Непринужденная атмосфера занятий, доверительное общение учителя и ученика, игровые задания и упражнения с деталями Лего помогают снять напряжение у учащихся. Стимулируется и поощряется проявление детьми творческой инициативы и самостоятельности. Акцентируется внимание на развитие доброжелательного отношения к товарищам.
Сейчас легоконструирование многие учителя используют в начальных классах. Они отмечают, что большинство учеников идут с большим интересом на занятия, где они совместно с учителем конструируют, строят программы. Легоконструирование помогает в усвоении школьной программы, и не только по одному предмету.
Конструкторы Лего появились и у учащихся ГОУ СКОШ № 309. После этого наметилась определенная работа. Одной из задач является внедрение игровых приёмов Лего в изучение правил безопасного поведения. Проводятся занятия, мастер-классы, конкурсы по данной проблеме.
Каждый учитель знает, что школьники очень любят мастерить игрушки, а потом использовать их в своих играх. С этими игрушками дети играют обычно с большим интересом и особенно бережно относятся к ним. Школьники принимают активное участие в занятиях по закреплению навыков применения знаний правил дорожного движения. Такую возможность с широким спектром деятельности в современном образовании предоставляют предметы легоконструирования. Наша работа ориентирована на использование конструктора Лего при изучении правил дорожного движения. В конструкторе Лего и в обучении школьников безопасному поведению на дорогах и улицах много общего. Игрушки Лего развивают в детях лучшие качества, способствуют получению, закреплению знаний безопасного поведения на улице. Лего – конструктор даёт возможность проявить детям многие свои скрытые качества, индивидуальность и развить в себе те задатки, которые даны им природой.
На дорогах Москвы с каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта. К сожалению, этот процесс сопровождается увеличением дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети. Анализируя состояние детского дорожно-транспортного травматизма, можно сделать вывод, что дети гибнут из-за беспечности и незнания элементарных правил дорожного движения. В процессе знакомства с этими правилами наши учителя используют различные наглядно-практические формы обучения, в том числе, и занятия по легоконструированию.
Конспект занятия по ПДД.
Тема:
Цель: научить применять полученные теоретические знания по правилам дорожного движения; создать сюжетную композицию на основании изученных правил с помощью деталей Лего.
Задачи урока:
- Коррекционно-обучающие
1.Систематизировать и закрепить полученные теоретические знания ПДД.
2. Формировать умения и навыки конструирования Лего-моделей;
- Коррекционно-развивающие
1.Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация,
обобщение.
2. Корригировать и развивать наглядно-образное мышление на основе выполнения практической работы.
3. Корригировать зрительное восприятие, зрительно-пространственные представления.
- Коррекционно-воспитывающие
1.Воспитывать самостоятельность в работе.
2. Воспитывать умение работать в команде.
Оборудование: наборы Лего, платы, дорожные знаки, карточки из « Дорожной азбуки».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учащиеся разделены на две команды «Светофор» и «Перекресток», перед ними наборы Лего и карточки из «Дорожной азбуки».
Учитель:
– Ребята! С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости, интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.
Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.
На прошлом занятии мы с вами моделировали современный транспорт. Итак, какой транспорт чаще всего встречается на улицах нашего города?
Загадки о транспорте.
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
Что за чудо этот дом!
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
- А почему правила дорожного движения должны знать и водители транспорта и пешеходы? Мы с вами не водим автомобиль, зачем же знать правила?
— Так значит всем важно знать их? А дорожные знаки так же важны? Почему?
Я буду загадывать вам загадки по дорожным знакам, а вы поднимайте карточки из «Дорожной азбуки» с отгадкой.
Шоссе шуршало шинами
Бегущими машинами.
Но возле школы сбавьте газ –
Здесь знак, водители, для вас.
Особый знак «Здесь дети»,
За них мы все в ответе.
И вы при этом знаке тоже,
Ребята, будьте осторожны! (Дети)
Это знак такого рода:
Он на страже пешехода.
Переходим с другом вместе,
Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход)
И зайчишку, и Маришку,
И соседского мальчишку
Четко знак оповещает:
Въезд машинам запрещает. (Въезд запрещен)
Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. (Регулировщик)
— Молодцы! Какие знаки, помогающие пешеходам, вы еще знаете? («осторожно: дети», различные знаки пешеходных переходов,» скользкая дорога»,» ремонтные работы» и т.д.)
— Чтобы не попасть в неприятные ситуации в таком большом городе, как Москва, надо хорошо знать и выполнять правила поведения на улице. Вот некоторые из них.
Нельзя выбегать на дорогу из-за какого-либо большого препятствия: сугроба, кустов, киоска, машины. Водитель на дороге может не успеть тебя заметить.
Дорогу переходить по подземному переходу или у светофора, когда на тебя посмотрит его зеленый глаз.
А если поблизости нет ни светофора, ни подземного перехода? Тогда надо остановиться у дороги. Посмотреть сначала налево — - не едет ли машина, потом -направо. Убедиться, что дорога свободна, и только тогда ее переходить.
- Для чего применяется светофор? (Для регулировки уличного движения)
Где применяется светофор? (На перекрестках, на пешеходных переходах)
- Сколько секций у светофора? Какого они цвета?
Команды собирают из ЛЕГО-конструктора светофор.
— А теперь давай вспомним, как перейти дорогу, если мы только что вышли из автобуса или троллейбуса. Посмотрим на рисунок из «Дорожной азбуки» и расскажем, как следует поступить.
Практическая работа.
Работа в командах:
1. Команда «Светофор» моделирует улицу с пешеходными переходами различных видов.
2. Команда «Перекресток» моделирует улицу, показывая правила посадки и выхода пассажиров из автобуса.
Итог.
Защита проектов.
Оценки.
Фотографирование.
Используя на уроках конструкторы Лего, дети становятся более активными, проявляют самостоятельность, совершают целенаправленные, осознанные действия, быстрее включаются в деятельность и занимаются с интересом. У детей увеличивается количество и продолжительность эмоционально-положительных реакций.
В процессе занятий повышается уровень общения, дети обсуждают свои конструктивно-игровые действия, озвучивают действия своих персонажей. Диалоги детей становятся более продолжительными, логичными, с яркой эмоционально-интонационной окраской. Дети учатся самостоятельно объяснять предварительные намерения, составлять рассказы по просьбе учителя, используя выразительные средства. У детей развивается речь, представлений о цвете, форме, пространстве, развивается мелкая моторика рук. Происходит сплочение детского коллектива, формирование чувства ответственности друг за друга, обучение полезным навыкам безопасного поведения.
Конструкторы Лего стремятся к развитию детского творчества, поощряеют детей к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов - настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. Лего придерживается принципа: в игре дети учатся и развиваются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста через использование игровых форм работы
Становление ребенка как личности происходит в коммуникативных играх, где моделируются человеческие взаимоотношения, существующие в сообществах взрослых людей. В ролевых играх, по мнению известно...
Использование игровых форм на уроках технологии
Использование игровых форм на уроках технологии. Как и все выступающие сегодня я согласна с тем, что учебные игры эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся.Разновид...
урок физкультуры с использованием игровых форм работы
урок направленный на развитие физических качеств школьников среднего звена задачи:1.Краткая информация по теме:" Слагаемые здорового образа жизни"2.Развитие физических качеств, интеллекта3.Воспитание...
использование игровых форм на уроках биологии.
обобщение собственного опыта...
Опыт работы учителя немецкого языка "Использование игровых форм обучения на уроках иностранного языка"
Опыт работы учителя немецкого языка...
Использование игровых форм на уроке русского языка.
Конспект урока по русскому языку. 7 класс....
Методические пособие. «Использование игровых форм в патриотическом воспитании. Примеры игровых заданий»
Даются рекомендации для использования игровых форм в патриотическом воспитании. Даются примеры разнообразных заданий на тему «Блокада Ленинграда», которые можно использовать на уроках, вкл...