Использование игровых форм на уроке русского языка.
статья (русский язык, 7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Использование игровых форм урока.
Конспект урока по русскому языку. 7 класс.
Тема: Причастие (закрепление)
Цель: закрепить понятие о причастии, причастном обороте, правописании не- с причастиями.
Задачи:
1) обучающие:
- повторить понятие о причастии;
- повторить суффиксы причастий;
- повторить морфологические признаки причастия;
- повторить понятие о причастном обороте;
- повторить правило постановки знаков препинания при причастном обороте;
- повторить правило написания не- с причастиями;
- формирование правописной компетенции.
2) развивающие:
- формирование языковой компетенции;
- активизировать словарный запас учащихся.
3) воспитывающие:
- формирование коммуникативной компетенции;
- развивать языковое чутье.
I. Организационный момент
II. Повторение материала
- Перед вами два текста. Прочитаем их.
1)Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы были клены, одетые в багряную листву. Часто мы видели желтые листья, тихо падающие на землю. А на дорожках лежали листья, печально шуршащие под ногами.
2) Мы вошли в лес, который освещали лучи осеннего солнца. Дорожка, которую расчистили, вела к морю. Мы часто останавливались и поражались яркой красотой леса. На траве, которая пожелтела, лежали листья, которые опали. Березы покрылись золотистой листвой, которая сверкала на солнце. Очень красивы были клены, которые одели в багряную листву. Часто мы видели желтые листья, которые тихо падают на землю. А на дорожках лежали листья, которые печально шуршали под ногами.
- Что общего у этих текстов? (тема, идея)
- Что их отличает? (в тексте №1 использованы причастия)
- Как это влияет на текст? (более выразительная картина, цельная, образная, нет повтора слов)
III. Объявление темы урока
- Причастия очень важны в речи, в чем мы сейчас убедились. Сегодня на уроке мы закрепим понятие о причастии, повторим пунктуацию при причастном обороте, орфограммы причастий.
VI. Закрепление материала
- Повторить теоретический материал по теме «Причастие» нам поможет тест.
- Задание: отметьте те характеристики, которые относятся к причастию.
Тест
- Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по его действию.
- Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета.
- Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
- Причастие отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое?
- Причастие имеет вид, время.
- Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
- В предложении причастия обычно бывают определением.
- Причастия не имеют вида и времени.
- Причастия изменяются по падежам, числам и родам.
- Причастия отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?
- Причастия изменяются по наклонениям.
- Причастия имеют спряжение.
- Сдайте ваши работы.
- А теперь повторим вместе, а заодно вы проверите, правильно ли выполнили задание. При ответе воспользуйтесь планом и не забудьте привести примеры.
План ответа
- Что такое причастие?
- Назовите суффиксы причастия.
- Действительные и страдательные причастия.
- Постоянные признаки причастия.
- Непостоянные признаки причастия.
- Роль причастия в предложении
- Правописание не- с причастиями
- Мы знаем, что в предложении причастия могут иметь зависимые слова, т. е. предложение может быть осложнено причастным оборотом. Вспомните правило постановки знаков препинания при причастном обороте. (ответ 1 учащегося)
- А проверить, насколько хорошо вы знаете правило постановки знаков препинания при причастном обороте, нам поможет схематический диктант.
Схематический диктант.
- Иногда поздней осенью вернется лето и зацепит уже уходящую от нас позднюю осень.
[= - и = / ]
- Тогда лес запахнет прощальным ароматом листвы, упавшей с деревьев.
[ ]
- Шиповник, уже украшенный рубиновыми плодами, будет выделяться среди деревьев.
[ ]
- Никем не тронутый белый гриб весь пропитался водой.
[ ]
- Лишь елки, не потерявшие игл, ждут приближающуюся зиму.
[ ]
- Взаимопроверка.
- В некоторых предложениях графического диктанта рядом с причастием была употреблена частица не-.
Напомните, пожалуйста, правило написания не- с причастиями. (ответ 1 учащегося)
-Задание: работа по перфокартам.
С – пишется слитно
Р – пишется раздельно
- Невыученный урок, недоумевающий товарищ, ненаписанная повесть.
- Незнающий мальчик, учебники не раскрыты, отнюдь не увядающий.
- Ненавидевший, негодующий, нескошенная трава.
- Еще не открытый магазин, не подкрепленный доказательствами, невзлюбивший меня.
- Не законченная, а только начатая книга, уроки не выучены, незаклеенные окна.
- Нераскрывшийся цветок, неутихающий ветер, ненавидящий врагов.
- Взаимопроверка.
1. с с с
2. с р р
3. с с с
4. р р с
5. р р с
6. с с с
0 ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
5 и более – «2»
-Чем интересно расположение букв?
- Задание: запишите предложения, объясните написание причастия и постановку знаков препинания.
- Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
[ ]
- В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные позолотой.
[ ]
- Свет открывал то черные блестящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами, то огненные шапки мухоморов, будто забрызганные мелом.
[ ]
- Задание: перед вами лежат фотографии осенних пейзажей. Составьте предложения по данным фотографиям, используя причастия и причастные обороты.
- Проверка задания.
V. Подведение итогов урока
- Сегодня на уроке мы с вами вспомнили понятие причастия, причастный оборот и знаки препинания при причастном обороте, правописание не- с причастиями. На следующем уроке мы продолжим закрепление темы «Причастие».
VI. Объяснение домашнего задания
§ 132-140 (повторить), упр. 736.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».
Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...
Игровые формы на уроке русского языка в 7-ом классе
Для работы на уроках русского языка...
Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе
Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление....
Игровая форма на уроках русского языка
Как сделать русский язык интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка? Этот вопрос волнует каждого учителя и, конечно, всем известно, что без игровых заданий здесь не обойтись.Давайте пон...
Из опыта работы. Игровые формы на уроках русского языка.
Материал может быть использован учителями на уроках как изучения нового материала, так и во внеурочной работе по предмету....
Игровые формы на уроках русского языка 6 класс
Повторение темы "Имя существительное» в занимательной форме, 6 класс...
Комментарии
План урока Ирины
План урока Ирины Александровны тшательно продуман, составлен с учетом возростных особенностей учащихся. Игровые формы введены в учебный процесс для активизации деятельности ребенка. Каждый вид работы проверяется,одним из интересных моментов является схематический диктант.