Статья "Становление культурной идентификации учащихся посредством знакомства с народными праздниками в условиях школы-интерната коррекционного вида."
статья по теме

Лаптева Галина Аркадьевна

Педагоги  нашей школы  работают  над  становлением  культурной идентификации воспитанников  через   знакомство  учащихся с традициями  и обычаями русского народного  праздника,  народных  промыслов.   Выбор  данного  направления  был  обусловлен  тем,  что русская  народная  культура всегда помогала своему народу  выжить,  сохранить  самобытность, высокую духовность и нравственность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Становление  культурной  идентификации  учащихся посредством  знакомства с народными  праздниками в  условиях  школы-интерната  коррекционного вида.

Лаптева Галина Аркадьевна

учитель русского языка и чтения

ГКСОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат

VIII вида г. Камешково»

 601300 Владимирская  область, г. Камешково

Становление  культурной  идентификации  учащихся посредством  знакомства с народными  праздниками в  условиях  школы-интерната  коррекционного вида.

                                     «Нельзя прерывать связь времен и поколений.

                                              Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой

                                      Вселенной душа русского народа, так же, как

                                         встарь, наши дети должны быть участниками

                     традиционных на Руси праздников»

                                                                                            М.А. Михайлова

          Молодой человек, получивший образование в  школе-интернате, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению сложных социальных проблем,  поэтому одним из основных компонентов образовательного процесса в нашей  школе является духовно-нравственное воспитание, оно помогает ученикам умело использовать полученные знания  на благо своей  страны, найти достойное  место в жизни и стать честными, добрыми, трудолюбивыми людьми.

        Педагоги  нашей школы  работают  над  становлением  культурной идентификации воспитанников  через   знакомство  учащихся с традициями  и обычаями русского народного  праздника,  народных  промыслов.   Выбор  данного  направления  был  обусловлен  тем,  что русская  народная  культура всегда помогала своему народу  выжить,  сохранить  самобытность, высокую духовность и нравственность.

           Проблема  приобщения  учащихся к истокам народной культуры и  становления культурной идентификации  в современной психолого-педагогической науке рассматривается довольно широко.

          Данная проблема получила освещение в работах современных  педагогов: Е.П. Белозерцева, Г.Н. Волкова, Н.Д. Никандрова, а также деятелей Русской православной церкви: патриарха Московского и всея Руси Алексия II, патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Педагогический потенциал  народной культуры раскрывают в своих  статьях и книгах Т.А. Пигилова и Н.Ф. Байбак (г. Владимир).

          Несмотря  на значительное количество публикаций, «остаются еще не изученными возможности погружения детей в мир традиционной  народной художественной культуры,  формы и методы духовно-нравственного развития личностных качеств школьников, вопросы особенностей формирования и проявления творчества в процессе изучения и освоения традиций народной культуры», (Л.И. Линник-Ботова), а также как происходит становление культурной идентификации учащихся  школ-интернатов посредством знакомства с народными праздниками.

           В течение нескольких лет продолжалась работа над  созданием условий для становления  культурной  идентификации  учащихся посредством  знакомства с народными  праздниками в  условиях  школы-интерната  коррекционного вида.

           В ходе проведения  ряда мероприятий  была выдвинута  гипотеза: эффективность становления  культурной  идентификации  учащихся посредством  знакомства с народными  праздниками в  условиях  школы-интерната  коррекционного вида.

          Для  достижения  поставленной  цели  в  школе-интернате  были  апробирован    проект  «Народные  праздники».

           В  начале  работы  над  данной  проблемой  был  выявлен  уровень знаний  особенностей    народной  культуры.  Анкетирование показало,   что  у  учащихся  нет  четких  представлений  о  народных  праздниках,  традициях.   Реализация  проекта  предполагала возникновение у участников четких представлений о  народной культуре, необходимости и важности  ценности этнокультурного воспитания.

        Огромное место в   обогащении  детей  через их  приобщение  к народной культуре занимала  подготовка  и  проведение  народных календарно-обрядовых праздников.

        Хорошо известно, что одним из ключевых видов деятельности, имеющих большое воспитательное значение, является игра.   Народный праздник –  это большая яркая и глубоко содержательная игра. Поэтому участие  детей в данных мероприятиях  имеет  огромное  воздействие   на эмоциональную сферу детей и оставляет в их памяти глубокий след,  что    доказало  тестирование  и  беседы с воспитанниками. На  каждом  фольклорном  празднике  использовались  кладези  народной  мудрости  -  приметы,  пословицы  и  поговорки  о  сезоне  года, труде  людей.

            Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово,  поэтому  свою  деятельность  в  данном  направлении  мы  решили  начать  с проведения  этого  праздника.    На представлении дети наряжались в народные костюмы. Воспитатели с воспитанниками изготавливали рождественские подарки, а  потом участвовали   в  играх,  проводимых  на  мероприятии.  

         Что  особенно  характерно - на  праздниках не  было просто зрителей.  Праздничное  представление  позволило каждому стать действующим лицом в соответствии с  его  способностями.  «Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, - все это  может  не  каждый  ребёнок,  но  ему  нужно  предоставить  такую  возможность,  возможность  попробовать  свои  силы, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребенка». (Р.П. Карлина)

          В   школе-интернате было организовано  проведение и  других  повсеместно известных музыкально-игровых праздников: «Масленица», «Сороки», «Егорий  Вешний», которые  оказали  огромное  воздействие  на  внутренний  мир  воспитанников. Дети вместе со взрослыми исследовали особенности каждого народного праздника, разучивали песни,  хороводы, игры,  изготавливали разные предметы, которые были необходимыми для представления; а  также  оформляли интерьер русской избы предметами старины; изготавливали открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким (родным, друзьям).  

          Каждое  мероприятие   представляло собой красочное, яркое зрелище с народными костюмами, забавами;  активное участие в сценическом  действии  принимали  дети со  сложной  структурой  дефекта. А  также  постоянными  гостями  всех проводимых праздников  были  участники  детской  фольклорной  группы  «Пчелочка» районного  Дома  культуры.

       Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание.  Становление  культурной  идентификации  через  знакомство с народной культурой способствует общему повышению успеваемости в школе и помогает достигнуть успеха во взрослой жизни.

         Основные формы  работы, используемые для  обогащения внутреннего  мира ребенка посредством  знакомства  его с народной  культурой:        

•        познавательные беседы,

•        литературно-музыкальные композиции, праздничные посиделки;

•        игровые занятия;

•        творческие викторины и конкурсы;

•        творческие работы: поделки,  рисунки.

Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, интервью, диагностика «Уровень воспитанности  школьников», диагностика сферы познавательных интересов учащихся, диагностика школьной мотивации.

        При подведении итогов работы (результативности) по становлению  культурной  идентификации  учащихся посредством  знакомства с народными  праздниками в  условиях  школы-интерната  коррекционного вида психологом проводились исследования, в которых  использовались уровни, показывающие сформированность знаний, умений, навыков в области народной  культуры (поМ.Ю.Новицкой). (Приложение №3)

       Работа  над   проектом  продолжалась  в  течение  двух  лет  и дала следующие результаты: сформированность интереса  воспитанников к народным традициям, историческому и культурному наследию русского народа; отмечено приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям, культуре наших предков; раскрытие индивидуальных  особенностей каждого ребёнка через практическую деятельность; сформированность стремления беречь и приумножить лучшие традиции своего народа.

        В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки-передвижки, выпуск газет. Планируется также апробировать новые формы работы с родителями, предполагающие деятельное участие в них взрослых. Проведение совместных мероприятий (родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ИКТ, факультативные занятия, вечера вопросов и ответов)            

         Считаем, что тема духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры продолжает оставаться актуальной и даёт широкие возможности для развития и совершенствования форм деятельности работы с детьми в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.Роль национальных видов спорта. 2.Элективные курсы "Национальные виды спорта " 3.Урок по физкультуре.

Элективные курсы «Национальные прыжки» для 9-11 классов. Предметный элективный курс для учащихся 8-10кл.. Пояснительная записка.    Национальные прыжки являются одной из наиболее эффектив...

Виды и формы внеклассной работы по татарскому языку в коррекционной школе VIII вида.

В отличие от уроков внеклассная работа по татарскому языку характеризуется многообразием форм и видов.По способу подачи языково...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Открытый урок на тему: "Иллюзии зрения. или Всегда ли мы видим то, что мы видим"

Презентация может использоваться в качестве иллюстративного материала для программы дополнительного образования "Архитектура и дизайн"...

Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза.

Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза....

Геометрические иллюзии, или всегда ли мы видим то, что видим

Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наукРегиональная общественная организация «Омский совет ректоров»Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации«Русс...