Взаимосвязь индивидуальных особенностей учащихся с уровнем домашнего задания.
статья (6 класс) на тему

Курилова Марина Валентиновна

в сообщении постарлась обобщить материал о том, как выстроить домашнее задание, учитывая индивидуальные ососбенности детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь индивидуальных особенностей учащихся с уровнем домашнего задания.

Чтобы домашние задания были эффективными, необходимо знать индивидуальные особенности учащихся?

А для чего это нам знать? Ведь домашние задания мы даём по плану?

Есть ли у нас в классе дети, у которых процесс торможения преобладает над процессом возбуждения?

Как таких детей много?

Предлагаю по классам назвать тех, кто по тем или иным причинам не выполняет домашние задания

Записываю на доске количество.

В каждом классе есть 1 -2  ученика, у которых качество выполнения домашних заданий находится на низком уровне. Установлено, что чаще всего плохо справляются с домашними заданиями ученики,

У которых нет навыка общих учебных умений

 Которые не  освоили  программный материал,

Которые имеют  недостатки в развитии

А теперь попробуем конкретно рассмотреть каждую причину и привязать их к нашим ученикам.

 1. Отсутствие общих учебных умений:

 - не владеют приёмами учебного труда;

 - не усваивают программный материал;

- не умеют выделять учебную задачу и предмет освоения в изученном материале.

 2. Недостатки в развитии:

 - неустойчивое внимание;

 - замедленный темп работы;

 - инертность мышления;

 - слабые навыки чтения;

 - низкий уровень речевой культуры;

 - отрицательное отношение к учению.

 3. Отношение с участниками образовательного процесса:

 - трудности в общении с учителем;

- трудности в общении с родителями;

 - трудности в общении со сверстниками.

Что предлагает нам педагогика:

Таким учащимся

  • необходимо давать задания на развитие речи ( заучивание, выразительное чтение, работа с дополнительной литературой).

  • Для них возможны задания опережающего характера (читать тексты и статьи, которые будут изучаться завтра), задания с использованием плана.

  • даются задания небольшие по объёму, разнообразные по содержанию, направленные на развитие памяти, речи и неоднократно воспроизводящие ранее изученное.

  • Этим детям в большом количестве нужны задания, требующие анализа, вычленения частей, признаков, разбора с использованием памяток.

  • Им рекомендуется списывание, письмо по памяти, заучивание.

 - Самая многочисленная группа учащихся с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. 

Основой для них являются задания учебника. Для данных учащихся полезны задания, развивающие и углубляющие склонности и интересы, задания творческого характера.

 В домашнюю работу всех учащихся, независимо от принадлежностей к той или иной группе, необходимо включать задания, корректирующие проблемы в знаниях.

 Это могут быть упражнения на определённое правило, решение задач и примеров определённого типа, заучивание словарных слов.

 Во всех случаях в домашнее задания полезно включать работу над ошибками.

Желательно при составлении заданий корректирующего характера учитывать причины возникновения ошибок у ученика: невыученное правило, неумение принимать его в практической деятельности, смешение понятий, явлений, слабое владения способом действия.

Виды и уровни домашних заданий.

Существует несколько видов домашних заданий.

 - Индивидуальные. Включают в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности для одарённых учащихся.

 - Дифференцированные. Задания репродуктивного, конструктивного и творческого уровня.

 - Творческие. Составление схем, моделей, кроссвордов, ребусов, сочинение сказок, защита проектов.

 - Задания массивом. Пересказы текстов, чтение наизусть стихотворений, решение задач на выбор из предложенного материала по желанию ученика.

 Выделяют три уровня домашнего задания.

 1-й уровень – обязательный минимум. Его цель – закрепление знаний. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

 2-й уровень – тренировочные. Они направлены на отработку умений и доведения их до автоматизма. Это домашнее задание выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.

 3-й уровень – творческие. Их цель – добывание новых знаний, подготовка к их восприятию; развитие творческих способностей. Эти задания выполняются учениками на добровольных началах.

А теперь ответим себе на такой вопрос: как мы организуем проверку домашнего задания?

Да, на это , мы часто говорим, жалко время урока…одновременно мы понимаем, что именно домашнее задание закрепляет пройденное…так почему же мы так мало внимания уделяем проверке того самого домашнего задания??????

 Существуют различные формы контроля на выполнением домашнего задания – об этом много материала, и мы сами можем в интересной форме проверить то, что задали на дом.

Как итог всей нашей работы должна стать формула -  «трёх У»

Уверенность=Успех=Удовольствие

Ребёнок готов заниматься любым учебным предметом: КОГДА????

 - если ему понятна суть работы;

 - если он видит позитивный результат, который положительно оценивается окружающими;

 - если, справившись с трудным заданием, он испытывает удовлетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания

Предупреждение перегрузки учащихся   МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21  г. Йошкар-Олы» Республики Марий ЭЛ   ...

"Учёт индивидуальных особенностей учащихся при использовании КСО на уроках химии "

В статье анализируется система КСО и рассматривается возможность её применения на уроках химии...

«Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий по технологии» (на примере изучения раздела «Проектирование и изготовление одежды» в 5-8 классах)

Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью данного метода являет...

Методическая разработка: Дифференцированное индивидуальное обучение. Работа по повышению знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках математики.

Методические рекомендации по применению технологии дифференцированного обучения на уроках математике.Работа по повышению качества знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках геометр...

Единство требований к учащимся 5 классов, учёт индивидуальных особенностей учащихся, адаптация детей к обучению в школе 2-й ступени, сформированности ЗУН. (педсовет 1 четверть)

Возраст пятиклассников можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростку (отрочеству). Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства зрелости, главного...

Учёт индивидуальных особенностей учащихся при составлении заданий физического практикума.

Здесь представлены несколько личностно ориентированных заданий физического практикума для учащихся 8 класса с расширенным изучением физики. Задания составлены с учётом индивидуальных особенностей учащ...

Учебные стили. Выбор учебных заданий с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Как помочь учащимся легче воспринимать и запоминать новый языковой материал? Выявление учебных стилей в классе очень важно для эффективного процесса обучения. Как это сделать? К ак учебные стили связа...