Билингвизм и его выражение на примере ненцких детей
статья по теме

Лучкина Лариса Витальевна

Аннотация

Среди учащихся, относящихся к категории  младших школьников с недоразвитием  или нарушением речи различной этиологии и степени выраженности, особую группу составляют дети с билингвизмом (двуязычные).

             Проблема  коррекционного  обучения детей с нарушениями речи, овладевающих русским языком как вторым, очень актуальна с  расширением  межкультурных связей.

Согласно  психолингвистической теории  билингвизм -  это способность употреблять для  общения  две языковые системы. Между этими языковыми системами возможны различные взаимодействия.

            У двуязычных детей наблюдаются  разные формы  речевых нарушений: заикание, дизартрия, ринолалия, алалия, дислалия и др. При этом наиболее отчётливо определяются у  детей-логопатов речевые нарушения, имеющие органическую природу и характерную симптоматику, ярко проявляющуюся в обеих речевых системах (напрмер,  судорожные запинки, назальный тембр голоса, межзубный сигматизм, общая смазанность речи, затруднённая  артикуляция звуков и др.).

          Для организации адекватной логопедической помощи ненецкому ребёнку даётся половина учебного года на изучение  русского языка и его адоптацию, с учителем и воспитателями, владеющим  ненецким языком. Поэтому  диагностика детей предшкольной группы проводится только в конце  второй четверти в присутствии учителя или воспитателя, владеющего ненецким языком.   Если у ребёнка обнаруживаются  симптомы недоразвития или нарушения его речевой деятельности, процесс усвоения  второго языка  также проходит с большими специфическими трудностями.

                     Так как обучение в школе проводится на русском языке, то  у рассматриваемой категории учащихся на  нарушения  в формировании собственно  речевых процессов накладываются трудности,  общие для всех детей, изучающих второй язык. Можно выделить, что дети с билингвизмом не имеющие  первичных речевых нарушений, легко преодолевают явление интерференции, заключающееся в переносе  особенностей фонетики, лексики и грамматики родного языка на иностранный.

 У ненецких детей это особенно это выражается в  освоении английского языка.   Дети же с общим недоразвитием, испытывают  значительные затруднения, так как  нарушения различных сторон речи на родном языке проявляются и в русском языке. Работа логопеда  с такими учащимися эффективна лишь в том случае, если наряду с коррекцией и развитием различных сторон речи  будет осуществляться предупреждение и  устранение ошибок, обусловленных интерференцией. Особенно важна  эта работа на начальном этапе обучения, то есть  на начальной стадии освоения русского языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова и дела родителей-пример для детей.

Слова и дела  родителей-пример для детей.Не воспитывай детей,всё равно они будут похожи на тебя.Воспитывай себя.(английская пословица)          Вы,конечно же,не учите дет...

Рекомендации по обучению фразеологическим выражениям на примере темы “Chances”

Данный материал представляет собой краткие рекомендации для учителя по обучению устойчивым фразеологическим выражениям английского языка, а также разработку языковых упражнений по теме "Chances&q...

Этюды на выражение различных эмоций для детей младшего школьного возраста

этюды на выражение различных эмоций для детей младшего школьного возраста...

Привычки родителей пример для детей

Привычки родителей пример для детей, классный час для родителей...

Сленг. 40 часто употребляемых выражений с примерами их использования и переводом.

Материал предназначен для тех, кто уже пытается общаться и смотреть фильмы на английском...

Памятка для родителей "Будьте примером для детей"

Памятка для родителей "Будьте примером для детей" разработана в рамках Дня защиты прав детей...

Образец письма на английском: структура, выражения и примеры писем

Умение письменно выражать свои мысли – это важная составляющая обучения иностранной речи. Так, написание письма  на заданную тему даже является отдельным заданием на экзамене по английскому...