ПМПк как один из способов индивидуальной работы с детьми
статья на тему

третьякова сусанна вячеславовна

раскрываются формы работы ПМПк

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПМПк как один из способов индивидуальной

работы с детьми

Современные требования дошкольного образования диктуют педагогам и специалистам МДОУ взглянуть по-новому на процесс пребывания и обучения детей в дошкольных учреждениях и в соответствии с этим строить свою работу.

Ни для кого не секрет, что в последнее время все больше проблем стало возникать с обучением некоторых детей.

В одних случаях причиной трудностей в обучении детей и их особенностей поведения является несоответствие педагогических требований их психофизическим возможностям. В процессе обучения не учитывается уровень и умственного развития, соматическое и нервно- психическое состояние ребенка.

В других - неготовность ребенка к обучению - несформированность отдельных психических функций, навыков общения, незрелость эмоционально-волевой сферы и т.д.

Все это становится основанием для поиска новых путей индивидуальной работы с детьми.

Одному педагогу - воспитателю, логопеду, психологу - в единственном числе сложно решить проблему индивидуального подхода к ребенку.

Чтобы дать объективную оценку состояния ребенка и найти комплексный подход, нужна армия педагогов-единомышленников, которая обеспечит детям оптимальные условия пребывания и обучения в дошкольном учреждении с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей развития.

Цели и задачи ПМПк

Основная цель ПМПк - обеспечение индивидуального диагностико-коррекционного психолого-медико- педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии и поведении, создание оптимальных условий для их обучения и воспитания. Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

  • своевременное выявление и всестороннее комплексное обследование детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии;
  • установление характера и причин выявления отклонений (трудности в освоении образовательной программы, девиантное поведение, конфликтные ситуации во взаимодействии со сверстниками, взрослыми и т.д.)
  • определение потенциальных возможностей ребенка для оказания специальной коррекционной помощи в условиях МДОУ, либо
  • направление на Психолого-медико-педагогическую консультацию на комиссию для решения вопроса о дальнейшем обучении и воспитании ребенка, т.е. определения типа образовательного учреждения, формы обучения и учебно-воспитательной программы.
  • разработка комплексных целевых программ индивидуального развития

детей, «группы риска»;

  • прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические «срезы» в начале, середине и конце учебного года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив);
  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и «срывов» поведения;
  • консультационная работа с родителями .

Организация деятельности ПМПк

Как правило, изучение ребенка специалистами ПМПк начинается с запроса педагогов или родителей.

За ребенком ведется целенаправленное наблюдение на занятиях и в свободное время (игры, прогулка и т.д.)

Проводится и индивидуальное обследование с учетом возрастных и психофизических особенностей детей.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПМПк

  • Изучение документации детей (общий и речевой анамнез); ребенка:
  • Непосредственное обследование ребенка (логопедом, психологом);

Выбор и последовательность заданий осуществляется в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка.

  • Беседа с ребенком, которая служит средством установления контакта с ребенком, позволяет судить о его личностных качествах и поведении.

Беседа носит целенаправленный характер и позволяет установить:

  • точность представлений ребенка о себе, своих родителях; способность дифференцировать понятия «семья», «родственники», «друзья» и т.д.;
  • характер представлений о времени;
  • представления о явлениях природы, различение времен года с учетом их признаков;
  • умение ориентироваться в пространстве;
  • запас сведений об окружающей среде.

Вопросы ребенку задаются четкие и понятные, а сама беседа имеет непринужденный характер. Соблюдается педагогический такт. Иногда целесообразно использовать наглядный материал.

  • используется метод целенаправленного наблюдения:

за игровой деятельностью ребенка, за учебной деятельностью, а также за его поведением в режимных моментах;

  • метод изучения рисунков детей, т.к. рисунок является важным дифференциально-диагностическим показателем.

Имеет значение выбор темы рисунка, фантазия, замысел, точность выполнения инструкций педагога, несоответствие пропорций, несоблюдение форм и.д. А также завершенность, присутствие основных деталей, использование всей поверхности листа и т д.

метод психодиагностических тестов (выявление уровня сформированности основных психических процессов: мышления, памяти, воображения и т.п.)

На основе полученных специалистами данных, на заседаниях ПМПк обсуждаются результаты и составляют коллегиальное заключение с рекомендациями об образовательном маршруте в соответствие с индивидуальными возможностями и особенностями ребенка, а также медицинской помощи, если таковая требуется.

В ПМПк ведется следующая документация:

  • журнал записи и учета детей, прошедших обследование специалистов консилиума;
  • журнал регистрации заключений и рекомендаций ПМПк;

Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом МДОУ, но не реже одного раза в квартал.

Особое место в работе ПМПк отводится консультированию родителей. Советы специалистов по использованию мер воспитательного воздействия, по установлению правильного отношения родителей к детям весьма актуальны, и специалистами ПМПк ведется целенаправленная разъяснительная работа.

Специалисты ПМПк знакомят родителей с научно- методическими материалами, пропагандируют необходимые медицинские, психологические и дефектологические знания.

Таким образом, ПМПк - это уникальная форма индивидуальной работы с детьми, первая помощь ребенку в условиях МДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра как один из способов активизации работы с художественным текстом

Статья рассказывает о метапредметных навыках, формируемых на таких типах урока литературы, как урок-игра....

Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса

Статья на тему "Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса"...

Проектная деятельность в рамках ФГОС один из способов самостоятельной работы взаимодействия учителя и обучающегося.

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...

Выступление на семинаре-практикуме: «Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, имеющими склонности к математике» (из опыта работы)

Выступление на семинаре-практикуме: «Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, имеющими склонности к математике» (из опыта работы)...

Статья "Один из способов проверки работ учащихся на дистанционном обучении"

Статья об использовании графических редакторов в процессе дистанционного обучения для  проверки письменных работ учащихся...

«Примерные формулировки рекомендаций учителя-дефектолога ПМПК о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами»

Формулировки  рекомендаций  учителя-дефектолога, которые можно прописать в заключениях для образовательных рекомендаций...