ПМПк как один из способов индивидуальной работы с детьми
статья на тему
раскрываются формы работы ПМПк
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pmpk_kak_odin_iz_sposobov_individualizatsii_raboty_s_detmi_.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ПМПк как один из способов индивидуальной
Современные требования дошкольного образования диктуют педагогам и специалистам МДОУ взглянуть по-новому на процесс пребывания и обучения детей в дошкольных учреждениях и в соответствии с этим строить свою работу.
Ни для кого не секрет, что в последнее время все больше проблем стало возникать с обучением некоторых детей.
В одних случаях причиной трудностей в обучении детей и их особенностей поведения является несоответствие педагогических требований их психофизическим возможностям. В процессе обучения не учитывается уровень и умственного развития, соматическое и нервно- психическое состояние ребенка.
В других - неготовность ребенка к обучению - несформированность отдельных психических функций, навыков общения, незрелость эмоционально-волевой сферы и т.д.
Все это становится основанием для поиска новых путей индивидуальной работы с детьми.
Одному педагогу - воспитателю, логопеду, психологу - в единственном числе сложно решить проблему индивидуального подхода к ребенку.
Чтобы дать объективную оценку состояния ребенка и найти комплексный подход, нужна армия педагогов-единомышленников, которая обеспечит детям оптимальные условия пребывания и обучения в дошкольном учреждении с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей развития.
Цели и задачи ПМПк
Основная цель ПМПк - обеспечение индивидуального диагностико-коррекционного психолого-медико- педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии и поведении, создание оптимальных условий для их обучения и воспитания. Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
- своевременное выявление и всестороннее комплексное обследование детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии;
- установление характера и причин выявления отклонений (трудности в освоении образовательной программы, девиантное поведение, конфликтные ситуации во взаимодействии со сверстниками, взрослыми и т.д.)
- определение потенциальных возможностей ребенка для оказания специальной коррекционной помощи в условиях МДОУ, либо
- направление на Психолого-медико-педагогическую консультацию на комиссию для решения вопроса о дальнейшем обучении и воспитании ребенка, т.е. определения типа образовательного учреждения, формы обучения и учебно-воспитательной программы.
- разработка комплексных целевых программ индивидуального развития
детей, «группы риска»;
- прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические «срезы» в начале, середине и конце учебного года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив);
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и «срывов» поведения;
- консультационная работа с родителями .
Организация деятельности ПМПк
Как правило, изучение ребенка специалистами ПМПк начинается с запроса педагогов или родителей.
За ребенком ведется целенаправленное наблюдение на занятиях и в свободное время (игры, прогулка и т.д.)
Проводится и индивидуальное обследование с учетом возрастных и психофизических особенностей детей.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПМПк
- Изучение документации детей (общий и речевой анамнез); ребенка:
- Непосредственное обследование ребенка (логопедом, психологом);
Выбор и последовательность заданий осуществляется в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка.
- Беседа с ребенком, которая служит средством установления контакта с ребенком, позволяет судить о его личностных качествах и поведении.
Беседа носит целенаправленный характер и позволяет установить:
- точность представлений ребенка о себе, своих родителях; способность дифференцировать понятия «семья», «родственники», «друзья» и т.д.;
- характер представлений о времени;
- представления о явлениях природы, различение времен года с учетом их признаков;
- умение ориентироваться в пространстве;
- запас сведений об окружающей среде.
Вопросы ребенку задаются четкие и понятные, а сама беседа имеет непринужденный характер. Соблюдается педагогический такт. Иногда целесообразно использовать наглядный материал.
- используется метод целенаправленного наблюдения:
за игровой деятельностью ребенка, за учебной деятельностью, а также за его поведением в режимных моментах;
- метод изучения рисунков детей, т.к. рисунок является важным дифференциально-диагностическим показателем.
Имеет значение выбор темы рисунка, фантазия, замысел, точность выполнения инструкций педагога, несоответствие пропорций, несоблюдение форм и.т.д. А также завершенность, присутствие основных деталей, использование всей поверхности листа и т д.
метод психодиагностических тестов (выявление уровня сформированности основных психических процессов: мышления, памяти, воображения и т.п.)
На основе полученных специалистами данных, на заседаниях ПМПк обсуждаются результаты и составляют коллегиальное заключение с рекомендациями об образовательном маршруте в соответствие с индивидуальными возможностями и особенностями ребенка, а также медицинской помощи, если таковая требуется.
В ПМПк ведется следующая документация:
- журнал записи и учета детей, прошедших обследование специалистов консилиума;
- журнал регистрации заключений и рекомендаций ПМПк;
Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом МДОУ, но не реже одного раза в квартал.
Особое место в работе ПМПк отводится консультированию родителей. Советы специалистов по использованию мер воспитательного воздействия, по установлению правильного отношения родителей к детям весьма актуальны, и специалистами ПМПк ведется целенаправленная разъяснительная работа.
Специалисты ПМПк знакомят родителей с научно- методическими материалами, пропагандируют необходимые медицинские, психологические и дефектологические знания.
Таким образом, ПМПк - это уникальная форма индивидуальной работы с детьми, первая помощь ребенку в условиях МДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра как один из способов активизации работы с художественным текстом
Статья рассказывает о метапредметных навыках, формируемых на таких типах урока литературы, как урок-игра....
Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса
Статья на тему "Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса"...
Проектная деятельность в рамках ФГОС один из способов самостоятельной работы взаимодействия учителя и обучающегося.
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...
Выступление на семинаре-практикуме: «Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, имеющими склонности к математике» (из опыта работы)
Выступление на семинаре-практикуме: «Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, имеющими склонности к математике» (из опыта работы)...
Статья "Один из способов проверки работ учащихся на дистанционном обучении"
Статья об использовании графических редакторов в процессе дистанционного обучения для проверки письменных работ учащихся...
«Примерные формулировки рекомендаций учителя-дефектолога ПМПК о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами»
Формулировки рекомендаций учителя-дефектолога, которые можно прописать в заключениях для образовательных рекомендаций...