Учебная рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Осинниковского городского округа
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №4»
Учебная рабочая программа
по письму и развитию речи для 5 класса
Согласовано Согласовано Утверждаю
Руководитель Заместитель директора по УВР Директор МКС(К)ОУ «Школа №4»
методического объединения МКС(К)ОУ «Школа №4 (г. Осинники)
________ Рытова Т.В. (г. Осинники) __________ Ветрова Н.В.
Протокол № ___ _________ Магарамова С.Н. Приказ № _______
«__»_________ 2012г. от «___» ________ 2012г. от «___»___________2012г.
Учебная рабочая программа
по письму и развитию речи для 5 класса
Учитель: Гришкова Лариса Витальевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №
от «__» _________ 2012г.
2012г.
Пояснительная записка
Учебная рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. Сборник № 1/ под редакцией В.В. Воронковой. – Москва: Владос, 2010г. В соответствии с данной программой сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Учебная рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская Русский язык для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва: Просвещение 2012г.
Используемый учебник учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний и умений, который необходим на данном этапе обучения. Учебная рабочая программа рассчитана на учебный год (170 часов, 5 часов в неделю).
Максимальная нагрузка обучающихся по тому или иному разделу зависит от особенностей усвоения материала, от степени трудностей, возникающих в процессе работы над изучаемой темой и их решения, особенностей обучающихся конкретного класса.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В 5-9 классах при обучении письму и развитию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья решаются следующие задачи:
- сформировать и развить у учащихся навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- продолжить коррекцию речи и мышления школьников;
- научить обучающихся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- обеспечить общее развитие обучающихся и сформированность у них нравственных качеств для дальнейшей успешной адаптации их в жизни.
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнёзд родственных слов).
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, к общению. Начиная с 5 класса школьники, знакомятся с главными и второстепенными членами предложениями, учатся распространять нераспространённые предложения. Находить однородные члены предложения и правильно употреблять их в письменной и устной речи.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря. Школьники учатся заполнять дневник, работать с деформированным текстом, писать изложения по предложенному учителем плану, составлять предложения и небольшой рассказ по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений. Составлять рассказ по опорным словам после разбора с учителем.
Начиная с 5 класса обучающимся прививаются навыки делового письма (оформление деловых бумаг).
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Формы контроля: контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.) по итогам изученной темы, четверти, года.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Учебно – тематическое планирование
по письму и развитию речи
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе: | |
Контрольные работы | Виды работ | |||
1. | Раздел 1. Повторение | 5 | 1 | Работа с деформированным текстом. |
2. | Раздел 2. Звуки и буквы | 11 | 1 | Заполнение дневника обучающими, составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем, работа с деформированным текстом. |
3. | Раздел 3. Слово | 130 | 8 | |
Тема 3.1. Состав слова | 32 | 2 | Составление рассказа по серии картин, изложение по плану, работа с деформированным текстом, составление рассказа по материалам наблюдений, составление рассказа по вопросам учителя, изложение по предложенному учителем плану. | |
Тема 3.2. Части речи | 10 | 1 | Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, деловое письмо: поздравительная открытка. | |
Тема 3.3. Имя существительное | 88 | 5 | Работа с деформированным текстом, составление предложений по серии картин, деловое письмо: письмо родителям, составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем, составление рассказа по серии картин, изложение по предложенному учителем плану, составление рассказа по вопросам учителя, составление рассказа по материалам наблюдения Деловое письмо: поздравительная открытка. | |
4. | Раздел 4. Предложение | 14 | 1 | Работа с деформированным текстом, деловое письмо: письмо родителям, составление рассказа по картине. |
5. | Раздел 5. Повторение пройденного за год | 10 | 1 | Изложение по предложенному учителем плану, составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем. |
Итого: | 170 | 11 | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ ур | № тем. | Содержание учебного материала | Кол – во часов | Прим. сроки изучения | Кор- ция |
I четверть | |||||
Повторение | 5 | ||||
1. | 1. | Практические упражнения в составлении и распространении предложений. | 1 | 03.09. | |
2. | 2. | Связь слов в предложении. Р.Р. Работа с деформированным текстом « Осенью». | 1 | 04.09. | |
3. | 3. | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 05.09. | |
4. | 4. | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение». | 1 | 05.09. | |
5. | 5. | Работа над ошибками. Различение предложений по интонации. | 1 | 06.09. | |
Звуки и буквы | 11 | ||||
6. | 1. | Звуки и буквы. Алфавит. Р.Р. Заполнение дневника обучающими. | 1 | 10.09. | |
7. | 2. | Звуки гласные и согласные. | 1 | 11.09. | |
8. | 3. | Согласные твёрдые и мягкие. | 1 | 12.09. | |
9. | 4. | Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, ю, я. | 1 | 12.09. | |
10. | 5. | Согласные звонкие и глухие. | 1 | 13.09. | |
11. | 6. | Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. | 1 | 17.09. | |
12. | 7. | Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. | 1 | 18.09. | |
13. | 8. | Гласные ударные и безударные. Р.Р. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем «Как я провёл каникулы». | 1 | 19.09. | |
14. | 9. | Проверка написания безударных гласных путём изменения форм слова. | 1 | 19.09. | |
15. | 10. | Контрольный диктант №2по теме «Звуки и буквы». | 1 | 20.09. | |
16. | 11. | Работа над ошибками. Р.Р. Работа с деформированным текстом «Грибное царство». | 1 | 24.09. | |
Слово | 130 | ||||
Состав слова | 32 | ||||
17. | 1. | Корень и однокоренные слова. | 1 | 25.09. | |
18. | 2. | Окончание. | 1 | 26.09. | |
19. | 3. | Правописание окончаний. Р.Р. Составление рассказа по серии картин «Опасность миновала». | 1 | 26.09. | |
20. | 4. | Приставка. | 1 | 27.09. | |
21. | 5. | Правописание приставок. | 1 | 01.10. | |
22. | 6. | Суффикс. | 1 | 02.10. | |
23. | 7. | Правописание суффиксов. | 1 | 03.10. | |
24. | 8. | Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. | 1 | 03.10. | |
25. | 9. | Р.Р. Изложение по плану «Лесной великан» (из жизни животных). | 1 | 04.10. | |
26. | 10. | Закрепление материала по теме «Состав слова» (словообразование). | 1 | 08.10. | |
27. | 11. | Контрольный диктант №3 по теме «Состав слова» (словообразование). | 1 | 09.10. | |
28. | 12. | Работа над ошибками. Упражнения на закрепления умения образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов. | 10.10. | ||
29. | 13. | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | 10.10. | |
30. | 14. | Тренировочные упражнения на правописания проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | 11.10. | |
31. | 15. | Р.Р. Работа с деформированным текстом «Какая бывает роса на траве». | 1 | 15.10. | |
32. | 16. | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 | 16.10. | |
33. | 17. | Тренировочные упражнения на правописания звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 | 17.10. | |
34. | 18. | Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 | 17.10. | |
35. | 19. | Непроверяемые гласные в корне слова. | 1 | 18.10. | |
36. | 20. | Правописание непроверяемых гласных в корне слова. Словарный диктант. | 1 | 22.10. | |
37. | 21. | Непроверяемые согласные в корне слова. Р.Р. Составление рассказа по материалам наблюдений «Ранняя осень». | 1 | 23.10. | |
38. | 22. | Контрольный диктант № 4 по итогам I четверти. | 1 | 24.10. | |
39. | 23. | Работа над ошибками. Словарный диктант. | 1 | 24.10. | |
40. | 24. | Тренировочные упражнения на правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова. | 1 | 25.10. | |
II четверть | |||||
41. | 25. | Правописание приставок. | 1 | 08.11. | |
42. | 26. | Приставка и предлог. | 1 | 12.11. | |
43. | 27. | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 13.11. | |
44. | 28. | Р.Р. Составление рассказа по вопросам учителя «Охрана леса». | 1 | 14.11. | |
45. | 29. | Тренировочные упражнения на правописание приставок и предлогов. | 1 | 14.11. | |
46. | 30. | Разделительный твёрдый знак. | 1 | 15.11. | |
47. | 31. | Правописание разделительного твёрдого знака. | 1 | 19.11. | |
48. | 32. | Р.Р. Изложение по предложенному учителем плану «Волк» (и жизни животных). | 1 | 20.11. | |
Части речи | 10 | ||||
49. | 1. | Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. | 1 | 21.11. | |
50. | 2. | Умение различать имена существительные по вопросам и значению. | 1 | 21.11. | |
51. | 3. | Умение различать глагол по вопросам и значению. | 1 | 22.11. | |
52. | 4. | Р.Р. Деловое письмо: адрес на открытке и конверте. | 1 | 26.11. | |
53. | 5. | Умение различать имена прилагательное по вопросам и значению. | 1 | 27.11. | |
54. | 6. | Умение различать части речи по вопросам и значению. | 1 | 28.11. | |
55. | 7. | Тренировочные упражнения на умение различать части речи по вопросам и значению. | 1 | 28.11. | |
56. | 8. | Р.Р. Деловое письмо: поздравительная открытка. | 1 | 29.11. | |
57. | 9. | Контрольный диктант №5 по теме «Части речи». | 1 | 03.12. | |
58. | 10. | Работа над ошибками. Умение различать части речи по вопросам и значению. | 1 | 04.12. | |
Имя существительное | 88 | ||||
59. | 1. | Понятие об имени существительном. | 1 | 05.12. | |
60. | 2. | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | 05.12. | |
61. | 3. | Правописание имён существительных собственных и нарицательных. | 1 | 06.12. | |
62. | 4. | Упражнения на умения различать на письме собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | 10.12. | |
63. | 5. | Р.Р. Работа с деформированным текстом «А.С. Пушкин». | 1 | 11.12. | |
64. | 6. | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Выборочный диктант. | 1 | 12.12. | |
65. | 7. | Определение одушевлённых и неодушевлённых имён существительных по вопросам. | 1 | 12.12. | |
66. | 8. | Р.Р. Составление предложений по серии картин «Спасение кроликов». | 1 | 13.12. | |
67. | 9. | Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное). | 1 | 17.12. | |
68. | 10. | Определение числа имён существительных. | 1 | 18.12. | |
69. | 11. | Тренировочные упражнения на определение числа у имён существительных. Р.Р. Работа с деформированным текстом «Наступление вечера». | 1 | 19.12. | |
70. | 12. | Род имён существительных, умение различать род (мужской, средний, женский). | 1 | 19.12. | |
71. | 13. | Определение рода у имён существительных. | 1 | 20.12. | |
72. | 14. | Тренировочные упражнения на определение рода у имён существительных. | 1 | 24.12 | |
73. | 15. | Контрольный диктант № 6 по итогам II четверти. | 1 | 25.12. | |
74. | 16. | Работа над ошибками. Словарный диктант. Мягкий знак (Ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож). | 1 | 26.12. | |
75. | 17. | Правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей на конце (Ж, Ш, Щ,Ч). | 1 | 26.12. | |
76. | 18. | Р.Р. Деловое письмо: письмо родителям. | 1 | 27.12. | |
III четверть | |||||
77. | 19. | Упражнения на закрепление правописания Ь после шипящих в конце слов у существительных женского рода. | 1 | 14.01. | |
78. | 20. | Тренировочные упражнения на правописания собственных и нарицательных имён существительных. | 1 | 15.01. | |
79. | 21. | Тренировочные упражнения на умение определять род и число имён существительных. | 1 | 16.01. | |
80. | 22. | Р.Р. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем «Лебеди». | 1 | 16.01. | |
81. | 23. | Изменение существительных по падежам. | 1 | 17.01. | |
82. | 24. | Умение различать падежи по вопросам. | 1 | 21.01. | |
83. | 25. | Определение падежей имён существительных по вопросам. | 1 | 22.01 | |
84. | 26. | Именительный падеж: кто? что? | 1 | 22.01. | |
85. | 27. | Р.Р. Работа с деформированным текстом «Лев и мышка». | 1 | 23.01. | |
86. | 28. | Родительный падеж: кого? чего? | 1 | 24.01. | |
87. | 29. | Дательный падеж: кому? чему? | 1 | 28.01. | |
88. | 30. | Винительный падеж: кто? что? | 1 | 29.01. | |
89. | 31. | Умение различать именительный и винительный падежи. Р.Р. Составление рассказа по серии картин «Снеговик». | 1 | 30.01. | |
90. | 32. | Умение различать родительный и винительный падежи. | 1 | 30.01. | |
91. | 33. | Творительный падеж: кем? чем? | 1 | 31.01. | |
92. | 34. | Предложный падеж: о ком? о чём? | 1 | 04.02. | |
93. | 35. | Тренировочные упражнения на умение определять падежи по вопросам. | 1 | 05.02. | |
94. | 36. | Упражнения на закрепление определения падежей по вопросам. Р.Р. Работа с деформированным текстом «Ноябрь». | 1 | 06.02. | |
95. | 37. | Закрепление по теме «Изменение существительных по падежам». | 1 | 06.02. | |
96. | 38. | Контрольный диктант №7 по теме «Изменение существительных по падежам». | 1 | 07.02 | |
97. | 39. | Работа над ошибками. Умение различать падежи по вопросам. | 1 | 11.02. | |
98. | 40. | Понятие о 1,2,3 – ем склонениях имён существительных. | 1 | 12.02. | |
99. | 41. | Умение различать существительные 1, 2,3 склонения. | 13.02. | ||
100. | 42. | Закрепление понятия о 1,2,3 – ем склонениях имён существительных. | 13.02. | ||
101. | 43. | Первое склонение имён существительных в единственном числе. | 1 | 14.02. | |
102. | 44. | Р.Р. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем «Игры зимой». | 1 | 18.02. | |
103. | 45. | Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных первого склонения. | 1 | 19.02. | |
104. | 46. | Окончание –Ы, -И в родительном падеже (из комнаты , из деревни). | 1 | 20.02. | |
105. | 47. | Р.Р. Изложение по предложенному учителем плану «Лес». | 1 | 20.02. | |
106. | 48. | Окончание –Е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне). | 1 | 21.02. | |
107. | 49. | Окончания имён существительных винительном падеже. | 1 | 25.02. | |
108. | 50. | Окончания – ЕЙ, -ОЙ в творительном падеже ( за деревней, за страной). | 1 | 26.02. | |
109. | 51. | Умение различать падежи имён существительных 1 – го склонения по вопросам и окончаниям. Творческий диктант. | 1 | 27.02. | |
110. | 52. | Р.Р. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем «В Ясной Поляне». | 1 | 27.02. | |
111. | 53. | Тренировочные упражнения по теме «Первое склонение имён существительных». | 1 | 28.02. | |
112. | 54. | Второе склонение имён существительных в единственном числе. | 1 | 05.03. | |
113. | 55. | Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных второго склонения. Р.Р. Работа с деформированным текстом «Дятел». | 1 | 06.03. | |
114. | 56. | Правописания имён существительных 2 склонения в именительном и винительном падежах. | 1 | 07.03. | |
115. | 57. | Окончание –А, - Я в родительном падеже (с озера, с поля). | 1 | 12.03. | |
116. | 58. | Окончание –У, -Ю в дательном падеже ( к огороду, к морю). | 1 | ||
117. | 59. | Окончание – Е в предложном падеже (в огороде, в море). | 1 | ||
118. | 60. | Окончания –ОМ, -ЕМ в творительном падеже (за полем, за деревом). | 1 | 13.03. | |
119. | 61. | Тренировочные упражнения по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 –го склонения». | 1 | 14.03. | |
120. | 62. | Третье склонение имён существительных в единственном числе. | 1 | 15.03. | |
121. | 63. | Правописание падежных окончаний существительных 3 – го склонения. Словарный диктант. | 1 | 15.03. | |
122. | 64. | Р.Р. Работа с деформированным текстом «Ель». | 1 | 19.03. | |
123. | 65. | Контрольный диктант №8 по итогам III четверти. | 1 | 20.03. | |
124. | 66. | Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний существительных 3 – го склонения. | 1 | 21.03. | |
IV четверть | |||||
125. | 67. | Окончание - И в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади). | 1 | 02.04. | |
126. | 68. | Тренировочные упражнения на правописания окончаний – И в родительном, дательном и предложном падеже. | 1 | 03.04. | |
127. | 69. | Окончания – ЬЮ в творительном падеже (сиренью). | 1 | 04.04. | |
128. | 70. | Окончания имён существительных 3 – го склонения в именительном и винительном падежах. | 1 | 05.04. | |
129. | 71. | Р.Р. Изложение по предложенному учителем плану «Храбрый сторож». | 1 | 05.04. | |
130. | 72. | Тренировочные упражнения на правописание падежных окончаний имён существительных 3 – го склонения. | 1 | 09.04. | |
131. | 73. | Упражнения на закрепления падежных окончаний имён существительных 3 – го склонения. | 1 | 10.04. | |
132. | 74. | Правописание падежных окончаний существительных 1, 2, 3 – го склонения. | 1 | 11.04. | |
133. | 75. | Р.Р. Составление рассказа по вопросам учителя «Зайчата». | 1 | 12.04. | |
134. | 76. | Тренировочные упражнения на правописание падежных окончаний существительных 1, 2, 3 – го склонения. | 1 | 12.04. | |
135. | 77. | Упражнения в правописании падежных окончаний существительных 1, 2, 3 – го склонения. | 1 | 16.04. | |
136. | 78. | Закрепления материала по теме «Правописание падежных окончаний существительных 1, 2, 3 – го склонения». | 1 | 17.04. | |
137. | 79. | Р.Р. Составление рассказа по материалам наблюдения «Весна в лесу». | 1 | 18.04. | |
138. | 80. | Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга). | 1 | 19.04. | |
139. | 81. | Тренировочные упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям | 1 | 19.04. | |
140. | 82. | Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям | 1 | 23.04. | |
141. | 83. | Р.Р. Деловое письмо: поздравительная открытка. | 1 | 24.04. | |
142. | 84. | Упражнения на закрепление падежей имён существительных и падежных вопросов. | 1 | 25.04. | |
143. | 85. | Упражнения на закрепление понятий о 1,2,3 –ем склонениях имён существительных. Выборочный диктант. | 1 | 26.04. | |
144. | 86. | Закрепление по теме «Правописание падежных окончаний существительных 1, 2, 3 – го склонения». | 1 | 26.04. | |
145. | 87. | Контрольный диктант № 9 по теме «Имя существительное». | 1 | 30.04. | |
146. | 88. | Работа над ошибками. Р.Р. Составление рассказа по опорным словам «Мой друг» (из жизни класса). | 1 | ||
Предложение | 14 | ||||
147. | 1. | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 7.05. | |
148. | 2. | Главные члены предложения. | 1 | ||
149. | 3. | Второстепенные члены предложения. | 1 | 8.05 | |
150. | 4. | Нераспространенные предложения. | 1 | 14.05. | |
151. | 5. | Распространённые предложения. Р.Р. Работа с деформированным текстом «Весна в лесу». | 1 | 15.05. | |
152. | 6. | Однородные члены предложения. | 1 | 16.05. | |
153. | 7. | Однородные члены предложения – подлежащее, сказуемые. Словарный диктант. | 1 | ||
154. | 8. | Однородные второстепенные члены предложения. | 1 | 17.05. | |
155. | 9. | Р.Р. Деловое письмо: письмо родителям. | 1 | ||
156. | 10. | Перечисление без союзов и с одиночным союзом И. | 1 | 17.05. | |
157. | 11. | Знаки препинания при однородных членах. | 1 | 21.05. | |
158. | 12. | Тренировочные упражнения по теме «Предложение». | 22.05. | ||
159. | 13. | Контрольный диктант №10 по теме «Предложение». | 1 | ||
160. | 14. | Работа над ошибками. Р.Р. Составление рассказа по картине «Лес ранней весной». | 1 | 23.05. | |
Повторение | 10 | ||||
161. | 1. | Правописание безударной гласной в корне слова. | 1 | 24.05. | |
162. | 2. | Р.Р. Изложение по предложенному учителем плану «Пушок». | 1 | 24.05. | |
163. | 3. | Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. | 1 | 28.05. | |
164. | 4. | Правописание приставок. | 1 | ||
165. | 5. | Правописание падежных окончаний имён существительных 1,2,3 – го склонения. | 1 | 29.05. | |
166. | 6. | Р.Р. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем «На летних каникулах» (проведение каникул). | 1 | 30.05. | |
167. | 7. | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | ||
168. | 8. | Однородные члены предложения. | 1 | 31.05. | |
169. | 9. | Контрольный диктант №11 по изученному за год материалу. | 1 | 31.05. | |
170. | 10. | Работа над ошибками. |
Содержание курса «Письмо и развитие речи»
Раздел 1. Повторение (5 часов)
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Раздел 2. Звуки и буквы (11 часов)
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е,ё,и,ю,я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е,ё,ю,я в начале слова и после гласных путём изменения формы слова. Алфавит.
Раздел 3. Слово (130 часов)
Тема 3.1. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный Ъ.
Тема 3.2. Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Тема 3.3. Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительное собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число.)
Род имён существительных, умение различать род (мужской род и женский род, средний род).
Мягкий знак после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода.
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1,2,3 –м склонениях существительных.
Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1 – го склонения. Окончания –ы, -и в родительном падеже, окончание – е в дательном и предложном падежах, окончания – ей, - ой в творительном падеже.
Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2 – го склонения. Окончания –а, -я в родительном падеже, окончания – у, - ю в дательном падеже, - е в предложном падеже, окончания – ом, -ем в творительном падеже.
Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописания падежных окончаний существительных 3 – г склонения. Окончание – и в родительном, дательном и предложном падежах, окончание – ью в творительном падеже.
Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1,2,3 – го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям.
Раздел 4. Предложение (14 часов)
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. знаки препинания при однородных членах.
Раздел 5. Повторение пройденного за год (10 часов)
Правописание безударной гласной в корне слова, правописание глухих и звонких согласных в корне слова, правописание приставок, правописание падежных окончаний имён существительных 1,2,3 – го склонения, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения.
Межпредметные связи: на уроках письма реализуются межпредметные связи,
прежде всего за счет введения в лексикон учащихся новых слов, необходимых для изучения математики, географии, истории, биологии и др. предметов, а также через организацию обучения с опорой на знания учащихся, полученные на уроках по другим предметам, и формирование и развитие, помимо предметных знаний, умений и навыков, также и межпредметных знаний, умений и навыков (работа с учебником, составление плана, развернутый ответ на вопрос учителя, пересказ задания своими словами, аргументация своего мнения, применение полученных знаний в новых ситуациях и др.).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
- Различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- Подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- Проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;
- Обозначать мягкость согласных буквой Ь;
- Разбирать слово по составу;
- Выделять имена существительные как части речи;
- Строить простое распространенное предложение;
- Связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
- Пользоваться школьным орфографическим словарём.
Обучающиеся должны знать:
- Алфавит;
- Способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова).
График
№ п/п | Название диктанта | Дата |
1. | Контрольный диктант по теме «Повторение». | 05.09. |
2. | Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы». | 20.09. |
3. | Контрольный диктант по теме «Состав слова» (словообразование). | 09.10. |
4. | Контрольный диктант по итогам I четверти. | 24.10. |
5. | Контрольный диктант по теме «Части речи». | 03.12. |
6. | Контрольный диктант по итогам II четверти. | 25.12. |
7. | Контрольный диктант по теме «Изменение существительных по падежам». | 07.02. |
8. | Контрольный диктант по итогам III четверти. | 20.03. |
9. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 30.04. |
10. | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 22.05. |
11. | Контрольный диктант по изученному за год материалу. | 31.05. |
Диктант может быть связным текстом или состоять из отдельных предложений. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым учеником. Оценка «5» выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии в работе 2 орфографических ошибок. «4» может быть выставлена при наличии 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные. Оценка «3» может быть выставлена за работу, в которой допущено 3 и более орфографических и пунктуационных ошибок. При выставлении оценок «5» и «4» учитывается также аккуратность выполнения работы. Не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных ошибок на изученные правила соответствует одной орфографической ошибке. Дисграфические ошибки не учитываются.
Примерный объем текстов контрольных работ (диктантов) в 8классе –75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе союзы, предлоги, частицы. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Тексты
Контрольный диктант № 1
Осень
Глубокая осень. Прозрачными стали сады и леса. Старые деревья давно облетели. И только молодые берёзки сохранили свою листву. Ярко выступает сквозь сеть берёз ели и сосны. Их освежили холод, дожди, ночные туманы. Земля покрылась листьями.
Далеко слышны осторожные прыжки лесных зверьков.
(46 слов)
Контрольный диктант № 2
Давно уже миновал полдень, начинался закат. Облака уходили за горизонт.
На берёзке у ручья висела маленькая кружка. Я набрал воды и глотнул. Сладкой подводной травой пахла вода из ручья. Я услышал голос долгих дождей и лесных гроз. Я глотнул ещё раз и почувствовал запах совсем близкой зимы.
(50 слов)
Контрольный диктант № 3
Удав
Стоит на поляне дерево. Корни и ветки переплелись. Одна ветка ствола даже обернулась как змея. А это и есть змея. Сильный и страшный удав.
Не пройти под деревом косуле, не пробежать мышке. И птица в корне дерева не совьёт гнездо. Разом обовьётся змея вокруг добычи и съест её.
(50 слов)
Контрольный диктант № 4
Пингвины
Это удивительные птицы. Они не летают, а плавают. Ходят пингвины столбиком. Издали пингвин похож на человека в чёрном фраке и белом жилете.
Однажды плавал корабль в холодном океане. Видят моряки на льду целое войско. Подплыли ближе. А войско как по команде прыгнуло в воду. Поняли моряки, что это были птицы.
(51 слово)
Контрольный диктант № 5
Главным делом жизни Валерия Чкалова было учить самолёты летать.
Вот построили самолёт. Но как поведёт себя машина в воздухе на большой скорости? Только в полёте можно ответить на этот вопрос.
Чкалов был замечательным лётчиком. В минуту опасности он боролся за машину до последней возможности. Друзья учились у него смелости.
(49 слов)
Контрольный диктант № 6
О хлебе
Хлеб всегда был основным продуктом питания. Порой только кусок хлеба спасал человека от голодной смерти. К хлебу – батюшке люди всегда относились с уважением.
В культуре многих народов хлеб стоит на почётном месте. На свадьбе молодых встречают караваем. На новоселье несут пироги. И молодой матери дарят хлеб на счастье.
(50 слов)
Контрольный диктант № 7
В тот год ягоды на Байкале было много. Кусты смородины и голубики ломились от тяжести.
Саня и дядя Митяй собирали ягоды до вечера. А вечером пошёл дождь. И только тогда грибники пошли в шалаш. Они выпили чаю и совсем разморились от усталости. Саня заснул. Это была его первая ночь в тайге.
(50 слов)
Контрольный диктант № 8
На берегу реки рос камыш. Там водились утки, кулики и другая дичь. Туда мы отправились на охоту.
Из камышей вылетела утка. Охотник выстрелил. Утка упала в болото. Джек бросился её доставать. Через минуту он показался с уткой в зубах.
Джек был прекрасный пес. Он прожил у нас до глубокой старости.
(50 слов)
Контрольный диктант № 9
По тропинке Вася сбегает к заводи. Ива низко склонилась над водой. Мальчик лёг на тёплые доски и стал смотреть в воду. Речные растения протянули к отмели свои стебли. Медленно плыли прозрачные рыбки.
Широко разлился Дон по равнине. Берега густо покрылись кустарником. Весело смотрят облака в зеркальную гладь. Реют над водой чайки.
(50 слов)
Контрольный диктант № 10
Ландыш майский
Белые цветы ландыша заметны среди зелени. В конце мая в лесу стоит запах ландыша. На этот запах летит пчела, бабочка. Осенью на стебле ландыша есть ягоды. Из цветка ландыша делают лекарство. Этим лекарством лечат сердце. Хорош ландыш в букете. Букет украсит комнату. Приятно его подарить подруге.
(46 слов)
Контрольный диктант № 11
Осина
Осина цветёт в апреле. Листочки на осине всё время дрожат. Осину называют пионером леса. На вырубке первой растёт осина. Семена у осины мелкие. На дереве их много. Молодые осинки любят свет, быстро растут. Не боится осина мороза. Древесина у осины мягкая. Из осины делают бумагу, спички.
(47 слов)
Литература для учителя:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы. Сборник №1/ под редакцией В.В. Воронковой.
Допущено Министерством образования Российской Федерации. – Москва: Владос 2010г.
- Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Владос, 2000г.
- Барская Н.М., Нисневич А.А. Обучение русскому языку в 5-8 классах специальной коррекционной школы. – М., 2000г.
- Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка в специальной коррекционной школе, 5-8 классы. – М., 2001г.
- Бебешина Н.Н., Свириденков. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах специальной коррекционной школы. – М.. Просвещение, 2003г.
- Кудрявцева Е.Я. Диктанты и проверочные работы по русскому языку, для специальных коррекционных школ 8 вида. 5-7 классы. – М., «Владос»; 2003г.
- Научно – методический журнал «Дефектология»;
- Научно – методический журнал «Начальная школа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс школа VIII вида
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательн...
рабочая программа по письму и развитию речи 1 класс
разработана для учащихся 1 класса коррекционных школ...
рабочая программа по письму и развитию речи (5 класс)
Факультет коррекционной педагогики ОП «Мой университет» www.moi-sat.ruРабочая программа по «Письму и развитию речи» для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII в...
Рабочая программа по письму и развитию речи (7 класс)
Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных)...
Рабочая программа по письму и развитию речи 1 класс коррекционных ( специальных) классов
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой В.В. Воронковой «Русский (родной) язык 1 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М.: Просвещение...
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 8 класс 2017-2018 учебный год
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 8 класс 2017-2018 учебный год...