Пояснительная записка (ОНР,НОНР,ЛГНР)
календарно-тематическое планирование по теме

ГАЛЛЯМЕТДИНОВА   ЭЛЬМИРА   ШАМИЛЬЕВНА

Пояснительная записка.

       Данная программа создавалась,  апробировалась,  корректировалась и дополнялась мною на протяжении  нескольких  лет работы в общеобразовательной школе. За основу взято перспективное планирование  А.В. Ястребовой, которое рекомендовано логопедам общеобразовательных школ.

Цель программы.

Предупредить и устранить  неуспеваемость учащегося, обусловленную  фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием речи, корректируя нарушения речи. Создать базу для успешного усвоения общеобразовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_onrnonrlgnr.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                          Пояснительная записка.

       Данная программа создавалась,  апробировалась,  корректировалась и дополнялась мною на протяжении  нескольких  лет работы в общеобразовательной школе. За основу взято перспективное планирование  А.В. Ястребовой, которое рекомендовано логопедам общеобразовательных школ.

Цель программы.

Предупредить и устранить  неуспеваемость учащегося, обусловленную  фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием речи, корректируя нарушения речи. Создать базу для успешного усвоения общеобразовательной программы.

                                                                                                                     Структура программы.

 Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Состоит она из трех этапов коррекционно-развивающей работы, которые, в свою очередь, разбиты на уровни. Термин «уровень» выбран мной сознательно, так как современные школьники увлечены компьютерными играми и это слово  им доступно и понятно. Повышать свой уровень - это идти вперед к намеченной цели.

I этап

 “Развитие фонетико-фонематической стороны речи” подразделяется на два  уровня:

1 уровень                   Устранение дефектов звукопроизношения.

2 уровень                   Формирование фонематических процессов.

II этап

“Развитие лексико-грамматической стороны речи” также подразделяется на два уровня (для удобства нумерацию  уровней продолжим далее):

3 уровень                Формирование грамматического строя речи.

4 уровень                Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап

 “Развитие связной речи” включает в себя  заключительный уровень:

5  уровень              Формирование полноценной самостоятельной речи.

                                                                                                     Задачи коррекционно-развивающей работы.

 Каждый этап коррекционной работы решает ряд специфических задач:

  • устранение дефектов звукопроизношения;
  • формирование фонематических процессов;
  • уточнение и расширение лексического запаса;
  • формирование грамматического строя речи;
  • формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

  • активизация речевой деятельности учащихся;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование просодической стороны речи;
  • активизация внимания, памяти, мышления;
  • развитие мелкой пальцевой моторики;
  • развитие языковой интуиции;
  • формирование готовности к восприятию определенных орфограмм;
  • автоматизация поставленных звуков и др.

                                                                                                           Область применения программы.

    Несмотря на то, что программа предназначена, прежде всего, для устранения фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития, ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений, входящих в структуру данного логопедического заключения. В этом случае, в зависимости от речевого статуса,  коррекционный процесс  будет охватывать разные «этапы» и «уровни» работы и, соответственно, будет иметь  разную продолжительность по времени. Рассмотрим это подробнее.

   Недоразвитие речи, охватывающее лексико-грамматическую сторону речи, обозначают как НЛГ (лексико-грамматическое недоразвитие речи) или, возможно, НЧиП, об. НЛГ (нарушение чтения и письма, обусловленное недоразвитием лексико-грамматической стороны речи). Данное нарушение в чистом виде часто встречается у детей, где русский язык не является родным. Коррекция НЛГ охватывает II и III этап коррекционной работы. Сроки коррекции: 0,5 - 1 учебный год, могут быть  продлены в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

   Недоразвитие речи, охватывающее все вышеперечисленные компоненты, обозначают как ОНР (общее недоразвитие речи).  Коррекция ОНР III уровня и НВ ОНР  охватывает I, II и III этапы работы, а точнее, все этапы и уровни. Сроки коррекции: 2 учебных года.

   

Сроки реализации программного материала.

   Программа  коррекции  фонетико-фонематического  и лексико-грамматического недоразвития  рассчитана от полугода до  2-х лет обучения, в зависимости от структуры нарушения. Полный курс коррекционно-развивающего обучения  два года предполагает  от 110 занятий и более (часов).

Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

Первый год обучения - реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает от 55 до 90 занятий (часов), занятия проводятся два или  три раза в неделю, в зависимости от состава группы.

Второй год обучения - реализация II и III этапа коррекционной программы - предусматривает от 55 до 90 занятий (часов) и более. Количество часов можно изменять в зависимости от контингента обучающихся.

   Сроки коррекции тоже могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: от степени выраженности речевого недоразвития, от компенсаторных возможностей ребенка, от психофизиологических особенностей ребенка, от состояния его интеллекта, от  регулярности посещения ребенком занятий, от качества выполнения домашнего задания,  от проведенного медикаментозного лечения  и других факторов, имеющих непосредственное влияние на коррекционный процесс.

   К концу второго года обучения пройдены  три этапа, а точнее пять уровней развития речевых умений и навыков. Это время для подведения итогов. Каковы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся?

К концу первого года коррекционной работы, обучающиеся должны знать:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
  •  значение правильного дыхания;
  • основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающиеся должны уметь:

  • четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
  • называть отличия гласных и согласных звуков;
  • правильно обозначать звуки буквами;
  • производить звуко - слоговой анализ и синтез слова;
  • дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
  • определять место ударения в слове;
  • правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-кинетическое сходство.

К концу второго года коррекционной работы, обучающиеся должны знать:

  • значения многих лексических единиц;
  • правила связи слов в предложении;
  • основные грамматические термины: корень слова, суффикс, приставка, окончание; имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение; союзы, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, схема предложения, главные члены предложения, текст.

Обучающиеся должны уметь:

  • быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
  • пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
  • осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
  • анализировать речь (на уровне текста, предложения);
  • пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
  • грамматически правильно связывать слова в предложении;
  • составлять текст на определенную тему;
  • использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;

    Подводя итог вышеизложенному, необходимо подчеркнуть принципиальные моменты  организации и реализации программы:

- вся работа учителя-логопеда направлена на то, чтобы вызвать у учащихся интерес к языковым средствам,   имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи;

- специфика работы учителя-логопеда заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, а не в дублировании классных заданий;

- специфика  организации логопедических занятий заключается в том, что формирование полноценной речевой деятельности невозможно без развития у детей-логопатов  ряда психологических особенностей: слуховой, зрительной,  речедвигательной памяти, внимания к языковым явлениям, способности к переключению, рефлексии.

  Рабочая  программа составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков: Ястребовой А.В., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Лалаевой Р. И. , на основе:

  • инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В.Ястребовой,      Т.Б.Бессоновой. М.,1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД

Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

Пояснительная записка

Программа по русскому языку для 9, 10 классов...

Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока

1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК  для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс

Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....