Пояснительная записка (ОНР,НОНР,ЛГНР)
календарно-тематическое планирование по теме
Пояснительная записка.
Данная программа создавалась, апробировалась, корректировалась и дополнялась мною на протяжении нескольких лет работы в общеобразовательной школе. За основу взято перспективное планирование А.В. Ястребовой, которое рекомендовано логопедам общеобразовательных школ.
Цель программы.
Предупредить и устранить неуспеваемость учащегося, обусловленную фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием речи, корректируя нарушения речи. Создать базу для успешного усвоения общеобразовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа создавалась, апробировалась, корректировалась и дополнялась мною на протяжении нескольких лет работы в общеобразовательной школе. За основу взято перспективное планирование А.В. Ястребовой, которое рекомендовано логопедам общеобразовательных школ.
Цель программы.
Предупредить и устранить неуспеваемость учащегося, обусловленную фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием речи, корректируя нарушения речи. Создать базу для успешного усвоения общеобразовательной программы.
Структура программы.
Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Состоит она из трех этапов коррекционно-развивающей работы, которые, в свою очередь, разбиты на уровни. Термин «уровень» выбран мной сознательно, так как современные школьники увлечены компьютерными играми и это слово им доступно и понятно. Повышать свой уровень - это идти вперед к намеченной цели.
I этап
“Развитие фонетико-фонематической стороны речи” подразделяется на два уровня:
1 уровень Устранение дефектов звукопроизношения.
2 уровень Формирование фонематических процессов.
II этап
“Развитие лексико-грамматической стороны речи” также подразделяется на два уровня (для удобства нумерацию уровней продолжим далее):
3 уровень Формирование грамматического строя речи.
4 уровень Уточнение и расширение лексического запаса.
III этап
“Развитие связной речи” включает в себя заключительный уровень:
5 уровень Формирование полноценной самостоятельной речи.
Задачи коррекционно-развивающей работы.
Каждый этап коррекционной работы решает ряд специфических задач:
- устранение дефектов звукопроизношения;
- формирование фонематических процессов;
- уточнение и расширение лексического запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование полноценной связной речи.
Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:
- активизация речевой деятельности учащихся;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование просодической стороны речи;
- активизация внимания, памяти, мышления;
- развитие мелкой пальцевой моторики;
- развитие языковой интуиции;
- формирование готовности к восприятию определенных орфограмм;
- автоматизация поставленных звуков и др.
Область применения программы.
Несмотря на то, что программа предназначена, прежде всего, для устранения фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития, ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений, входящих в структуру данного логопедического заключения. В этом случае, в зависимости от речевого статуса, коррекционный процесс будет охватывать разные «этапы» и «уровни» работы и, соответственно, будет иметь разную продолжительность по времени. Рассмотрим это подробнее.
Недоразвитие речи, охватывающее лексико-грамматическую сторону речи, обозначают как НЛГ (лексико-грамматическое недоразвитие речи) или, возможно, НЧиП, об. НЛГ (нарушение чтения и письма, обусловленное недоразвитием лексико-грамматической стороны речи). Данное нарушение в чистом виде часто встречается у детей, где русский язык не является родным. Коррекция НЛГ охватывает II и III этап коррекционной работы. Сроки коррекции: 0,5 - 1 учебный год, могут быть продлены в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Недоразвитие речи, охватывающее все вышеперечисленные компоненты, обозначают как ОНР (общее недоразвитие речи). Коррекция ОНР III уровня и НВ ОНР охватывает I, II и III этапы работы, а точнее, все этапы и уровни. Сроки коррекции: 2 учебных года.
Сроки реализации программного материала.
Программа коррекции фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития рассчитана от полугода до 2-х лет обучения, в зависимости от структуры нарушения. Полный курс коррекционно-развивающего обучения два года предполагает от 110 занятий и более (часов).
Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.
Первый год обучения - реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает от 55 до 90 занятий (часов), занятия проводятся два или три раза в неделю, в зависимости от состава группы.
Второй год обучения - реализация II и III этапа коррекционной программы - предусматривает от 55 до 90 занятий (часов) и более. Количество часов можно изменять в зависимости от контингента обучающихся.
Сроки коррекции тоже могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: от степени выраженности речевого недоразвития, от компенсаторных возможностей ребенка, от психофизиологических особенностей ребенка, от состояния его интеллекта, от регулярности посещения ребенком занятий, от качества выполнения домашнего задания, от проведенного медикаментозного лечения и других факторов, имеющих непосредственное влияние на коррекционный процесс.
К концу второго года обучения пройдены три этапа, а точнее пять уровней развития речевых умений и навыков. Это время для подведения итогов. Каковы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся?
К концу первого года коррекционной работы, обучающиеся должны знать:
- строение артикуляционного аппарата;
- акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
- значение правильного дыхания;
- основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.
Обучающиеся должны уметь:
- четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
- называть отличия гласных и согласных звуков;
- правильно обозначать звуки буквами;
- производить звуко - слоговой анализ и синтез слова;
- дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
- определять место ударения в слове;
- правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-кинетическое сходство.
К концу второго года коррекционной работы, обучающиеся должны знать:
- значения многих лексических единиц;
- правила связи слов в предложении;
- основные грамматические термины: корень слова, суффикс, приставка, окончание; имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение; союзы, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, схема предложения, главные члены предложения, текст.
Обучающиеся должны уметь:
- быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
- пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
- осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
- анализировать речь (на уровне текста, предложения);
- пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
- грамматически правильно связывать слова в предложении;
- составлять текст на определенную тему;
- использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;
Подводя итог вышеизложенному, необходимо подчеркнуть принципиальные моменты организации и реализации программы:
- вся работа учителя-логопеда направлена на то, чтобы вызвать у учащихся интерес к языковым средствам, имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи;
- специфика работы учителя-логопеда заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, а не в дублировании классных заданий;
- специфика организации логопедических занятий заключается в том, что формирование полноценной речевой деятельности невозможно без развития у детей-логопатов ряда психологических особенностей: слуховой, зрительной, речедвигательной памяти, внимания к языковым явлениям, способности к переключению, рефлексии.
Рабочая программа составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков: Ястребовой А.В., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Лалаевой Р. И. , на основе:
- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В.Ястребовой, Т.Б.Бессоновой. М.,1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД
Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока
1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс
Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....