Модель реализации коррекционно-развивающей направленности процесса обучения в школе 4 вида
статья по теме
В данной статье приведены цели, задачи, направления коррекционно-развивающего сопровождения слепых и слабовидящих школьников в процессе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_realizatsii_korrektsionno.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате IV вида
города Владимира для слабовидящих детей
Целью деятельности любой общеобразовательной системы является обеспечение качества результатов образования, т. е. соответствие уровня образованности учащихся установленным нормам ─ государственным образовательным стандартам. Сегодня недостаточно того, чтобы выпускник средней школы обладал неким нормативным набором знаний, умений и навыков. Современному обществу требуются компетентные, активные, способные к саморазвитию и самореализации, ответственные граждане.
Контингент обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната IV вида для слабовидящих детей характеризуется низким уровнем здоровья: 100% обучающихся имеют патологию органа зрения.
В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
Существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившихся зрения после трех лет жизни, слабовидящие. Такая дифференциация основывается на том, что время и степень утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка. Например, слепорожденные не имеют зрительных образов в памяти, которыми в различной мере и объеме располагают ослепшие. Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступил дефект, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития. Психическое развитие слепых и слабовидящих имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие или затруднение визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта. Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях - повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность. Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепых и слабовидящих протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.
Поэтому обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения. Обосновывая основные положения обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, тифлопедагогика исходит из учения о разностороннем развитии личности, естественнонаучных основ компенсации слепоты и слабовидения, концепции о единстве биологических и социальных факторов в развитии детей с отклонениями в развитии. Это единство, как отмечал Л.С. Выготский, представляет собой единство сложное, дифференцированное и изменчивое как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным этапам возрастного развития детей. В связи с этим школы для слепых и слабовидящих детей должны выполнять следующие функции: учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, санитарно-гигиеническую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную и профориентационную. Это обеспечивает нормализацию развития детей с нарушенным зрением, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой (социальной, природной и др.). Психическое развитие слепых и слабовидящих детей, формирование у них компенсаторных процессов, активной жизненной позиции, осознания способов самореализации и овладение ими зависят прежде всего от социальных условий, в первую очередь от образовательных.
Это возможно при системном комплексном подходе, на который мы опирались в создании модели. Модель как процесс реализации нашей школой своих образовательных функций имеет цель: создание коррекционно-развивающей среды, способствующей максимальному развитию личности каждого ребенка, сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья, адаптации детей с глубокими нарушениями зрения к новым социальным условиям.
Реализация поставленной цели осуществляется по средствам решения приоритетных задач:
тематических с
Обеспечить усвоение слепыми и слабовидящими школьниками государственных образовательных стандартов через реализацию принципа коррекционно-развивающей направленности процесса обучения и воспитания в школе.
Совершенствовать медицинскую реабилитацию обучающихся через укрепление материально-технической базы медицинского блока, а также развитие системы лечебно-профилактических мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья обучающихся.
Формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующие успешной социализации слепых и слабовидящих школьников, через вовлечение их в активную творческую деятельность по различным направлениям дополнительного образования.
Осуществлять работу по формированию компенсаторных механизмов и коррекции недостатков психофизического развития, через реализацию блока специальных коррекционных дисциплин учебного плана.
Осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей с патологией зрения, по средствам проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации.
Приоритетные задачи реализации коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса решаются по напрвлениям:
лечебно-коррекционное;
психолого-коррекционное;
социально-коррекционное;
коррекционно-развивающее;
учебно-коррекционное.
Лечебно-коррекционное напрвление - это система лечебно-профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на охрану зрения и соматического здоровья обучающихся. Содержание деятельности медицинского персонала школы предусматривает проведения мониторинга состояния здоровья учащихся, проведение медикаментозного и аппаратного лечения, проведение общеукрепляющей терапии, осуществление просветительской работы с педагогами, учащимися и их родителями. Выработка рекомендаций для педагогов по организации и соблюдению офтальмо-эноргономического режима работы конкретного ребенка на уроке и самоподготовке.
Психолого коррекционное направление подразумевает функционирование системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.. Очень важной составляющей этой системы являетя психодиагностика, которая позволяет определить уровень развития каждого ребенка, выявить типичные и индивидуальные особенности слепых и слабовидящих детей. Данные психодиагностики необходимы не только для выстраивания психокоррекционной работы, которую проводит психолог. Они также необходимы педагогу, который осуществляет индивидуально-дифференцированный подход в обучении и воспитании, отбирая специальные методы и приемы учебной и внеурочной деятельности, обеспечивающие усвоение программного материала и развитие компенсаторных механизмов. Психопрфилактическая и консультативная работа со слепыми и слабовидящими подростками играет большую роль в профориентационной работе. Формирование адекватной самооценки, определение уровня притязаний и возможностей - главные задачи определяющие работу по подготовке выпускников школы к жизненному и профессиональному самоопределению. Просветительская и консультативная работа психологической службы школы с родителями способствует активному вовлечению их в учебно-воспитательный процесс.
Социально-коррекционное направление - система мероприятий педагогического воздействия на личность ребенка средствами внеурочной деятельности. Сложившаяся система дополнительного образования в школе, развитие системы ученического самоуправления стали условиями, способствующими развитию творческих и познавательных способностей учащихся, формированию у них самостоятельности, активной жизненной позиции, расширению кругозора и повышению общекультурного уровня наших учеников.
Коррекционно-развивающее направление реализует блок специальных коррекционных дисциплин учебного плана, представленных такими курсами, как лечебная физкультура, ритмика, социально-бытовая ориентировка, ориентировка в пространстве, охрана зрения и развитие зрительного восприятия, развитие осязания и мелкой моторики, развитие мимики и пантомимики, предметно-практическая деятельность. Специальные коррекционные занятия направлены, главным образом, на преодоление недостатков психофизического развития слепых и слабовидящих школьников. Большая часть из них корректируют двигательную сферу обучающихся школы. Интенсивность коррекционной работы неодинакова на разных этапах обучения: в начальной школе количество коррекционных часов составляет в классах вида 10часов, в классах вида 13 часов в неделю, а в старшей школе учебный план предусматривает 5 часов коррекционных занятий в неделю. Коррекционные занятия проходят в индивидуальной и групповой форме по отдельному расписанию во второй половине дня. Основной проблемой данного направления является слабая программно-методическая обеспеченность этих дисциплин. На сегодняшний день существуют программы, утвержденные РАН, по социально-бытовой и пространственной ориентировке для начальной и основной школы. Педагоги школы самостоятельно разрабатывают программы по коррекционным курсам, опираясь на опыт преподавания этих дисциплин в школах для слепых и слабовидящих Липецка, Санкт-Петербурга, Москвы. На сегодняшний день в школе ведется работа по авторским курса, прошедшим экспертизу в ВИПКРО на кафедре специальной педагогики и психологии. Это программа - победитель областного конкурса коррекционных программ 2007 года «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» - автор педагог-психолог Ксенофонтова Н.В.; программа факультативного курса - лауреат того же конкурса «Я и мое здоровье» - учитель биологии Волкова Е.А.; программа «Развитие осязания и мелкой моторики» - учитель предметно-практической деятельности Сбитнева И.С.; программа «Формирование общеучебных умений и навыков через предметно-практическую деятельность» - учитель математики Северьянова М.Л., учитель географии Протопопова И.В.; учитель физики Матвеева Т.А.
Учебно-коррекционное направление обеспечивает организацию учебного процесса с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащихся, выработку и подбор методов и приемов обучения, способствующих усвоению государственных образовательных стандартов слепыми и слабовидящими детьми. Контингенти обучающихся сложен по состоянию здоровья и уровню интеллектуального развития. На сегодняшний день 25(17%) человек обучаются по системе Брайля, 13 человек (9%) слабовидящие и слепые дети с умственной отсталостью. 10 человек надомников -дети со сложной структурой дефекта. Из 10 надомников 2 чел с сохранным интеллектом дети обучаются дистанционно.
В школе 12 классов вида для слабовидящих, 2 класса вида для слепых, 1 класс вида, малокомплектный общей численностью детей 6 человек. В настоящее время сложилась ситуация, когда нет возможности открыть класс вида из-за нехватки детей. Поэтому Младшие умственно отсталые дети обучаются в классах вида, но по программам школ вида. То же самое происходит и со слепыми детьми, т.к. возможности открывать класс для 1 или 2 человек нет, поэтому слепые обучаются в классах вида. подобная ситуация требует еще более глубокой дифференциации и индивидуализации процесса обучения.
Наша школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Начальное общее образование 1-4 классы. Особенностью обучения в начальной школе является то, что подготовительный период значительно продлевается по сравнению с массовой школой, предъявляются санитарно-гигиенические требования к организации обучения чтению и письму, предусматриваются специальные дополнительные занятия для подготовки глаз и рук к письму. 1 класс вида, где обучается 1 ребенок умственно отсталый по программе вида, 1 вида, 2 класс вида 1 человек по программе вида, 3 класс вида, где 2 человека обучаются по программе вида, 3 человека по системе Брайля, 4 класс –класс вида.
Для успешного осуществления своей деятельности от учителя начальных классов требуется большая дополнительная работа: корректировка общеобразовательной программы, которая отражает перераспределение учебного материала, рассчитанное на замедленный темп его усвоения, подобрать разноуровневые задания, продумать тщательнейшим образом организацию работы учащихся на уроке, определить место каждого вида работ и уровень их сложности. Самой острой проблемой для начальной школы является необходимость обучать слепого ребенка в классе слабовидящих, т.к. обучение чтению и письму по Брайлю требует еще более продолжительного продления подготовительного периода.
Основное общее образование - 5-10 классы, сроки усвоения увеличены на 1 год. В целях успешной реализации общеобразовательных программ учителя-предметники ежегодно корректируют их с учетом типологических и индивидуальных особенностей слепых и слабовидящих школьников. Скорректированные программы рассматриваются на заседании школьного методического объединения и утверждаются директором школы. Из семи классов основной школы 1 класс вида и в 4-х классах вида вместе со слабовидящими обучаются слепые дети. Следует отметить, что в средней и старшей школе совместное обучение слепых и слабовидящих проходит успешно.
Освоение программ основного общего образования заканчивается государственной итоговой аттестацией по русскому языку и математике. Результаты государственной итоговой аттестации за последние 3 года демонстрируют
Среднее (полное) образование - 11-12 классы. Средняя школа создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, социально-психологической адаптации, активного включения их в жизнь современного общества и общественно полезный труд. С этой целью в учебный план школы включены факультативные занятия по выбору самого учащегося. Кроме того, введены элективные предпрофильные курсы: «Психология делового общения», «Основы экономики», «Технология обработки древесины». Эти курсы не только окажут помощь в профессиональном самоопределении, но и способствуют формированию необходимых для успешной социализации навыков.
Средняя школа заканчивается также государственной итоговой аттестацией. Которая по выбору выпускников может проходить в форме государственного выпускного экзамена или в форме ЕГЭ.
Результаты экзаменов наши выпускники подтверждают тем, что способны продолжать обучение в ссузах и вузах области.
Перед вами таблица самоопределения наших выпускников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
реализация коррекционно-развивающей направленности в обучении русскому языку слепых и слабовидящих школьников
Статья содержит описание типологических и индивидуальных особенностей слепых и слабовидящих школьникоа. Вней показана особая роль уроков русского языка и литературы в развитии личности слепого и слабо...
"В гостях у сказки" дополнительная коррекционно-развивающая программа для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Программа предназначена для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью....
Методическое объединение воспитателей по теме "Модели коррекционно – развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социализации воспитанников и нравственной жизненной позиции".
Методическое объединение включает в себя вопросы по формированию нравственной и эстетической среды воспитательного пространства. Раскрывает формы, методы и приёмы процесса воспитания....
Реализация коррекционно-развивающей составляющей в образовательном процессе в условиях стандартизации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В процессе работы с детьми с ограниченными возможности здоровья, применяю особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики ...
Реализация коррекционно-развивающей направленности уроков русского языка в 5 и 8 классах.
Реализация коррекционно-развивающей направленности уроков русского языка в 5 и 8 классах....
РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Целью деятельности любой общеобразовательной системы является обеспечение качества результатов образования, т. е. соответствие уровня образованности учащихся установленным нормам ─ государст...
«Модель коррекционно-развивающего сопровождения ребенка с ОВЗ в школе-интернате»
Вне зависимости от нозологии коррекционная работа должна подчиняться следующим принципами: системности, комплексности, интегративности, приоритета особых потребностей ребенка, непрерывности. В данном ...