Урок рисования на тему "Ёлочная веточка с игрушками"
учебно-методический материал по теме
Урок рисования на тему "Ёлочная веточка с игрушками"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2010-2011_urok_risovaniya.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
МСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа VIII вида»
Открытый урок
по рисованию
на тему:
«Ёлочная веточка с игрушками»
Подготовила и провела:
Гаврилова Л.Н.,
учитель
начальных классов
Саранск 2010
Цель: Научить передавать по представлению обобщённую форму знакомых предметов.
Задачи: развивать умение объединять знакомые предметы в одном рисунке;
развивать творческую активность и зрительную память;
умение выражать в рисунке эмоциональное отношение к изображённому предмету;
формировать умение словесно обозначать своё отношение к собственным рисункам и рисункам своих товарищей (чисто, аккуратно, красиво, нравится)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Ребята, какое время года за окном? (Зима).
Сядет тот, кто назовёт мне признаки зимы. (Мороз, снег, холод, дети катаются на коньках, санках, лыжах, Новогодний праздник, ёлку наряжают)
2. Тема урока.
Ребята, зимой у нас бывает один из самых любимых праздников – Новый год.
Ни один праздник не ждут так с нетерпением, как Новый год. Дети мечтают о новогодних подарках, взрослые – чтобы исполнились самые заветные желания и все люди желают друг другу счастья, добра и радости в наступающем году.
Традиция отмечать Новый год 1 января появилась на Руси в далёкие – далёкие времена, когда нашей страной правил царь Пётр I (Показать портрет Петра I).
Он повелел в этот день стрелять из ружей, выпускать ракеты, зажигать огни из дров, хвороста или соломы, наряжать деревья.
С тех пор русские люди стали отмечать Новый год с ёлочными украшениями, огнями, зимними детскими забавами – санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками.
А без чего ещё не обходится этот праздник? Отгадайте.
За рекой они росли, их на праздник привезли,
\ На веточках иголки, что же это? ... Ёлки.
Учитель показывает детям ёлочную веточку.
Давайте посмотрим, какими игрушками украшают новогоднюю ёлку.
(На подносе лежат игрушки)
Ребята, скажите, какой формы бывают ёлочные игрушки? ( Круглой, овальной, звёздочка, квадратной)
Я предлагаю вам нарядить веточки. (Дети по очереди берут игрушки и наряжают веточку)
Нарисовать ёлку трудно, поэтому сегодня мы с вами будем рисовать веточку ёлки с игрушками. Кто мне скажет, кроме ели, какое ещё дерево обычно наряжают на Новый год? (Сосну). А чем отличается веточка ёлки от веточки сосны? (У ёлки иголки короткие, а у сосны длинные).
Подумайте и скажите, какого цвета ствол у ели? А какого цвета иголочки?
Давайте посмотрим на образец и проанализируем ход нашей работы:
1. Сначала мы рисуем веточку ёлки без иголок.
2. Светло-зелёным карандашом рисуем иголки, затем рисуем иголки тёмно-зелёным карандашом.
3. Рисуем на ветках игрушки.
4. И в заключении мы приклеим с вами ёлочную шишку.
3. Пальчиковая гимнастика.
Перед началом работы проведём с вами гимнастику для пальчиков.
Сейчас мы слепим снежный ком
Ушки сделаем на нём.
Снег с перчаток мы стряхнём
И похлопаем потом.
4. Выполнение работы.
А) Рисование ветки
Б) Рисование иголок
5. Физкультминутка.
Давайте с вами вспомним, какой танец очень часто танцуют на новогоднем празднике? Правильно – «Танец маленьких утят».
( Звучит музыка и под музыку дети выполняют движения)
6. Продолжение работы.
А) Нарисовать игрушки.
Б) Приклеить шишку.
7. Выставка рисунков.
Мы не просто покажем свои рисунки, но и защитим их, расскажем стихи о зиме, о ёлке.
Илья Сели дети на салазки,
Как блестят весельем глазки!
Покатились, понеслись, покатились с горки вниз!
Алина А. Снег искрится ярко – ярко!
Что за праздник к нам пришёл?
Будет ёлка, и подарки
Дед Мороз нам принесёт!
Сергей Здравствуй, праздник новогодний,
Праздник ёлки и зимы
Всех друзей своих сегодня
Позовём на праздник мы!
Катя Говорят, под Новый год, что ни пожелается,
Всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается!
Салих Вырастала ёлка в лесу на горе
У неё иголки зимой в серебре.
Лена Ёлку вырублю в лесу,
Ёлку в школу принесу,
Всю в сосульках ледяных,
В крепких шишках смоляных.
Алина Х. Снова к нам пришёл сегодня
Праздник ёлки и зимы
Этот праздник новогодний
С нетерпеньем ждали мы!
Регина Как хороша новогодняя ёлка!
Как нарядилась она посмотри!
Платье на ёлке зимнего шёлка
Яркие бусы висят на груди.
Риян Дед Мороз, дед Мороз,
Голубая шапка!
Ты чего в мешке принёс?
Там, наверно, сладко.
Шоколад, мармелад,
Всё для маленьких ребят!
8 Подведение итогов.
- Молодцы, ребята! Хорошо подготовились к празднику. Что ж , вот и подошёл к концу наш урок рисования. Скажите, чем мы с вами занимались на уроке? ( Ответы учащихся).
И в заключение, вас ждёт один сюрприз. Без кого не обходится новогодняя ёлка? Правильно, без деда Мороза. Давайте позовём е го к нам в гости.
(Ученики зовут деда Мороза. Затем просят помощь у гостей, присутствующих на уроке )
МСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа VIII вида»
Сообщение на тему:
«Коррекционное значение изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта»
Подготовила и провела:
Гаврилова Л.Н.,
учитель
начальных классов
Саранск 2010
Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребёнка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.
В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…».
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности работы глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
По данным исследований учёных была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев рук. Уровень развития речи детей также находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у учащихся начальных классов являются уроки по изобразительной деятельности.
Рисование рассматривается учёными и как средство педагогического воздействия, и как средство психолого-педагогического изучения ребёнка, как средство определения умственной отсталости. Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируется на использование изобразительной деятельности в процессе обучения и воспитания учащихся с нарушением интеллекта.
О положительном влиянии искусства на развитие ребёнка с умственной отсталостью указывал Л.С.Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений учащихся с нарушением интеллекта.
Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности отражения её в художественных образах, позволяет школьнику с интеллектуальной недостаточностью ощутить мир во всём его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.
Виды изобразительной деятельности школьника очень разнообразны, а особое место среди них принадлежит рисованию.
Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности.
Специалисты Е.В.Гурье, Н.В.Чехов, А.Н.Граборов, подчёркивая коррекционную ценность рисования, лепки, ручного труда для развития ребёнка в целом и его познавательной деятельности в частности, - уделяют внимание эмоциональной стороне и развитию мелкой моторики через изобразительную деятельность.
В специальной школе изобразительное искусство наряду с основным назначением учебного предмета, где школьники знакомятся с основами искусствознания и овладевают практическими навыками в изобразительной деятельности, используется как один из компенсаторных путей развития и воспитания детей с проблемами. Процесс формирования художественной культуры через изобразительное искусство в школе при различных вариантах отклонений в развитии детей имеет специфику, которая проявляется как на этапе развития мелкой моторики, так и на этапе развития практической изобразительной деятельности школьников.
Особенность организации обучения изобразительной деятельности школьников с умственной отсталостью проявляется в обязательном наличии пропедевтического этапа, на котором проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно- двигательной координации, выработке изобразительных навыков.
Рисование помогает учащимся лучше усваивать знания по различным школьным дисциплинам, поскольку оно активизирует внимание. Воспроизводя в рисунке предметы и явления, школьники глубже познают окружающую действительность. В изображаемом предмете они усматривают такие детали и частности, которые ими не замечались до рисования.
Чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом уроке с умственно отсталыми детьми необходимо преподносимый материал организовать так, чтобы было мобилизовано, возможно, большое число рецепторов ребёнка. Надо дать возможность ребёнку увидеть изучаемый предмет. Осязать его, воспроизвести путём лепки, рисования или письма.
Соответственно, рисование является одним из эффективных средств наглядного обучения учащихся. На занятиях тем или иным учебным предметом педагогу полезно возможно чаще предлагать рисовать ученикам и самому выполнять рисунки на классной доске.
Основное достоинство выполненного на доске рисунка – простота, чёткость и лаконичность изображения. При этом вполне допустимо известное обобщение формы путём упрощения деталей и подчёркивания, выделения характерных, наиболее существенных признаков.
Общая организованная структура урока рисования в специальной школе может быть представлена в следующем виде:
- Подготовительная часть.
1.Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых учебных принадлежностей).
2.Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности школьников).
II. Основная часть.
- Анализ объекта изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании).
- Определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности).
- Указания к началу работы (рекомендации по композиции рисунка и техники его выполнения, предупреждение возможных ошибок).
- Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности (осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства; повторное привлечение внимания учащихся к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности школьников; дополнительный показ технических приёмов рисования и т. п.)
III.Заключительная часть.
- Подведение итогов урока (обобщение деятельности учащихся; просмотр и развёрнутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания школьников на ошибках и достоинствах рисунков; оценка их учениками и учителем).
- Задание на дом.
- Организационное окончание урока.
Предлагаемая структура урока рисования в наибольшей степени отвечает особенностям познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта и оказывает эффективность на развитие моторики младших школьников с нарушением интеллекта.
На уроках изобразительной деятельности, в процессе работы с различными инструментами и материалами развивается координация, дефференцированность, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму.
Следует подчеркнуть, что обучение рисованию в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида служит важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом коррекции развития мелкой моторики.
Resource id #108
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..
Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...
урок рисования по теме:Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы"Крутой спуск","Дорожные работы"
Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида....
урок рисования во 2 классе "Рисование веточки ели с игрушками" школа 8 вида
Урок рисования с презентацией...
Урок в 5 классе по изобразительному искусству Подготовила учитель изобразительного искусства: Автаева Н.В., ГБОУ СОШ с. Екатериновка м.р. Приволжский Самарской области Тема урока: Рисование на тему «На морском дне»
«Рисование на тему «На морском дне» Цели: 1) усвоим и отработаем технику работы с цветом красками «по сухому», «по мокрому» (по с...
6 класс ИЗО. Урок 10. ТЕМА УРОКА: «Рисование с натуры игрушки». ( по выбору учителя и учеников).
Поурочное планирование по ИЗО 6 класс 8 вид....
6 класс ИЗО. Урок 15. ТЕМА УРОКА: «Рисование новогодней открытки». (Элементы оформления – флажки, снежинки, сосульки, звёзды, серпантин, кофети, ёлочные игрушки и т.д.).
Поурочное планирование по ИЗО 6 класс 8 вид....
Урок рисования в 5 классе "Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук»
Урок рисования в 5 классе "Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук». Цель: создание условий для изображения симметричных форм насекомых. ознакомление обучающих...