КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ "ЧЕЛОВЕК И ЕГО ТЕЛО"
план-конспект занятия по теме
Данное занятие рекомендуется проводить с детьми средней группы логопункта при прохождении лексической темы "Человек". В занятии используются здоровьесберегающие методики (БОС-технология, дыхательная, пальчиковая, глазодвигательная гимнастики).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное открытое занятие по развитию речи детей средней группы
на тему: «Человек и его тело»
(конспект)
Подготовили и провели:
Учитель-логопед
Воспитатель средней группы
Москва – 2013 г
Цель занятия:
уточнить, расширить представление о своем теле; познакомить детей с внешним строением, возможностями тела человека; выявить и назвать части тела; дать детям общее представление о здоровье, как ценности о которой необходимо заботиться; воспитывать желание, заботиться о своем здоровье.
Обучающие задачи:
Продолжать воспитывать навыки культурного общения: слушать друг друга, не перебивать, соблюдать в беседе очередность, доброжелательность.
Коррекционно-логопедические задачи:
Закреплять умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, учить образовывать существительные во множественном числе ;
автоматизация звуков С, Ш в словах и фразах; активизация словарного запаса.
Использование здоровьесберегающих технологий (элементы БОС-диафрагмальное дыхание, глазодвигательная, пальчиковая гимнастики)
Материал к занятию: кукла, ватные диски
Ход занятия:
Перед тем как начать наше путешествие по стране «Человек» мы вместе с Еленой Юрьевной научимся правильно дышать. (Учитель – логопед проводит с детьми дыхательную гимнастику)
«Чистый носик»
Стоя врассыпную. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
«Снежинка»
Сдуй с ладошки снежинку. Вдох-носовой, выдох ротовой, длительный.
Снег, снег, кружится,
Белая вся улица.
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок. (А. Барто)
«Подышим животиком»
Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Контроль-рука на животике.
Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4—10раз.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами начнем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнаете много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своих друзей. Мы узнаем о том, что каждый из вас почти волшебник, который может и умеет, а если не умеет, то может научиться делать много-много разных дел, всевозможных чудес. Интересно? Тогда начнем знакомиться со своим телом, но сначала отгадайте загадку:
Что все это значит?
Дочка, а не плачет,
Спать уложишь – будет спать
День, и два, и даже пять. (Кукла)
и нам поможет кукла Катя знакомиться со своим телом. Помогите мне, из каких частей состоит наше тело?
Дети: голова
Воспитатель: правильно, очень важная часть тела. Она нам помогает думать, смотреть, слушать, дышать, различать запахи и вкус. Конечно не сама она, а при помощи органов. Какие органы находятся на голове?
Дети: глаза, уши, нос и рот
Воспитатель: давайте разгадывать загадки:
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет – молодец!
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос)
У зверюшки – на макушки,
У нас – ниже глаз. (Уши)
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)
Их не сеют, не сажают, они сами вырастаю. (Волосы)
За красными жердочками сидят белые курочки (Рот: губы, зубы)
Логопед и воспитатель предлагают детям выполнить физкультминутку:
Ребятки давайте проведем оздоровительную минутку (встали)
(данная тела физкультминутка закрепляет представление детей о внешнем строении человека, развивает двигательные навыки, ориентировку в пространстве, активизирует интерес к познанию себя, своего тела, своих возможностей, вызывает радостное настроение).
Что такое наше тело?
Что оно умеет делать?
Улыбаться и смеяться,
Прыгать, бегать, баловаться…
Наши ушки звуки слышат.
Воздухом наш носик дышит.
Ротик может рассказать.
Глазки могут увидать.
Ножки могут быстро бегать.
Ручки все умеют делать.
Пальчики хватают цепко
И сжимают крепко-крепко
Чтобы быть здоровым телу,
Надо нам зарядку делать.
Ручки мы поднимем: «Ох!»,
Сделаем глубокий вдох!
Наклонимся вправо – влево…
Гибкое какое тело!
И в ладошки вместе: «Хлоп!»
И не хмурь красивый лоб!
Потянулись – потянулись…
И друг другу улыбнулись.
Как владеем мы умело
Этим стройным, сильным телом
Воспитатель: молодцы, а теперь садимся и давайте поиграем в игру
Дидактическая игра «Один — много» (с мячом)
Воспитатель: ребятки! а знаете ли вы, как правильно сказать?
Один — рот, а много?
Дети. Рты.
Воспитатель: Один — нос, а много?
Дети. Носы.
Воспитатель: Один — глаз, а много?
Дети. Глаза.
Воспитатель: Одно — ухо, а много?
Дети. Уши.
Воспитатель: Одна — шея, а много?
Дети. Шеи.
Воспитатель: Одно — плечо, а много?
Дети. Плечи.
Воспитатель: Одно — бедро, а много?
Дети. Бедра.
Воспитатель: Одна – ладонь, а много?
Дети: Ладоши
Воспитатель: Как нужно беречь глаза?
Дети: нельзя долго смотреть телевизор, сидеть около компьютера, когда сидите за столом, рисуете нужно сидеть правильно, спинки должны быть как тростинки
Учитель-логопед проводит с детьми глазную гимнастику:
1.Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
2.Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
3.Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
4.Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
5.Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
6.Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
7.Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Воспитатель: (воспитатель берет куколку) Рассмотрите мою куколку, какая она хорошенькая, маленькая. Так как куколка у нас маленькая, то и части тела у нее тоже маленькие. Давайте поиграем в игру
Дидактическая игра «Большой – маленький»
Воспитатель: У взрослого есть рука, а у куколки?
Дети. Ручка.
Воспитатель: У взрослого — нога, а у куколки?
Дети. Ножка.
Воспитатель: У взрослого — голова, а у куколки?
Дети. Головка.
Воспитатель: У взрослого — шея, а у куколки?
Дети. Шейка.
Воспитатель: У взрослого — ухо, а у куколки?
Дети. Ушко.
Воспитатель: У взрослого — нос, а у куколки?
Дети. Носик.
Воспитатель: У взрослого — ладонь, а у куколки?
Дети. Ладошка.
Воспитатель: Молодцы. А теперь я хочу посмотреть, как вы усвоили материал и поиграем в игру «Покажи что»
• Покажи где у тебя голова
• Дотронься до головы своего соседа, погладь ее.
• Вытяните шею, как гусь.
• Втяните голову в плечи.
• Погладь свой носик.
• Погладь носик своего соседа.
• Покажи свои ушки.
• Открой и закрой рот.
• Улыбнись. Подари улыбку своему соседу.
Воспитатель: Да мы с вами поиграем, но сначала посмотри на наши ручки и пальчики как вы выдумаете, для чего они нам нужны?
Дети: для того чтобы держать, они нам помогают, когда мы рисуем, играем, держим ложку
Воспитатель: Правильно. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика проводится совместно воспитателем и учителем-логопедом:
Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы (на каждое слово дети делают хлопки).
Разминать (на это слово пальцы сжать в кулаки).
Это Ваня (показывают большие пальцы обеих рук).
Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами покачивать из стороны в сторону).
Степа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы остаются вынутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются).
А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулаков).
А Матвей, он безымянный, он избалованный самый (выводят безымянные пальцы).
А Никита, хоть и мал (вывести мизинцы).
Очень (прижать к ладоням большие пальцы).
Ловок (согнуть указательные, средние и безымянные пальцы на обеих руках, прижать к ладоням).
И удал (подушечки мизинцев повернуты к лицу, приближаются к губам, после поцелуя, через низ вывернуть кисти рук от себя).
Воспитатель в конце раздает шаблоны и дети выполняют задание. Игра «Собери человечка».
Затем после выполнения воспитатель просит детей описать внешность собранного человечка и угадать мальчик это или девочка, как они догадались, дать имя. (Воспитатель помогает наводящими вопросами детям, имеющим трудности в описании)
Воспитатель:
- Катя мне сказала на ушко большое спасибо. Ей все понравилось, и все она запомнила. Ей пора уходить, давайте ей скажем до свидания. А вы ребята все запомнили, что бы быть здоровыми?
Теперь давайте вспомним, чем мы с вами занимались, что узнали, во что играли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ «ОСЕНЬ»
Занятие ставит следующие цели: Закрепить знания о характерных признаках осени, закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей с ЗПР (средняя группа)
Данный материал будет полезен воспитателям коррекционных ДОУ (групп) для детей с задержкой психического развития....
Конспект открытого занятия учителя-логопеда со специалистами в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Корзина-путешественница»
Уточнение и активизация словаря по теме: "Огород и овощи". Совершенствование грамматических категорий и развитие связной речи....
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе (для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием) "Подарок для Осени"
Создание игровой ситуации, развитие связной речи. Закрепление и обобщение представлений об осени и осенних изменениях в природе, характерных признаках осени. Об...
Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»
Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...
Конспект интегрированного игрового занятия учителя-логопеда и педагога психолога "Волшебный турнир"
Интегрированное игровое занятие...
Рекомендации учителя-логопеда к планированию работы по развитию речи в ДОО
Материал адресован учителям-логопедам. В статье представлены практические материалы из опыта взаимодействия в работе учителя-логопеда и воспитателя ДОО....