Важнейшие направления в интеграционном процессе обучения на уроках ритмики в коррекционной школе- интернате 7 вида.
учебно-методический материал на тему
Опыт работы над коррекцией движений и речи у детей с психофизическими отклонениями дал возможность опробовать на практике и систематизировать новые формы и направления, а так же разрабатывать и применять более эффективные методы и приемы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Важнейшие направления в интеграционном процессе обучения на уроках ритмики в коррекционной школе- интернате 7 вида.
Важное место в воспитательной системе школы -интерната занимает дополнительное образование. Реализация дополнительных образовательных услуг в школе-интернате осуществляется с учетом приоритетного направления и социального заказа через организованную образовательную деятельность в кружках и секциях.
Кружки организуются по интересу детей, в количестве от 6 до 12 человек: Организуя работу различных кружков, мы создаём благоприятную среду для общего развития ребёнка, в частности для пробуждения его природного потенциала. Постепенно, в процессе активного участия в различных видах деятельности, у ребёнка закрепляется интерес к ним и желание ими заниматься. Наблюдения за детьми показывает, что к 9-ти годам у детей начинает проявляться избирательный интерес: одному больше нравится петь, другому – рисовать, третий с особым желанием занимается хореографией или спортом. Замечено также, что в большинстве случаев ученик проявляет интерес именно к той деятельности, в которой он наиболее успешен. Главное на этом этапе - поддержать ребёнка, помочь ему определиться. Для них можно создавать дополнительные занятия, на которых они будут создавать работы, для участия в конкурсах. У отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определённой степени успешности. Дополнительное образование направлено на разностороннее развитие и самореализацию личности, освоение ею различных сторон культуры общества, формирование двигательной системы и укрепление здоровья обучающихся.
Участие воспитанников в работе кружков, секций, клубов является крайне важным компонентом системы воспитывающего воздействия. Это помогает решать задачи эстетического воспитания учащихся, расширяет их кругозор, организовывает досуг, приучает их к полезной, интересной, значимой деятельности.
При записи учащихся в кружки учитывается желание детей, их интересы, и возможности. При вовлечении детей в кружковую работу используется индивидуальный подход. При этом педагог тактично помогает каждому воспитаннику выбрать такой кружок, в котором наиболее полно могут реализоваться его способности, и который наилучшим образом будет способствовать коррекции и компенсации его дефекта.
Время занятий каждого кружка определяется, исходя из внутреннего распорядка жизнедеятельности школы и требований охранительного лечебно-педагогического режима. Таким образом, во внеурочное время педагогами школы -интерната много внимания уделяется развитию творческих возможностей воспитанников, повышению их экологической грамотности, сохранению здоровья, развитию физических качеств, улучшению коммуникативных умений и навыков, активизации познавательных процессов. В школе –интернате организована сеть дополнительного образования, которая включает в себя различные направления:
· спортивно-оздоровительное;
· художественно-эстетическое;
· краеведческое;
· психологическое;
· музыкальное.
Ребята обучаются в школе-интернате, посещают спортивные секции и кружки по интересам на базе школы-интерната. Подавляющее число кружков работает стабильно уже в течение многих лет. В школе-интернате постоянно ведется кропотливая работа по социальной адаптации трудных подростков. На беседы с учащимися приглашается инспектор по делам несовершеннолетних. Социальным педагогом и психологом школы проводится работа по выявлению трудных подростков и семей, не обеспечивающих воспитания. С неуспевающими учащимися и их родителями регулярно проводится работа. В школе –интернате постоянно действует совет по профилактике правонарушений среди подростков. Школа постоянно держит связь с комиссией по делам несовершеннолетних. Результаты в этом направлении неплохие: снижается процент учеников, стоящих на школьном учёте . Все эти ребята посещают кружки и секции.
Особое внимание хочется уделить танцевальному кружку «Фортуна», где учащиеся знакомятся с богатством и разнообразием танцевального искусства , с репертуаром танцев своей Родины и с простейшими танцами разных народов, а также с различными жанрами современного и эстрадного танца.
Преподавание ритмики, хореографии и танца в коррекционной школе VII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции нервно-психических процессов, поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых качеств и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике и хореографии, способствуют общему развитию школьников, преодолевают отклонения, исправляют недостатки общей и речевой моторики, расширяют кругозор учащихся, их социально-бытовые ориентировки, корригируют познавательные психические функции (восприятие, память, внимание, мышление, воображение), воспитывают положительные качества личности (дружелюбие, коллективизм, дисциплинированность), активизируют творческие способности, способствуют эстетическому воспитанию.
Цель занятий – коррекционно-развивающее обучение, улучшение состояния здоровья, повышение функциональных возможностей организма.
Содержанием учебного материала является коррекционная музыкально-ритмическая деятельность учащихся. В начальных классах на уроках ритмики происходит формирование и накопление элементарных двигательных навыков. В 5 – 6 классах учебная программа более углубленная по объему уровня знаний и ритмических движений. Связанность и системность учебного материала достигается принципом поэтапности, то есть подбором такого материала, который базируется на предыдущем от простого к более сложному.
Основная задача – обогащение практической деятельности:
Важными задачами музыкально – ритмической деятельности являются:
•развитие памяти, мышления, воображения, слуха, чувства ритма;
•развитие и накопление элементарных двигательных навыков;
•формирование правильной осанки;
•повышение работоспособности, и двигательной активности;
•развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;
•развитие эстетических чувств;
•приобщение детей к музыке и правильному восприятию ее на слух;
•развитие творческих способностей;
•формирование ведущих положительных качеств личности конструктивного взаимодействия в обществе;
•искоренение вредных привычек и отрицательных качеств личности.
Новые направления и формы работы
Нуждается ли сегодня ритмика, как учебный предмет, в каком-либо особом внимании, ведь существует учебный материал, программы, стабильность практики.
Развитие любого общественного явления подразумевает и развитие взгляда на это явление.
Ритмика – это живой, постоянно движущийся прогресс, поэтому что-то должно уходить, уступая место новым формам, что-то видоизменяться и открываться.
Уникальная возможность соединять и постоянно создавать внутри себя ситуацию смежности со многими другими дисциплинами делает ритмику столь значительной.
Ритмика в современной педагогической и воспитательной работе, особенно с детьми с психофизическим недоразвитием, приобрела новую содержательную структуру, новые формы такие, как:
•ритмопластика и ритмическая гимнастика,
•логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое ритмичное сопровождение),
•психогимнастика под музыку,
•корригирующие игры с пением,
•коррекционные подвижные и пальчиковые игры,
•коммуникативные танцы,
•хореографические этюды с предметами и без предметов,
•элементы музицирования,
•драматизация,
•пластико-речевой театр,
•пантомима,
•импровизация,
•эвритмия,
•ритмический диктант,
•ритмодекламация,
•творческие этюды.
Эти формы и направления можно назвать синтезом движения – речи - музыки.
Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.
Новые направления в ритмике дают детям возможность накопления впечатлений и двигательных навыков. Ребенок не механичен, а органичен.
Строить процесс познания нужно не через навязывание шаблонов и копирование образов, а через выбор, который ребенок делает сам, из множества предлагаемых и знакомых вариантов. В этом случае нет опасности, потерять собственную индивидуальность, ведь подражая, ребенок, особенно с нарушениями в развитии обучается и совершенствуется, переживая радость эстетического познания себя и мира. Каждое мгновение урока становится для ребенка интересным, лично-значимым и ценным. Все это помогает повысить интерес детей к занятиям, пробудить фантазию, активизировать творческие струнки каждого ребенка.
Многолетний опыт работы в этом направлении показывает, что коррекционные задачи волне выполнимы, и дети уже к концу первого года обучения преодолевают многие свои недостатки. Во всех упражнения важно правильно и конкретно ставить перед ребенком задачу и добиваться ее выполнения, не доставляя ему излишнего нервного напряжения.
Необходимо каждый раз обращать внимание на правильное, равномерное дыхание, артикуляцию, на развитие мышц речевого аппарата, мелких мышц рук и всего организма.
Методы и приемы
Опыт работы над коррекцией движений и речи у детей с психофизическими отклонениями дал возможность опробовать на практике и систематизировать новые формы и направления, а так же разрабатывать и применять более эффективные методы и приемы.
Основными из них являются:
•показ движений учителем или учеником,
•символы-жесты,
•разминка,
•многократные закрепления движений и их последовательности,
•пальчиковая «азбука»,
•позиционные пальчиковые игры,
•«танцы»рук,
•прослушивание музыки, пропевание мелодии;
•прохлопывание и простукивание ритма, счет,
•слово-напоминание, слово-указание, слово-сигнал;
•объяснение,
•поощрение,
•игры на внимание,
•игры-команды,
•творческий подход,
•тематические беседы (патриотические, эстетические, нравственные и т.д.),
•личный пример,
•просмотры программ выступлений творческой группы, праздничных выступлений,
•элементы соревнований (перепляс),
•релаксация,
•массаж.
Ритмопластика
Ритмопластика, в рамках общепринятой для коррекционных школ программы, предполагает:
•общеразвивающие упражнения: плавные, медленные, быстрые, ритмичные, четкие;
•упражнения на гибкость; всевозможные сочетания движений ног, рук, корпуса; упражнения на выработку осанки;
•коррекционные упражнения – разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, корпуса, кистей;
•упражнения под музыку с ускорением темпа, резкой сменой темпа;
•самостоятельное составление несложных ритмических композиций с предметами и без них, с воображаемыми предметами (мяч, пушинка, перышко, снежинка, кнут …);
•упражнения на расслабление мышц: мягкие прыжки, полуприседания, легкие махи руками, ногами, имитация ("распускающийся или увядающий цветок").
Давно утвердившиеся схемы движений, вынуждающие ребенка участвовать в «синхронном параде» на любую тему, стирают естественную природную грацию детей. Новые направления в ритмике дают возможность накопления впечатлений и двигательных навыков, где многие вещи становятся эскизом будущего художественного воплощения.
Традиционно педагоги «шлифуют» или «приглаживают» движения детей. Но в работе с аномальными детьми это желание постепенно исчезает, так как задача учителя – удовлетворить двигательную потребность ребенка, повысить двигательную активность, тогда и ребенок будет учиться правильно оценивать свои действия, стремиться к совершенству.
Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика» и практический материал к ней, разработанные А.И.Бурениной, раскрывают новый путь развития детей – от подражания к самостоятельности и творчеству. Это неоценимый материал для работы учителя коррекционной школы. Композиции, этюды, танцы легки, доступны и понятны, достаточно быстро разучиваются с детьми, а главное – помогают творчески видоизменить их в зависимость от физической подготовленности детей, их возрастных особенностей и потребностей.
Логоритмика
Широкое распространение получило и такое направление, как логоритмика. Это ритмо-речевые фонематические упражнения, способствующие развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребенка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению со сверстниками и педагогом.
В отличие от ритмопластики, логоритмика предполагает четкий ритм в речи и движениях. Логоритмические игры и упражнения сопровождаются музыкой с четко выраженным ритмом или ударными народными или шумовыми инструментами, которые задают четкий темпоритм и его смену.
В этом направлении можно широко использовать ритмический диктант, ритмическое «эхо», пальчиковый аккомпанемент, «танцы» рук, хлопки, притопы, удары палочек, карандашей и т.д.
Ритмодекламация
Формой взаимодействия речи и музыки является ритмодекламация – чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения.
Эта форма работы систематически используется на уроках ритмики, досугах и праздниках. Удачно подобранные по характеру текст и музыкальное произведение, помогают детям почувствовать образ, ритм и настроение, так как, произнося текст, ребенок активно воспринимает музыку.
Исполнение произведения должно быть спокойным, умеренным по темпу, чтобы помочь ребенку почувствовать музыкально-поэтический образ, формируя тем временем естественное звучание его голоса и речевое дыхание, корректируя дикцию и выразительность.
Главное, чтобы текст и музыка были понятны и доступны детям, иначе эффект от ритмодекламации может быть отрицательным – ребенок замкнется, чувствуя невыполнимость поставленной перед ним задачи, или будет механически копировать предложенный ему образ.
Символы – жесты
Одним из важнейших приемов является символ-жест.
Систему символов часто используют в математике, чтение, письме и других дисциплинах. Они позволяют детям не только легче и быстрее запомнить материал, но и увеличивают объем знаний, активизируют зрительную память, речь, мышление, воображение, внимание, творческие способности детей, помогают быстрее адаптироваться в коллективе, увереннее чувствовать себя среди сверстников, активнее пробовать свои силы, быть более коммуникабельным.
В пальчиковых играх, в которых любые образы широко известны и легко узнаваемы, ритмопластике, логоритмике и эвритмии, символы-жесты являются основой. Но это не язык глухонемых. Напротив, жесты подкрепляют яркий речевой образ, помогают эмоционально выразить смысл сказанного, быстрее запомнить стихотворный или песенный текст, последовательность движений в игре или танцевальной композиции.
Уже после двух, трех занятий дети легко узнают по нескольким жестам песню или игру, пытаются самостоятельно исполнить ее. Еще через некоторое время исполнение становиться более выразительным, а главное, дети двигаются, поют, играют непринужденно и с удовольствием, активнее включаются в процесс обучения, самостоятельно контролируют свои движения и речь, оценивают действия и способности товарищей.
В знакомых и любимых играх можно использовать такой прием, как игра на внимание «Найди ошибку» или «Что я пропустила?», особенно, если наблюдается утомляемость или сильное перевозбуждение у ребят, или необходимо переключить их внимание с одного вида деятельности на другой.
Необходимо отметить, что символов не так уж много, поэтому в разных играх, текстах и танцевальных композициях одни и те же жесты порой имеют различные значения или видоизменяются незначительно. Однако, это ни сколько не смущает детей, а напротив, стимулирует их изображение.
Система тренировочных музыкально-ритмических упражнений известного швейцарского музыканта-педагога Э.ЖакаДалькроза, развивающих память, музыкальный слух, внимание, пластичность, ритмичность, в наши дни получила широкое признание. Он считал, что эти умения надо развивать как можно раньше в доступной для детей форме. На первое место Далькроз ставил игру, «как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь и меньше всего утомляется, поэтому интерес и внимание в игре держатся дольше, чем в специальных упражнениях». Эту форму и нужно использовать как можно чаще.
Корригирующие игры
На основе системы Далькроза и возникли корригирующие игры, в которых речь, музыка и движения тесно связаны и дополняют друг друга. Эти три компонента активно укрепляют мышечный аппарат ребенка, формируют правильную осанку, развивают речь и голосовые данные.
Вся система Жака Далькроза стала средством борьбы с аритмией, психозом, нервной неустойчивостью, проблемами с дыхательными путями, в лечебно – профилактических целях у детей, нуждающихся в двигательной и речевой реабилитации.
Корригирующие игры как раз и подразумевают использование символов-жестов. Это – детские, потешки и попевки, чистоговорки, стихи, где каждое слово или строчка подкрепляется жестами. Возникающие образы более выразительны, близки и понятны. Развиваются детские эмоции, которые в свою очередь, сказываются на формировании правильной детской мимики.
Важный этап в коррекционной работе – трансформация знакомых корригирующих игр из индивидуальных в парные, коллективные, подвижные (пример: игра «Апельсин», «Дом, который построил Джек», «Часы»).
Импровизация, пантомима,творческий этюд
Еще недостаточно применяемые формы -это импровизация, пантомима и творческий этюд.
Хореографические этюды программные и свободные, с задачей ориентирования в пространстве или на заданную тему ("Начало весны", прохладно, солнце пригрело, подул ветер, похолодало; "солнечный луч" и т.д.). Пластические этюды с предметами (шарфы, платки и т.д.), с использованием знакомых жестов – символов; творческий подход к заданию. Все это требует достаточной подготовки учащихся: накопленных двигательных навыков, а так же эмоционального настроя.
Психогимнастика
В этом направлении не обойтись без психогимнастики под музыку. Именно она способствует развитию адекватных эмоций, правильной мимики, раскрытию игрового или музыкального образа, корригирует нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, способствует своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.
Методы и приемы в этом направлении довольно разнообразны:
•мимические этюды,
•игры на эмоции,
•игры на внимание,
•слушание музыки,
•этюды на тему,
•этюды – диалоги,
•упражнения с воображаемыми предметами,
•дыхательные упражнения,
•релаксация.
Коммуникативные танцы-игры
В работе с детьми с нарушениями в психофизическом развитии очень эффективны коммуникативные танцы-игры. Это, в основном, танцы с простыми движениями (поклоны, притопы, хлопки), включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет). Их происхождение связано с фольклорами разных народов. Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна, поскольку они доступны и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции, выполняют психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятие или не принятие партнера, как друга.
Используя новые формы и направления в ритмике, можно разнообразить и структуру каждого урока, выбирая основные линии, не уходить от основных задач и этапов.
Общеразвивающие упражнения легко заменит ритмопластика или корригирующая игра, ориентироваться в пространстве можно посредством эвритмии, элементарным музицированием станет логоритмика, а программные танцы и хороводы заменят яркие танцевальные композиции из «Ритмической мозаики» А.И.Бурениной или придуманные учителем совместно с детьми на основе накопленного опыта. Главное задуматься – что в итоге это даст детям, как повлияет на их полноценное развитие.
Процесс творчества безграничен – возникают новые идеи, выразительные образы. Дети, не имеющие возможности реализовать себя во многих других видах деятельности, пробуют себя в творчестве, учатся жить в обществе, общаться с окружающими, становятся более дружелюбными и отзывчивыми.
Важно, чтобы отношения учителя с ребенком были доверительные. Увлечь ребенка и укрепить веру в свои силы – вот задача педагога.
Здоровьесберегающие технологии
И, конечно же, современный урок ритмики предполагает применение здоровьесберегающих технологий, таких, как:
◦уровневая дифференциация и индивидуализация,
◦системность,
◦поэтапность,
◦релаксация,
◦рациональное дыхание,
◦массаж,
◦конкретные, доступные для выполнения задачи,
◦соответствие плотности урока рекомендуемым нормам
◦соотношение статического и динамического компонента урока.
◦динамизация поз учащихся;
◦рациональность использования оптимального времени урока (3-25-я мин.),
◦размещение учащихся в зале с учетом их особенностей здоровья (нарушения зрения, осанки, рост).
◦активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
◦интерес к теме или уроку.
◦характер межличностных отношений.
◦распределение психической и физической нагрузки,
◦изменение темпоритма движений на разных этапах урока,
◦облегченная одежда,
◦занятия босиком,
◦проветривание,
◦влажная уборка.
Здоровьесберегающие технологии не только благотворно влияют на здоровье учащихся с аномалиями в развитии, формируют правильную осанку, повышают работоспособность и двигательную активность, создают ощущение физического комфорта во время занятий, но и повышают уровень обучаемости детей, улучшают их нервно-психическое состояние и эмоциональный настрой, приучают к порядку, способствуют социальной адаптации детей в коллективе.
Resource id #5930По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика преподавания ритмики в коррекционной школе VIII вида.
Контрольная работа. Методика преподавания ритмики в коррекционной школе....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РИТМИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Статья об опыте работы в коррекционной школе по решению личностно-ориентированному обучению учащихся на уроках ритмики, музыки и пения. Важную роль играют: уровневая дифференциация и индивидуализ...
Открытый урок в специальной (коррекционной) школе – интернат VIII вида ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ В 8 КЛАССЕ. Тема урока: Моделирование выреза горловины платья без воротника.
Моделирование выреза горловины платья без воротника...
Открытый урок В специальной (коррекционной) школе – интернат VIII вида ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ В 8 КЛАССЕ.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЫРЕЗА ГОРЛОВИНЫ ПЛАТЬЯ...
Открытый урок В специальной (коррекционной) школе – интернат VIII вида ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ В 8 КЛАССЕ.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЫРЕЗА ГОРЛОВИНЫ ПЛАТЬЯ БЕЗ ВОРОТНИКА...
Статья "Словесные методы обучения на уроках географии в коррекционной школе-интернате VIII вида"
Изучение географии в школе - интернате VIII имеет большое коррекционное значение. Географический материал в силу своего содержания обладает большими возможностями для ра...
Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
Эта работа предназначена для воспитателей школ-интернатов VIII вида по социально-бытовой ориентировке во внеурочное время....