Мышление как решающий фактор
статья по теме
Специалисты (С.Д. Забрамная [15], В.И. Лубовский [10], Е.М. Мастюкова [13], Н.А. Менчинская [22]) отмечают, что мышлению учащихся специальной (коррекционной) школы свойственная непоследовательность мышления. Особенно ярко эта черта выражена у тех умственно отсталых детей, которым свойственна быстрая утомляемость.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мышление как решающий фактор
Автор учитель Квятковская Е.А.
В работах многих учёных (В.Н. Дружинин [11], Е.И. Рогов [37], Р.С. Немов [24]) мышление определяется как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Специалисты (С.Д. Забрамная [15], В.И. Лубовский [10], Е.М. Мастюкова [13], Н.А. Менчинская [22]) отмечают, что мышлению учащихся специальной (коррекционной) школы свойственная непоследовательность мышления. Особенно ярко эта черта выражена у тех умственно отсталых детей, которым свойственна быстрая утомляемость.
Несовершенство процесса сравнения, осуществляемого умственно отсталыми учениками, проявляется, прежде всего, в том, что дети соотносят между собой несоотносимые признаки предметов.
Мышление имеет роль решающего фактора потому, что оно доминирует в школьном возрасте как познавательная функция, то есть в этот период мышление развивается наиболее интенсивно во взаимодействии с функциями восприятия, памяти, речи, и само начинает оказывать преобразующее воздействие на развитие других познавательных функций и личности в целом.
Изучение особенностей мыслительной деятельности умственно отсталых детей позволяет определить психолого-педагогические условия управляемого развития мыслительной деятельности учащихся с умственной отсталостью в процессе обучения и воспитания.
При исследовании словесно-понятийного мышления нами была использована серия тестов, выявляющих особенности умения ребёнка рассуждать логически и правильно выражать свою мысль, умственных операций анализа и обобщения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Все методики связаны с речевой деятельностью. Они выявляют способности анализировать воспринимаемые объекты, ситуации, устанавливать функциональные и смысловые связи, сходства и различия в предметах и явлениях, причинные зависимости и др.
Проведённое констатирующее исследование позволило сформировать знания об уровне сформированности словесно-понятийного мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталых детей приводит к неполноценности их речевой практики. В свою очередь, недоразвитие речи задерживает формирование логического мышления, затрудняет устранение недостатков наглядно-образной и наглядно-действенной его форм.
В ходе исследования были выявлены следующие нарушения словесно-понятийного мышления:
1. Неумение объяснять нелогичность и абсурдность ситуации, изображённой на сюжетной картинке;
2. Неумение подбирать обобщающее слово и выявлять обобщающие признаки у предметов, изображённых на картинках и относящихся к одной классификационной группе;
3. Неумение выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой и составлять по серии сюжетных картин связный рассказ.
Эти данные обусловили проведение формирующего эксперимента, заключающегося в проведении внеурочных коррекционных занятий, направленных на развитие таких функций, как:
- операция сравнения;
- операция классификации;
- операция систематизации;
- умение выделять скрытый смысл;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
По окончании формирующего эксперимента мы провели контрольную диагностику, результаты которой оказались следующие.
После выполнения детьми всех трёх тестов можно сказать, что словесно-понятийное мышление находится частично на низком уровне и частично на среднем уровне выполнения. И для того, чтобы его развить и добиться высокого уровня мало нужно каждодневное включение развивающих занятий в режим учебного дня школьника с умственной отсталостью. Необходимо дополнительное изучение других развивающих методик.
В целом, проведённая нами коррекционная работа дала положительную динамику в развитии словесно-понятийного мышления испытуемых детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Логическое мышление как фактор развития ученика», проект
Проект «Логическое мышление как фактор развития ученика» разработан для учащихся и родителей 5 Б класса МОУ СОШ №3 п.Советский, Республики Марий Эл, с целью развития у учащихся логического...
Итоги эксперимента "Логическое мышление как фактор развития ученика""
Статья посвящена вопросу интеграции общего и дополнительного образования. Показан один из способов развития логического мышления обучающихся через игру в шахматы. Автором проведен сравните...
Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности
Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности...
Межпредметные связи и системное мышление как фактор нравственного воспитания в школе.
Чему в конечном счете обучают учащихся в школе? Тому, как устроены и как взаимодействуют между собой огромное количество различных систем, которые составляют наш единый мир.Школьный учитель, соз...
Личность учителя как решающий фактор успешной педагогической деятельности
В работе дается анализ профессиональных качеств учителя...
Выступление "Выбор УМКС – решающий фактор эффективного процесса иноязычного образования в рамках введения ФГОС основного общего образования"
За плечами многолетняя работа по очень многим российским УМК. Сейчас мы остановились на «Английском в фокусе».Почему мы работаем по этому УМК? Что нам дает этот комплекс?...
Творческая деятельность учителя как решающий фактор развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся
Аннотация: Статья отражает творческую деятельность учителя через его участие в профессиональных конкурсах и выставках творческих работ. Отражено влияние таланта педагога на развитие познавательного ин...