Применение игровых технологий на уроках развития восприятия и обучение произношению
консультация по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_igrovykh_tekhnologiy.odt11.59 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

 I и II видов»

Применение игровых технологий на уроках развития восприятия и обучение произношению

учитель-дефектолог:

Соколова Л.Л.

2013 год

«Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процесс воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли».

А.И. Сикорский

Одной из форм обучающегося воздействия взрослого на ребенка и в то же время основного вида деятельности детей является использование дидактической игры. Это важнейшее направление коррекционного обучения, эффективный метод в младших классах и прием в последующих классах активного воздействия на познавательную деятельность учащихся на их эмоциональную сферу.

Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, дает возможность многократно повторить один и тот же материал. У дидактической игры две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение намеченного на урок материала.

Дидактические игры должны быть основаны на следующих принципах: дидактическая игра должна опираться на программный материал, назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игры должны быть ясны и понятны детям.

Пособия, используемые при проведении игр, должны быть внешне привлекательными.

В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, но прежде всего игра — способ усвоения программного материала.

Дидактическая игра — средство обучения. Она может быть использована на различных этапах урока. Особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления при усвоении любого программного материала.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным.

Эмоциональная сторона игры — важное условие. В игре необходима доброжелательность взрослого, обеспечивающая желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиться нужного результата.

К игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые, речевые и т. д. Игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях.

Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике.

Основные особенности учебных игр:

  • моделирование определенных видов практической деятельности;
  • моделирование условий, в которых протекает деятельность;
  • наличие ролей, их распределение между участниками игры;
  • различие ролевых целей участников игры;
  • взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
  • наличие общей цели у всего игрового коллектива;
  • групповые или индивидуальные оценивание деятельности участников игры.

Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Виды дидактических игр:

  1. Игры — упражнения. Проводятся как на занятии, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10 — 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала. Применение его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.
  2. Игры — путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх — путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
  3. Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр — упражнениний и игр — путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
  4. Игра — соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для этого вида игр учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры — соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра — соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимодополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяются особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

Требования к поведению дидактических игр:

  • игра — форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая просмотр для личной активности и творчества;
  • игра должна быть построена на интересе;
  • обязателен элемент соревновательности между участниками игры.

Этапы игры включают в себя:

  • предварительную подготовку;
  • игру;
  • заключение — выводы о работе участников игры и выставление оценок.

Игра — активнейшая форма человеческой деятельности. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения более перспективна. Проводимая по схеме «ученик — учитель — ученик», позволяет ученикам выбирать пути развития, возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет  роль  катализатора, его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее.

Уроки — игры повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать учебный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках английского языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся на начальном этапе обучения.

Знание иностранного языка в настоящее время стало очень актуальным. Особенно эффективно изучение иностранного языка на начальном этапе обучения. Дети младшего школьного возраста проявляют большой инте...

Доклад "Применение игровых технологий на уроках письма и развития речи".

В докладе рассказывается об эффективности использования игровых технологий на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида....

Развитие двигательной активности и практическое применение игровых технологий на уроках физической культуры и спортивных мероприятиях в начальной школе.

применяя игровые технологии в начальной школе, которые являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигат...

«Развитие речевых и коммуникативных навыков у обучающихся с применением игровых технологий на уроках иностранного языка».

Английский язык в средней школе, в особенности рассматриваемый как второй,  так же является серьёзным и сложным предметом. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать...