Применение игровых технологий на уроках развития восприятия и обучение произношению
консультация по теме
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
I и II видов»
Применение игровых технологий на уроках развития восприятия и обучение произношению
учитель-дефектолог:
Соколова Л.Л.
2013 год
«Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процесс воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли».
А.И. Сикорский
Одной из форм обучающегося воздействия взрослого на ребенка и в то же время основного вида деятельности детей является использование дидактической игры. Это важнейшее направление коррекционного обучения, эффективный метод в младших классах и прием в последующих классах активного воздействия на познавательную деятельность учащихся на их эмоциональную сферу.
Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, дает возможность многократно повторить один и тот же материал. У дидактической игры две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение намеченного на урок материала.
Дидактические игры должны быть основаны на следующих принципах: дидактическая игра должна опираться на программный материал, назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игры должны быть ясны и понятны детям.
Пособия, используемые при проведении игр, должны быть внешне привлекательными.
В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, но прежде всего игра — способ усвоения программного материала.
Дидактическая игра — средство обучения. Она может быть использована на различных этапах урока. Особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления при усвоении любого программного материала.
Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным.
Эмоциональная сторона игры — важное условие. В игре необходима доброжелательность взрослого, обеспечивающая желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиться нужного результата.
К игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые, речевые и т. д. Игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях.
Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике.
Основные особенности учебных игр:
- моделирование определенных видов практической деятельности;
- моделирование условий, в которых протекает деятельность;
- наличие ролей, их распределение между участниками игры;
- различие ролевых целей участников игры;
- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
- наличие общей цели у всего игрового коллектива;
- групповые или индивидуальные оценивание деятельности участников игры.
Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.
Виды дидактических игр:
- Игры — упражнения. Проводятся как на занятии, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10 — 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала. Применение его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.
- Игры — путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх — путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
- Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр — упражнениний и игр — путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
- Игра — соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для этого вида игр учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры — соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра — соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимодополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяются особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
Требования к поведению дидактических игр:
- игра — форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая просмотр для личной активности и творчества;
- игра должна быть построена на интересе;
- обязателен элемент соревновательности между участниками игры.
Этапы игры включают в себя:
- предварительную подготовку;
- игру;
- заключение — выводы о работе участников игры и выставление оценок.
Игра — активнейшая форма человеческой деятельности. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения более перспективна. Проводимая по схеме «ученик — учитель — ученик», позволяет ученикам выбирать пути развития, возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора, его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее.
Уроки — игры повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать учебный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на уроках английского языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся на начальном этапе обучения.
Знание иностранного языка в настоящее время стало очень актуальным. Особенно эффективно изучение иностранного языка на начальном этапе обучения. Дети младшего школьного возраста проявляют большой инте...
Доклад "Применение игровых технологий на уроках письма и развития речи".
В докладе рассказывается об эффективности использования игровых технологий на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида....
Развитие двигательной активности и практическое применение игровых технологий на уроках физической культуры и спортивных мероприятиях в начальной школе.
применяя игровые технологии в начальной школе, которые являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигат...
«Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.»
Применение игровых технологий...
«Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.»
Применение игровых технологий на уроках физической культуры...
«Развитие речевых и коммуникативных навыков у обучающихся с применением игровых технологий на уроках иностранного языка».
Английский язык в средней школе, в особенности рассматриваемый как второй, так же является серьёзным и сложным предметом. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать...
"Применение игровых технологий на уроках геометрии как средства активизации познавательной деятельности учащихся и развития познавательного интереса к предмету"
Статья посвящена игре "Геометрический кальмар"...