Из опыта работы.
учебно-методический материал на тему

Булавацкая Ирина Вячеславовна

Формирование коммуникативной компетенции учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с целью их дальнейшей социализации через взаимодействие  учителя-логопеда с учителями начальных классов, учителями предметниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bulavatskaya_statya_vzaimodeystvie.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

учителя – логопеда высшей

квалификационной категории

Булавацкой И.В.

ГБС(К)ОУ школы – интерната

№15 VIII вида г.Краснодара

Формирование коммуникативной компетенции учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с целью их дальнейшей социализации через взаимодействие  учителя-логопеда с учителями начальных классов, учителями предметниками.

Ни всегда, ни при всех, ни против всякого, ни за всякого, ни со всяким стоит говорить одинаково

Цицерон

На современном этапе в обучении детей с нарушениями интеллекта ведущая роль отводится коммуникативной деятельности. Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а так же на осознание требований к эффективности высказывания. В данной работе рассматриваются вопросы по формированию коммуникативной компетенции учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

В работе с учащимися используются различные коммуникативные задания, направленные на использование всех знаний, умений и навыков. Сводятся к минимуму механические воспроизводящие упражнения, преобладают упражнения, развивающие не только память, но и логику, умение мыслить аналитически и образно, оценивать информацию, то есть тренирующие познавательные психические функции обучающегося, на занятиях используются игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, сравнения и сопоставления, то есть задания ориентированы на развитие не только языковых знаний, но также креативности и общего кругозора ребёнка.

Выстраивая всю систему работы по формированию и развитию социально значимой коммуникативной компетенции учащихся коррекционной школы, речевая деятельность рассматривается во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь – это основное средство формирования мысли и форма её выражения. Наряду с игрой, учением, трудом речевое общение является важнейшим  видом  деятельности.

Развитие речи школьников  с нарушением интеллекта – важная задача, которую необходимо решать в коррекционной школе в образовательном процессе. Столь пристальное внимание к этой проблеме не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся познавательные возможности, совершенствуем психические функции. Практика показывает, что систематическая работа по развитию словесной речи на уроке значительно повышает продуктивность обучения данному предмету, развивает творческие способности учащихся, повышает качество образования.

Создание условий для повышения речевой мотивации – одно из важнейших условий развития речи учащихся на уроках. А помогают нам в этом современные инновационные технологии: информационные и коммуникационные.

Считаю, что  использование современных образовательных технологий  обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения,  дети с ограниченными возможностями здоровья  имеют больший шанс приобрести  необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень  мотивации к обучению.

      В своей педагогической практике по развитию коммуникативных навыков применяю, в том числе, технологию интегрированного обучения. Использование принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся, с учётом специфики и возможностями образовательных областей является достаточно эффективным.

        В процессе развития коммуникативных компетенций школьников с интеллектуальной недостаточностью, использую разные виды детской деятельности, мотивируя их. Интегрированное обучение способствует формированию у учащихся целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развить коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

        Основной формой организации межпредметной интеграции в школе является интегрированный урок. С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения материала. 

        В системе обучения логопедия изначально интегрированный курс, включающий в себя: развитие речи, чтение, письмо. Предмет логопедии связан со всеми школьными дисциплинами, поскольку без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность. В цепочке «логопедия – другие предметы» эта связь устанавливается не столько для логопедии, сколько для всех других предметов, т.к. язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету.

Очень интересным является интегрирование логопедических занятий с ИЗО и трудовым обучением. Здесь чаще используется интегрирование на отдельных фрагментах урока. Используем лепку из пластилина, вырезание из бумаги, изготовление плоских деталей из бумаги приемом обрывания, которые способствуют к формированию псисофизических функций и снятию эмоционального напряжения у детей.

Элементы интеграции логопедии с математикой способствуют практическому усвоению:

  • величинных понятий (высокий-низкий, длинный - короткий, узкий - широкий), которые, как показывает практика, очень часто довольно слабо дифференцируются детьми и обозначаются зачастую однозначно (большой-маленький);
  • временных понятий (быстро-медленно), дети смешивают и такие понятия как сегодня-вчера-завтра, дни недели, месяцы, времена года;
  • формированию ориентировки в пространстве (выше-ниже, перед-за, под-над, справа-слева, между, из-за, из-под).

Одним из направлений коррекционной работы с обучающимися являются логопедические занятия и занятия ритмикой для детей с тяжёлой речевой патологией. Правильная организация и интеграция этих занятий может способствовать не только развитию речи, моторики, чувства ритма, речевого и слухового внимания, но и личности в целом, формированию эмоционального контакта с взрослыми, сотрудничеству с ними.

Интеграция логопедических занятий с занятиями музыкой дает эффективный результат, например, при изучении некоторых падежных форм, ожидаемая рифма заранее готовит к следующему падежному окончанию. Заучивая некоторые отрывки и куплеты песен, которые обычно используются, как организованное начало или физминутка, ученики запоминают нужные слова, выражения, целые мысли, совершенствуется произношение.

Применение специализированных компьютерных программ: «Мир за твоим окном», «Игры для Тигры», тренажера «Дэльфа 130» осуществляет межпредметный подход к обучению детей. В этих программах присутствует взаимосвязь между чтением, письмом, развитием речи, ознакомлением с окружающим миром и т.д. Используемая система словарей опирается на программные требования ко всем этим предметам. Кроме общих словарей, существуют тематические: «Одежда», «Времена года», «Профессии», «Животные» «Признаки», «Глаголы» и т.д.

У детей с недостаточной мотивационной сферой появляется заинтересованность, повышается готовность к занятиям и стремление достичь положительного результата в работе.

В процессе такого специального обучения ребенок исподволь, постепенно овладевает навыками пользователя компьютера, что способствует его интеграции в среду нормально развивающихся сверстников. Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

Результаты работы показывают преимущества коррекционно-развивающего интегрированного обучения, так у учащихся улучшились все психофизиологические стороны речевого развития: общая, мелкая, артикуляционная моторика, фонематический слух, функции языкового анализа и синтеза, лексико – грамматические категории, связная речь, также к концу учебного года улучшились показатели письменной и устной речи, что подтверждают ответы выпускников школы во время сдачи государственного экзамена по труду.

Своевременное устранение нарушений речи, развитие предпосылок к полноценному усвоению школьной программы, положительная динамика в обучении, развитие коммуникативной функции речи способствуют успешной социализации детей в обществе.

Приложение

Занятие разработано:

учителем – логопедом Булавацкой И.В.

учителем физкультуры: Котелевской С.В.

ГБС(К)ОУ школы интерната №15 VIII  вида

г. Краснодара

Конспект интегрированного занятия

физкультуры в 3 классе

С(К)ОУ VIII вида

Тема: Мы туристы.

Цель: развитие коммуникативных навыков учащихся 3 класса через знакомство с одним из видов спорта – туризм.

Задачи:

1. Формировать у учащихся умение вступать в диалог друг с другом. Учить пользоваться в произвольной речи распространёнными предложениями по заданной теме.

2. Развитие физических и волевых качеств учащихся через преодоление препятствий, встречающихся на «маршруте», закрепление навыков: лазания, перелазания, навыков равновесия, дифференциации координаций общей и мелкой моторики.

3. Развивать пространственные представления учащихся, умения ориентироваться на листе бумаги и в окружающем пространстве. Активизация словарного запаса учащихся. Развитие фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза. Учить соотносить движения и речь, развивать чувство ритма.

4. Воспитывать чувство товарищеской взаимопомощи и взаимовыручки, умения работать в команде, выполнять инструкции педагога, следовать правилам игры. Воспитывать любовь к родному краю, желание беречь родную природу.

Оборудование и инвентарь: Сюжетная картинка с изображением туристов. Антошка (кукла), рюкзак, котелок, ложка, бутерброды. Картинки к играм: 1) тыква, 2) утка, 3)радуга, 4)индюк, 5)сова, 6)танк; турист. Магнитная доска, магнитная азбука. Карта.  Медали. Бубен. Скамейки, бревно, конь, скакалки, дощечки, коврики, мат, верёвка, заплечные мешки «рюкзаки» (по количеству детей), импровизированная посуда и паёк, аудиозапись.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

a) (Создание проблемной ситуации)

- Отгадав кроссворд, вы узнаете, чем сегодня мы будем заниматься.

Игра: «Собери слово»

Детям предлагаются пронумерованные карточки со словами. Им необходимо разложить слова по порядку в столбик и прочитать получившиеся новое слово из первых звуков данных слов.

//Для детей I группы предлагается выполнить задание на слух, для детей II группы даются пронумерованные картинки, для III-IV группы предлагаются картинки с прописанными словами: 1) тыква, 2) утка, 3)радуга, 4)индюк, 5)сова, 6)танк.      

b) Словарная работа. Работа со словом турист. Беседа и рассматривание сюжетной картинки о туристах.

- Кто такие туристы? Кого можно назвать этим словом?

(В нашей стране России имеются различные виды туризма: пеший, велосипедный, горный, водный, мототуризм… Заниматься туризмом очень интересно и полезно. Как вы думаете, почему? Правила для туриста:

Чтобы поход был успешным, турист должен уметь собирать свой рюкзак; пользоваться картой, иметь навыки правильной ходьбы, в трудную минуту оказать помощь товарищу в походе.)

2. Вступительная часть.

a) – К нам на занятие пришёл мальчик Антошка. Он ещё маленький и не может один добраться до своего дома, потому что на пути к его дому есть трудности, которые можно преодолеть лишь дружно всем вместе. А чтобы отправиться в поход нам надо собрать необходимое снаряжение (нужные вещи). Помогите Антошке собрать его рюкзак.

- Как вы думаете, что пригодится нам в походе, а что нет?

Игра: «Какой предмет лишний?»  (активизация словаря, развитие монологической речи) - каждый ребёнок, взяв нужный предмет,  передаёт его кукле Антошке со следующими словами:

- Этот предмет нужен. // учащиеся IV – III группы

- … (называется предмет) тебе пригодится в походе. // учащиеся II группы

- … (называется предмет) тебе пригодится в походе для … // учащиеся I группы

b) Затем распределяется «груз» между участниками похода.

Дети обращаются к Антошке со следующими словами:

- Антошка, разреши тебе помочь понести … (называется предмет). // учащиеся I - II группы

- Антошка, разреши тебе помочь? // учащиеся III-IV группы

c) Далее «Антошка достаёт» карту и все отправляются в поход по карте, преодолевая на своём пути препятствия. // для учащихся III-IV группы вначале необходимо восстановить карту «Восстанови карту» (собрать разрезную картинку; учащиеся I - II группы читают название пункта назначения

- Да, наш путь лежит в Дружелюбный район, посёлок Мирный. Итак, одеваем свои рюкзаки и в путь!

3. Основная часть.

a) 1-я сложность на пути.

Ходьба в туристической колонне с изменением темпа:

- умеренный темп  (2 минуты) с проговариванием речёвки

Речёвка туристическая:

Вдоль всего земного шара

Мы наметили маршрут.

Ведь недаром – нет не даром

Нас туристами зовут.

- Кто наш лучший друг?

- Дорога.

- Наш девиз:

- Идём вперёд!

- Наши лучшие предлоги:

- Через, сквозь и поперёк!

«Шире шаг» - ускорение (1-2 минуты)

«Уже шаг» - замедление (1 минута)

Перестроение: один – двое (1 минута)

Переход на лёгкий бег в колонне.

b) 2-я сложность на пути.

Привал.

1. Приготовление пищи. Достают из рюкзаков еду и угощают друг друга.

(- Вова, возьми,  пожалуйста,  кашу, бутерброд, чай.

- Спасибо Петя.  

- Лена, на яблоко.

- Спасибо Катя.  И пр.)

2. Загадки о лесе, о природе:

Летом гуляет, зимой отдыхает.

                                     (Медведь)

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

                                     (Мышь)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт.

                          (Улитка)

Летом вырастают, а зимой опадают.

                                             (Листья)

Зимой и летом одним цветом.

                                        (Ёлка)

Беленькие горошки на зелёной ножке.

                                              (Ландыши)

Стоит Антошка на одной ножке.

                                             (Гриб)

Без рук, без топорёнка

Построена избёнка.

                        (Гнездо)

Длинная шея красные лапки

Щиплет за пятки, беги без оглядки.

                                                 (Гусь)

Много рук, а нога одна.

                         (Дерево)

Жу-жу, жу-жу,

На ветке сижу,

На ветке сижу,

Жужжалку твержу.

Жа-жу-жё
Жо-же-жи.

                     (Жук)

c) 3-я сложность на пути.

- Дальше у нас на пути болото. Для того, чтобы его перейти нужно выполнить следующие игры - упражнения:

«Сквозь заросли» (под – над), «Перелезь через преграду» (снаряд конь), «Проползи над пропастью», «Построй переправу» (коллективное задание), «Перепругни через ручей на верёвке», «Пройди по лестнице».

d) Достижение цели! 

Довели Антошку до его дома. Прощание.

Песня «Если с другом вышел в путь»

5. Заключительная часть.

a) Рефлексия участников похода (Как настроение? Почему? Чему научились? Что получилось? Что не получилось? Чему ещё хотелось бы научиться?)

b) Сюрпризный момент. Все участники похода получают награды в виде медалей с надписями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...