Урок русского языка 3 класс.
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 482 ЮВОУО ДО г. Москвы
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме: «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц».
Учитель-дефектолог
ГБОУ СКОШ VIII вида № 482
ЮВОУО ДО г. Москвы
Изместьева Наталья Викторовна
Тема: «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» (3-й урок).
Тип урока
Закрепление полученных знаний.
Цель
Отработка навыка написания имен собственных.
Задачи
Образовательные:
- познакомить учащихся с новым словарным словом, отработать правильность его написания;
- закреплять знания учащихся о словах, которые пишутся с большой буквы;
- отрабатывать навык правописания слов с большой буквы.
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную устную речь учащихся, работать над составлением связного высказывания;
- пополнять активный словарный запас школьников путем ввода новых слов.
Воспитательные:
- прививать учащимся интерес к предмету.
Оборудование
Таблица на изучаемое правило; карточки для индивидуальной работы; иллюстрация к сказке «Три медведя»; сигнальные карточки; записи на доске; учебники.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.
Итак, друзья внимание – |
2. Изучение нового словарного слова, повторение пройденного материала
а) Пальчиковая гимнастика и минутка чистописания. Написание заглавной и маленькой буквы М или бордюра с использованием элементов этой буквы.
б) Словарная работа.
Загадка.
Летом бродит без дороги |
На доску вывешивается иллюстрация и словарное слово медведь. В слове ставиться ударение, безударная гласная подчеркивается. Дети записывают это слово в тетради. Делают звуко-буквенный анализ слова.
- Ребята, а вы знаете, что слово медведь означает "едящий мед, медоед".
- Ребята, если он медведь, то она - …. Запишем слово "медведица", поставим ударение, безударную гласную подчеркнем. А их детеныша как будут звать? Запишем это слово.
- Посмотрите на иллюстрацию, какой здесь нарисован медведь?
Составление и запись словосочетания со словом медведь (большой, огромный, лохматый, голодный, бурый, могучий, косолапый).
- Ребята, давайте придумаем нашему медведю кличку (Топтыгин).
- А как вы думаете, почему медведю можно дать такую кличку?
Составление и запись предложения с любым из словосочетаний.
в) Физминутка.
г) Развитие связной устной речи.
- Медведь очень часто является персонажем русских сказок. Кто из вас помнит сказки, в которых героями были медведи?
Дети вспоминают сказку «Машенька и три медведя», коротко рассказывают ее совместно с учителем. Возможно использование кукольного театра, серии сюжетных картинок, деревянных или резиновых игрушек. Идет работа над связным высказыванием, интонированием. Возможны также элементы драматизации.
д) Работа в тетрадях.
- Запишем, как звали девочку. С какой буквы нужно написать это слово? Почему? Девочку звали Маша, а как можно назвать ее ласково? Запишем и это слово. С какой буквы, почему?
- Запишем, как звали маму-медведицу, как звали папу-медведя, как звали маленького медвежонка.
3. Закрепление материала
а) Физминутка.
б) Дидактическая игра.
- Мы с вами вспомнили, что имена людей и клички животных пишут всегда с большой буквы. А какие еще слова всегда нужно писать с большой буквы? Посмотрите на доску и прочитайте правило (или в учебнике).
- Я уверена, что вы очень хорошо запомнили это правило и сможете сыграть со мной в одну интересную игру на внимание. Я буду называть слова, и если это слово нужно писать с большой буквы, то вы поднимаете карточку, на которой нарисована большая стрелка (карточки на столах детей), а если слово пишется с маленькой буквы, то карточку с маленькой стрелочкой.
Учитель называет слова: собака, Жучка, Москва, город, деревня, Комарово, мальчик, Коля, Петров, фамилия, улица, Тверская.
в) Выполнение заданий по индивидуальным карточкам с разным уровнем сложности. Задания типа:
- вписать в заданное предложение подходящее по смыслу слово с большой буквы;
- дополнить предложение словосочетанием, одно из слов которого нужно написать с большой буквы;
- продолжить цепочку имен, кличек или городов;
- вставить первую пропущенную букву и дать обобщающее понятие группе слов.
4. Итог урока
а) Вопросы учителя:
- Какое задание на уроке вам больше всего понравилось, показалось наиболее интересным? Почему?
- С какой буквы нужно писать имена людей?
- Какие еще слова мы пишем с большой буквы? Приведите примеры.
б) Выставление оценок с комментарием.
в) Объяснение и запись домашнего задания.
Конспект урока по русскому языку (6-й класс)
Тема
Написание адреса на конверте.
Тип урока
Изучение нового материала.
Задачи
Образовательные:
- научить школьников записывать адрес на конверте;
- ввести в активный словарь учащихся ряд слов, объяснив их значение и написание;
- проверить знание учащимися своего домашнего адреса;
- научить применять полученные на уроке знания на практике.
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную устную речь учащихся;
- корригировать и развивать долговременную память учащихся.
Воспитательные:
- прививать учащимся интерес к предмету.
Оборудование
Таблички с новыми словами; карточки для индивидуальной работы; образец конверта с записанным на нем адресом; записи на доске; конверты и карточки для тренировочных упражнений.
Ход урока
1. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. Сообщение темы и цели урока.
2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
а) Беседа.
- Как общаются между собой люди, которые живут в разных городах?
Учитель рассказывает о том, при помощи чего общались древние люди, когда не было телефона, Интернета и даже письменности. К беседе подключаются дети, показывая свои знания.
Люди и раньше и сейчас продолжают писать друг другу письма, но чтобы это письмо дошло, необходимо его запечатать в конверт и правильно указать адрес.
3. Изучение нового материала
а) Изучение новых слов.
На доске карточки со словами: адрес, конверт, почтовое отделение, индекс, адресат, отправитель, получатель, инициалы. Разбирается значение каждого слова. Слова записываются в специальную тетрадь или альбом.
Далее разбирается сокращенное написание ряда слов, объясняется для чего это нужно: город, район, область, деревня, село, поселок, дом, корпус, строение, квартира. Слова и их сокращенный вариант записываются в тетрадь.
б) Демонстрация конверта и объяснение, что и где надо писать.
Учитель показывает детям конверт (на доске увеличенный вариант, на партах у каждого свой экземпляр). Рассказ учителя о том, как нужно оформить конверт, что бы он сам и его содержимое дошло до получателя.
Физминутка
4. Проверка понимания изучаемого материала
а) Вопросы учителя.
- Как следует писать адрес на конверте и почему это важно?
- Для чего служит индекс?
- Почему нужно обязательно указывать индекс?
- На что указывают три последние цифры индекса?
- Почему при написании адреса слова нужно сокращать?
- Что мы будем писать в графе «Кому»?
- Что мы будем писать в графе «От кого»?
- Как следует писать адрес отправителя? Почему?
- Кто такой «адресат»? Как по другому можно сказать?
Учитель читает детям отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька».
- Дойдет ли это письмо для дедушки? Почему?
Учитель читает стихотворение Маршака:
Почта мне письмо доставила, |
- Правильно ли был написан адрес на конверте? Почему же тогда это письмо дошло?
- А если бы оно было адресовано Иванову, дошло бы оно тогда?
5. Закрепление изученного материала
а) Выполнение лексико-стилистических упражнений.
Исправить сделанные на доске записи, правильный вариант записать в тетрадь. Работа проводится коллективно с объяснением выполняемого.
Тульская обл., ул. Садовая, д.7. |
189630, г. Руза, Московская обл., |
б) Самостоятельная запись адреса на конверте.
На тренировочных карточках учащиеся пробуют записывать цифры индекса.
На тренировочных конвертах учащиеся записывают в графе «Куда» адрес школы, в графе «От кого» свой домашний адрес. Учитель контролирует работу, помогает учащимся.
Возможна запись на конверте в графе «Куда» адреса товарища. На следующем уроке делового письма школьники могут составлять личные письма, например, другу. Письмо запечатывается в конверт с уже написанным адресом и отправляется учащимися.
6. Подведение итогов урока
а) Вопросы учителя.
- Что мы сегодня учились делать на уроке?
- Почему очень важно записывать адрес на конверте правильно?
- Что обозначают слова отправитель, получатель, адресат, индекс.
б) Выставление оценок с комментарием каждой оценки.
в) Объяснение и запись домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...