Урок русского языка 3 класс.
план-конспект урока по теме

Изместьева Наталья Викторовна

Урок русского языка 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 482 ЮВОУО ДО г. Москвы

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме: «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц».

Учитель-дефектолог

 ГБОУ СКОШ VIII вида № 482

ЮВОУО ДО г. Москвы

Изместьева Наталья Викторовна

Тема: «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» (3-й урок).

Тип урока

Закрепление полученных знаний.

Цель

Отработка навыка написания имен собственных.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новым словарным словом, отработать правильность его написания;
  • закреплять знания учащихся о словах, которые пишутся с большой буквы;
  • отрабатывать навык правописания слов с большой буквы.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать связную устную речь учащихся, работать над составлением связного высказывания;
  • пополнять активный словарный запас школьников путем ввода новых слов.

Воспитательные:

  • прививать учащимся интерес к предмету.

Оборудование

Таблица на изучаемое правило; карточки для индивидуальной работы; иллюстрация к сказке «Три медведя»; сигнальные карточки; записи на доске; учебники.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

Итак, друзья внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.
 

2. Изучение нового словарного слова, повторение пройденного материала

а) Пальчиковая гимнастика и минутка чистописания. Написание заглавной и маленькой буквы М или бордюра с использованием элементов этой буквы.

б) Словарная работа.

Загадка.

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
 

На доску вывешивается иллюстрация и словарное слово медведь. В слове ставиться ударение, безударная гласная подчеркивается. Дети записывают это слово в тетради. Делают звуко-буквенный анализ слова.

  • Ребята, а вы знаете, что слово медведь означает "едящий мед, медоед". 
  • Ребята, если он медведь, то она - …. Запишем слово "медведица", поставим ударение, безударную гласную подчеркнем. А их детеныша как будут звать? Запишем это слово. 
  • Посмотрите на иллюстрацию, какой здесь нарисован медведь? 

Составление и запись словосочетания со словом медведь (большой, огромный, лохматый, голодный, бурый, могучий, косолапый).

  • Ребята, давайте придумаем нашему медведю кличку (Топтыгин). 
  • А как вы думаете, почему медведю можно дать такую кличку? 

Составление и запись предложения с любым из словосочетаний.

в) Физминутка.

г) Развитие связной устной речи.

  • Медведь очень часто является персонажем русских сказок. Кто из вас помнит сказки, в которых героями были медведи? 

Дети вспоминают сказку «Машенька и три медведя», коротко рассказывают ее совместно с учителем. Возможно использование кукольного театра, серии сюжетных картинок, деревянных или резиновых игрушек. Идет работа над связным высказыванием, интонированием. Возможны также элементы драматизации.

д) Работа в тетрадях.

  • Запишем, как звали девочку. С какой буквы нужно написать это слово? Почему? Девочку звали Маша, а как можно назвать ее ласково? Запишем и это слово. С какой буквы, почему? 
  • Запишем, как звали маму-медведицу, как звали папу-медведя, как звали маленького медвежонка. 

3. Закрепление материала

а) Физминутка.

б) Дидактическая игра.

  • Мы с вами вспомнили, что имена людей и клички животных пишут всегда с большой буквы. А какие еще слова всегда нужно писать с большой буквы? Посмотрите на доску и прочитайте правило (или в учебнике). 
  • Я уверена, что вы очень хорошо запомнили это правило и сможете сыграть со мной в одну интересную игру на внимание. Я буду называть слова, и если это слово нужно писать с большой буквы, то вы поднимаете карточку, на которой нарисована большая стрелка (карточки на столах детей), а если слово пишется с маленькой буквы, то карточку с маленькой стрелочкой. 

Учитель называет слова: собака, Жучка, Москва, город, деревня, Комарово, мальчик, Коля, Петров, фамилия, улица, Тверская.

в) Выполнение заданий по индивидуальным карточкам с разным уровнем сложности. Задания типа:

  • вписать в заданное предложение подходящее по смыслу слово с большой буквы; 
  • дополнить предложение словосочетанием, одно из слов которого нужно написать с большой буквы; 
  • продолжить цепочку имен, кличек или городов; 
  • вставить первую пропущенную букву и дать обобщающее понятие группе слов. 

4. Итог  урока

а) Вопросы учителя:

  • Какое задание на уроке вам больше всего понравилось, показалось наиболее интересным? Почему? 
  • С какой буквы нужно писать имена людей?
  • Какие еще слова мы пишем с большой буквы? Приведите примеры. 

б) Выставление оценок с комментарием.

в) Объяснение и запись домашнего задания.

Конспект урока по русскому языку (6-й класс)

Тема

Написание адреса на конверте.

Тип урока

Изучение нового материала.

Задачи

Образовательные:

  • научить школьников записывать адрес на конверте;
  • ввести в активный словарь учащихся ряд слов, объяснив их значение и написание;
  • проверить знание учащимися своего домашнего адреса;
  • научить применять полученные на уроке знания на практике.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать связную устную речь учащихся;
  • корригировать и развивать долговременную память учащихся.

Воспитательные:

  • прививать учащимся интерес к предмету.

Оборудование

Таблички с новыми словами; карточки для индивидуальной работы; образец конверта с записанным на нем адресом; записи на доске; конверты и карточки для тренировочных упражнений.

Ход урока

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. Сообщение темы и цели урока.

2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

а) Беседа.

  • Как общаются между собой люди, которые живут в разных городах? 

Учитель рассказывает о том, при помощи чего общались древние люди, когда не было телефона, Интернета и даже письменности. К беседе подключаются дети, показывая свои знания.

Люди и раньше и сейчас продолжают писать друг другу письма, но чтобы это письмо дошло, необходимо его запечатать в конверт и правильно указать адрес.

3. Изучение нового материала

а) Изучение новых слов.

На доске карточки со словами: адрес, конверт, почтовое отделение, индекс, адресат, отправитель, получатель, инициалы. Разбирается значение каждого слова. Слова записываются в специальную тетрадь или альбом.

Далее разбирается сокращенное написание ряда слов, объясняется для чего это нужно: город, район, область, деревня, село, поселок, дом, корпус, строение, квартира. Слова и их сокращенный вариант записываются в тетрадь.

б) Демонстрация конверта и объяснение, что и где надо писать.

Учитель показывает детям конверт (на доске увеличенный вариант, на партах у каждого свой экземпляр). Рассказ учителя о том, как нужно оформить конверт, что бы он сам и его содержимое дошло до получателя.

    Физминутка

4. Проверка понимания изучаемого материала

а) Вопросы учителя.

  • Как следует писать адрес на конверте и почему это важно? 
  • Для чего служит индекс? 
  • Почему нужно обязательно указывать индекс? 
  • На что указывают три последние цифры индекса? 
  • Почему при написании адреса слова нужно сокращать? 
  • Что мы будем писать в графе «Кому»? 
  • Что мы будем писать в графе «От кого»? 
  • Как следует писать адрес отправителя? Почему? 
  • Кто такой «адресат»? Как по другому можно сказать? 

Учитель читает детям отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька».

  • Дойдет ли это письмо для дедушки? Почему? 

Учитель читает стихотворение Маршака:

Почта мне письмо доставила,
На конверте в уголку
Нацарапано: «Писаелу»,
А пониже: «Маршаку».
С этим адресом мудреным
Добрело письмо ко мне…
Слава нашим почтальонам
С толстой сумкой на ремне!
 

  • Правильно ли был написан адрес на конверте? Почему же тогда это письмо дошло? 
  • А если бы оно было адресовано Иванову, дошло бы оно тогда? 

5. Закрепление изученного материала

а) Выполнение лексико-стилистических упражнений.

Исправить сделанные на доске записи, правильный вариант записать в тетрадь. Работа проводится коллективно с объяснением выполняемого.

Тульская обл., ул. Садовая, д.7.
Соколовой Марине
 

189630, г. Руза, Московская обл.,
ул. Парковая, кв. 5
Савельеву С.М.
 

б) Самостоятельная запись адреса на конверте.

На тренировочных карточках учащиеся пробуют записывать цифры индекса.

На тренировочных конвертах учащиеся записывают в графе «Куда» адрес школы, в графе «От кого» свой домашний адрес. Учитель контролирует работу, помогает учащимся.

Возможна запись на конверте в графе «Куда» адреса товарища. На следующем уроке делового письма школьники могут составлять личные письма, например, другу. Письмо запечатывается в конверт с уже написанным адресом и отправляется учащимися.

6. Подведение итогов урока

а) Вопросы учителя.

  • Что мы сегодня учились делать на уроке? 
  • Почему очень важно записывать адрес на конверте правильно? 
  • Что обозначают слова отправитель, получатель, адресат, индекс. 

б) Выставление оценок с комментарием каждой оценки.

в) Объяснение и запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...