Доброта спасёт мир
план-конспект занятия по теме

Панкратова Светлана Степановна

О добре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skvortsova_dobrota_spasyot_mir.doc119.04 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия:

В:        - Сегодня мы проводим открытое занятие, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

        - Здравствуйте, дорогие ребята!

Д:        -Здравствуйте!

В:        -Как вы хорошо поздоровались, я увидела на ваших лицах, дружелюбие и хорошее настроение.

        -Сегодня к нам в гости пришла улыбка. Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней и хочу, чтобы и вы подружились с улыбкой.

        Она сейчас подойдёт к одному из вас и передаст ему свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу и так далее. Последний должен передать улыбку мне.

        (Игра проводится под песню В.Шаинского "Улыбку")

В:        -Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.

Д:                        1. Слово это серьёзное

                            Главное, важное,

                            То, что значит оно,

                            Очень нужное для каждого.

                        2. В нем забота и ласка,

                            Тепло и любовь,

                            В нем стремленье

                            На помощь прийти вновь и вновь.

                        3. Это качество

                            В сердце у многих живёт

                            И о боли других

                            Позабыть не даёт.

                        4. И оно поважней,

                   Чем лица красота.

                            Догадались, что это?

                            Сердец доброта!

В:        -О каком качестве пойдёт речь?

Д:        -Мы сегодня будем говорить о доброте.

В:        -Правильно. Доброта... Какое мудрое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и то иногда не сближает, а разъединяет их.

Д:                                Прикоснись ко мне добротой,

                                И болезни смоет волной,

                                И печаль обойдет стороной,

                                Озарится душа красотой...

В:        -Доброта... Добро... Что же это такое? Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? Какого человека мы можем назвать добрым? Кому нужна доброта?

Д:        -Доброта - это стремление делать добро другим, быть отзывчивым.

В:        -В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово "Доброта" определяется как "отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим". Добро - всё положительное, хорошее, полезное.

           -Где же живёт доброта? Давайте послушаем стихотворение...

Д:                                В доме добрыми делами занята,

                                   Ходит тихо по квартире доброта.

                                   Утро доброе у нас,

                                   Добрый день и добрый час.

                                   Добрый вечер, ночь добра,

                                   Было доброе вчера.

                                   И откуда, спросишь ты

                                   В доме столько доброты?

В:        -Правильно! Доброта живёт в доме, где ты родился, где тебя любят. Доброта начинается с мамы. Мы с детских лет учимся быть добрыми у неё.

Д:                                Мама! На земле добрее всех.

                                Мама! Дарит сказки, дарит смех.

                                Мама! В этом слове солнца свет,

                                Мама! Лучше слова в мире нет.

                                    ИГРА "Построить дом добра"

        -Я буду называть поступки людей, а вы будете говорить, каким цветом закрывать окошко дома. Если хороший поступок - белое окошко, если плохой - чёрное:

                нагрубить бабушке;

                подраться с другом;

                получил двойку;

                тяжело заболел.

        -У нас  получился настоящий "дом зла", где все ругаются, грубят, болеют.

Давайте постараемся исправить плохие  поступки, и тёмная полоса в жизни сменится светлой.

        Дети читают:

                помочь бабушке;

                помирился с другом;

                получил оценку 5;

                выздоровел.

        -И наш дом становится "домом добра". Для того, чтобы наша жизнь проходила в этом светлом доме, нам надо очень внимательно относится к своим словам и поступкам, беречь чувства ближних и всегда думать о тех, кто нас окружает.

В:        -Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. Добрый человек любит животных и защищает их, проявляет к ним милосердие.

                        Я как-то в дом принёс щенка

                        Бездомного бродягу,

                        Чтоб подкормить его слегка

                        Голодного беднягу.

                        "Ну, что ж - сказала мама - пусть

                        Он поживёт немножко.

                        В глазах его такая грусть!

                        Найдется супа ложка".

                        Я во дворе нашёл потом

                        Котенка чуть живого

                        Его принёс я тоже в дом

                        Сказала мама снова:

                        "Ну, что ж - она сказала        - пусть

                        Он поживёт немножко.

                        В глазах его такая грусть!

                        Найдётся каши ложка".

                        Однажды я нашёл ежа,

                        Ужа и черепаху.

                        И заяц в нашу дверь вбежал,

                        Наверное со страху.

                        Сказала мама: - Пусть живут!

                        В квартире так чудесно,

                        А если потесниться тут,

                        И нам найдётся место.

В:        -Народная мудрость гласит: "Жизнь дана на добрые дела". Спешите, ребята, их делать. Стремитесь к этому всю свою жизнь. Ведь недаром народ придумал так много пословиц и поговорок о добре. Давайте их вспомним.

Я вам буду на карточке показывать начало пословиц, а вы говорите окончание.

        1. На добрый привет . . . (добрый ответ)

        2. Про доброе дело . . . (говори смело)

        3. Добрые дела . . . (красят человека)

        4. Жизнь дана . . . (на добрые дела)

        5. Доброе слово дом построит . . . (злое слово дом разрушит)

        6. Доброе слово . . . (половина счастья)

В:        -Молодцы! Справились с заданием. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки. Поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

          -А сейчас послушаем частушки.

                1. Заиграй-ка, балалайка,

                    Балалайка три струны

                    Запевайте, не зевайте,

                    Выходите плясуны.

                2. Тётя Сима попросила

                    Слазить Витю на чердак.

                    -Извините, тетя Сима.

                    Я вам вовсе не батрак.

                3. А наш Гриша ходит гордо,

                    В ход пускает кулаки.

                    У задиры под глазами

                    Не проходят синяки.

                4. Витя очень умный парень,

                    Может всё он смастерить.

                    Только "Здравствуйте", "Спасибо"

                    Не умеет говорить.

                5. В поезд входят два юнната

                    Ух, народу сколько тут,

                    Занимай места ребята,

                    А то бабушки займут.

                6. Говорит лентяйке мать:

                    -Убери свою кровать!

                    -Я бы мама убрала,

                    Только я ещё мала.

                7. Лида в круг вбежала смело,

                    Завертелась как юла.

                    И под музыку запела

                    Про знакомые дела.

                8. Ты играй повеселее

                    Балалайка три струны.

                    Подпевайте кто умеет

                    Не стесняйтесь плясуны.

В:        - "Доброта - вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на которой с вами всякий захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и не прощённых обид..." (В. Розов)

Д:                        Желайте людям доброты,

                           Желайте людям счастья!

                           Дарите женщинам цветы

                           И теплое участье.

                           Спешите день начать с утра,

                           И день ваш добрым будет.

                           Пусть только радость входит в дверь -

                           Откройте двери эти!

                           И горьких не было б потерь

                           Совсем на белом свете!

                           Пусть миром властвует любовь

                           И помыслы святые,

                           И свадьбы празднуются вновь,

                           И свадьбы - золотые!

                           Пусть чьи-то сбудутся мечты

                        И сгинут все напасти,

                        Пусть будет много доброты,

                        Пусть будут мир и счастье!

В:        -Давайте сейчас, ребята, вспомним слова, в которых "спряталось добро". Например, добродушный.

        (Дети выходят по одному в руках держат лепестки со словом, зачитывают, прикрепляют к доске).

СЛОВА: доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросовестный, добродетельный, добросердечный, доброта.

Основа всех этих слов "добро".

В:        -Какой добрый цветок у нас получился.

                        Ты лети, наш цветок,

                        Через запад на восток

                        Ты по всей Земле лети,

                        Семена добра дари.

        У нас с вами получился такой же волшебный цветок, как в сказке В.Катаева "Цветик-семицветик". Вспомните, ребята, кому и как помогла девочка? Куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка?

Д:        Ответы детей.

В:        -А где добро всегда побеждает зло? Конечно в сказках. Перед вами книжная выставка - сказки, которые мы с вами не раз читали. Скажите, чему же учат нас эти сказки?

Д:        -Учат быть добрыми, дружными, милосердными.

В:        -Человек доброжелательный, желающий другим блага и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым, жестоким. Его отношения с людьми окрашены приветливостью, улыбкой, проявлениями внимания, заботы. Путь к доброте нелегкий. Это долгий путь, на котором человека ожидают взлеты, падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках. Давайте с вами рассмотрим несколько ситуаций и проанализируем их.

        1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не смогла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя это было ему не по пути.

        2. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрёстке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошёл к нему, взял за руку и перевёл на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

        - Правильно ли поступил мальчик? Почему он так поступил?

Д:        -Знает, что должен помогать старшим, больным; сочувствует ему, стремится помочь; не может пройти мимо человека, нуждающегося в помощи.

В:        -Вот в какой ситуации оказался мальчик, о котором вы сейчас услышите.

        -Сереже не везло. Играя с ребятами в прятки, он всё время водил. Ему так обидно, а тут ещё Димка нет-нет да закричит из-за угла "Води-води, кашу вари!". Ребята, видимо, заметили его состояние и после каждого кона говорили: "Ты смотри, отводись, а то будешь неотвожа, красна рожа!" Совсем обидно стало Серёже, насмешливые выкрики ребят звучали в ушах, со слезами на глазах Серёжа ушёл домой.

        - 1. Почему Серёжа заплакал?

          2. Ребята заметили состояние Серёжи, но правильно ли они поступили?

          3. А как бы вы поступили на месте ребят?

Д:        Ответы детей.

В:        -Мне бы очень хотелось, чтобы в основе ваших отношений была доброта. Жил-был один мальчик Вова. Он совершил много добрых поступков. А вот что произошло с Вовкой потом?

Д:                        С добротой покончил Вовка,

                        Он решил – ему неловко

                        В зрелом возрасте таком

                        Быть каким-то добряком.

                        Он краснел при этом слове,

                        Стал стесняться доброты.

                        Он, чтоб выглядеть суровей,

                        Дергал кошек за хвосты.

                        Знайте все, что он недобрый,,

                        Злее волка, злее кобры!

                        -Берегись, не то убью!

                        Пригрозил он воробью.

                        Целый час ходил с рогаткой,

                        Но расстроился потом,

                        Закопал её украдкой

                        В огороде под кустом.

                        Он теперь сидит на крыше,

                        Затаившись, не дыша,

                        Лишь бы только не услышать:

                        "Вовка - добрая душа!"

В:        1. Почему Вовка решил стать злым?

        2. Как вы считаете, прав Вовка или нет?

        3. Злой ли Вовка на самом деле? Почему?

        4. Нужно ли стесняться доброты?

                                (Песня "Дорога добра")

В:        Куда не пойдете, ребята, где не остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего...

        Вы же, поступая хорошо, не ленитесь на все доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово. Будьте добры ко всем окружающим людям!

Д:                        Добрые сердца - это сады,

                        Добрые слова - это корни,

                        Добрые мысли - цветы,

                        Добрые дела - плоды.

В:        -Давайте вернёмся к нашему "цветку доброты". Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?

        (Дети выходят к доске с цветами, в середине которой написаны качества доброго человека: милосердие, сострадание, бескорыстие, уважение, нежность, скромность. Прикрепляют свои цветы рядом с "цветком доброты". Всё происходит под музыку)

В:        -Какая чудесная цветочная поляна получилась у нас! Цветы на ней обозначают необходимые человеку качества.

        Заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и поступками! Спешите делать добро!

                        Будьте добры, -

                        Это я говорю по секрету.

                        Будьте добры -

                        И не ждите за это конфету.

                        Будьте добры, -

                        Без игры и во время игры.

                        Если сумеете,

                        Будьте скорее добры.

Д:        Поют песню.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»

Познавательный  час, посвящённый  Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида  с использованием презинтации...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»

Познавательный  час, посвящённый  Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида....

Презентация "Доброта спасёт мир!"

Презентация к уроку литературы...

Мепоприятие в ГПД "Доброта спасёт мир"

Творить благо, делать добро, быть милосердным привыкли на Руси издревле. Помочь слабому, накормить голодного, подать просящему - эти неписаные правила знали ещё наши предки. К сожалению, ...

Классный час "Доброта спасёт мир!"

Материал для проведения классного часа с учащимися 6-7 класса....

Внеклассное мероприятие "Доброта спасёт спасёт мир".

Материал содержит план-конспект внеклассного мероприятия....