Нарушение чтения
статья по теме

Александрова Наталия Борисовна

Коррекционныя работа. Этапы овладения чтением. Обучение чтению школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narushenie_chteniya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение чтения у детей. Коррекционная работа. Этапы овладения чтением. Обучение чтению школьников.

Нарушение чтения является очень распространённым дефектом речи у детей младшего дошкольного возраста. На первом этапе обучения чтению возникают трудности в узнавании букв, слиянию в слоги, составлении слов из слогов, понимании прочитанного текста. Наблюдаются ошибки во время  чтения: пропуски букв, слогов, замены, перестановки, пропуски предлогов, замещения слов, пропуски строчек.

Трудности при чтении наблюдаются у детей начинающих читать,  педагогически запущенных, ленивых, трудных в поведении. Недостаточное овладение навыком чтения может привести к проблемам в усвоении школьной программы.

Ошибки чтения у детей необходимо отграничить от стойких нарушений (дислексии) и своевременно выявить детей с трудностями в обучении чтению. Провести работу по предупреждению и коррекции этих нарушений.

Также довести до сведения родителей о проблеме. Подключить родителей к процессу коррекционной работы с ребёнком.

Коррекционная работа

Причины возникновения трудностей у детей в обучении чтению:

  1. Нарушение зрительно-пространственных функций
  2. Недоразвитие фонематических функций
  3. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи

Формирование навыка чтения на начальном этапе обучения:

  1. Дидактические игры и упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления
  • Дидактическая игра «Повтори и добавь»

Описание игры: Первый участник игры называет слово, второй повторяет его и добавляет своё слово, третий повторяет оба слова и добавляет третье и т.д. Участник игры, сделавший ошибку, выбывает из игры. Выигрывает участник игры, оставшийся последним.

  • Дидактическая игра «Сосчитай букву»

Описание игры: Участникам игры предлагается отрывок печатного текста. За определённое время дети должны сосчитать предложенную букву из этого отрывка. Выигрывает участник игры, который безошибочно сосчитал количество букв в тексте.

  • Дидактическая игра «Запомни и нарисуй»

Описание игры: Участникам игры предъявляется 10 фигур. Дети должны запомнить эти фигуры и воспроизвести в тетради в той же последовательности. Выигрывает тот, кто воспроизвёл больше фигур.

  • Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Описание игры: Участникам игры предлагается собрать картинку из десяти и более частей. Выигрывает тот, кто соберёт картинку быстрее всех.

  • Дидактическая игра «Несуществующие слова»

Описание игры: На столе разложены карточки со словами. Карточки перевёрнуты. Участники игры выбирают по одной карточке и читают слово вслух. За верно прочитанное слово присуждается 1 балл. Выигрывает тот, кто набрал большее количество баллов.

Слова для чтения: хливкие, шорьки, домрытые, зелюки, трюсливые, мюлупихи, курачая мова, ввидоброточный бармаглот, дивлявый брандашмыл. (Л.Кэролл)

Упражнения на устойчивость и концентрацию зрительного внимания

  • Чтение алфавита: А-1, Б-2, В-3, Г-4 и т.д.
  • Лабиринты
  • Письмо слов по шаблонам
  • Рисование по клеточкам
  • Раскрашивание по образцу
  • Рисование фигур по образцу
  • Перечисление времён дня, года, месяцев, дней недели
  • Определение зрительного образа буквы
  1. Дидактические игры и упражнения на развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений
  • Дидактическая игра «Выбирай слова»

Описание игры: Участникам игры предлагается из текста, состоящего из нескольких предложений, выделить слова, состоящие из определённого количества слогов. Выигрывает тот, кто найдёт наибольшее количество слов за 1 минуту.

  • Дидактическая игра «Зашифрованное слово»

Описание игры: Участникам игры предлагается из ряда слов выбрать первый слог и составить из этих слогов слово. Выигрывает участник игры, который составил больше всего слов за 2 минуты.

  1. Баран, рана, банка                        
  2. Беда, рёва, замок
  3. Кулак, рисунок, царица
  4. Сироп, ниточка, цари
  5. Река, бяка, тарелка

  • Дидактическая игра «Собери слово»

Описание игры: Участникам игры предлагается догадаться какое слово может получиться из слогов, стоящих в неправильном порядке. Выигрывает участник игры, который собрал больше всего слов за 2 минуты.

  • Дидактическая игра «Телеграф»

Описание игры: Участникам игры предлагается догадаться, какое слово по слоговой структуре отстукивает педагог

  1. Дидактические игры для обогащения словарного запаса и развития словообразования и словоизменения

  • Дидактическая игра «Кто и что»

Описание игры: Участникам игры предлагается подобрать слова, которые отвечают на вопросы кто и что. Выигрывает участник игры, который назовёт больше всех слов.

  • Дидактическая игра «Придумай название»

Описание игры: Участникам игры предлагается придумать названия улицам города.

-На этой улице стоит завод. Назовём её Заводская.

-На этой улице много цветов. Назовём её Цветочная.

-На этой улице есть фонтан. Назовём её Фонтанная.

-На этой улице стоит школа. Назовём её Школьная.

- На этой улице много дубов. Назовём её Дубовая.

-На этой улице находится больница. Назовём её больничная.

  • Дидактическая игра «Он, она, оно, они»

Описание игры: Участникам игры предлагается подобрать слова, которые подходят к словам он, она, оно, они.

  • Дидактическая игра «Семейка слов»

Описание игры: Участникам игры предлагается подобрать слова-родственники.

Снег, снежинка, снеговик, снежный, снежок.

Лиса, лисичка, лисий, лисёнок, лисята.

Лес, лесной, лесник, лесок.

  • Дидактическая игра «Два слова в одном»

Описание игры: Участникам игры предлагается придумать одно слово вместо двух.

Падает снег – снегопад

Падают листья – листопад

Мясо рубит – мясорубка

Кофе варит – кофеварка

Овощи режет – овощерезка

  • Дидактическая игра «Подумай и ответь»

Описание игры: Участникам игры предлагается внимательно послушать и ответить на вопросы.

Брат сестру зовёт домой. Кто дома? Кто на улице?

Лена слушала Машу. Кто говорил? Кто слушал?

Миша догонял Петю. Кто убегал? Кто догонял?

Девочка ищет мальчика. Кто спрятался?

Поле позади деревни. Что впереди?

Мама ждёт дочку. Кто опоздал?

Свету фотографирует Лиза. У кого фотоаппарат?

Этапы овладения чтением:

  1. Овладение звуко-буквенными обозначениями
  2. Послоговое чтение
  3. Целосное чтение слов
  4. Синтетическое чтение словами и группами слов

Обучение чтению школьников (по Кореневу):

Упрочнение звукобуквенных связей

  1. Деление читаемых слов на слоги (цветовая маркировка слогов, деление текста на слоги вертикальными чёрточками)
  2. Запоминание последовательности серий слогов (составление слов из слогов)
  3. Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге (меняется один слог)

Автоматизация слогослияния

  1. Чтение двухбуквенных слогов с использованием слоговых таблиц

МЕ  ОМ  ТУ  ШИ  ХА  СЕ

АШ  СУ  ОР  УК  ДИ  ПО

РИ  ВЕ  ИМ  РУ  ИК  ША

АМ  СИ  ЛЯ  ВЕ  ЛИ  РО

КУ  ОК  УС  ИЛ  ИР  МИ

ЛЕ  ПИ  ДО  ЧУ  СО  УТ

  1. Чтение трёхбуквенных слогов с использованием слоговых таблиц

ЛОМ  КЕТ  РАС  ПИМ  РУК  МОЛ

КОЧ  БАН  ДЕЛ  ВЫР  ПИТ  ТЕК

САР  МАП  КУР  ЛИЧ  ШАТ  ДИМ  

ЧИЛ  ТИП  САП  ВУЛ  ГОМ  МЕК  

  1. Чтение слов с использованием таблицы

КУСТ   КРАН   СТОЛ   БРАК   ЗВОН   КЛЁН

КРОВЬ  СВЕТ  ДОЖДЬ  ПАСТЬ   БАНТ   ВИНТ

КОСТЬ   ПИРС   КОЛЬТ   СТАН   ВРАГ   ТОСТ

ТОРТ   СЛЁТ   СТУЛ   БИНТ   ФАКТ   ЛЕСТЬ

  1. Нахождение слогов, из которых состоят слова, в таблице (логопед  называет слово, ребёнок отыскивает в таблице слоги, из которых состоит слово)

  1. Нахождение слов, из прочитанного текста, в таблице            (логопед читает текст по одному предложению, ребёнок отыскивает слова в соответствующей последовательности в таблице)

  1. Выразительное чтение

  • Чтение слов с одинаковой ритмической и слоговой структурой
  • Чтение слов, различающихся только ударением

Формирование понимания текста осуществляется путём пересказа или подбора сюжетных картинок, соответствующих фрагменту текста или предложения. Самоконтроль понимания прочитанного при чтении «про себя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма».

Преодоление нарушений чтения и письма у младших школьников предпо­лагает прежде всего формирование язы­кового анализа и синтеза. В ходе коррекционной работы логопед нередко сталки­вается с...

Методы обследования нарушений чтения и письма у детей

Чтение и письмо с точки зрения нейропсихологииЗадачи диагностикиОбзор методики Фотековой, Ахутиной...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Методическое сообщение из опыта работы. Устранение нарушений чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

В своём сообщении я хочу поделиться проблемами чтения у обучающихся нашей школы и методами логопедической коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении этих нарушений у...

Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"

ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...

Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями

Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями...