Открытый урок "Узоры гжели"
план-конспект урока на тему
Цель: познакомить с гжельской росписью, развить творческое воображение, графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tekhnologii.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок технологии « Узоры Гжели».
Цели и задачи:
- Углубить знания о народном декоративно-прикладном искусстве;
- Познакомить с гжельской росписью;
- Развивать творческое воображение;
- Развивать графические умения, связанные с приёмами декоративной трактовки цветочного мотива;
- Воспитывать любовь к Родине, её наследию.
Оборудование:
Для учителя:
- Репродукции образцы декоративно-прикладного искусства;
- Книга Н. Сурьяниновой «Синие цветы Гжели»;
- Гжельская керамика;
Для учащихся:
- Образцы с гжельской росписью (у каждого);
- Тарелочка из глины, загрунтованная на прошлом уроке;
- Синяя и белая гуашь;
- Кисти и баночка с водой;
- Фартук и подкладной лист.
ХОД УРОКА
1, Актуализация знаний
Звучит запись весёлой русской народной песни.
Учащиеся с лотками, на которых лежит товар, появляются в классе:
1. Внимание! Внимание! 3. А ну, честной народ!
Веселое гуляние. Подходи, посмелей,
Собирайся скорее, народ. Покупай товар,
Вас что-то интересное ждёт! Не робей!
2. Ярмарка! Весёлая ярмарка! 4. Здесь игрушки знатные.
Чудесная ярмарка! Складные, да ладные!
И себя повеселите. Всегда повсюду славятся!
И товар свой продадите! Они и вам понравятся!
Учитель:
Весело на ярмарке, шумно! Здесь и гомон народного гулянья, и призывные выкрики торговцев. Издавна на Руси люди собирались на ярмарки, чтобы повеселиться, купить самые разнообразные товары, подать то. что сделано своими руками. Здесь можно было увидеть прекрасные изделия русских мастеров. Давайте вспомним их, путешествуя по европейской части России. (На доске открывается карта-схема центральной части России.)
- Первый город на нашем пути Вятка, а рядом с ним Дымковская слобода. Какие изделия дымковских мастеров мы здесь можем увидеть? (Дымковскую игрушку).
- В чём особенность росписи дымковских игрушек? (На белом фоне разноцветные кружочки, полосы, овалы, крестики.)
(Около названия Дымковская слобода на карте-схеме появляется иллюстрация, изображающая дымковскую игрушку.)
- Отправляемся дальше - в деревню Жостово, под Москвой. Какие изделия мы здесь увидим? (Жостовские подносы).
- Чем украшали подносы художники из Жостова? (Цветочными узорами). (На карте-схеме - жостовский поднос).
- А сейчас мы заглянем в Сергиев посад.
- Родиной, какой игрушки является этот город? (Матрёшки).
- Какие города России также славились своими неповторимыми матрёшками? (Полхов - Майдан, Семёнов). (Иллюстрация на карте).
2. Изучение нового материала,
- Какой город ещё остался на нашем пути? (Гжель.)
- Сегодня мы отправимся в один из подмосковных посёлков -Гжель. А поможет нам в этом девица - мастерица, рукодельница Ирина. (Девочка рассказывает о посёлке Гжель и о мастерах керамики. Материал взят из книги Н. Сурьяниновой «Синие цветы Гжели».)
- А теперь ответьте на вопросы:
- В каком веке появилось первое упоминание о гжельском промысле?
- Из чего мастера делали свои изделия?
- Какие краски использовали мастера?
- Что изображали на изделиях? (Вопросы записаны на доске). Учитель дополняет рассказ ученицы:
- А вы, ребята чем занимались на уроке труда? (Лепили посуду, грунтовали её, покрывали белой краской.)
- А, ну-ка, покажите, что у вас получилось? (Дети показывают).
- Какая беленькая, чистенькая. Так её и оставим? (Дети не соглашаются.) Предлагают расписать, сделать интересной, красивой, индивидуальной.)
- Мы много сегодня говорили о гжельской керамике, а хотите увидеть это чудо на фарфоре?
- Я платок свой подниму, чудо-Гжель вам покажу! (Все в
восторге).
Узоры на фарфоре самые разные, но излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображается крупно, широкими мазками, а иногда написана тонкой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. Кроме роз художники изображают георгины, пионы, ромашки, сказочные цветы, птиц. А некоторые мастера украшают фарфор различными сюжетами и сценками.
3. ФИЗПАУЗА.
-Давайте споём русскую народную песню «Со вьюном я хожу» вместе с движениями.
- А сейчас я покажу последовательность исполнения синей розы. (Показываю широкой кистью, поэтапно прямо на доске).
- Начинаю рисовать с середины цветка широкими мазками синей и голубой красками.
- Как из синей краски получить голубую? (Нужно в синюю гуашь добавить белую).
- Далее мы наращиваем лепестки широкими мазками.
- Кроме розы можно нарисовать другие цветы. Рассмотрите их, образцы у вас на парте. Кроме цветов так же использовали точки, линии разной толщины, сеточки, капельки.
- Какое время года напоминает вам гжельская роспись? (Зиму).
- Чем напоминает она зиму? (Цветом).
- А теперь творите ваше чудо на посуде, вы художники, мастера. Не повторяйте за соседом, сделайте своё чудо, а мы полюбуемся.
-Давайте вспомним правила рабочего человека и технику безопасности на уроке. (Дети называют правила).
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. (Дети
работают, а учитель помогает индивидуально).
- А какая песня подойдёт для нашей работы? (Тихая, спокойная)
-Давайте, споём такую песню. ( Русская народная песня «Тонкая
рябина».)
5. ИТОГ УРОКА.
- Ребята, подходите со своими работами, создадим нашу выставку, как на ярмарке. А за вашу работу - подарочек! (Учитель дарит открытки каждому ученику).
- А что на ваших открытках? (Цветы в гжельской вазе.)
- Это вам на память о нашем уроке.
- Но мы сегодня не одни, у нас гости. А им тоже на память -открытки.
- Милости просим, приезжайте к нам ещё! (Дети дарят открытки, с улыбкой и тёплыми словами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гжель / Раскраска гжель
Фотографии в альбоме «Раскраска гжель» zhital на Яндекс.Фотках...
Конспект открытого занятия "Голубая сказка гжели"
конспект открытого занятия "Голубая сказка гжели"...
Открытое занятие по теме «Гжель. Синие узоры на белом фоне»
Открытое занятие проводилось для детей дошкольного возраста. Цель занятия: сформировать представление о народном промысле гжели, развивать воображение, прививать интерес к искусству; воспитывать эстет...
Тема урока: Гжель. Сказочная гжель.
1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.2. Формировать практические умени...
Открытый урок по теме "Гжель"
Открытый урок на тему "Гжель" с использованием приложение "Kahoot"...
Открытый урок по ИЗО "Искусство Гжели"
Цели:· создать условия для наблюдения и проникновения, учащихся в мир росписи гжель, для понимания её значимости в жизни человека, её символики, одухотворенности и...
Открытый урок "Сказочная гжель"
Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему : «Сказочная Гжель».Предмет: Изобразительное искусство.Учитель: Козулина В.ПКласс: 5Тема: «Сказочная Гжель».Це...