Правописание существительных 2-го склонения
план-конспект урока (5 класс) по теме
Урок закрепление изученного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 90.36 КБ |
pravopisanie_okonchaniy_sushchestvitelnykh_2-go_skloneniya.pptx | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»
607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская, дом 42
Урок письма и развития речи
Тема: «Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Закрепление».
5 класс
Учитель письма и развития речи
Андреева Елена Васильевна
2011 – 2012 учебный год
Цель урока: закрепление знаний и умений учащихся по данной теме.
Задачи урока:
образовательные:
1. Углублять знания учащихся об имени существительном как части речи.
2. Отрабатывать умение правописания падежных окончаний имен существительных 2-го склонения в единственном числе.
коррекционно- развивающие:
1. Способствовать развитию речи, орфографической зоркости, фонематического слуха учащихся.
2. Способствовать повышению познавательной активности обучающихся через игровые формы;
3. Способствовать развитию творческих способностей детей через творческую деятельность;
воспитательные:
1. Воспитывать у обучающихся познавательного интереса при изучении письма;
2. Воспитывать умение работать в парах, командах;
Оборудование: презентация
План урока.
- Оргмомент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Повторение пройденного (фрон. опрос).
- Речевая разминка.
- Работа в тетрадях.
- Закрепление изученного материала.
- Физкультминутка.
- Самостоятельная работа.
- Дидактическая игра.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
Ход урока.
- Оргмомент.
Цель: организация детей для работы на уроке.
- Ребята, все подравнялись. Тихо сели.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Он пойдёт, ребята, впрок,
Постарайтесь всё понять,
Будем правильно писать.
- Какой у нас сейчас урок?
- Какой он по счету?
- Сообщение темы и цели урока.
Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся.
Нам предстоит вспомнить все, что мы изучили о правописании падежных окончаний имен существительных 2-го склонения. Мы будем учиться писать окончания существительных 2-го склонения в единственном числе.
Мы отправимся в путешествие. А вот куда догадайтесь сами.
- В лес.
В лес ходят по грибы, по ягоды, по орехи. А что если отправиться в лес «по загадки». Итак, в путь…в лес «по загадки».
- Повторение пройденного ( фронтальный опрос ).
Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания,
определить типичные недостатки, выявить уровень знаний обучающихся.
Первая загадка.
-Какой частью речи является слово «лес»?
Это имя существительное.
- Что такое имя существительное?
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
- Как изменяются имена существительные?
Имена существительные изменяются по числам и падежам.
- Речевая разминка. Вторая загадка. (Слайд 2)
Чтение учителем записи на доске.
В зимнем лесу холодно и голодно.
Что записано на доске?
На доске записана скороговорка.
Как нужно произносить скороговорку?
Скороговорку нужно произносить быстро и четко.
Все ли слова вам понятны?
Да.
Какие звуки слышатся в скороговорке чаще других?
Чаще других произносится звук «н».
Назовите имена существительные в этой скороговорке.
В лесу
Определите падеж этого существительного.
Пред.п.
- Ребята, давайте вспомним остальные падежи и окончания имен существительных 2-го склонения.(Слайд 4- 5)
И.п. -без окон., -о, -е
Р.п. -а. -я
Д.п. -у, -ю
В.п. -без окон., -а, -я, -о, -е
Т.п. -ом, -ем
П.п. -е, -у, -ю
- Работа в тетрадях. Третья загадка.
- Открываем тетради, записываем число, день недели, тему урока.
К доске вызывается ученик 2 группы. Выполняется запись под диктовку. Остальные – в тетрадях. (Слайд 6)
Трухлявый, на полянке, пень, стоял.
Трухлявый пень стоял на полянке.
Задание: 1. Составить и записать предложение.
2. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
3. Найти в предложении имена существительные и определить
их падеж.
3 группа учащихся выполняет следующее задание:
1. Составить и записать предложение.
2. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
- Игра «Во всех падежах». Четвертая загадка. (Слайд 7)
Стихотворение Ю.Карасева «Приключения зеленого листа».
Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зеленого листа, ветер нес и нес,
Бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес
Шмыг - к зеленому листу,
Лапой - хвать зеленый лист,
Дескать, поиграем.
«Не хочу» - парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зеленым
Над землей взметнулся снова,
Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе зеленом.
Прочитайте задание к упражнению.
Что нужно сделать в упражнении?
Выписать выделенные словосочетания и указать падеж сущ. «лист». Выделить окончание.
Выполнять упражнение к доске вызывается ученик 2 группы.
- Физкультминутка. (Слайд 8)
Цель: Соблюдение охранительного режима.
Чтоб глаза твои зорче были
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движения
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно,
Ну а дальше – будь здоров
- Самостоятельная работа на индивидуальных карточках. Пятая загадка.
- А сейчас у каждого из вас появится возможность проверить свои знания.
Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу на карточках.
2 группа.
Задание: Вставить пропущенные буквы. Определить падеж имен существительных.
Голо.. и волка из леса гонит.
3 группа.
Задание: Определить падеж имен существительных. Выделить окончания.
Лес рубят - щепки летят.
Учитель индивидуально работает с учащимися 3 группы.
- Дидактическая игра. Шестая загадка. (Слайд 9)
Задание: Расшифровать и прочитать предложение записанное цифрами.
На доске выставлены цифры:
13,6,19 - 15,1,26,6 2,16,4,1,20,19,20,3,16.
Лес - наше богатство.
- Объясните смысл данного высказывания.
- Лес дает человеку кислород, которым мы дышим. Лес - это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес дает строительных материал. Лес прекрасное место отдыха.
-Что вы можете сделать для спасения природы?
Не ломать ветки деревьев. Не жечь костры и не мусорить. Не разорять гнезда птиц. Не бросать мусор в водоемы.
(Плакат «Будь природе другом») (Слайд 10)
- Объяснение домашнего задания. (Слайд 11)
Теперь послушайте домашнее задание на стр.
- Итог урока.
Чему вы научились на уроке?
Мы научились писать падежные окончания имен существительных 2-го склонения в единственном числе.
- Молодцы, ребята! Спасибо за хорошую работу на уроке. Оценки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В зимнем лесу холодно и голодно .
Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное окончание существительного? 1. Определить падеж. 2. Определить склонение . 3. Вспомнить окончание существительного в нужном падеже.
Три склонения имен существительных 1 склонение 2 склонение 3 склонение М.р. Ж.р. М.р. Ср.р. Ж.р. - а,-я без окончания - о.-е на - ь
Окончания существительных 2-го склонения И.п. -без окончания, - о, -е Р.п. -а, -я Д.п. -у, - ю В.п. -без окончания, -а, -я, -о, -е Т.п. - ом , -ем П.п. -е, -у, - ю
Работа с предложением. Трухлявый, на полянке, пень, стоял. Трухлявый пень стоял на полянке.
Игра «Во всех падежах» Приключения зеленого листа . Как-то раз с большого клена Оторвался лист зеленый И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова У зеленого листа, ветер нес и нес, Бросил только на мосту. В тот же миг веселый пес Шмыг - к зеленому листу, Лапой - хвать зеленый лист, Дескать, поиграем. «Не хочу» - парашютист Головой качает… Ветер вмиг с листом зеленым Над землей взметнулся снова, Но шалун листок упал… Я пишу в саду под кленом Стих о том листе зеленом.
Физкультминутка А теперь ребята встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели – вновь за дело.
Расшифруйте и прочитайте предложение, записанное цифрами . 13, 6, 19 – 15, 1, 26, 6 2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16. Лес – наше богатство.
Будь природе другом!
Домашнее задание Упр. 429, стр.161
Молодцы ребята !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа
Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...
урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"
данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....
урок русского языка "Дательный падеж имен существительных 1-го склонения
Данный конспект урока познакомит с особенностями имен существительных 1- го склонения в Дательном падеже....
Урок русского языка в 5 классе школы 8 вида на тему: "Окончания имен существительных 2-го склонения в Р.п."
Материал представляет собой подробный конспект урока, выдержанный по теме и структуре, а такжк презентацию к уроку...
"Родительный падеж имён существительных 1-го склонения".
Урок по русскому языку в 5 классе....
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Правописание безударных окончаний существительных 1-го склонения.
Конспект урока в специальном (коррекционном) образовательном учреждении 8 вида, 5 класс...