Правописание безударных окончаний существительных 1-го склонения.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока в специальном (коррекционном) образовательном учреждении 8 вида, 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bezudarnyh_okonchaniy_sushchestvitelnyh_1-go_skloneniya.docx | 25.48 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание безударных окончаний существительных 1-го склонения.
Цель: сформировать представление учащихся о единообразии правописания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 1 склонения.
Задачи:
Образовательные: способствовать овладению способом действия при написании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения единственного числа.
Коррекционно-развивающие: развивать навыки мелкой и общей моторики, каллиграфические навыки; мыслительные умения анализа, синтеза, обобщения (выделять главные признаки, обобщать слова по основным признакам в группы); развивать орфографическую зоркость, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Русский язык. 5 класс». Автор: Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская, Москва, «Просвещение», 2014 год, мультимедийное оборудование, плакат «Падежи имён существительных», раздаточный материал по теме урока.
Ход урока.
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Ну-ка улыбнитесь,
Здравствуйте, садитесь.
- Эмоциональный настрой на урок.
Мы с вами на уроке, подобно дружной семье. Давайте посмотрим на соседа слева, потом на соседа справа, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением нацелимся на добывание знаний!
- Минутка красивого письма.
Русский народ всегда ценил красивое письмо. Он говорил: «Красиво писать – красоту творить» (Слайд 1). Прежде, чем мы начнём писать, давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Откройте тетради, запишите число и пропишите по образцу (Слайд 2)
- Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.
О яблон… судят по пл…дам, а о человеке по д…лам.
Что записано на доске? (Пословица)
Объясните смысл. (Тот, кто много и результативно работает, тот много знает, умеет и вызывает уважение)
Надеюсь, что эта пословица станет правилом работы на уроке.
Назовите слова с пропущенными буквами.
Выпишите эти слова себе в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. (Ученики выполняют задание)
Какую орфограмму вы увидели в этих словах? Каким способом проверки пользовались? (Чтобы проверить безударный гласный, надо подобрать родственное слово, чтобы этот гласный был под ударением)
Какое слово вызвало затруднение? Почему? (Не все слова можно проверить этим способом, потому что есть слова с безударным гласным в окончании, а их проверить знакомым способом невозможно, он здесь не работает)
- Формулирование темы и постановка цели урока.
Сформулируйте тему урока. (Правописание безударных гласных в окончаниях)
Чтобы уточнить формулировку темы проведём небольшую интеллектуальную разминку.
Что обозначает имя существительное? (Предмет)
На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)
Как изменяются имена существительные? (По падежам)
Сколько склонений у существительного? (Три)
Какие существительные относятся к 1 склонению? (Слайд 3)
К какой части речи относится слово с пропущенной безударной гласной в окончании? Определите его склонение. (Это имя существительное первого склонения)
А теперь уточните тему урока. (Правописание безударных гласных в окончаниях имён существительных 1-го склонения)
Какие цели поставим перед собой? (Открыть новый способ действия, используя который можно правильно писать безударные гласные в окончаниях имён существительных первого склонения)
- Изучение нового материала.
Чтобы решить эту проблему, я предлагаю вам изменить существительные 1 склонения река, земля по падежам. Выделим окончания, поставим ударение. (У доски работает ученик)
Проверка (Слайд 4)
Теперь просклоняем существительное мышка. (У доски работает ученик)
Проверка (Слайд 5)
Какой вывод вы можете сделать о правописании безударных гласных в окончаниях имён существительных 1-го склонения?
Безударные и ударные окончания существительных 1 склонения пишутся одинаково. Безударные окончания существительных можно проверить ударными окончаниями. (Слайд 6)
А теперь вернёмся к началу урока. Какое слово вызвало у вас затруднение? (О яблоне)
Какую гласную необходимо вставить? (Слайд 5) (Яблоня - слово 1 склонения. Определяем падеж: судят о чём? О яблоне – предложный падеж.
Безударное окончание о яблоне можно проверить окончанием слова река, земля. Подставляю слово река, земля в предложение. О реке, о земле, ……- В опорном слове окончание е, значит в проверяемом слове тоже будет окончание е: о яблоне)
(Слайд 7)
Откройте учебник на странице 162 и прочитайте правило.
Физкультминутка.
- Закрепление материала.
Упражнение 256 стр. 162
Гимнастика для глаз (Слайд 8)
Заполни таблицу
И. п. | Кто? | сестра | девочк… |
Р. п. | Кого? | сестры | девочк… |
Д. п. | Кому? | сестре | девочк… |
Т. п. | Кем? | сестрой | девочк… |
И. п. | Что? | река | дорог… |
Р. п. | Чего? | реки | дорог… |
Д. п. | Чему? | реке | дорог… |
Т. п. | Чем? | рекой | дорог… |
Взаимопроверка.
- Итог урока.
Что вы узнали о правописании безударных окончаний имён существительных 1 склонения?
Как будете действовать, если встретится безударный гласный в окончаниях существительного 1 склонения?
Оценка за урок (Слайд 9)
Домашнее задание: стр. 162 упр. 259
И. п. | Кто? | сестра | девочк… |
Р. п. | Кого? | сестры | девочк… |
Д. п. | Кому? | сестре | девочк… |
Т. п. | Кем? | сестрой | девочк… |
И. п. | Что? | река | дорог… |
Р. п. | Чего? | реки | дорог… |
Д. п. | Чему? | реке | дорог… |
Т. п. | Чем? | рекой | дорог… |
И. п. | Кто? | сестра | девочк… |
Р. п. | Кого? | сестры | девочк… |
Д. п. | Кому? | сестре | девочк… |
Т. п. | Кем? | сестрой | девочк… |
И. п. | Что? | река | дорог… |
Р. п. | Чего? | реки | дорог… |
Д. п. | Чему? | реке | дорог… |
Т. п. | Чем? | рекой | дорог… |
И. п. | Кто? | сестра | девочк… |
Р. п. | Кого? | сестры | девочк… |
Д. п. | Кому? | сестре | девочк… |
Т. п. | Кем? | сестрой | девочк… |
И. п. | Что? | река | дорог… |
Р. п. | Чего? | реки | дорог… |
Д. п. | Чему? | реке | дорог… |
Т. п. | Чем? | рекой | дорог… |
И. п. | Кто? | сестра | девочк… |
Р. п. | Кого? | сестры | девочк… |
Д. п. | Кому? | сестре | девочк… |
Т. п. | Кем? | сестрой | девочк… |
И. п. | Что? | река | дорог… |
Р. п. | Чего? | реки | дорог… |
Д. п. | Чему? | реке | дорог… |
Т. п. | Чем? | рекой | дорог… |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О яблоне судят по плодам, а о человеке по делам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание безударных окончаний имен прилагательных»
«Правописание безударных окончаний имен прилагательных»Аннотация. Интегрированный урок проводится по предметам «Русский язык», «Элементарная компьютерная грамотность», «История и культура С...
Урок русского языка на тему: "Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже"
Цели:Обобщить знания об окончаниях существительных 1, 2 и 3- го склонения в дательном падеже.Развивать навык правописания имён существительных в родительном падеже, развивать творческое мышление...
Правописание падежных окончаний существительных единственного числа 3 склонения в Р.п., Д.п., П.п.
Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему: "Правописание падежных окончаний существительных единственного числа 3 склонения в Р.п., Д.п., П.п."...
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Конспект урока по правописанию безударных окончаний имен существительных....
Самостоятельная работа по теме "Правописание падежных безударных окончаний существительных"
Проводится после изучения темы....
«Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения»
Открытый урок в 5 классе специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида...