Социальная коммуникация и личный опыт глухого ребенка.
статья на тему

Прощенкова Елена Юрьевна

Условия использования личного опыта глухих детей в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУСКОШИ №65

Реферат

Социальная коммуникация и личный опыт глухого ребенка.

Прощенкова Е. Ю.                                                                                     Москва  2013г

План

 

Актуализация  проблемы использования личного опыта глухого ребенка

  • Социальная обусловленность процесса развития дефективного ребенка.
  • Устная речь-средство познания окружающего мира.
  • Коммуникативно - деятельностная система обучения языку.
  • Личный опыт глухого ребенка-источник развития и обогащения его словарного запаса

Система работы по использованию личного опыта глухих детей

  • Дневники «выходного дня».
  • Сочинение, как средство привлечения и использования личного опыта глухого ребенка.
  • Мультимедийные технологии в образовательном процессе.
  • Роль экскурсий в обогащении личного опыта глухих детей.
  • Работа с родителями.
  • Использование личного опыта детей на уроках чтения и литературы.

Личный опыт глухого ребенка-условие его успешной коммуникации в макросоциуме.

  •  «всякий вопрос специального обучения есть в то же время вопрос социального воспитания в целом» (Л.С. Выготский)
  • «Природосообразность» - основной критерий обучения и воспитания глухого ребенка.

СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ГЛУХОГО РЕБЕНКА

                                                             ГБОУСКОШИ №65  Прощенкова Е.Ю.

В каждом отдельно взятом обществе и культурном социуме  существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждениях. Нарушения в развитии приводят к "выпадению" ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства.

«Процесс развития дефективного ребенка,- писал Л.С.Выготский, двояким образом социально обусловлен: социальная реализация дефекта (чувство малоценности) есть одна сторона социальной обусловленности развития, социальная направленность компенсации на приспособлении к тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на нормальный человеческий тип, составляет ее вторую сторону».

Как и все остальные люди, человек с ограниченными возможностями в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию.

 В настоящее время в Российской Федерации, по различным статистическим данным в среднем один ребенок из тысячи рождается глухим.  

В сентябре 2008 г. Россия присоединилась к международной конвенции о правах инвалидов. Конвенция ООН о правах инвалидов, подписанная Российской Федерацией в 2008 году, устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, включение в жизнь общества.

Устная речь является универсальным средством общения и познания окружающего мира. В жизни человеческого общества языку, как средству общения, принадлежит ведущая роль. Общение – одна из наиболее значительных сторон взаимодействия людей в процессе их деятельности. Оно имеет прежде всего социальную природу. Для осуществления полноценного общения необходима способность собеседников к обмену информацией. Основная роль в общении отводится устной речи. Особенно велика роль устного слова в процессе развития мышления ребёнка, становления его личности. Овладение словом Л.С. Выготский называл "речевым и интеллектуальным феноменом"

Условия формирования речи у глухого ребенка иные, чем слышащего.

 В 50-е годы известным сурдопедагогом профессором С. А. Зыковым была разработана целостная дидактическая система обучения глухих детей, получившая название коммуникативно-деятельностной, которая действует в практике обучения детей с нарушениями слуха и в настоящее время. Основными положениями коммуникативно-деятельностной системы являются следующие: обучение языку по принципу формирования речевого общения; приоритет разговорной речи, формирование у глухих детей потребности в речевом общении; тесная связь обучения языку с предметно-практической деятельностью детей; отбор речевого материала с позиций потребностей общения; организация речевой среды как условия развития речи.

«Обучение языку и отбор речевого материала должны быть тесно связаны с практической деятельностью ребенка; формирование словесной речи является средством общения и осуществляется в процессе общения»

Б.Д. Корсунская выделила   пути формирования устной речи: 

  1. С помощью специальных занятий
  2. В процессе общения, активного использования личного опыта глухих детей

Трудно переоценить значение личного опыта глухого ребенка.

Пережитые события, полученный положительный или отрицательный опыт, оставляют глубокий эмоциональный отпечаток  в памяти ребенка и вызывают желание поделиться им с окружающими. Достаточно изолированная среда пребывания глухого ребенка в интернате не создает необходимых условий для получения дополнительной информации из маросоциума, а, следовательно, и для полноценного развития личности. Личный опыт глухого ребенка, полученный вне стен интерната, является важным источником для развития и обогащения  его словарного запаса.

Формирование устной речи на основе личного опыта начинается с первых дней обучения в школе. Многообразные воздействия окружающей среды, различные формы общения с членами семьи и непрерывное расширение его сферы деятельности связаны с интенсивным развитием его памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы.

«Оречевление» деятельности детей не связанной с пребыванием в интернате, предполагает большую вариативность высказываний.

Работа по использованию личного опыта детей началась с самых первых дней нахождения в школе.

С первого класса дети вели дневники «выходного дня», где сначала просто зарисовывали события прошедшего дня, а в классе к рисункам составлялись словосочетания и предложения. На протяжении двух лет дети описывали свою деятельность дома в выходной день, отвечали на вопросы: Что ты делал утром? Что ты делал днем? Что ты делал вечером? Данный вид работы помогал детям лучше ориентироваться во временных понятиях.  В дальнейшем дети уже самостоятельно могли составить небольшой рассказ к собственному рисунку.

Лиза И. « В субботу мы с мамой ходили гулять. Мы собирали листья. Погода была солнечная. Вечером я смотрела телевизор».

  Большую помощь в привлечении и использовании   личного опыта детей оказали сочинения.

Сочинение подводит ребенка к осуществлению собственно речевой деятельности. Это вид упражнения, на котором как бы смыкаются два направления работы: совершенствование речевой деятельности и формирование каждого из речевых умений.  Еще Лев Николаевич Толстой в своей школе в Ясной Поляне сам записывал за крестьянскими детьми их рассуждения на заданную тему, он особенно в них ценил самостоятельность. Сочинения помогают раскрыть внутренний мир ребенка. В 5 классе детям после изучения темы по описанию животного, было предложено самостоятельно выбрать из энциклопедии какое-нибудь животное и подготовить про него рассказ. Дети отобрали довольно редких животных: звездорыла, выдру, соню и т.д.  Опираясь на ранее составленный план:  

  1. Внешний вид животного.
  2. Среда обитания.
  3. Особенности питания
  4. Способ зимовки
  5. Эмоционально-личностная оценка животного.

дети самостоятельно подбирали материал и на уроках развития речи и окружающего мира рассказывали о них.  Эти уроки вызвали у детей большой интерес. Было задано много вопросов выступающим. Например, детей интересовало: Сколько пальцев у собаки? Как под водой дышит выдра? Где живет звездорыл? Если выступающие не могли ответить на них, то к следующему уроку они готовили ответы.

С 3 класса дети писали сочинения по картинам  известных художников: И.И. Левитана, И.И. Шишкина и т.д. Дети знакомились с биографиями художников, их творчеством. Они учились сравнивать картины. Например, картину И.И. Шишкина «Осень» и картину И.И. Левитана «Золотая осень», давали им эмоционально-личностную оценку. С удивлением на конфетных фантиках узнавали картину И.И. Шишкина «Утро в лесу» и потом внимательно рассматривали каждый фантик съеденной конфеты.

В пятом классе дети написали сочинение по теме «Что мне нравится и что мне не нравится». Эта тема открыла внутренний мир детей. На родительском собрании  фрагменты сочинений были предложены для обсуждения. И, надо, заметить, для многих родителей дети открылись совершенно с другой стороны.

     

На каникулы детям в течение всего процесса обучения давалось задание описать самый интересный день каникул. Потом этот материал использовался для написания сочинения по теме: «Мои каникулы». Одним из вариантов заданий на каникулы - было подготовить  рассказ о прочитанной книге или просмотренном фильме (мультфильме), опираясь на свои рисунки и записи. Дети отвечали на вопросы: Как называется рассказ, сказка или фильм? Кто автор? Кто главные герои? О чем говорится в рассказе или фильме? Как правило, дети смотрят одни и те же фильмы, поэтому возникал заинтересованный диалог, который помогал лучше понять содержание фильма. У тех ребят, которые еще не видели данный фильм или не читали этот рассказ, возникало желание его посмотреть или прочитать. Этот вид работы позволял включать детей в диалог, стимулировал их познавательную активность, желание задавать вопросы и получать на них ответы и тем самым способствовал созданию среды для полноценного общения.

Конечно, все это предполагает активную помощь родителей в подготовке домашних заданий. Надо отметить, что не все родители помогали своим детям, часто задания были выполнены формально, без участия детей. Ребята не понимали составленных их мамами текстов, не могли ответить на  вопросы. Родителям  бывало сложно общаться со своими детьми, они  часто не понимали своих детей. Накоплению личного опыта детей способствовали рекомендации родителям о необходимости посещения с детьми различных музеев, выставок. Так, накануне праздника «День космонавтики» родителям было предложено посетить Политехнический музей, зал «Космос». А при прохождении по истории темы «Древний человек» было рекомендовано посещение музея «Ледниковый период». На уроках дети с удовольствием обменивались впечатлениями.

 Необходимо  привлекать родителей к более активному участию в процессе обучения. Это даст возможность им лучше узнать своих детей, поможет  возникновению более тесных связей, даст  возможность лучше понимать друг друга, ну, и, конечно же, накоплению и обогащению словарного запаса у детей. Постоянное «оречевление» знакомых ситуаций, зрительных образов, их повторение способствует  дальнейшему развитию активного словаря. Описывая события на каникулах, дети к 5-6 классу уже могли самостоятельно составлять презентации и клипы и участвовать с ними на речевых конференциях.

Особое место следует отвести использованию мультимедийных технологий. Современное общество, получившее название информационного и характеризующееся процессом информатизации, освоением информационных технологий (ИТ) и компьютерной техники, связано с результатами успешно развивающегося образования: именно в этой сфере закладываются социальные, психологические, общекультурные и профессиональные предпосылки общественного развития. Многие ученые (Т.П. Воронина, Е. Масуда, А. Тоффлер и др.) считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям широкий доступ к источникам информации, обеспечит высокий уровень автоматизации ее обработки в производственной и социальной сферах. Это говорит о важности процесса информатизации современного общества в целом и, в том числе, образования. Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой оптимального использования ИТ, ориентированных на реализацию социальных, психологических и педагогических целей обучения и воспитания.

На уроках с использованием интерактивной доски при просмотре художественных, документальных, обучающих фильмов, работа с презентациями значительно расширили кругозор детей. 

Мультимедиа стало эффективной образовательной технологией, так как ей присущи качества интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а так же возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся и способность к повышению их мотивации.

Важное место в использовании личного опыта в обучении, формировании познавательных интересов и накоплению словаря отводилось экскурсиям.

  На экскурсиях ребенок имеет возможность не только получить новые знания, но и использовать имеющиеся. Экскурсии помогают глухому ребенку легче адаптироваться в макросоциуме. Например, на экскурсиях в магазин, аптеку, на почту у ребенка есть возможность самостоятельно приобрести те или иные товары. Это побуждает ребенка стараться четко и внятно произносить нужные фразы, снимает страх и неуверенность в том, что его могут не понять. Позже оказываясь в подобной ситуации, дети уже не боялись, например, ходить самостоятельно в магазин, аптеку и т.д.

 Перед экскурсиями в 5-6 классе, учитывая умения детей пользоваться различными мультимедийными средствами, детям предлагалось отражать увиденное с помощью фото и видеосъемок. Данный материал анализировался в классе, выбирались лучшие работы и с ними делались презентации или видеоклипы. Все это вызывало у детей соревновательные мотивации. И, теперь, отправляясь куда-либо, они старались все отразить в фотографиях или видеосъемке, чтобы потом, в классе, поделиться увиденным.

В накоплении личного опыта детей немаловажную роль играют уроки чтения и литературы. С 4 класса в школе глухих детям «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида» для изучения предлагаются художественные произведения. Для облегчения систематизации знания детей и использования уже полученного опыта, художественные произведения частично адаптировались или сокращались, поскольку речевой запас детей не позволял им целостно воспринимать произведение. Отредактированный и отпечатанный материал брошюровался. Таким образом, у детей получилась книга изученных произведений, которая в дальнейшем дополнялась нарисованными иллюстрациями и кратким, понятным пересказом произведения. Работая с этой книгой, у детей появилась возможность дополнять, корректировать какие-либо материалы. Так, изучая биографии писателей, дети могли возвращаться к ранее полученной информации и дополнять ее новой, знакомиться и сравнивать различные жанры в творчестве писателей. Все эти виды работ значительно расширяли личный опыт детей, а также способствовали формированию умения его применять в коммуникативной деятельности.

Л. С. Выготский отмечал, что «всякий вопрос специального обучения есть в то же время вопрос социального воспитания в целом».

 Академик Б.И. Бим-Бад в своей книге «Педагогическая антропология» говорит о том, что обучение и образование должны быть «природосообразны», т.е. идти от природы самого ребенка. «Природа ребенка» уникальна и именно на нее должен опираться педагог при определении траектории образования и воспитания ребенка, в необходимости учитывать и опираться на его личный опыт, способствовать обогащению и расширению его.

Источники

  1. Быкова Л. М. Развитие связной речи глухих учащихся. – М; 1989.
  2. Методика преподавания русского языка в школе глухих / Под ред. Л.М. Быковой - М. : Владос 2002  Коррекционная педагогика
  3. Зыкова С. А. Методика обучения глухих детей языку. – М; 1977.
  4. Зыкова Т.С., Носкова Л.П., Быкова Л.М., Горбунова Е.А.
    Яковлева Е. А. Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения  / Е. А. Яковлева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).
  5. Методика развития речи на уроках русского языка  / под ред. Т. А. Ладыженской. – И; 1980.
  6. А. В. Текучев. Методика русского языка в средней школе. Издательство „Просвещение“, Москва 1970

Материалы сайтов:

 http://www.dissercat.com/content/obuchenie-rabote-nad-sochineniem-umstvenno-otstalykh-starsheklassnikov#ixzz2hLL8SPw9 Обучение работе над сочинением умственно отсталых старшеклассников / тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.03, канд. пед. наук Круглова Ю. А. http://www.griban.ru/blog/13-multimedia-tehnologii-v-obrazovanii-istoricheskij-aspekt-rassmotrenija.html

http://mskoy10.ucoz.ru/publ/ehkskursija_kak_sredstvo_oznakomlenija_s_okruzhajushhim_mirom/1-1-0-38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога

Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога...

Воспитание чувств патриотизма и героизма у обучающихся кадетских классов МОУ "СОШ№42" через взаимодействие и личный опыт ветеранов труда и ВОВ.

Работа была представлена на регианальной научно-практической конференции в Братском государственном университете (апрель 2011г.), посвященной 66 - годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной Войне...

Буклет-памятка для родителей глухого ребенка "Пойми меня, мама!"

Буклет содержит основные рекомендации по организации речевого общения с глухим ребенком в семье....

Буклет-памятка для родителей глухого ребенка "Пойми меня, мама!"

Буклет содержит основные рекомендации по организации речевого общения с глухим ребенком в семье....

Буклет-памятка для родителей глухого ребенка "Пойми меня, мама!"

Буклет содержит основные рекомендации по организации общения с глухим ребенком в семье....

Личный опыт, Презентация программмы Триколор

Личный опыт, Презентация программмы Триколор...

Тьюторское сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра. Личный опыт.

Тьюторское сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра. Личный опыт. ...