Рабочая программа для 9 класса VIII вида
рабочая программа (9 класс) по теме
СОДЕРЖАНИЕ
I. Титульный лист.
II. Пояснительная записка
III. Содержание программы.
IV. Календарно-тематическое планирование
V. Учебно-методический комплекс
VI. Требования к уровню подготовки учащихся
VII. Характеристика контрольно-измерительных материалов
VIII. Приложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 302.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VII – VIII вида»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Методическим советом Заместителем директора по УР Директор школы
Протокол №__ ____________ Л.В. Глухова _________А.Г. Стругов
от _____/_____/ 201___г. от _____/_____/ 201___г. _____/_____/ 201___г.
Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке
(9 класс)
Составитель:
И.Г.Минтюшинова,
(первая квалификационная категория)
Южноуральский городской округ
СОДЕРЖАНИЕ
- Титульный лист.
- Пояснительная записка
- Содержание программы.
- Календарно-тематическое планирование
- Учебно-методический комплекс
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Характеристика контрольно-измерительных материалов
- Приложения
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по СБО
Перечень нормативных документов, на основании которых составлена рабочая программа.
Программа адресована учащимся 9 класса МСКОУ «СКОШ №2»
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Закон РФ «Об образовании»
- Типовое положение о специальном(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. (Утверждено Постановлением правительства РФ от 12.03.97 №288)
- Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой раздел «Русский (родной) язык» автор В.В.Воронкова. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1;
- Приказ МОиН Челябинской области от 27.05.2008 года № 02-452 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Челябинской области на 2008-2009 учебный год (для классов С(К)О)
- «Письмо МОиН Челябинской области от 05.04.2010 № 103/1536 об использовании учебных планов МС(К)ОУ I-VIII видов Челябинской области на 2008-2009 учебный год
- Учебный план МСКОУ «СКОШ №2» на 2012-2013 учебный год.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь
Задачи обучения :
- занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся;
- формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи;
- занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с детьми, развитию художественного вкуса детей;
- расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, о культуре питания; формирование умений приготовить блюда, их оформить;
- решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное отношение к продуктам, использование электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; развитие обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости.
Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой раздел «Русский (родной) язык» автор В.В.Воронкова, согласно Базисного учебного плана в неделю проводятся 2 часа, 68 часов в год.
III. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения.
По разделам «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище» целесообразно проводить практические работы.
На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д.
По разделам «Личная гигиена», «Бюджет семьи» предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально.
Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ.
В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и сообщает им новые необходимые сведения. Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. Их используют при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи».
В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения.
На занятиях следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной и письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся.
На отдельных занятиях при прохождении ряда тем («Квартплата», «Оформление на работу») следует отводить время на практическое закрепление навыков составление деловых бумаг с учетом разных ситуаций.
Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.
По возможности следует привлекать и родителей, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения.
Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы, изложенные доступным языком четко и лаконично.
Межпредметные связи:
СБО – русский язык (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ);
СБО – математика (математический расчёт по формулам при подсчёте семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов);
СБО – география (знакомство с географическим положением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий);
СБО – биология (знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления);
СБО – трудовое обучение (выполнение практических заданий по уходу за одеждой).
Обоснование распределения учебных часов: по четвертям, за год
Класс | Количество часов |
I четверть | 16 |
II четверть | 16 |
III четверть | 20 |
IV четверть | 16 |
Всего за год | 68 |
№ п/п | Распределение учебного времени по темам | Кол-во часов | Теория | Практика | Экскурсия |
1 | Личная гигиена | 4 | 4 | - | |
2 | Одежда и обувь | 8 | 6 | 2 | |
3 | Питание | 9 | 6 | 3 | |
4 | Семья | 6 | 6 | - | |
5 | Культура поведения | 2 | 2 | - | |
6 | Жилище | 4 | 3 | 1 | |
7 | Транспорт | 4 | 3 | 1 | |
8 | Торговля | 7 | 6 | - | 1 |
9 | Средства связи | 4 | 2 | 2 | |
10 | Учреждения, организации, предприятия | 3 | 2 | - | 1 |
11 | Медицинская помощь | 6 | 4 | 2 | |
12 | Экономика домашнего хозяйства | 5 | 2 | 2 | 1 |
13 | Профориентация и трудоустройство | 6 | 3 | 2 | 1 |
14 | Всего | 68 | 49 | 15 | 4 |
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные разделы
Обоснование тематики содержания учебных тем в части реализации НРК.
Национально – региональный компонент составляет, согласно ОБУЛ, 10 – 15 % от общего количества часов и направлен на расширение кругозора и привитие любви к малой родине. Региональный компонент приобщает учащихся к истории, культуре, литературе родного края, позволяет затронуть на уроках экологические проблемы области. Региональный компонент реализуется через чтение и обсуждение статей местных газет и журналов, произведений уральских поэтов и писателей.
НРК присутствуют в нижеуказанной таблице тем и уроков.
№ | № урока | Тема урока. Содержание НРК. | Время | Источник информации |
2 | Здоровый образ – одно из условий успеха в жизни человека. Лекарственные травы. с8 | 10 | Е.В. Григорьева, Природа Южного Урала. Учебное пособие для учащихся, Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 2001г.; | |
9 | Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях. Учреждения обслуживания населения. (прачечная) | 5 | Информация из местных печатных источников. | |
13 | Приготовление национальных блюд. «Пирожки с черёмухой» с.64 | 5 | Хрестоматия по литературе родного края 1-4 кл., сост. Горская А.Б, Капитонова Н.А и др.Челябинск ООО : «Издательский центр «Взгляд», 2002. | |
3 | Питание детей ясельного возраста. Южноуральский роддом. | 5 | Информация из местных печатных источников. | |
11 | Семейные традиции. Учреждения обслуживания населения. (ателье, салон) | 10 | Информация из местных печатных источников. | |
2 | Назначение авиатранспорта. История автовокзала. | 10 | «Южноуральская панорама событий и достижений»ВВДерягин, ВМкузнецов. «Абрис»2006 | |
16 | Рынок. Отделы рынка. Торговые учреждения Южноуральска | 10 | «Южноуральская панорама событий и достижений»ВВДерягин, ВМкузнецов. «Абрис»2006 | |
3 | Уход за больными. Медицинские учреждения города | 10 | «Южноуральская панорама событий и достижений»ВВДерягин, ВМкузнецов. «Абрис»2006 | |
11 | Организации по благоустройству города | 10 | Информация из местных печатных источников. | |
16 | Экскурсия в учреждения и отделы по трудоустройству. | 40 | Информация из местных печатных источников. |
Практическая работа.
№ п/п | дата | тема |
1 | 1 | Определение размеров одежды и обуви, проверка одежды и обуви. |
2 | 2 | Выведения пятен. |
3 | 3 | Составление меню праздничного стола. |
4 | 4 | Приготовление блюд праздничного стола. |
5 | 5 | Приготовление блюд для детей ясельного возраста, диетических блюд. |
6 | 6 | Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера. |
7 | 9 | Порядок приобретения и возврата билетов. |
8 | 10 | Уход за больным: переодеть, умыть, накормить больного, измерить температуру, наложить горчичники, сменить постель лежачего больного. |
9 | 11 | Чтение назначений врача в рецепте, чтение аннотаций к лекарствам. |
10 | 7 | Заполнение квитанции по оплате телефонных услуг. |
11 | 8 | Заполнение бланков денежных переводов. |
12 | 12 | Упражнения в подсчёте расходов на удовлетворение культурных потребностей. |
13 | 13 | Упражнения в расчётах рационального ведения домашнего хозяйства. |
14 | 14 | Определение качеств личности необходимых для выбранной профессии. |
15 | 15 | Составление деловых бумаг: заявления, автобиографии, заявки на материалы, расписки, докладной записки, заполнение анкет. |
Коррекционная работа, применяемая на уроках СБО
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
IV. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование составлено в соответствие с нормативными документами рабочей программы.
Календарно – тематическое планирование определяет последовательность изучения тем, задачи изучения произведений, номер урока и его тему, коррекционную работу и основные требования к знаниям, умениям, навыкам. В тематическом планировании курса предусмотрены уроки: вводные, уроки сообщения новых знаний, уроки закрепления, комбинированные, обобщающие, контрольные. В случае необходимости предусмотрена корректировка часов календарно – тематического плана
Календарно-тематическое планирование. 2 часа в неделю, 68 часов в год. | |||||||
Дата | Общая тема, количество часов, тема урока. | Минимальные требования к ЗУН. | Практическая работа | НРК | Коррекционная работа. | ||
№ | План | Факт | |||||
I четверть – 16 ч | |||||||
1 | 3.09 | Инструктаж по ОТ, ПБ. Введение. ТБ на уроках СБО. | Знать: правила поведения на уроках СБО. Санитарно-гигиенические требования при работе в мастерской | Беседа о тематических разделах | Развитие речи. | ||
2 | 5.09 | Личная гигиена Здоровый образ – одно из условий успеха в жизни человека. НРК | Знать: о вредном воздействии алкоголя, наркотиков и курения на организм человека Уметь: поддерживать физическое здоровье; современные спортивные увлечения (фитнес, шейпинг, бодибилдинг) | Видеофильм. | Лекарственные травы. с8 | Коррекция навыка самооценки, внимания. | |
3 | 10.09 | Вред курения, алкоголя и наркотиков. | Презентация. | Коррекция личностных качеств. | |||
4 | 12.09 | Значение физических упражнений: в здоровом теле – здоровый дух. | Средства и способы воспитания воли, целеустремленности и др. | Коррекция восприятия. | |||
5 | 17.09 | Одежда и обувь Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей) | Знать: размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата; способы обновления одежды с помощью мелких деталей; средства для выведения пятен в домашних условиях; санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами для выведения пятен. Уметь: подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размером; определять стиль одежды; пользоваться журналом мод; выводить пятна различными способами и средствами. | Вести из интернета: «Мода сегодня». Исторические стили. | Коррекция зрительного восприятия. | ||
6 | 19.09 | Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением | Выведение мелких пятен с одежды из разных видов тканей в домашних условиях. ТБ. Виды пятен. | Работа по образцу, по инструкции. | |||
7 | 24.09 | Внешний вид и средства выражения индивидуальности | Коррекция памяти, внимания при выведении пятен. | ||||
8 | 26.09 | П.р.№1. Определение собственных размеров одежды и обуви, примерка. | Определение собственных размеров одежды и обуви, примерка. | Ориентировка в городе. | |||
9 | 1.10 | Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях. НРК | Чистка верхней одежды. Летнее просушивание, хранение одежды и обуви летом. | Учреждения обслуживания населения.(прачечная) | Коррекция мышления, памяти. Свой прошлый опыт | ||
10 | 3.10 | Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях | Развитие речи. Связь с географией. | ||||
11 | 8.10 | Техника безопасности при пользовании средствами для выведения пятен | Коррекция письменной речи. | ||||
12 | 10.10 | П.р.№2. Выведение пятен | Выведение пятен | Коррекция умения вести беседу на заданную тему. | |||
13 | 15.10 | Питание Приготовление национальных блюд. НРК | Знать: способы приготовления национальных блюд; правила сервировки праздничного стола; меню ребенка ясельного возраста Уметь: готовить национальные блюда; сервировать праздничный стол; готовить отдельные блюда для детей ясельного возраста; готовить отдельные диетические блюда | Национальные кухни мира. Национальные блюда России. | «Пирожки с черёмухой» с.64 | Коррекция мелкой моторики, внимания | |
14 | 17.10 | П.р.№3. Приготовление блюд праздничного стола. | Приготовление блюд праздничного стола. | Коррекция восприятия. Бытовые навыки. | |||
15 | 22.10 | Сервировка праздничного стола | Правила этикета за столом. | Коррекция устной речи, умения размышлять. | |||
16 | 24.10 | Контрольная работа. Тестирование | Проверить уровень сформированности ЗУН Совершенствовать навыки самоконтроля. | Коррекция опыта, мыслительных навыков | |||
II четверть – 16ч | |||||||
1 | 5.11 | Инструктаж по ОТ, ПБ. Меню праздничного стола. | Знать: способы приготовления национальных блюд; правила сервировки праздничного стола; меню ребенка ясельного возраста Уметь: готовить национальные блюда; сервировать праздничный стол; готовить отдельные блюда для детей ясельного возраста; готовить отдельные диетические блюда | Изучение кулинарной книги «Праздничный стол» | Коррекция личностных качеств. | ||
2 | 7.11 | П.р.№4. Составление меню праздничного стола. | Составление меню праздничного стола. | Коррекция навыка заполнения теста. | |||
3 | 12.11 | Питание детей ясельного возраста. НРК. | Южноуральский роддом. | Коррекция личностных качеств. | |||
4 | 14.11 | Диетическое питание | Коррекция устной речи, умения ориентироваться в ситуации. | ||||
5 | 19.11 | П.р.№5. Приготовление блюд для детей ясельного возраста, диетических блюд. | Коррекция кругозора, речи. | ||||
6 | 21.11 | Семья Российская семья. Условия для создания семьи, основные семейные отношения | Знать: основные виды семейных отношений; формы организации досуга в семье; семейные традиции; обязанности, связанные с заботой о детях Уметь: анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку; выполнять морально-этические нормы взаимоотношений в семье (отношение к родителям, бабушкам, дедушкам); активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье; поддерживать и укреплять семейные традиции. | Приоритеты удобства и красоты. | |||
7 | 26.11 | Распределения обязанностей по ведению хозяйства, бюджета | Виды обязанностей в семье. | Коррекция мелкой моторики. Работа по образцу, инструкции | |||
8 | 28.11 | Распределение обязанностей в семье | Ориентировка в городе. | ||||
9 | 3.12 | Планирование бюджета в семье | Планирование бюджета семьи. | Развитие речи. Населенные пункты области. | |||
10 | 5.12 | Формы организации досуга, отдыха в семье | Распределение обязанностей. | Связь с географией. | |||
11 | 10.12 | Семейные традиции. НРК. | Беседа «Взаимоотношения в вашей семье». Традиции семьи. | Учреждения обслуживания населения. (ателье, салон) | Коррекция зрительного восприятия. | ||
12 | 12.12 | Культура поведения Традиции культуры поведения в современном обществе | Знать: культуру поведения, нормы морали и этики в современном обществе; нормы поведения с друзьями и знакомыми; правила приема гостей Уметь: встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей; анализировать поступки людей и давать им правильную оценку; соблюдать морально-этические нормы в обществе | Презентация. | Ориентировка в городе. | ||
13 | 17.12 | Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями и знакомыми | Правила общения. | Коррекция познавательных способностей, своего прошлого опыта. | |||
14 | 19.12 | Жилище Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер | Знать: правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера и особенностей площади); требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера; правила сохранения жилищного фонда Уметь: расставлять мебель в квартире (на макете); подбирать детали интерьера | Интерьер. Виды мебели. | Коррекция навыка самоконтроля. | ||
15 | 24.12 | П.р.№6. Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера | Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера | Коррекция кругозора, любознательности. | |||
16 | 26.12 | Контрольная работа. Тестирование | Проверить уровень сформированности ЗУН Совершенствовать навыки самоконтроля. | Коррекция мышления, памяти, кругозора. | |||
III четверть – 20 ч | |||||||
1 | 14.01 | Инструктаж по ОТ, ПБ. Сохранение жилищного фонда | Знать: правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера и особенностей площади); требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера; правила сохранения жилищного фонда Уметь: расставлять мебель в квартире (на макете); подбирать детали интерьера | Коррекция устной речи, ориентировки в ситуации. | |||
2 | 16.01 | Торговля Рынок. Отделы рынка. НРК. | Знать: отделы рынка; цена на отдельные товары; отличия цен на ярмарке, рынке и в магазинах; правила сдачи вещей в скупку, комиссионный магазин; правила получения денег за проданные вещи Уметь: выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями; вежливо обращаться к продавцу; подсчитывать стоимость покупок | Виды рынков, товаров на рынке(зарисовка) | Торговые учреждения Южноуральск | Коррекция устной речи, матем. навыков. | |
3 | 21.01 | Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализации сельскохозяйственных продуктов | Ценность продуктов, сроки хранения, качество. | Коррекция познавательных способностей. | |||
4 | 23.01 | Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами | Коррекция адекватной оценки и ориентировки в ситуации, мышления. | ||||
5 | 28.01 | Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов | Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов. Проведение ярмарки в классе. | Коррекция личностных качеств. | |||
6 | 30.01 | Значение ярмарок: международные, межрегиональные, межгородские, межрайонные, сельские | Ярмарки: международные, межрегиональные, городские, сельские. Игра «Купи – продай». | Коррекция отношения к своему здоровью. | |||
7 | 4.02 | Время и место проведения ярмарок | Ориентировка в городе. | ||||
8 | 6.02 | Экскурсия: на рынок или ярмарку | Коррекция умения обратиться с вопросом. | ||||
9 | 11.02 | Средства связи Виды связи: пейджер, сотовая, автоответчик, факс, интернет | Знать: современные виды связи; виды денежных переводов, их стоимость Уметь: заполнять бланки почтового и телеграфного переводов; оформлять квитанцию по оплате телефонных услуг | Сотовая, автоответчик, пейджер, компьютерная, телефон с определителем. | Ориентировка в городе. | ||
10 | 13.02 | Денежные переводы, виды переводов (почтовые, телеграфные) Заполнение бланков. Стоимость отправки переводов | Составление описи. Упаковка. Набор запрещенных продуктов. | Коррекция навыка чтения. | |||
11 | 18.02 | П.р.№7. Заполнение квитанции по оплате телефонных услуг. | Заполнение квитанции по оплате телефонных услуг. | Коррекция ориентировки в ситуации. | |||
12 | 20.02 | П.р.№8. Заполнение бланков денежных переводов. | Заполнение бланков денежных переводов. | Коррекция личностных качеств. | |||
13 | 25.02 | Учреждения, организации и предприятия Детские ясли, детсад, школа. Их назначение | Знать: местонахождение предприятий бытового обслуживания; виды оказываемых ими услуг; правила пользования услугами предприятий бытового обслуживания; профессии работников предприятий Уметь: обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания | Коррекция навыка самоконтроля. | |||
14 | 27.02 | Предприятия бытового обслуживания населения, их назначения (ремонтно-бытовые мастерские) | Адреса и услуги ателье по пошиву одежды, ремонту обуви, ремонт техники. | Коррекция математических умений. | |||
15 | 4.03 | Экскурсия: на предприятие бытового обслуживания населения | Экскурсия | Бытовая ориентировка. | |||
16 | 6.03 | Транспорт Назначение авиатранспорта. НРК | Знать: основные маршруты самолетов; порядок приобретения и возврата билетов; правила посадки в самолет Уметь: ориентироваться в расписании; определять маршрут и выбирать транспортные средства | История автовокзала | Коррекция устной речи, ориентировки в ситуации. | ||
17 | 11.03 | Маршруты, порядок приобретения билетов | Правила поездки. Приобретение билетов заранее. | Коррекция мыслительных навыков. | |||
18 | 13.03 | П.р.№9. Порядок приобретения и возврата билетов | Порядок приобретения и возврата билетов | Расширение кругозора. | |||
19 | 18.03 | Контрольная работа. Тестирование | Проверить уровень сформированности ЗУН Совершенствовать навыки самоконтроля. | Коррекция письменной речи. | |||
20 | 20.03 | Медицинская помощь Инфекционные заболевания | Знать: меры по предупреждению инфекционных заболеваний; Уметь: измерять температуру; | Коррекция адекватной оценки и ориентировки в ситуации, мышления. | |||
IV четверть – 16 ч | |||||||
1 | 1.04 | Инструкция по ОТ, ПБ. Медицинская помощь Меры по предупреждению инфекционных заболеваний | Знать: меры по предупреждению инфекционных заболеваний; правила ухода за больными; условия освобождения от работы (по болезни, для ухода за больным) Уметь: одевать, умывать, кормить больного; измерять температуру; ставить горчичники (на куклу); перестилать постель лежачего больного. | Коррекция отношения к своему здоровью | |||
2 | 3.04 | Уход за больными. НРК | Уход за больным: переодеть, умыть, накормить, измерить температуру, наложить горчичники, сменить постель лежачего больного | Медицинские учреждения города | Коррекция личностных качеств. | ||
3 | 8.04 | П.р.№10. Уход за больным: переодеть, умыть, накормить, измерить температуру, наложить горчичники, сменить постель лежачего больного | Коррекция познавательных способностей. | ||||
4 | 10.04 | Документы, поддерживающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности | Коррекция навыка чтения. | ||||
5 | 15.04 | П.р. №11. Чтение назначений врача в рецепте, чтение аннотаций к лекарствам. | Чтение назначений врача в рецепте, чтение аннотаций к лекарствам. | Коррекция ориентировки в ситуации. | |||
6 | 17.04 | Экономика домашнего хозяйства Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билеты в кино, театры, проезд). Экономия в домашнем хозяйстве | Знать: правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов); виды и цели сбережений; порядок помещения денег в сберкассу; виды кредита, порядок его оформления; виды страхования Уметь: планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности; соблюдать правила экономии; заполнять ордера на получении и внесение денег в сберкассу | Коррекция личностных качеств. | |||
7 | 22.04 | П.р. №12. Упражнения в подсчёте расходов на удовлетворение культурных потребностей. | Упражнения в подсчёте расходов на удовлетворение культурных потребностей. | Коррекция личностных качеств. | |||
8 | 24.04 | Сбережения. Назначение сбережений. Кредит. Государственное страхование | Коррекция навыка самоконтроля. | ||||
9 | 29.04 | П.р. №13. Упражнения в расчётах рационального ведения домашнего хозяйства. | Упражнения в расчётах рационального ведения домашнего хозяйства. | Коррекция математических умений. | |||
10 | 6.05 | Экскурсия в сберкассу. НРК | Заполнение бланков, оплата. | Сберкасса | Бытовая ориентировка. | ||
11 | 8.05 | Профориентация и трудоустройство Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива | Знать: отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии; учреждения и отделы по трудоустройству; местонахождение и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе; виды документов, необходимых для поступления на работу; правила перехода на другую работу; перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию Уметь: соотносить выбранную профессию со своими возможностями; заполнять анкету; писать заявление, автобиографию; составлять заявки на материалы, инструменты; писать расписку, докладную записку; обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу | Коррекция устной речи, ориентировки в ситуации. | |||
12 | 13.05 | П.р. №14. Определение качеств личности необходимых для выбранной профессии. | Определение качеств личности необходимых для выбранной профессии. | Коррекция устной речи, умения размышлять. | |||
13 | 15.05 | Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу и их оформление | Коррекция опыта, мыслительных навыков | ||||
14 | 20.05 | П.р№15. Составление деловых бумаг: заявления, автобиографии, заявки на материалы, расписки, докладной записки, заполнение анкет. | Составление деловых бумаг: заявления, автобиографии, заявки на материалы, расписки, докладной записки, заполнение анкет. | Коррекция личностных качеств. | |||
15 | 22.05 | Экскурсия в учреждения и отделы по трудоустройству. НРК | Учреждения и отделы по трудоустройству | Коррекция навыка заполнения теста. | |||
16 | 27.05 | Контрольная работа. Тестирование | Проверить уровень сформированности ЗУН Совершенствовать навыки самоконтроля. | Коррекция навыка заполнения теста. | |||
* | 29.05 |
V. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Учебный предмет | Класс | Учебная программа по предмету | Учебники для учащихся | Учебный материал для учащихся | Учебно-методические пособия для учителя |
СБО | 9 класс | Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы.В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевырева. М., ГИЦ «Владос», 2011. | ТА Девяткова, ЛЛ Кочетова и др. Социально-бытовая оринтировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Москва, ГИц «Владос», 2004год. | - раздаточные индивидуальные карточки; - занимательный и развивающий материал - материал для коррекции психических процессов: речи, внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия -занимательный материал: загадки, ребусы, кроссворды; -перфокарты по трудным темам; -предметные, сюжетные картины, рисунки и иллюстрации учебника; | С.М.Бардыгев, ОИ Крупенин, ВВ Туев. Библиотека семьи: Семья принимает гостей. Вежливость и культура. Полезные советы. Наше жилище. Кулинарные рецепты. Обнинск, Олимп |
Литература для реализации НРК по предмету.
- Е.В. Григорьева, Природа Южного Урала. Учебное пособие для учащихся, Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 2001г.;
- Информация из местных печатных источников.
- Хрестоматия по литературе родного края 1-4 кл., сост. Горская А.Б, Капитонова Н.А и др.Челябинск ООО : «Издательский центр «Взгляд», 2002. «Южноуральская панорама событий и достижений»ВВДерягин, ВМкузнецов. «Абрис»2006
VI. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны :
знать/понимать:
- правила личной гигиены;
- способы ремонта одежды, стирки изделий из разных тканей;
- пользоваться механическими и электробытовыми приборами;
- составлять меню и готовить по нему блюда;
- правила ухода за младшими детьми, тихие и подвижные игры, сказки, песнки;
- правила поведения в гостях, выбора подарков, приема поздравлений и подарков;
- виды транспорта, правила пользования транспортом, покупки билетов;
- приобретать покупки, расплачиваться за них, менять бракованный товар, пользоваться правами потребителя;
- культурно разговаривать по телефону;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.
уметь
1-йуровень
- подбирать мыло и шампунь для мытья тела и волос с учетом их состояния;
- ремонтировать разорванные места одежды;
- стирать белье вручную и с помощью стиральной машины, гладить вещи;
- составлять меню, готовить блюда;
- ухаживать за младшими детьми;
- культурно вести себя в общественных местах, в гостях;
- вручать и принимать подарки;
- наводить чистоту и порядок в жилище, правильно ухаживать за мебелью;
- пользоваться всеми видами транспорта, покупать билеты;
- находить и приобретать нужный товар с учетом финансовых возможностей;
- оказывать первую медицинскую помощь, правильно реагировать на несчастные случаи.
2-й уровень
- подбирать мыло и шампунь для мытья тела и волос;;
- ремонтировать разорванные места одежды;
- стирать белье вручную , гладить вещи, строго соблюдая правила техники безопасности, под присмотром взрослых;
- разбираться в меню, готовить простые блюда;
- ухаживать за младшими детьми;
- культурно вести себя в общественных местах, в гостях, правильно реагировать на замечания взрослых;
- вручать и принимать подарки;
- наводить чистоту и порядок в жилище по мере надобности, по просьбе взрослых;
- пользоваться городскими видами транспорта, покупать билеты у кондуктора;
- находить и приобретать нужный товар по списку;
- правильно реагировать на несчастные случаи, оказывать посильную помощь, звать на помощь взрослых.
VII. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Формы контроля
- фронтальный опрос учащихся;
- индивидуальный опрос учащихся;
- краткий письменный опрос по индивидуальным карточкам;
- тестирование;
- экскурсии по окончании изучения темы для определения полученных знаний и умений;
- контрольные работы по окончании четверти;
- годовая контрольная работа.
VIII.ПРИЛОЖЕНИЯ
- Папка текстов контрольно – измерительного инструментария.
- Материалы к урокам НРК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 6 класс VIII вида чтение, письмо, математика, музыка, изо, сбо
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение« Средняя общеобразовательная школа № 9» ст. ТемнолесскойСтавропольского края Шпаковского района...

Рабочая программа 7 класс VIII вида чтение , письмо, математика,музыка, изо, история,сбо.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо математике7 класс VIII вида Ступень обучения- специальное коррекционное...

Рабочая программа 8 класс VIII вида чтение,письмо, математика, музыка,история, обществоведение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо чтению и развитию речи8 класс VIII видаСтупень обучения- специальное коррекционное...

рабочая программа по биологии VIII вида 6-9 класс
рабочая программа по биологии VIII вида 6-9 класс...

рабочая программа по географии VIII вида 6-9 класс
рабочая программа по географии VIII вида 6-9 класс...

Рабочая программа для школы VIII вида, 9 класс
Рабочая программа 9 класс. Предназначена для школ восьмого вида. Здесь Вы найдете самостоятельные, лабораторные работы, методический учебный комплекс., пояснительную записку и годовое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся VIII вида с ОВЗ 5 класс
Рабочая программа по сельскохозяйственному труду составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник №2, под редакцией В.В.Во...