Авторская разработка памяток для родителей.
методическая разработка по теме
УспеУспешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития. От взаимоотношения ребенка с родителями зависит адекватность отношения ребенка с социальной средой. В семье, где растет ребенок с теми или иными недостатками развития речи создается специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести речевого дефекта ребенка. В большинстве случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными и задают себе вопрос: «Почему именно мой ребенок такой?».
Такое поведение самых близкий людей воспитывает в ребенке комплекс неполноценности и другие негативные проявления. Некоторые родители откладывают консультацию у логопеда из-за недостатка времени или, считая, что с возрастом у ребенка все пройдет и так. В таких случаях усложняется процесс коррекции речевого нарушения, воспитания и обучения. Проблема коррекции речевых нарушений в младшем школьном возрасте продолжает оставаться актуальной. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение родительских дней, оформление стендов и уголков в помощь родителям, проведение открытых логопедических занятий, консультации, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др. Вашему вниманию предоставлены разработанные мною памятки для родителей. Памятки созданы с просветительской и ознакомительной целью (использоаваны материалы книги "Логопедия" под.ред. Волковой Л.С, Шаховской С.Н.). Обычно раздаю их на первом родительском собрании (вместе с комплектом документов) или на консультации. В дальнейшем планируется трансформировать данные памятки в брошюры для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyat.rodit_.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
П А М Я Т К А Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации (подвижности) речевого аппарата.
Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению.
Логопедические занятия проводятся регулярно, не менее трех раз в неделю. Необходимы домашние занятия с помощью родителей (по заданию логопеда). Их следует проводить ежедневно в виде кратковременных упражнений (от 5 до 15 минут) 2 – 3 раза в течение дня. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, помощи со стороны родителей. В случае простой дислалии занятия продолжаются от 1 до 3 месяцев, при сложных – от 3 до 6 месяцев. У детей дошкольного возраста недостатки произношения преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста, а у младших школьников – быстрее, чем у старших. Отсутствие положительной динамики в преодолении речевых нарушений после 1 месяца занятий – говорит об отсутствии контроля со стороны родителей за выполнением домашних заданий и рекомендаций логопеда.
(По материалам «Логопедия» под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н.)
У С П Е Х О В В А М И В А Ш И М Д Е Т Я М!!!
П А М Я Т К А Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.
Выделены 3 группы специфических ошибок:
- ошибки на уровне буквы и слога;
- ошибки на уровне слова;
- ошибки на уровне предложения (словосочетания).
Ошибки в процессе письма можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажение звукослоговой структуры слова; нарушение слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.
Дисграфия (обусловленная трудностями формирования пространственно-временных ориентировок) может вызвать различные отклонения в формировании личности и стать препятствием для усвоения многих учебных предметов: чтения, ручного труда, физкультуры, рисования. Эти трудности, не разрешенные в начальном обучении переносятся в следующую ступень и проявляются при изучении геометрии, географии, истории, иностранного языка.
При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.
У С П Е Х О В В А М И В А Ш И М Д Е Т Я М!!!
П А М Я Т К А Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо.
Естественные затруднения детей в ходе начального обучения письму связаны со сложностью этого вида деятельности.
Ошибки начинающих обучение школьников могут быть объяснены трудностью распределения внимания между техническими, орфографическими и мыслительными операциями письма.
Признаками незрелого навыка письма могут быть:
- отсутствие обозначения границ предложений;
- слитное написание слов;
- нетвердое знание (забывание) букв, особенно прописных или редко используемых;
- нехарактерные смешения;
- зеркальная обращенность букв.
Наличие таких ошибок не доказывает существования дисграфии, если эти ошибки единичны и нестойки.
Чтобы было меньше ошибок, нужно систематически, попутно с изучением нового, повторять пройденный материал. Необходимо, также, тройное сотрудничество: учитель – ученик – родители.
У С П Е Х О В В А М И В А Ш И М Д Е Т Я М!!!
П А М Я Т К А Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации (подвижности) речевого аппарата. Возникает при локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и перефиреческой нервной систем.
Дизартрия может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний. Часто связана с поражением нервной системы плода во внутриутробном развитии.
Работа по преодолению дизартрии начинается с дошкольного возраста. Развитие артикуляционной моторики (деятельности речевых органов) необходимо вести систематически, длительно, используя общий комплекс и специфические упражнения.
Крайне важна при дизартрии артикуляционная гимнастика. Работа по формированию звукопроизносительных умений и навыков проводится по следующим этапам:
- работа по автоматизации и дифференциации звуков;
- формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения;
- звуки закрепляются в различных словах и предложениях.
Успех коррекционной работы при дизартрии зависит от взаимосвязи в работе логопеда, врача невропатолога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.
(По материалам «Логопедия» под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н.)
У С П Е Х О В В А М И В А Ш И М Д Е Т Я М!!!
П А М Я Т К А Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Причинами ОНР являются негрубые родовые травмы, длительные соматические заболевания в раннем возрасте. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчёты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития.
Одним из ведущих признаков ОНР является позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам. Речь этих детей малопонятна, память снижена. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. При этом у детей с ОНР в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности.
Данная патология речи тормозит формирование сохранных умственных способностей, препятствует нормальному функционированию интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи, при целенаправленном логопедическом воздействии интеллектуальное развитие приближается к норме.
В 1-м классе необходимо научить детей с ОНР правильному произнесению звуков, усвоенных ранее, провести работу по правильному построению предложений с учётом программы по развитию речи. Работать над улучшением фонематического слуха.
Только путём совместной работы учителя, логопеда и родителей ребёнка можно достичь позитивных изменений в развитии речевой и познавательной деятельности.
(По материалам «Логопедия» под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н.)
У С П Е Х О В В А М И В А Ш И М Д Е Т Я М!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник рекомендаций и памяток для родителей
Методическая разработка в помощь учителю, классному руководителю....
Методическая разработка: Креативный подход музыкального руководителя в процессе организации праздников и развлечений в детском саду на примере авторской разработки «Сказка на букву «С» или Сегодня Сабантуй!».
Деятельность музыкального руководителя в детском саду предполагает организацию занятий, развлечений и праздников, в основе которых заложено творческое начало.Результативность педагога во многом опреде...
Авторская статья "Открытое письмо родителям будущих первоклассников №1"
Первый класс...Как много он значит для ребенка! А сколько он значит для родителей?! Какие важные установки может сформировать родитель будем разбираться в статье "Открытое письмо родителям будущи...
Авторская статья "Открытое письмо родителям будущих первоклассников №2"
Данная статья является продолжением статьи "Открытое письмо родителям будущих первоклассников №1" и рассказывает о том какую важную роль могут сыграть родители в формировании одних из важнейших навыко...
Сборник рекомендаций и памяток для родителей
Сборник рекомендаций и памяток для родителей[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16503337","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"394","width":"480"}}]]...
Сборник памяток для родителей «Играем и развиваем детей дома»
Городское методическое объединение учителей-дефектологов и учителей, логопедов ОУ г. Тулуна составили сборник памяток для родителей....
Сборник рекомендаций и памяток для родителей.
Начиная разговор о рекомендациях, хочу обратить Ваше внимание на то главное, что является основой основ воспитания – любовь к ребенку. Причем, любовь не за то, что ребенок красивый, умный, спосо...