Консультация для логопедов по предупреждению дефектов письменной речи у дошкольников.
презентация к уроку по теме

Полянина Елизавета Анатольевна

Презентация расчитана для логопедов при проведении консультации с родителями будущих первоклассников на подготовительных к школе курсах или на дне открытых дверей. В презентации даны также рекомендации родителям для профилактики письменных речевых нарушений.

Цель презентации: привлечь внимание родителей к речевым проблемам детей при поступлении в школу.

Задачи:

  • Рассказать о нормах речевого развития ребенка при поступлени в школу.
  • Описать возможные трудности усвоения школьного материала детьми. 
  • Ознакомить с названиями и формами нарушений чтения и письма.
  • Ознакомить с предпосылками и причинами возникновения  дисграфии и дислексии.
  • Объяснить цели и задачи работы логопеда в школе.
  • Рассказать о важности профилактики письменных речевых нарушений.
  • Предложить упражнения и игры для предотвращения письменных нарушений речи.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация по предупреждению дефектов речевого развития у дошкольников

Слайд 2

Письмо Министерства образования Российской Федерации " Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает: наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка способность к простейшему звуковому анализу слов.

Слайд 3

Задачи логопеда Школа

Слайд 4

Задача логопеда - устранять речевые дефекты и развивать устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором бы он смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки , т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.

Слайд 5

Параметры речевого развития Базовые способности различение звуков вычленение звука из слова различение правой и левой стороны рядоговорение координация развитие мелкой моторики восприятие ритма Устная речь правильное звукопроизношение достаточный словарный запас правильное воспроизведение слоговой структуры умение составлять рассказ по картинкам первичные навыки чтения

Слайд 6

Нарушение процесса письма это – Дисграфия . Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв. Нарушение процесса чтения это - Дислексия . Частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Слайд 7

По данным различных исследований, дисграфия в той или иной степени встречается: у 5–15% младших школьников и у 3–7% детей от 10 до 16 лет. Н еобходимо постоянно помнить, что он больше других детей нуждается в индивидуальном подходе при обучении.

Слайд 8

Причины возникновения Наследственная предрасположенность. длительные соматические заболевания неправильная речь окружающих дефицит речевых контактов двуязычие в семье недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых патология беременности, родов, асфиксия детские инфекции, травмы головы.

Слайд 9

Предпосылки нарушения письма и чтения 1. Если ребенок левша. 2. Если он - переученный правша. 3. Если ребенок посещал логопедическую группу. 4. Если в семье говорят на двух или более языках. 5. Если ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии .) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению. 6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п , т-п , а-о , е-з , д-у . 8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). 9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у , ё-ю , согласные р-л , й-ль , парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц , ч, щ . Например: тыня (дыня), клёква (клюква). 10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Слайд 10

Формы дисграфии Артикуляторная то есть пишет так, как говорит Акустическая пишет так, как слышит, путая глухие и звонкие звуки (например, « дуп » вместо «дуб», « ковта », а не «кофта» и т.д.), твердые и мягкие (« больит », « писмо » ), а также шипящие и свистящие (например, « писчат » вместо «пищат»). Оптико-пространственная несформированность пространственных представлений и синтез информации от разных анализаторов. Аграмматическая неправильное употребление окончаний, предлогов, ошибки при изменении слов по падежам, числам, трудности согласования слов между собой. Моторная связана с нарушениями движений. Она проявляется в недописывании слов, появлении лишних, двойных или даже тройных букв, пропусках букв и слогов.

Слайд 11

Профилактика дисграфии . 1. « Найди букву.» Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма. 2. «короткие диктанты карандашом» . Ошибки не исправляйте в тексте, а только пометьте на полях. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. 3. «упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.» 4. автоматизации поставленных звуков, « самоконтроль ребенка» 5. упражнения по развитию фонематического восприятия.

Слайд 12

Рекомендации для родителей: Письмо , чтение : не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части . 2. Упражнение "Корректурная проба" 3. Игры на развитие фонематического восприятия, звуко -буквенного анализа, развитие памяти, внимания.

Слайд 13

Корректурная проба

Слайд 14

Игры для развития фонематического слуха Выдели слово. Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Подумай, не торопись. Предложите детям несколько заданий на сообразительность : - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол». - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр». (Воробей, грач, сорока, ворона…) - Подбери слово, чтобы первый звук был бы [ к ] , а последний – [ а ] . - Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и . т.д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР

В данной работе представлены теоретическое обоснование проблемы и некоторый практические задания по профилактике нарушений письменной речи дошкольников с ОНР....

Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов

  Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...

Предупреждение ошибок письменной речи

Данный материал включает в себя игры для развития фонематических функций у детей дошкольного возраста с различной речевой патологией....

Конспект логопедического занятия по предупреждению нарушений письменной речи 1 класс

Конспект по предупреждению нарушений письменной речи у младших школьников 1 класс на тему:фрукты...

родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет. Предупреждение нарушений письменной речи"

Материал собрания для родителей первоклассников по развитию речи и предупреждению нарушений....

Использование игровых приемов в работе логопеда по предупреждению школьной дезадаптации у старших дошкольников и младших школьников с ОВЗ

Организация обучения через игру является стимулятором интеллектуального, речевого и эмоционально-волевого развития ребенка. Старшие дошкольники и младшие школьники с ограниченными возможностями здоров...