доклад на тему "Комплексная профессионально-трудовая реабилитации в коррекционной школе № 10 VIII вида".
статья по теме

           Коррекционная школа VIII вида – это специальное общеобразовательное учреждение для детей  с ограниченными возможностями здоровья. Основными задачами школы являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

         Вопрос  профессиональной реабилитации детей  с ограниченными возможностями здоровья занимает особое место на современном этапе развития общества, так как социально-экономические преобразования  в условиях рыночной экономики не всегда позволяют  людям этой категории трудоустроиться в соответствии с полученной профессией и специальностью. Такие подростки, не имея достаточного социального опыта,  не всегда могут самостоятельно найти себе работу, именно они являются менее защищенными, неконкурентоспособными. Такие дети попадают в разряд безработных, а значит, склонны к правонарушениям.

       Опираясь на определение, мы говорим, что профориентация – это 

Скачать:


Предварительный просмотр:

заместитель директора

по  воспитательной  работе

Голобурдина Г.Р.

МКС(К)ОУ школа № 10 VIII вида

 Ступинского муниципального района

 Комплексная профессионально-трудовая реабилитации

 в коррекционной школе  № 10 VIII вида.

           Коррекционная школа VIII вида – это специальное общеобразовательное учреждение для детей  с ограниченными возможностями здоровья. Основными задачами школы являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

         Вопрос  профессиональной реабилитации детей  с ограниченными возможностями здоровья занимает особое место на современном этапе развития общества, так как социально-экономические преобразования  в условиях рыночной экономики не всегда позволяют  людям этой категории трудоустроиться в соответствии с полученной профессией и специальностью. Такие подростки, не имея достаточного социального опыта,  не всегда могут самостоятельно найти себе работу, именно они являются менее защищенными, неконкурентоспособными. Такие дети попадают в разряд безработных, а значит, склонны к правонарушениям.

       Опираясь на определение, мы говорим, что профориентация – это научно обоснованная система социально – экономических, психолого – педагогических, медико – биологических и производственно – технических мер по оказанию учащемуся личносто – ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а  также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную, внешкольную работу с учащимися.                                                                                                                                                               В основу профессионально-трудовой реабилитации детей в нашей  школе положено обучение трудовым и профессиональным навыкам по специально разработанным и утвержденным программам.                  

      Накопление трудовых и профориентационных знаний и умений идет постепенно, последовательно и систематично. Примером комплексности в работе служит система педагогических мероприятий проводимых в школе, это:

- уроки трудового обучения, на которых осуществляется формирование знаний и умений учащихся;

- внеклассная воспитательная работа, где идет закрепление полученных знаний и умений;

- использование средств наглядности: выставки технического творчества (работы выполняемые на уроках трудового обучения), выставки прикладного искусства (работы выполненные на кружках), тематические стенды;

- методическая подготовка педагогов по вопросам профориентации учащихся;

- педагогический всеобуч для родителей.

Перед коллективом школы ставятся следующие задачами трудового воспитания и обучения:

- обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;                                                                                                                                                                          - выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье или специальном учреждении, умение выполнять несложные виды этого труда;                                        

 - сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени (5-6 часов в день) в специальном цехе или мастерской.                

- выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда, которому ребенок обучался в школе;                                                                            

 - по индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками) и складывание готовой продукции в определенном порядке;                                                                                                            

 - научить работать совместно с товарищами по поточно – бригадной системе, соблюдая принятые нормы и правила поведения.                                                                                                                                                                        Соответствующая трудовая подготовка   должна дать детям возможность  после окончания обучения, в некоторой степени, материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.                                                                                                                      

      Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе начинается с 1 класса, и в каждом классе оно играет очень важную роль, решая как общие, так и специальные задачи. 1-4 класс – на этом этапе учащихся формируется первоначальный трудовой опыт. Ребята работают с различными видами поделочных материалов.  С 5 класса по 9 – профессиональное обучение в школьных мастерских. На данном этапе учащиеся начинают овладевать знаниями, умениями и навыками по определенной профессии.                                                                                                                                                                                                                                                                

    В нашей школе обучение проходит по трем профилям:                                                                                                                                     - слесарному делу;                                                                                                                                                                                       - швейному делу;                                                                                                                                                                              - технология отделочных работ.

       По окончании 9-го класса учащиеся сдают экзамен по профессионально-трудовому обучению. Экзамен состоит из устного ответа  и практической контрольной работы по специальности. Не секрет, что выходя из стен школы, многие учащиеся испытывают страх, психологический дискомфорт перед тем, что их ждет впереди. Многие учащиеся после окончания профессионально-технического училища не могут устроиться на работу  по специальности. В связи с этим,  благодаря  Типовому положению о  специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.03.1997г. № 288, и Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобразования России от 10.04.2002 № 29/2065-п в школе был открыт 10 класс  с углубленной трудовой подготовкой. В основу профессионально-трудовой реабилитации детей  положено обучение трудовым и профессиональным навыкам по специально разработанным программам: «дворник», «озеленитель», «машинист по стирке белья», «рабочий по кухне», «помощник воспитателя»,«штукатур-маляр».

       Проведение внеклассных мероприятий является неотъемлемым продолжением решения задач по профессионально-трудовой реабилитации школьников. Эта работа даст прекрасные возможности детям самореализоваться, проявить творческие способности. В беседах, рассказах, демонстрации кинофильмов учащиеся вооружаются знаниями, они учатся оценивать поступки. С помощью разнообразных упражнений, заданий, поручений, конкурсов  у учащихся формируются трудовые умения, привычки поведения и отношение к труду.  Проведение праздников по трудовой тематике имеет свои особенности. Подготовка к ним связана с трудовыми делами и выполнением общественных поручений, а сам праздник становится своеобразным смотром трудовых достижений ребят. Так традиционным стал праздник «Труда» который проводится в преддверии всемирного празднования   «День труда» . В рамках этого дня проводятся: в старших классах конкурс «Лучший по профессии»  по профилям трудового обучения; в младших классах проходят мастер-класс по декоративно-прикладному искусству, беседы, игры; оформляется выставка  лучших работ и поделок учащихся которые они изготовили в течении всего года; каждый класс подбирает интересный материал по профессиям, о знаменитых мастерах и все это оформляется на больших листах в альбом «Все работы хороши». По итогам мероприятия подводятся  итоги – на общешкольной линейке, вручаются грамоты, памятные подарки  и сладкие призы.Игра-путешествие – сложная форма организации коллективной деятельности, которая требует большой подготовительной работы. Так  в виде игры проходит тематическая Неделя труда. Программа ее  разнообразна:  ребята готовят разнообразные кроссворды, ребусы и вывешивают их в рекреации, а потом каждый класс их разгадывает; оформляют альбомы по профессиям; совершают экскурсии на предприятия; встречаются с интересными людьми разных профессий; учителя  и ребятами готовят  и проводят конкурсы, КВН, соревнования  такие как: «Все умеем и все можем!», «Хорошо, что в мастерской все, что надо, под рукой», «Мы модельеры» и др.. Каждое внеклассное мероприятие приобщает детей к русской народной культуре; воспитывает уважение к труду,  организованность, культуру поведения; развивает творческие способности, речь учащихся; приучает работать как самостоятельно, так и в коллективе. И, хотя, подготовительный этап к внеклассным мероприятиям требует большой, длительной подготовки, проходят они   интересно, ярко и занимают  первые места у учащихся в «Рейтинге внеклассных дел».      

       Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по интересам, которая организуется и проводится в различных кружках школы. В коррекционной школе кружковая работа способствует более глубокому всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решить задачу коррекции и компенсации различных дефектов развития. Занятия в них способствуют не только увлекательному заполнению досуга, но и создают условия для творчества, а также  продолжается работа по закреплению знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках труда.    В школе работают кружки: технического, декоративно-прикладного творчества, экологический.  Ребята   своими руками создают  прекрасные работы для подарков, сувениры для друзей, изобретают  разнообразные вещи из подручного материала. Работы, выполненные  на этих кружках, выставляются на районных и областных конкурсах и выставках: юных изобретателей – рационализаторов, декоративно-прикладного искусства, детского технического творчества, детских исследовательских работ. Многие работы отмечаются грамотами и призами.  

      Выбор профессии – сложный и длительный процесс! Основной задачей по профориентации учащихся на всем протяжении учебы является расширение кругозора и интересов ребенка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду. Ежегодно в течение трех летних месяцев при школе создаются бригады по ремонту школы и благоустройству территории из числа 6-9 классов. Начиная с 5 класса ребята проходят производственную практику- важнейший компонент производственного обучения. Главная цель такой работы – формирование здорового образа жизни, трудовых навыков, включающих рационально построенный режим трудового дня, отдыха и физической нагрузки. В весенний и осенний периоды, учащиеся со своими классными руководителями с большим удовольствием выходят на субботники, как в самой школе, так и на пришкольную территорию. В субботнике принимают участие все  ребята и начальных классов, и старшего звена.   В  работу по профориентации включается практически весь педагогический состав школы. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя. Помощь классному руководителю в организации профориентационной работе оказывают социальный педагог, психолог, преподаватель СБО, учителя трудового обучения.

              Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  • Составляет план педагогической поддержки для самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы;
  • Организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты;
  • Ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
  • Организует посещение учащимися дней открытых дверей в ПУ;
  • Организует тематические экскурсии учащихся на предприятия и в учреждения города и района;
  • Оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и родителей по проблеме самоопределения;
  • Проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
  • Организует встречи учащихся с людьми разных профессий, мастерами ПУ.

       Задача школьного  психолога дать необходимые знания о различных моделях поведения, формах общения. При поведении бесед обращает внимание на значении правильного выбора профессии, на наиболее типичных ошибках учащихся при выборе профессии, показывает, как влияет на правильность выбора профессии интерес к ней, склонности, способности, здоровье, содержание труда и готовность к ней.

Основные направления деятельности психолога школы:

  • Изучение профессиональных интересов и склонностей уч-ся;
  • Осуществляет мониторинг готовности уч-ся к профессиональному самоопределению через анкетирование уч-ся и их родителей;
  • Проведение тренировочных занятий по профориентации учащихся;
  • Проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов;
  • Осуществляет психологические консультации с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;
  • Оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся

         Деятельность социального педагога по профориентации  – это организованная, управляемая, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников. Общая цель профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии.

Успешная реализация поставленной цели в значительной степени зависит от качества работы по следующим направлениям:

  1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию (это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, профориентационные игры, приглашение мастера – профессионала, мероприятия, конкурсы и т.д.)
  2.  Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. Изучение учащихся в целях профориентации – это важнейший фактор профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, черты характера, мотивы выбора профессии, состояние здоровья.
  3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии.
  4. Организация взаимодействия с ПУ с целью определения дальнейшего образовательного пути учащегося.

В кабинете социального педагога накоплен объемный материал по профориентации. Его работа включена в общую систему профориентационных мероприятий, проводящихся в школе.

Работа социальный педагог:

  • Способствует формированию школьников адекватной самооценки поскольку, как правило, у таких детей она снижена;
  • Оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • Осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • Оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке профессиональных  интересов и склонностей учащихся.

       Школьная библиотека проводит подбор и комплектование книг по вопросам профориентации, оформление тематических стендов и подборок литературы о труде, организацию диспутов по прочитанным книгам, обзор литературы.

  • Регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь по профориентационной работе;
  • Изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу;
  • Организовывает выставки книг по профориентации.

       Огромная ответственность лежит на учителях трудового обучения, их задача не только дать представление о профессиях, но и сформировать трудовые умения и навыки. Цель педагога – подготовить учащихся,  способных самостоятельно и на профессиональном уровне  выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.

        «Социально – бытовая ориентировка» -это дисциплина в программе коррекционной школы. Она необходима и важна для детей с умственными недостатками. Задача этого предмета – не только дать детям знания и представления о различных учреждениях окружающей их жизни, но и научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться ими, дать навыки общения с людьми, поведения в обществе. Важнейшей итоговой задачей является подготовка подростка к самостоятельной жизни, хозяйственно – бытовому труду.  

На занятиях СБО большая работа проводится по профориентации:

- организовываются экскурсии (на предприятия и учреждения города: хим.чистка, автовокзал, железнодорожный вокзал, телеграф, почта, мастерская по ремонту обуви, ателье, центр занятости  и др.)

 - на занятия приглашаются: специалисты с Молодежной биржи труда, мастера с ТУ, рабочие разных профессий.

- проводятся внеклассные мероприятия в рамках Недели СБО: «Все работы хороши!», «Мир профессий», «Кем стать?» и др.

Задача школьного врача в этом направлении сводится к оказанию профконсультативной помощи в выборе профессии с учетом здоровья, физического развития и особенностей характера.

  • Используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формирование у школьников установки на здоровый образ жизни;
  • Проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • Оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

       С целью подготовки педагогического коллектива в работе по профориентации в школе проводятся семинары, педагогические советы, эта тема  рассматривается     на методическом объединении классных руководителей.

       Перед коллективом школы стоит задача помочь ребятам в выборе  профессий, овладеть ею, трудоустроиться. Только работа в социуме может принести положительный результат.

       С целью оказания своевременной помощи учащимся выпускных классов в выборе профессии:

  • налажена тесная связи с Молодежной биржей труда. Разработана система совместных мероприятий. Основные направления профориентационной работы следующие: просветительская (классные часы, встречи с интересными людьми разных профессий), диагностическая, консультативная.
  • Между школой и ПУ заключен договор о сотрудничестве, согласно  которому училище принимает наших учащихся для обучения на своей базе профессиям «плотник», «штукатур-маляр». Курс обучения составляет один год.
  •    Большую помощь в организации досуга учащихся по трудовой направленности оказывает реабилитационный центр для несовершеннолетних «Альбатрос» дети, посещающие его, работают в столярной и швейной  мастерских, осваивая кружевоплетение, работу с различными тканями, технику разнообразной вышивки.
  • На базе школы работают кружки от «Станции юных техников».

       Большая работа по вопросу профориентации ведется с семьями учащихся. Большинство родителей учеников школы имеют низкий образовательный уровень, не могут адекватно оценивать возможности своего ребенка и, как следствие, не могут оказать реальную помощь в их трудоустройстве. Педагогический коллектив пытается поддержать родителей, обеспечить их педагогическими знаниями, нужной информацией. С этой целью проводятся:

  • Родительские лектории;
  • Тематические общешкольные и классные собрания;
  • Привлечение родителей к проведению совместных праздников, организации экскурсий
  • Консультации специалистов: школы, кризисного центра, центра психолого-медико-социального сопровождения, молодежной биржи труда, центра занятости.

     Работа по  профессионально – трудовой реабилитации детей с умственными недостатками также как и любая работа школы не приносит сиюминутных результатов. Необходимые условия – это обеспечение непрерывности, целостности, постоянства, взвешенные подходы к каждому учащемуся и его родителям, заинтересованность в работе  всего педагогического коллектива, слаженная работа в  социуме.

Список литературы

  1. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.30
  2. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. - №1
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
  4. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1996.
  5. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1990.
  6. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1994г. - №3
  7. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва, Педагогика, 1998,

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационные билеты по профессионально-трудовому обучению (швейное дело). Коррекционная школа VIII вида.

Билет №1 1.     Блузка. Анализ модели. Контурные срезы, детали. Ткани для блузки.2.     Виды закрепок и их применение.3.     Подобрать ...

Ответы на билеты по профессионально-трудовому обучению (швейное дело). Коррекционная школа VIII вида

Билет №11.Блузка. Анализ модели. Контурные срезы, детали. Ткани для блузки.Ответ:Блузка для повседневной носки шьётся из хлопчатобумажных, льняных или шёлковых тканей. Имеет детали: перед, спинку, два...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению в 8 классе "Столярное дело".Вспомогательная (коррекционная) школа VIII вида.

Программа  рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы YIII типа.  Срок обучения по программе – 5 лет (5-9 класс).Рабочая учебная программа «Столярное дело 8 класс» нацел...

Внеклассное мероприятие по профессиональному трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе 8 вида: «КВМ – Конкурс Весёлых Мастеров».

Внеклассное мероприятие по профессиональному трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе  8 вида.Данное мероприятие проводится ежегодно в ходе недели профессионально трудового обучения...

Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы  по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...

Формирование самостоятельности у детей с ограниченными возможностями в профессионально-трудовой деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Актуальность исследования заключается в организации специальной коррекционной работы по формированию самостоятельной деятельности, направленной на комплексное развитие детей с ограниченными возможност...

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках способствуют развитию и коррекции интеллектуальных способностей учищихся : пространственного представления, логического мышления, развитие памяти, внимани...