доклад
статья на тему

Мотивация школьников к учению    или как помочь им захотеть учиться

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.rar1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Мотивация школьников к учению

или как помочь им захотеть учиться (Слайд 1)

                                                           Алимова, Н.А., учитель                                                        

                                                          «СОШ №1 г.Называевска

Омской области»

В последние годы в России предпринимаются попытки усовершенствовать систему помощи детям с особыми нуждами, идёт поиск новых ценностных ориентиров. Создаются реальные условия для того, чтобы «открыть» замкнутую систему специального образования, попытаться сделать структуры массового и специального образования взаимодополняющими и взаимопроникающими, определить вариативные пути и подходы к обучению лиц названной категории, сформулировать новый тип взаимоотношения науки, общества и государства в решении проблем детей с особыми нуждами.

Современные социальные условия требуют воспитания активного человека, мотивированного достижением успеха и умеющего самостоятельно строить свою жизнь.

 (Слайд 2)

Основной задачей специального (коррекционного) класса VIII вида является воспитание грамотного человека, подготовка его к участию в жизни общества, формирование у него необходимых для этого качеств, среди которых важное место принадлежит положительному отношению к учёбе и учебно-познавательной мотивации учебной деятельности.

Педагогической наукой мотивация понимается как «генетическое стремление человека к самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам деятельности». Именно мотивация определяет деятельность ученика, а потому каждый учитель должен уметь помочь ученику выработать собственный уровень притязаний, определить для него индивидуальную норму оценивания деятельности, поддерживать его оптимистический настрой.

  (Слайд 3)

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

      Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

      Второй уровень - хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

      Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

      Четвертый уровень - низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

       Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

У детей  с интеллектуальной недостаточностью разных классов отношение к учебной деятельности различно, как у учеников одного и того же класса, так и у одного ученика в разные периоды его обучения в школе. Те учащиеся, которые имеют более высокий уровень положительного отношения к учебной деятельности, будут иметь более высокие и полные по качеству знания, за исключением небольшого количества учеников с более глубоким и сложным дефектом по сравнению с другими детьми класса (И.П. Ушакова). Положительное отношение к учебной деятельности для любого ученика создаёт наиболее благоприятные условия, как для коррекции его познавательной деятельности, так и для личности в целом.

  (Слайд 4)

Отношение к учебной деятельности может иметь положительный или отрицательный характер, определённую устойчивость, избирательность и активность, определённую осознанность и целенаправленность, а также побуждаться различными мотивами. При определённом проявлении каждого из этих показателей отношение к учебной деятельности будет иметь различный характер и уровень. Так, например, не может быть положительного отношения к учебной деятельности при условии отрицательной мотивации этой деятельности в целом.

И.П. Ушаковой было установлено, что у учащихся с нарушением интеллекта отношение к учебной деятельности может быть как положительное, так и отрицательное. Причём к наиболее многочисленной группе будут относиться те ученики, которым свойственно внешне положительное отношение, т.е. такое отношение, которое в основном побуждается со стороны учителя, воспитателя, родителей и проявляется недостаточно осознанно, в силу привычки подчинятся требованиям школы.

Отрицательное же отношение имеет довольно активное выражение при своём проявлении - аффекты, вспышки гнева, грубость и т.п. К этой группе обычно относятся дети, у которых основной дефект (нарушение интеллекта) осложняется какими-либо расстройствами центральной нервной системы и нарушениями эмоционально-волевой сферы.

У школьников с нарушением интеллекта наблюдается и равнодушное, пассивно-отрицательное отношение, которое объясняется тем, что они в дошкольный период, а также в период обучения в первых классах в большинстве случаев не получают должной коррекции потребностей и интересов. В силу отсутствия интересов, низкого интеллектуального развития, отсутствия элементарного понимания необходимости посещения школы и приобретения знаний они равнодушно воспринимают всё, что связано со школой.

И.П. Ушакова указывает на то, что одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к школе у учащихся с нарушением интеллекта, нередко является пребывание ученика в массовой школе до поступления его в специальную школу. Дети с нарушением интеллекта, находясь в массовой школе, обречены на хроническую неуспеваемость, даже при положительном, в начале, отношении к учебной деятельности, при желании хорошо учиться и получать хорошие отметки.

Такое пребывание в положении неуспевающих учеников, видимо, и способствует развитию у них отрицательного отношения к учебной деятельности и к школе в целом. Отрицательная оценка ученика, несмотря на его старания и усилия, вызывает у него неверие в свои силы, отрицательную реакцию на задания и требования учителя, вырабатывает отрицательное отношение ко всему, что связано со школой. Он перестаёт проявлять к ней интерес, равнодушно воспринимает плохие отметки, игнорирует задания учителя. Такой ученик с нарушением интеллекта после перевода в специальную школу становится чаще всего успевающим учеником, занимает соответствующее положение в классе и встречает иное отношение к себе как со стороны товарищей по классу, так и со стороны учителей. Всё это способствует утрате отрицательного отношения к учению и формированию положительного.

Осознанное отношение к учебной деятельности в младших классах имеет место очень редко и только в элементарных его проявлениях. Но уже во 2 классе у некоторых детей наблюдаются элементы сознательного отношения к учебной деятельности, которые с каждым годом всё более расширяются под воздействием учебно-воспитательной и коррекционной работы.

          В процессе развития положительного отношения к учебной деятельности у учащихся корригируются познавательные интересы, пополняются знания, формируются навыки и т.д. Всё это способствует, с одной стороны, развитию понимания необходимости школьных знаний, интереса к изучаемым предметам, а с другой стороны - повышению успеваемости, что, в свою очередь, стимулирует ученика к ещё более лучшему отношению к школе.

     

  (Слайд 5)

     Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока.

  • Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"),

вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

  • Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель
    ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для
    этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).
  • Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о
    своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.

        На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

        Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Так как каждый этап - это психологическая ситуация. Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться школьников. Обычно учителю легче планировать обучающие задачи (обучить решению такого-то класса задач), труднее намечать развивающие задачи (нередко они сводятся к формированию умения учиться в самом общем виде), и еще реже как особые развивающие задачи учителем планируются этапы формирования мотивации и ее видов.

           (Слайд 6)

           Основные развивающие педагогические задачи, которые могут быть использованы учителем, стремящимся проводить целенаправленную работу по формированию мотивации и умения учиться:

- формировать у школьников умение учиться;

- расширять фонд действенных знаний;

- отрабатывать каждый из видов, уровней и этапов усвоения знаний;

 - формировать у учащихся понимание целей и задач;

- их активное принятие для себя самостоятельную постановку целей и задач

  учащимися, их формулирование; 

           (Слайд 7)

- формировать у учащихся умение выполнять отдельные учебные действия и

  их последовательность (сначала по инструкции, затем самостоятельно);

- обучать школьников приемам самоконтроля и адекватной самооценки

  (по этапам работы в соответствии с объективными требованиями и со

   своими индивидуальными возможностями);

- обучать школьников умениям ставить промежуточные цели в своей

  учебной работе;

- планировать отдельные учебные действия и их последовательность;

- преодолевать затруднения и помехи при их реализации;

- рассчитывать свои силы;

- формировать у школьников умения осознавать свои мотивы в учебной  

  работе;

- сознательно их сопоставлять и делать обоснованный выбор («Из двух дел я  

  вначале делаю это, ибо для меня оно важнее по такой-то причине).

             Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, направляющих самого ученика на правильный путь решения, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

               (Слайд 8)

               Кроме того, формированию мотивации способствуют: занимательность изложения (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты), необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителя поощрения и порицания. Особое знание приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

 Изучение мотивов даёт возможность наиболее полно характеризовать человека вообще, а подрастающего человека особенно. В самом деле, уже знание таких мотивов поведения школьника, как интересы, объясняет особенности общения ребёнка, подростка. Конечно, отношение к тому или иному учебному предмету во многом определяется личными качествами учителя, его эрудицией, умением увлекательно излагать материал, методическим мастерством. Однако, наряду с этим обнаруживается и другая, весьма характерная зависимость. Отношение к тому или иному учебному предмету зависит от его значимости, сложившихся у школьников, к сожалению, далеко не всегда верных представлений. Педагогу очень важно знать, какова общественная ценность и значимость мотивов поведения и учения воспитанников. На каждом отдельном этапе урока для развития того или иного мотивационного фактора деятельности необходимо использовать определенные педагогические приемы.

         (Слайд 9)

На каждом отдельном этапе урока для развития того или иного мотивационного фактора деятельности необходимо использовать определенные педагогические приемы.

(Слайд 10)

Приемы, способствующие актуализации у детей потребности, связанной с результатом их учебной деятельности

• Создание интриги, загадочности ситуации - это формирование условий, вызывающих непроизвольный интерес. Добиться данного эффекта можно различными способами: необычно оформить группу, предложить детям интересную тему для беседы, ввести игровые моменты, пригласить на занятие гостей, смоделировать какую-либо ситуацию, другими словами, можно использовать все то, что привлекает непроизвольное внимание детей.

• Эмоциональное “заражение” учащихся - это передача положительного отношения к деятельности, радостного настроения, уверенности в успехе (по механизму подражания). Поведение педагога, желающего создать у детей положительный эмоциональный настрой, должно отвечать ряду требований. Во-первых, его речь должна быть достаточно яркой и эмоциональной, но не слишком громкой и многословной, чтобы не вызвать чрезмерного возбуждения. Во-вторых, педагогу необходимо подчеркнуть все достоинства будущего результата, чтобы он стал по-настоящему привлекательным для воспитанников и связанным с их потребностями. В-третьих, поведение педагога должно отличаться высокой энергетикой, артистизмом, побуждать детей к деятельности, заставлять добиваться результата. Возникающее при этом состояние эмоционального подъема, воодушевления, вдохновения вызывает у детей желание непременно приступить к работе.

• Возвращение к предыдущему опыту учащихся - это установление связи между ранее переживаемыми ребенком положительными эмоциями по поводу достигнутого результата и новым предметом деятельности. Данный прием особенно эффективен, когда задача кажется учащимся чрезмерно сложной, когда они не уверены в своих силах.

• Разъяснение общественной и личной значимости изучаемой темы

(Слайд 11,12, 13, 14,15)

Благодаря использованию коррекционно-развивающих упражнений на развитие высших психических функций, познавательных игр, программированных заданий, использованием НРК, проведение внеклассных мероприятий по преподаваемым предметам наблюдается положительная динамика обучаемости учащихся. У учащихся наблюдается устойчивая концентрация внимания, улучшение памяти, речи, мышления, повысилась мотивация учения.

       Очевидно, совсем различный педагогический подход следует искать к подростку, хорошо занимающемуся только потому, что его побуждает страх наказания, или к его товарищу, самозабвенно увлечённому предметом. Нет нужды повторять хорошо известную, но не всегда реализуемую истину о том, что одна из главных задач учителя с первого до выпускного класса – упорно и терпеливо формировать содержательные и общественно значимые мотивы, которые бы направляли не только школьную, но и всю последующую жизнь человека.

(Слайд 16)

Литература

1 . Веретенникова Л.К. Педагогические основы деятельности социального педагога по гражданскому воспитанию школьников. // Материалы Всероссийской межвузовской научно - практич. конференции – М.2006

2. Веретенникова Л.К., Сотникова Н.Н., Ускова Г.А. Психолого-педагогические основы экспериментальной работы в образовательном учреждении: монография. Ставрополь, 2006.

3. Б.П. Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / учебное пособие для студентов высших учебных заведений: Издательский центр «Академия», 2006.- 272 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...