Особенности нарушений лексического строя речи у детей с ОНР старшей и подготовительной групп
статья по теме

В данной работе рассмотрены в сжатом виде основные лексические ошибки ( только в употреблении слов ) детей с ОНР и представлены некоторые пути их преодоления. Работа носит в целом теоретический  характер и может помочь при индивидуальном планировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья по логопедии15.41 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПП.

Принято считать, что общее недоразвитие речи ( ОНР ) у детей-дошкольников является по структуре более сложным дефектом, чем фонетико-фонематическое недоразвитие ( ФФН ), т.к. речь ребенка с заключением ОНР 1, 2, 3 уровней имеет нарушения по всем функциональным системам языка – лексической, грамматической, фонетической ( произносительной ), словообразовательной и синтаксической.

  Остановимся подробнее на лексике ребенка с ОНР и ее особенностях формирования. В работах многих авторов (В.К.Воробьевой, Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, О.И.Крупенчук) подчеркивается, что у таких детей есть трудности в расширении словарного запаса. Дошкольники логопедической группы понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме, однако актуализировать в экспрессивной речи эти слова они не могут.

Бедность их словаря заключается в том, что дети с ОНР в 6 лет не знают многих слов: названий фруктов, овощей (баклажан, горох, персик, слива), рыб, цветов (фиалка, ромашка, астра), диких животных (кабан, олень, пантера), диких птиц, инструментов, профессий и даже частей тела и предмета (бедро, стопа, кисть), (воротник, манжеты, кузов, кабина) и др.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при использовании глагольного (предикативного) словаря и словаря признаков слов. Ребенок не понимает и не применяет в речи многие признаки (кислый, узкий, пушистый, квадратный), затрудняется в применении глаголов, не всегда встречающихся в обиходной речи.

  Неточность употребления слова у ребят заключается в вербальных парафазиях (словесных заменах) и нарушениях парадигматических связей (по родовым признакам и тематическим группам слов: синонимия, антонимия, классификация, подобие, часть – целое). В одних случаях дети употребляют слова в слишком широком значении, в других – в излишне узком. Порой дети вводят слова в речь только в определенной ситуации и забывают о них при изменении данной ситуации.

    ТИПИЧНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВА У         ДЕТЕЙ С ОНР:

  • замены слов, входящих в одно родовое понятие (тигр – лев, ласточка – чайка, оса – пчела, дыня – тыква, лимон – апельсин, ландыш – тюльпан, сковорода – кастрюля, весна – осень, сахарница – чайник, нора – гнездо и др.
  • замены слов разных смысловых групп, имеющих сходный внешний признак (сарафан – фартук, лейка – чайник, фонтан – душ, подоконник – полка)
  • замены слов по недифференцированности признаков величины, высоты, ширины и т. д. (ползет – идет, воркует – поет, узкий – тонкий, короткий – маленький, высокий – длинный)
  • смешения слов, обозначающих часть и целое (воротник – платье, вагон – поезд, локоть – рука)
  • замена обобщающих понятий словом конкретного значения ( обувь – ботинки, цветы – одуванчики, посуда – тарелки, одежда – кофты)
  • использование словосочетаний в процессе поиска слова (кровать – чтобы спать, щетка – чистить, плита – горит газ, клумба – копают землю, юла – игрушка крутится)
  • замены слов, обозначающих действия, словами-существительными (открывать – дверь, играть – кукла) и наоборот. (лекарство – болеть, кровать – спать, самолет – летать)
  • замены глаголов сходного, близкого значения (косит траву – подрезает траву, стирает белье – моет белье, несет кошку – везет кошку, вяжет – шьет)
  • стойкие фонетические замены по случайному типу (шкаф – шарф, персик – перец, колобок – клубень, кисть – куст, поезд – пояс, конура – кожура, осина – лось)

Характерной чертой для детей с ОНР служит вариативность лексических замен, что говорит о сохранности слухового контроля и нарушения больше произносительных, двигательных образов слов. На основе слуховых образов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова.

  А вербальные парафазии часто обусловлены недостаточной сформированностью семантических полей (веера значений слова) и незнанием грамматического порядка языковых связей. То есть в первую очередь логопеду желательно развивать эти области речи у дошкольника, опираясь притом на комплекс анализаторов (слуховой, зрительный, кинестетический, осязательный и др.) Только в комплексе восприятия ребенок овладеет такой сложной системой знаков и значений, как язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье предтавлен материал по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Особенности нарушения лексического строя речи у детей с ЗПР и некоторые приемы его коррекции

В данной статье рассказывается о работе над лексическим строем речи у детей с ЗПР...

Логопедические игры по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшей и подготовительной группы: «Закрепление знаний о предлогах»

Предложенные игры помогут учителям-логопедам сделать процесс обучения более интересным и разнообразным по характеру используемых методов и приёмов, а учащихся более активными и самостоятельными....