"Имя существительное. Каши в рационе питания"
учебно-методический материал (6 класс) по теме

Лоскутова Любовь Юрьевна

Интегрированный урок русского языка и социально-бытовой ориентировки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи урока.

  1. закрепить понятие об имени существительном ;
  2. развивать речь детей, обогащать словарный запас;
  3. развивать орфографическую зоркость;
  4. воспитывать любовь к русскому языку, уважение к традициям русского народа;
  5. воспитывать культуру общения, поведения, умение высказываться самим и слушать других;
  6. расширить представления детей о традиционных блюдах русской кухни, их пользе для здоровья;
  7. формировать представление о связи рациона питания и образа жизни;
  8. расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;
  9. сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

- У нас сегодня  не совсем обычный урок, так как нам предстоит с вами не только закрепить наши знания об имени существительном, но и поговорить о правильном питании.

3. Работа по теме урока.

1).  Повторение знаний об имени существительном.

На доске записаны слова.

Овёс, пшеница, рис, каша, ячмень, просо, гречиха.      (слайд1)

– Какое слово будет лишним из тех слов, которые записаны? (Каша.)

- Почему?  (Каша-это блюдо.)

– Как можно назвать одним словом остальные слова? (Злаковые растения.)

– Злаковые растения относятся к дикорастущим растениям или к  

   культурным? (Культурные.)

– Почему? (Выращивает  человек.)                              

Знакомство со злаковыми растениями.                                      (слайд2-7)         

- Какой частью речи являются все эти слова? (Существительные.) (слайд8)

– На какой вопрос отвечают эти слова? (На вопрос что?)

– Что обозначают? (Обозначают неодушевлённые предметы)

- Какой частью речи являются все эти слова? Докажите. (Существительные.)

                   (слайд9)

-Какие ещё грамматические признаки имён существительных мы можем

  назвать? (Число, род и склонение.)

-Какого рода бывают существительные? ( М., ж., ср.)

-Сколько имеют склонений?  (1-е, 2-е, 3-е)

– Запишите существительные и обозначьте род и склонение. (Работа по цепочке на интер.доске)

2). – Какое слово мы с вами не записали? (Каша.)

 Из истории каши. (Рассказ ученика)                                              (слайд10)

– Знаете ли вы, что каша не только одно из самых полезных блюд, но и одно из самых старинных? Самые старые среди каш – пшеничная, перловая и овсяная. Человек ест их уже девять тысяч лет. Рисовую кашу – пять тысяч лет, гречневую – четыре тысячи лет. Каша – исконно русское блюдо. Её подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово “каша” означало тоже, что и “пир”. Великий царь Пётр Первый, несмотря на страсть ко всему европейскому, особенно любил ячневую кашу. Специальные каши варили в честь любого знаменательного события.

   Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств.

   При рождении ребенка варилась “бабина каша” – крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.

Знакомство с видами каш.        (слайд11)

3). Работа с родственными словами.

– На слайде слова. Прочитайте.

Каша, кашица, кашевар, кашеварить, кашеед, Кашин. (слайд12)

- Какое слово мы ещё можем добавить? (Кашка.)

– Как называется данная группа слов? Почему? (Родственные слова. У этих слов общий корень и они близки по смыслу.)

- Почему слово Кашин написано с большой буквы? (Имя собственное).

– Как вы понимаете смысл слов кашевар, кашеед?

– Выпишите только имена существительные?

– Выделите корень.                                            (Работа на экране)

- В словах кашевар и кашеед два корня. Такие слова называются сложными.

4).  Работа с фразеологическими оборотами.

- Из рассказа ученика мы узнали, что с кашей связано много обычаев. Вот ещё один: «У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагам сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: “С ним каши не сваришь”.

Кроме этого выражения в русском языке существует много устойчивых выражений, смысл которых попробуйте определить.               (слайд 13)

Сапоги каши просят

Во рту каша

В голове каша

Мало каши ел

Заварил кашу

Расхлёбывать кашу         распутывать сложное дело

рваная обувь

затевать хлопотное, сложное дело

у кого-либо нет ясности в понимании

о человеке слабом

говорит непонятно

5). Работа с пропущенными орфограммами.

     Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим организмом.

     Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.

     Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок.

Посмотрите на слайд.                                                                   (слайд 14)

1. Греч…евая каша - матушка наша,

    А хле…  ржаной - отец р…дной.

2. Ру…кого муж…ка без каши не накормишь.

    Каша - к…рмилица наша.

3. Когда каша в п…чи стоит, не страшен моро…, что на дв…ре тр…щит.

6) –В каких сказках встречается каша?

 - Соотнеси иллюстрацию с названием произведения.                                                                                                        

                                                                                                    (слайд 15-18)

7). Как сделать кашу вкусной?                                                  (слайд 19)

– Сегодня мы узнаем, как сделать кашу вкусной. Первый совет вам даст сам русский полководец, генералиссимус А.В.Суворов.

    Однажды, в одном из военных походов, Суворову доложили, что остались небольшие запасы ячменя, проса, гороха. Если приготовить кашу из одного вида крупы, то на всех не хватит. Тогда Суворов приказал смешать и крупы, и горох и сварить еду для всех. Солдатам суворовская каша пришлась по вкусу. Так великий полководец внес свой вклад в развитие кулинарии.  

    Современная наука о питании подтвердила, что каша из смеси круп вкуснее и полезнее, чем из одной.

- Второй совет дадим вам мы.                        

  В кашу ещё можно добавить:                                                      

   

ягоды, фрукты, изюм, варенье, мюсли.                            (слайд 20)

(Работа со словарём- «мюсли»).

- Какой частью речи являются эти слова?    (Существительные).

 Домашнее задание.

 - Теперь вам осталось только сварить кашу и сделать её вкусной, воспользовавшись этими советами.

-  Вот вам типовой рецепт каши. Дома вы прочитаете его и дополните подходящими словами.

Вариант 1.

Рецепт пшённой каши.  

    Взять 4 горсти (………………). Промыть её в воде.

    Налить в кастрюлю (……………). Поставить на огонь. Добавить (………………….) по вкусу.

    После того, как  молоко закипит, засыпать в кастрюлю (………………. ).

    Варить на слабом огне, помешивая ложкой, до полного приготовления каши.

    В кашу можно добавить ……………., …………….. или ………….……… .

Слова для справок:  пшено,  вода, молоко, соль, сахар, крупа, ягоды, фрукты, изюм, варенье, мюсли.

Вариант 2.

Рецепт пшённой каши.

    Взять 4 горсти (гречи, пшена). Промыть её в воде.

    Налить в кастрюлю (воды, молока). Поставить на огонь. Добавить (соль, сахар) по вкусу.

    После того, как вода или молоко закипит, засыпать в кастрюлю (крупу).

    Варить на слабом огне, помешивая ложкой, до полного приготовления каши.

    В кашу можно добавить ……………., …………….. или ………….……… .

4. Итог урока.

    - Что повторили?

    - Что нового узнали?

    - Что полезного вынесли для себя?

5. Заключительное слово учителя. Оценка учащимися пользы и важности урока.

- Надеюсь, что с этого дня вы с удовольствием будете есть кашу дома и в школе. Пусть напутствием вам станут следующие слова.

    Чтобы стать весёлым, смелым,                                                  (слайд 21)

 

    Сильным, ловким и умелым

    И с утра чтоб не лениться,

    Нужно кашей подкрепиться.

    Кашу вкусную с утра

    Кушай вволю детвора.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пища человека и рацион питания.

Презентация к уроку технологии в 5 классе "Пища человека и рацион питания"...

Методическая разработка занятия "Каши в рационе питания"

Тема: «Каши в рационе питания.». Цель. Закрепить знания о крупах и злаковых культурах, представление детей о значимости каши в рационе питания, его пользе для здоровья. Задачи.  Образов...

Режим и рацион питания спортсмена

В статье описывается основные требования к  режиму и рациону питания спортсмена....

Рацион питания гимнасток

В эстетической гимнастике, как и в  любом другом виде спортаважными условиями успеха являются дисциплина и постоянные самоограничения.Особенно это касается питания......

«Как рацион питания коз влияет на качество и количество молока»»

Тема работы: «Как рацион питания коз влияет на качество и количество молока»» ТезисыИсследование данной работы лежит в области биологии. Актуальность исследования состоит в т...

Открытый урок "Расчет суточного рациона питания в MS Excel"

Цели урока: познакомить обучающихся с алгоритмом решения задач с использованием табличного процессора MS Excel; оценить возможность применения табличного процессора в профессиональной деятельности; на...