"Имя существительное. Каши в рационе питания"
учебно-методический материал (6 класс) по теме
Интегрированный урок русского языка и социально-бытовой ориентировки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи урока.
- закрепить понятие об имени существительном ;
- развивать речь детей, обогащать словарный запас;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь к русскому языку, уважение к традициям русского народа;
- воспитывать культуру общения, поведения, умение высказываться самим и слушать других;
- расширить представления детей о традиционных блюдах русской кухни, их пользе для здоровья;
- формировать представление о связи рациона питания и образа жизни;
- расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;
- сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
- У нас сегодня не совсем обычный урок, так как нам предстоит с вами не только закрепить наши знания об имени существительном, но и поговорить о правильном питании.
3. Работа по теме урока.
1). Повторение знаний об имени существительном.
На доске записаны слова.
Овёс, пшеница, рис, каша, ячмень, просо, гречиха. (слайд1)
– Какое слово будет лишним из тех слов, которые записаны? (Каша.)
- Почему? (Каша-это блюдо.)
– Как можно назвать одним словом остальные слова? (Злаковые растения.)
– Злаковые растения относятся к дикорастущим растениям или к
культурным? (Культурные.)
– Почему? (Выращивает человек.)
Знакомство со злаковыми растениями. (слайд2-7)
- Какой частью речи являются все эти слова? (Существительные.) (слайд8)
– На какой вопрос отвечают эти слова? (На вопрос что?)
– Что обозначают? (Обозначают неодушевлённые предметы)
- Какой частью речи являются все эти слова? Докажите. (Существительные.)
(слайд9)
-Какие ещё грамматические признаки имён существительных мы можем
назвать? (Число, род и склонение.)
-Какого рода бывают существительные? ( М., ж., ср.)
-Сколько имеют склонений? (1-е, 2-е, 3-е)
– Запишите существительные и обозначьте род и склонение. (Работа по цепочке на интер.доске)
2). – Какое слово мы с вами не записали? (Каша.)
Из истории каши. (Рассказ ученика) (слайд10)
– Знаете ли вы, что каша не только одно из самых полезных блюд, но и одно из самых старинных? Самые старые среди каш – пшеничная, перловая и овсяная. Человек ест их уже девять тысяч лет. Рисовую кашу – пять тысяч лет, гречневую – четыре тысячи лет. Каша – исконно русское блюдо. Её подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово “каша” означало тоже, что и “пир”. Великий царь Пётр Первый, несмотря на страсть ко всему европейскому, особенно любил ячневую кашу. Специальные каши варили в честь любого знаменательного события.
Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств.
При рождении ребенка варилась “бабина каша” – крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.
Знакомство с видами каш. (слайд11)
3). Работа с родственными словами.
– На слайде слова. Прочитайте.
Каша, кашица, кашевар, кашеварить, кашеед, Кашин. (слайд12)
- Какое слово мы ещё можем добавить? (Кашка.)
– Как называется данная группа слов? Почему? (Родственные слова. У этих слов общий корень и они близки по смыслу.)
- Почему слово Кашин написано с большой буквы? (Имя собственное).
– Как вы понимаете смысл слов кашевар, кашеед?
– Выпишите только имена существительные?
– Выделите корень. (Работа на экране)
- В словах кашевар и кашеед два корня. Такие слова называются сложными.
4). Работа с фразеологическими оборотами.
- Из рассказа ученика мы узнали, что с кашей связано много обычаев. Вот ещё один: «У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагам сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: “С ним каши не сваришь”.
Кроме этого выражения в русском языке существует много устойчивых выражений, смысл которых попробуйте определить. (слайд 13)
Сапоги каши просят
Во рту каша
В голове каша
Мало каши ел
Заварил кашу
Расхлёбывать кашу распутывать сложное дело
рваная обувь
затевать хлопотное, сложное дело
у кого-либо нет ясности в понимании
о человеке слабом
говорит непонятно
5). Работа с пропущенными орфограммами.
Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим организмом.
Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.
Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок.
Посмотрите на слайд. (слайд 14)
1. Греч…евая каша - матушка наша,
А хле… ржаной - отец р…дной.
2. Ру…кого муж…ка без каши не накормишь.
Каша - к…рмилица наша.
3. Когда каша в п…чи стоит, не страшен моро…, что на дв…ре тр…щит.
6) –В каких сказках встречается каша?
- Соотнеси иллюстрацию с названием произведения.
(слайд 15-18)
7). Как сделать кашу вкусной? (слайд 19)
– Сегодня мы узнаем, как сделать кашу вкусной. Первый совет вам даст сам русский полководец, генералиссимус А.В.Суворов.
Однажды, в одном из военных походов, Суворову доложили, что остались небольшие запасы ячменя, проса, гороха. Если приготовить кашу из одного вида крупы, то на всех не хватит. Тогда Суворов приказал смешать и крупы, и горох и сварить еду для всех. Солдатам суворовская каша пришлась по вкусу. Так великий полководец внес свой вклад в развитие кулинарии.
Современная наука о питании подтвердила, что каша из смеси круп вкуснее и полезнее, чем из одной.
- Второй совет дадим вам мы.
В кашу ещё можно добавить:
ягоды, фрукты, изюм, варенье, мюсли. (слайд 20)
(Работа со словарём- «мюсли»).
- Какой частью речи являются эти слова? (Существительные).
Домашнее задание.
- Теперь вам осталось только сварить кашу и сделать её вкусной, воспользовавшись этими советами.
- Вот вам типовой рецепт каши. Дома вы прочитаете его и дополните подходящими словами.
Вариант 1.
Рецепт пшённой каши.
Взять 4 горсти (………………). Промыть её в воде.
Налить в кастрюлю (……………). Поставить на огонь. Добавить (………………….) по вкусу.
После того, как молоко закипит, засыпать в кастрюлю (………………. ).
Варить на слабом огне, помешивая ложкой, до полного приготовления каши.
В кашу можно добавить ……………., …………….. или ………….……… .
Слова для справок: пшено, вода, молоко, соль, сахар, крупа, ягоды, фрукты, изюм, варенье, мюсли.
Вариант 2.
Рецепт пшённой каши.
Взять 4 горсти (гречи, пшена). Промыть её в воде.
Налить в кастрюлю (воды, молока). Поставить на огонь. Добавить (соль, сахар) по вкусу.
После того, как вода или молоко закипит, засыпать в кастрюлю (крупу).
Варить на слабом огне, помешивая ложкой, до полного приготовления каши.
В кашу можно добавить ……………., …………….. или ………….……… .
4. Итог урока.
- Что повторили?
- Что нового узнали?
- Что полезного вынесли для себя?
5. Заключительное слово учителя. Оценка учащимися пользы и важности урока.
- Надеюсь, что с этого дня вы с удовольствием будете есть кашу дома и в школе. Пусть напутствием вам станут следующие слова.
Чтобы стать весёлым, смелым, (слайд 21)
Сильным, ловким и умелым
И с утра чтоб не лениться,
Нужно кашей подкрепиться.
Кашу вкусную с утра
Кушай вволю детвора.
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пища человека и рацион питания.
Презентация к уроку технологии в 5 классе "Пища человека и рацион питания"...
Методическая разработка занятия "Каши в рационе питания"
Тема: «Каши в рационе питания.». Цель. Закрепить знания о крупах и злаковых культурах, представление детей о значимости каши в рационе питания, его пользе для здоровья. Задачи. Образов...
Режим и рацион питания спортсмена
В статье описывается основные требования к режиму и рациону питания спортсмена....
Школьные завтраки - важная составляющая рациона питания старшеклассника
Мой школьный проект в 11 клссе...
Рацион питания гимнасток
В эстетической гимнастике, как и в любом другом виде спортаважными условиями успеха являются дисциплина и постоянные самоограничения.Особенно это касается питания......
«Как рацион питания коз влияет на качество и количество молока»»
Тема работы: «Как рацион питания коз влияет на качество и количество молока»» ТезисыИсследование данной работы лежит в области биологии. Актуальность исследования состоит в т...
Открытый урок "Расчет суточного рациона питания в MS Excel"
Цели урока: познакомить обучающихся с алгоритмом решения задач с использованием табличного процессора MS Excel; оценить возможность применения табличного процессора в профессиональной деятельности; на...