Статья "Развитие воображения в онтогенезе"
статья по теме

Жерело Любовь Валентиновна

Статья рассказывает о развитии процесса воображения у человека от самого рождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_voobrazheniya_v_ontogeneze.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воображения в онтогенезе.

     Способность к воображению даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной науке существует много исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития воображения и те виды деятельности, в которых оно развивалось. На основе обобщения большого экспериментального материала, полученного разными специалистами при исследовании детского воображения, выделены следующие этапы его развития:

                                                      1этап (до 3 лет)

     Воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Образы нечётки, неадекватны содержанию. Анализ носит неизбирательный характер, а синтез представляет уподобление. Ребёнок воспринимает основные действия взрослого, преобладают сенсомоторные формы преобразования наглядно данного, появляются речевые формы. Развивается условное избирательное действие и активность типа «покажи как».  

     Воображение детей раннего возраста вначале ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны, непроизвольным характером.

     В этом возрасте практически отсутствует планирование продуктов воображения. Воображение «творит» только идею, а её сукцессивное разворачивание обычно лишь воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью. Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему нередко приводило к разрушению деятельности, переходу на низшую ступень или отказу от неё.  

                                                      2 этап (3года)

     Происходит становление словесных форм воображения. Анализ делается более дифференцированным, появляется преобразование и комбинирование образов представлений. Отмечается отрыв условного действия от предметной опоры, идёт детализация образа посредством слова, появляется фантазийная ложь. Происходит опредмечивание образа действием. Появление аффективного воображения связано с осознанием ребёнком своего «я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

     В этом же возрасте дети с удовольствием слушают сказки, переживают различные описываемые события, задают массу «уточняющих» вопросов и сами же дополняют содержание сказки. Однако воображение детей 3 лет ещё бедное, что прямо связано с небольшим жизненным опытом ребёнка, с незначительным запасом знаний. Отсутствие знаний, практического опыта ведёт к тому, что ребёнок может очень легко комбинировать в своём воображении образы различных объектов, давать самые фантастические толкования жизненным явлениям. Иногда эта лёгкость воображения дошкольников принимается за богатство воображения, которое, якобы, не уступает воображению в более старшем возрасте и даже лучше развито в дошкольном возрасте. Но как раз эта лёгкость воображения, фантастические объяснения различных явлений свидетельствует о слабости детского воображения, о недостаточном знании окружающего мира, неумении правильно объяснить наблюдаемое.

                                                        3 этап (4-5 лет)

     Ребёнок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Дети 4-5 лет переходят к ступенчатому планированию. Ребёнок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Дети называют один шаг своего плана (например: «я здесь нарисую домик»), довольно точно реализуют его (обычно дают схематическое изображение домика), а потом, увидев результат, начинают от него пошагово выстраивать цепочку преобразований (дополняют изображение деталями, рисуют рядом что-нибудь ещё и т.п.). Иногда такое ступенчатое планирование отражается в громкой речи ребёнка: «Нарисую домик», - «А теперь трубу и окошечки», затем – «Рядом с домиком девочку нарисую» и т.п. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребёнок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим. Но чаще всего ребёнок берёт за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя сами содержательные моменты (например, заяц и лиса строят избушки не лубяную и ледяную, а из кирпичей и снега и т.п.).

     Усиливаются элементы самостоятельного построения ролевой игры. Ребёнок уже может представить состояние другого человека. Снижается фантазийный характер игровых действий. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.

                                                        4 этап (6-7 лет)

     Воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интеризованное воображение, необходимость во внешних опорах исчезает. Появляются элементы творчества.

     В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребёнка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Дошкольники этого возраста верят в образы, возникающие в воображении, почти как в реальные явления. Однако возникающие образы разрознены, не объединяются в целостную картину, зависят от изменяющихся внешних условий, которые каждый раз служат поводом для появления новых.

     Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Возможности для этого создаёт и развитие умения действовать в образном плане, развитие интериоризованного воображения.

     Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи. Возможности выбора таких приёмов прямо связаны с особенностями обучения ребёнка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурной игры и элементами художественного творчества. Возможность выбора проявляется не только в подборе адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла. В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при выполнении заданий на воображение. Целостный образ начинает строиться способом «включения»: он по-прежнему создаётся на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения. Возможности использования при создании идей продуктов воображения именно так построенного образа обеспечивают многовариантность решения задач, что и перестраивает, направляет процесс воображения в сторону поиска, выбора оптимального решения.

     В этом возрасте также впервые появляется целостное планирование: ребёнок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. В этом возрасте, выполняя задание на дорисовывание с предшествующим речевым планированием, дети часто дают полный многошаговый план произведения. Например: «Я здесь нарисую домик, около домика – сад, а девочка ходит и цветы собирает» или: «Я нарисую Новый год. Ёлка стоит, рядом Дед Мороз и Снегурочка, а под ёлкой мешок с подарками». Практически все дети этого возраста точно реализуют свои замыслы, обычно дополняя их в процессе исполнения разнообразными деталями.

     Многие учёные-исследователи занимались и занимаются изучением онтогенеза воображения и отмечают следующее.

     Образы воображения у дошкольников очень неустойчивы. Начиная строить из кубиков домик, ребёнок после двух-трёх кубиков превращает своё построение из кубиков в паровоз, а ещё через некоторое время в пароход и так далее. Один предмет легко превращается в мысленной комбинации ребёнка в другой, наделяясь самыми разнообразными качествами.

     Слабость воображения детей дошкольного возраста проявляется и в том, что ребёнок ещё не умеет планировать свою деятельность, не умеет целенаправленно вести работу. Приступая к рисованию, лепке, игре, дети дошкольного возраста часто не представляют себе до конца задуманного, не имеют ясного замысла рисунка, игры. И лишь в процессе рисования, лепки, игры, под влиянием результатов их деятельности замысел уточняется и конкретизируется. Причём нередко новая комбинация линий, кусков пластилина, глины, новая расстановка игрушек в корне меняет замысел.  

     В старшем дошкольном возрасте активное воображение ребёнка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает её опережать. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач.

     Воображение у детей старшего дошкольного возраста более организовано и целенаправленно. Это связано с постепенным накоплением жизненного опыта, знаний, значительным расширением игровой, изобразительной, конструктивной деятельности. Игра, рисование, конструктивно-строительная деятельность – эффективные средства развития воображения детей. Участвуя в игре, ребёнок принимает на себя определённую роль, стараясь всё воспроизвести так, как он представляет себе эту роль в действительности. И, рисуя, старший дошкольник упорно старается довести до конца задуманную «картину». Даже если не получается, ребёнок не бросает свой замысел, а берёт новый лист бумаги и начинает снова рисовать.  

   В воображении возникают замысел в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее её дополнение деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты воображения от мыслительной деятельности.

     Приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребёнка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность. Ребёнок перестаёт путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое.

     Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Однако это творчество «для себя», к нему не предъявляется требование реализуемости, продуктивности.

     К концу дошкольного возраста воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и, по утверждению Е.Е.Кравцовой (1996), определяется появлением и развитием у ребёнка внутренней позиции, которая даёт ему возможность осмысливать и переосмысливать  ситуацию, способствует появлению «умных» эмоций и подготавливает к переходу на новую возрастную ступень, к новой ведущей деятельности – учебной.

     С поступлением в школу начинается качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение знаний, которые получает школьник в процессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками, которые обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют образы воображения, обусловливают их продуктивность. Так, конструктивная деятельность младшеклассника опирается на специальные конструкторско-технические знания и умения, которые позволяют создать учащемуся техническую модель.

     Выполнение школьником творческих заданий в области изобразительного искусства (рисование на темы, декоративное рисование) основывается на знании основ изобразительной грамоты и графических умений. Уже в 1 классе детей знакомят с понятием «композиция», «пространство в рисунке», «симметрия» и т.д. В следующих классах учащиеся практически учатся использовать в рисовании закономерности светотени, цветоведения, композиции. Причём, как показали итоги экспериментального исследования, решающим условием успешного развития творческого воображения у школьников на уроках изобразительного искусства является специально организованное обучение рисованию на темы, в основе которого лежит обучение рисованию с натуры (и соответственно обучение законам перспективы, светотени, цветоведения и т.п.).

     Отсутствие по какой-либо причине соответствующих знаний, умений у школьника сковывает его воображение, мешает продуктивной творческой работе. Ученик перестаёт заниматься моделированием и техническим конструированием, если он вовремя не получает необходимых технических знаний и умений. Нередко можно наблюдать, как школьник 5-6 классов начинает «не любить» рисование потому, что возросший уровень требований к своему рисунку не может быть удовлетворён из-за недостатка знаний и умений в области изобразительной грамоты, из-за неумения владеть техническими приёмами рисования.

     В среднем и старшем школьном возрасте дальнейшее развитие воображения  учащихся осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах, в студиях и технических мастерских. На любом этапе творческой деятельности школьника учителю необходимо его поддержать, поощрить. Доброжелательное отношение учителя, родителей к творческим занятиям ученика, уважение и внимание, проявленное взрослыми к результатам его творчества, послужат стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности.

     В старшем школьном возрасте особую роль играет активная, творческая мечта.

     Исследования показали, что в развитии воображения огромную роль играет школа, где ребёнок может кропотливо обдумывать что-то в воображаемой форме, прежде чем это сделать. Это, несомненно, лежит в основе того, что именно на протяжении школьного возраста закладываются первичные формы мечтательности в собственном смысле слова, то есть возможности и способности более или менее сознательно отдаваться известным умственным построениям независимо от той функции, которая связана с реалистическим мышлением. Наконец, образование понятий, которое знаменует наступление переходного возраста, является чрезвычайно важным фактором в развитии самых разнообразных, самых сложных сочетаний, соединений и связей, которые уже в понятийном мышлении подростка могут установиться между отдельными элементами опыта.

     Развитие воображения проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятельности. Эту связь отражает так называемая «кривая Рибо» (Рис.1). Первый период развития воображения иллюстрирует кривая I-M, а рассудочную деятельность R-X. Этот период приблизительно охватывает первые 15 лет жизни человека. Затем рассудочная деятельность сохраняет своё прогрессивное развитие (кривая X-O), а воображение в большинстве случаев характеризуется падением интенсивности (прямая M-H). Чем меньше падение прямой M-H, тем большие способности проявляет человек. Когда же кривая воображения сохраняет стабильность или своё прогрессивное направление (M-N), то имеет место одарённость или гениальность. [45]

                                                               Рис.1

    Таким образом, можно говорить о том, что развитие воображения и развитие рассудочной деятельности находятся в определённой зависимости, и чем меньше проявляется угасание воображения в определённый период своего развития, тем большие способности проявляет человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОНТОГЕНЕЗ ГОЛОСОВОГО РАЗВИТИЯ

Онтогенез голосового развития...

"Онтогенез- индивидуальное развитие организмов"

готовая презентация применяется в курсе биологии 9 и 10 классов по теме "Индивидуальное развитие организмов"....

оплодотворение, онтогенез, типы онтогенеза

презентации к урокам оплодотворние, онтогнез...

тестовая работа 9 класс по теме: размножение и онтогенез

Данная работа направлена на повторное  обобщения  по темам размножение и онтогенез. Составлена в стили ЕГЭ....

План - конспект урока по биологии в 9 классе. Онтогенез. эмбриональное развитие организмов.

Урок позволяет сформировать знания о закономерностях ирдивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных. о взаимосвязи индивидуального и исто...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА)"

ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА)...