ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
календарно-тематическое планирование по теме
Представлено планирование коррекционно-педагогической работы на год. В нем отражены все направления деятельности школьного логопеда:
- Организационная работа.
- Диагностическая работа.
- Развитие фонетико-фонематических процессов. Формирование навыков правильного аудирования в процессе обучения. Предупреждение и коррекция дислалии.
- Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
- Развитие мелкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии.
- Коррекция звукопроизношения.
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями.
- Методическая работа.
- Самообразование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Учитель-логопед
Коробкина М.П.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания.
- развитие зрительной памяти и внимания.
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов(цвет, форма, вели-
чина).
- развитие пространственных представлений и ориентации.
- развитие представлений о времени.
- развитие слухового внимания и памяти.
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизации, чтение по ролям).
5. Развитие речи:
- развитие фонематических процессов.
- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.
- постановка и автоматизация дефектных звуков.
- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.
- формирование связной речи, навыков построение связного высказывания.
ГОДОВОЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Разделы:
- Организационная работа.
- Диагностическая работа.
- Развитие фонетико-фонематических процессов. Формирование навыков правильного аудирования в процессе обучения. Предупреждение и коррекция дислалии.
- Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
- Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии.
- Коррекция звукопроизношения.
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями.
- Методическая работа.
- Самообразование.
- Организационная работа.
- составить планы работы на год ( сентябрь).
- подготовиться к фронтальному обследованию, диагностике устной и письменной речи учащихся 1-4 классов (сентябрь).
- составить комплексную форму речевой карты логопедического обследования.
- своевременно провести обследование детей ( в период с 01.09. по 14.09. учебного года).
- по результатам обследования составить диагностическую карту работы с детьми-логопатами, отражающую динамику их развития (на протяжении 1 четверти учебного года).
- провести зачисление учащихся на логопункт, комплектование логопедических групп (сентябрь).
- своевременно заполнить речевые карты детей-логопатов в соответствии с решением протоколов комиссии ПМПК (на протяжении 1 четверти учебного года или по запросу).
- обеспечить оснащение педагогического процесса.
- оформить документацию и подобрать учебный материал (по плану)
- систематически оснащать логопедический кабинет речевыми пособиями и литературой (на протяжении всего учебного года).
- организация и оформление в логопедическом кабинете различных учебных зон (сентябрь).
- подведение итогов работы за учебный год. Составление и сдача аналитического отчета за учебный год (май).
- Диагностическая работа:
- фронтальное углубленное обследование учащихся 1-4 классов, выявление детей с различными отклонениями в речевой деятельности (сентябрь).
- динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения ( в течение года).
- просмотр письменных работ учащихся 2-4 классов с целью выявления дисграфии (октябрь).
- диагностика речевых нарушений по запросам (в течение года).
- выявление детей с нарушениями чтения и письма среди учащихся 1 классов (апрель-май).
- Развитие фонетико-фонематических процессов. Формирование навыков правильного аудирования в процессе обучения. Предупреждение и коррекция дислалии:
Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1-2 классов.
- Развитие звукового анализа: умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударения, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке). Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение в словах гласных звуков, рядоговорение.
- Упражнения в дифференционировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении:
- выделение согласных по картинкам и в словах ( по мере изучения алфавита): б-п, в-ф, г-к-х, с-ш, з-ж, с-з, с-ц, ш-ж, ц-ч, ч-ть.
- выделение и дифференцирование звуков : п-б, д-т, р-л.
- Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Обозначение мягкого согласного последующим гласным. Дифференциация гласных первого и второго ряда.
- Формирование действия изменения слов. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов:
- анализ слога по звукам;
- анализ слова по звукам;
- нахождение звука в словах со стечением согласных в начале, конце и середине слова;
преобразование путем замены одних звуков и букв другими;
преобразование слов путем наращивания и отнимания звуков (букв);
преобразование слов путем наращивания согласных.
- Помощь в обучении детей работе со смешанными моделями слов:
- слоговой анализ и синтез слова в 2,3,4,5
слогов;
- дописывание слов по картинкам;
- помощь учителю в обучении плавному, слитному чтению ( до 60 слов в минуту).
- Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря:
Логопедическая работа с учащимися 3-4 классов.
1.Обогащение. Закрепление и активизация словаря:
- именами существительными;
- глаголами;
- наречиями.
2. Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в различных частях речи. Малоупотребительные слова.
3. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.
4. работа над формированием грамматического строя речи:
- упражнения в образовании и согласовании существительных в роде, числе, падеже с ориентацией на окончание;
- подбор определений к существительным;
- образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного;
- обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий);
- активизация употребления глагольного словаря ( в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа, в 3-х наклонениях);
- составление и оценивание по смыслу словосочетания ( предложения) с заданными словами;
- упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов.
- Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования:
- суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок;
- суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.
- Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии:
Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений чтения и письма у учащихся 2-4 классов.
- Коррекция на фонетическом уровне:
Предупреждение и исправление акустической дисграфии:
- строение и функции речевого аппарата (повторение);
- звуки речи и буквы (повторение);
Фонематический анализ слов:
- простые формы звукового анализа;
- сложные формы звукового анализа;
-твердые и мягкие согласные;
- обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда;
- второй способ обозначения мягкости согласных на письме (посредством буквы Ь).
Формирование фонематического восприятия ; дифференциация фонем,имеющихся акустико-артикуляционное сходство;
- гласные Ё, Ю, О,У;
- звонкие и глухие парные согласные;
- оглушение звонких согласных: б-п, в-ф, г-к-х, с-ш, з-ж, с-з, с-ц, ш-ж, ц-ч.
Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии.
Коррекционная работа на лексическом уровне:
Выявление активного запаса учащихся.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:
- слова – «сорняки»;
- слова-«приятели» (синонимы);
- слова- «неприятели» (антонимы);
- слова- «близнецы» (омонимы);
- сколько значений у слов ( многозначные слова).
Слоговой анализ и синтез слов.
Типы слогов.
Ударение в слове.
Схемы слого-ритмической структуры слов.
Безударные гласные.
Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).
Корень слова.
Сложные слова.
Приставка.
Суффикс.
Пропедевтика аграмматической дислексии и дисграфии.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Словосочетание и предложение.
Согласование различных частей речи в числе, в роде.
Управление.
Закрепление падежных форм.
Связь слов в предложении (словосочетании).
Проверочные задания.
Предлоги.
Приставки.
Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии:
- формирование пространственных представлений;
- формирование временных представлений;
- дифференциация букв, имеющих кинестетическое сходство: б-д, б-в-д, о-а;
п, т, р,ч, щ,ц,у,з.
№ п\п | Тема занятия | Дата | Примечание |
1 этап | |||
Сентябрь | |||
1. | Речь. Предложение. 2 часа. | С 16.09. | Структура занятий: 15 м.-фронтальная часть, 5 м.-артикулярная гимнастика, 20-25 м.- индивидуальная и групповая постановка звуков.(до середины октября). |
2. | Предложение и слово. Дифференциация понятий.2 часа. | ||
Октябрь | |||
3. | Гласные звуки и пройденные в классе буквы. 5 часов. | В течение всего месяца. | Структура занятий с 15 октября: 20-25 м.-фронтальная часть; 5 м.-артикулярная гимнастика; постановка и закрепление поставленных звуков. |
4. | Деление слов на слоги. 2 часа. | ||
5. | Ударение. 2 часа. | ||
6. | Согласные звуки и пройденные в классе буквы. 1 час. | ||
7. | Твердые и мягкие согласные. 2 часа. | ||
Ноябрь | |||
8. | Звонкие и глухие согласные.2 часа. | В течение месяца. | |
9. | Звуки П-П, буква П. 1 час. | ||
10. | Дифференциация П-Б. 2 часа. | ||
11. | Звуки Т-Т буква Т.1 час. | ||
12. | Звуки Д-Д, буква Д. 1 час. | ||
13. | Дифференциация Д-Т. 2 часа. | ||
Декабрь | |||
14. | Звуки К-К, буква К. 1 час. | В течение месяца. | |
15. | Звуки Г-Г, буква Г. 1 час. | ||
16. | Дифференциация К-Г. 2 часа. | ||
17. | Звуки С-С, буква С. 1 час. | ||
18. | Звуки З-З, буква З. 1 час. | ||
19. | Дифференциация С-З. 2 часа. | ||
Январь | |||
20. | Звук Ш, буква Ш. 1 час. | После каникул. | |
21. | Звук Ж, буква Ж. 1 час. | ||
22. | Дифференциация Ш-Ж. 2 часа. | ||
23. | Дифференциация С-Ш. 2 часа. | ||
Февраль | |||
24. | Дифференциация З-Ж. 2 часа. | В течение месяца. | |
25. | Звуки Р-Р, буква Р. 2 часа. | ||
26. | Звуки Л-Л, буква Л. 2 часа. | ||
27. | Дифференциация Р-Л. 2 часа. | ||
Март | |||
28. | Звук Ч, буква Ч. 3-4 часа | В течение месяца. | |
29. | Дифференциация Ч-Г. 2 часа. | ||
30. | Звук Щ, буква Щ. 2-4 часа. | ||
Апрель | |||
31. | Дифференциация Щ-Ч. 2-3 часа. | В течение месяца. | Провести занятия по дифференциации звуков Д-Б, П-Т, Л-М. |
32. | Дифференциация Щ-С. 2-3 часа. | ||
33. | Звук Ц, буква Ц. 2-3 часа. | ||
Май | |||
34. | Дифференциация Ц-С. 1 час. | В течение месяца. | |
35. | Дифференциация Ц-Т. 1 час. | ||
36. | Дифференциация Ц-Ч. 2 часа. | ||
37. | Контрольный диктант. | ||
2 этап. Сентябрь. | |||
1. | Родственные слова. 2 часа. | С 15.09. | Все занятия фронтальные. |
2. | Подбор однокоренных слов. 2 часа. | ||
3. | Выделение корня слова, выяснение его значения. 2 часа. | ||
Октябрь | |||
4. | Образование слов с помощью суффиксов( оттеночные значения: уменьшительно-ласкательные, увеличительные; слова обозначающие профессии, детенышей животных; образование прилагательных).7 часов. | В течение месяца. | |
5. | Образование слов с помощью приставок. 7 часов. | ||
Ноябрь | |||
6. | Предлоги. 2-3 часа. | В течение месяца. | |
7. | Дифференциация приставок и предлогов. 2-3 часа. | ||
Декабрь | |||
8. | Синонимы. 3 часа. | В течение месяца. | |
9. | Антонимы. 3 часа. | ||
10. | Многозначные слова. 3 часа. | ||
3 этап. Январь. | |||
11. | Тема. 1 час. | В течение месяца. | |
12. | Основная мысль текста. 1 час. | ||
13. | Работа с деформированным текстом.2 часа. | ||
14. | Деление сплошного текста на предложения. 2 часа. | ||
Февраль | |||
15. | Составление рассказа из данных предложений. 2 часа. | В течение месяца. | |
16. | Свободный диктант. 2 часа. | ||
17. | Письменные ответы на вопросы. 2 часа. | ||
18. | Составление плана. 2 часа. | ||
Март | |||
19. | Составление рассказа по данному плану. 2 часа. | В течение месяца. | |
20. | Изложение по коллективно составленному плану. 2 часа. | ||
21. | Изложение по самостоятельно составленному плану. 2 часа. | ||
Апрель | |||
22. | Составление рассказа по его началу. 3 часа. | В течение месяца. | |
23. | Составление рассказа по его концу. 3 часа. | ||
24. | Рассказ с элементами описания. 3 часа. | ||
Май | |||
25. | Рассуждение. 2 часа. | В течение месяца. | |
26. | Доказательство. 2 часа. |
- Коррекция звукопроизношения:
Работа с детьми, имеющими различные нарушения звукопроизношения (ведется в течение всего учебного года).
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
№ п/п | Этапы работы | Коррекционные задачи | Виды работ |
1. | Артикуляционная гимнастика | Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, вырабатывать точность и плавность движений. Формировать правильную воздушную струю. | Артикуляционные упражнения для развития подвижности языка и губ. Дыхательные упражнения. |
2. | Изолированное произношение звука | Формировать правильный артикуляционный уклад. | Произношение звука изолированно с соблюдением правильной артикуляции, звукоподражание с использованием различных символов. |
3. | Автоматизация произношения звука в слогах. | Закрепить произношение звука в слогах различной структуры. Формировать навыки слогослияния. Развивать слуховое внимание и память. | Многократное повторение слогов, повторение слоговых рядов, договаривание слогов в чистоговорках. |
4. | Автоматизация произношения звука в словах. | Закрепить произношение звука в словах, развивать умение определять наличие и место звука в словах, расширять и активизировать в речи слова. | Отраженное повторение слов, сопряженное повторение слов, выбор и называние картинок заданным звуком, определение позиции (начало, середина, конец) заданного звука в слове, договаривание слов в текстах чистоговорок («доскажи словечко»). |
5. | Автоматизация произношения звука в словосочетаниях, предложениях. | Закрепить произношение звука в словосочетаниях, предложениях, развивать грамматический строй речи, формировать понятие о предложении, учить самостоятельно составлять предложения. | Подбор прилагательных к существительным, определение предмета по его действию, составление предложений по сюжетным картинкам, работа с деформированным предложением. |
6. | Автоматизация произношения звука в текстах. | Закрепить произношение звука в текстах, учить понимать содержание текстов, развивать навыки пересказа, развивать слуховое внимание и память. | Выделение из текстов слов с заданным звуком, беседа по содержанию текстов по вопросам и без вопросов, заучивание наизусть текстов стихотворений, насыщенных словами с заданным звуком, работа над текстами чистоговорок, скороговорок, многоговорок. |
7. | Введение звука в речь. | Закрепить произношение звука в самостоятельной речи, развивать навыки самоконтроля за произношением в повседневной жизни. | Беседы в повседневной жизни, наблюдение за речью. |
- Работа с педагогами:
- Помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей-логопатов (на протяжении всего учебного года).
Оказание систематической помощи по коррекции речи детей.
- Помощь педагогам в организации обучения и развития детей логопатов.
- Конкретная взаимопомощь в организации логопедического кабинета.
- Организация речевой игротеки.
- Проведение консультаций на МО учителей начальных классов по темам:
- Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением письма.
- Недостатки чтения у детей и пути их преодоления.(1 полугодие).
- Связь учителя-логопеда с родителями.
Организация родительской школы. Систематическая пропаганда логопедических знаний:
- приобщать родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребенка ( по индивидуальному плану);
- доводить до сведения родителей успехи в развитии речи ребенка;
- проводить систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями ( в консультативные часы и по индивидуальным запросам);
- принимать участие в родительских собраниях.
Проведение родительского собрания на логопункте. Ознакомление родителей с результатами обследования и основными направлениями коррекционной работы (в течение года).
- Методическая работа.
- На родительских собраниях организовать лекции об особенностях работы с детьми-логопатами ( согласно плану проведения родительских собраний – в начале и в конце учебного года).
- Систематически знакомить родителей и учителей начальной школы с инновационными технологиями.
- Подобрать методическую и коррекционную литературу и пособия.
Логопедические игры.
- Пополнить логопедический кабинет дидактическими средствами по всем разделам плана.
Оказывать консультативную помощь родителям учащихся с отклонениями в развитии, учителям и воспитателям ГПД.
- Самообразование.
- Своевременно пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями. Систематический обзор дефектологической литературы.
- Принимать активное участие в районных семинарах и методических советах (на базе школы).
- Посетить, с целью обогащения опыта, ближайшие образовательные учреждения дошкольного и школьного типа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида
В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....
Программа обучения педагогических кадров «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с учащимися коррекционных классов III-IV вида»
В данное время ВУЗы страны не готовят специалистов-предметников по этой специальности. Поэтому именно методист школы, имеющий тифлопедагогическое образование должен помочь учителям, которые до сих пор...
Социально – педагогическая направленность профилактической и коррекционно – педагогической работы с учащимися
От того насколько своевременно, систематично и целенаправленно будет проводиться профилактическая и коррекционно-педагогическая работа педагогов, воспитателей и родителей с учащимися будет...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...
Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"
Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...
Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"
Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...
Статья на тему: "Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"
Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Преобладающее большинст...