Коррекционная работа при моторной алалии.
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя – логопеда Зыряновой Л. Н., МБДОУ № 42 «Рябинушка», г. Гуково.
Коррекционная работа при моторной алалии.
Рассказова Артёма, 1997 года рождения привела на консультацию мама в январе 2001 года. На момент логопедического обследования ребёнку было 3 года, 5 месяцев. Мама жаловалась на отсутствие речи у сына.
Из анамнеза стало известно, что беременность была осложнена несовместимостью крови матери и плода по резус – фактору. Во время беременности у матери был сильный стресс, вызванный конфликтами в семье. Роды были стремительные. Закричал не сразу. Раннее физическое развитие соответствовало возрастной норме. Раннее речевое развитие отставало от нормы. Со слов матери никаких осложнений до года и после года не было.
Поскольку обследование неговорящего ребёнка крайне затруднено, потребовалось время для наблюдения за ребёнком. После наблюдения за ребёнком я пришла к заключению, что у Артёма моторная алалия 1-го уровня.
Ребёнок в своём словаре имел 10 слов: мама, ба, Оя (Оля), ам, би-би и т.п. Понимание речи было ограничено обиходной ситуацией. У ребёнка выявлены нарушения общей и мелкой моторики. Не смог сложить пирамидку по образцу, разрезную картинку из 2-х частей. Ребёнок слабо владел навыками самообслуживания. В эмоциональной сфере ребёнка наблюдалась обидчивость и замкнутость. Ребёнок не играл со сверстниками. Мама постоянно проявляла излишнюю требовательность к ребёнку, раздражалась по поводу отсутствия у него речи.
С ребёнком следовало, не теряя времени, проводить коррекционные логопедические занятия.
Программа коррекционного обучения с ребёнком, страдающим моторной алалией
Основная задача – формирование процесса и средств общения у ребёнка.
1. Развитие понимания речи.
2. Развитие зрительно-слухового восприятия с привлечением внимания к речи логопеда.
3. Формирование речи в процессе обыгрывания игрушек.
4. Обучение пониманию побудительных инструкций в процессе действий с предметами.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Обучение простейшему конструированию.
7. Развитие сенсорных и общедвигательных возможностей.
8. Формирование временных и пространственных представлений.
9. Различение, называние и систематизация предметов по форме, величине, цвету.
10. Развитие памяти, мышления, внимания.
11. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.
12. Поэтапное формирование устной речи:
Первый этап обучения – однословное предложение. Предложение из аморфных слов – корней.
Вызвать подражательную речевую деятельность ребёнка в форме любых звуковых проявлений, расширить объём понимания речи. Накопление пассивного словаря.
Второй этап обучения – первые формы слов.
Научить правильно, строить двухсловное предложение типа: обращение + повеление (выраженное глаголом в повелительном наклонении); повеление + название предмета (сущ. В.п.). Заучить отдельные обиходные словосочетания. Произносить ударный слог. Расширять объём понимания чужой речи. Работа по звукопроизношению. Расширение словаря.
Третий этап обучения – двусоставное предложение.
Научить грамматически правильно строить предложения типа Им. п. сущ. + согласованный глагол 3 лица настоящего времени. Воспроизводить ритмико-слоговую структуру трёхсложных слов с правильным произношением ударных и безударных гласных (кроме звука Ы). В понимании речи продолжить работу по различению грамматических форм слов. Пополнение активного словаря. Работа над звукопроизношением.
Четвёртый этап обучения – предложения из нескольких слов.
Научить, грамматически правильно строить предложения из 3 – 5 слов. Научить первоначальному самостоятельному словоизменению некоторых существительных и глаголов. Сформировать простейшие навыки связной речи. Расширение и уточнение словаря (прилагательные, наречия). Формирование звукопроизношения. Сопоставление грамматических форм слов. Формирование слоговой структуры слов.
Пятый этап обучения – расширение объёма предложения.
Сложное предложение. Научить строить распространённое простое предложение. Научить строить сложносочинённое и сложноподчинённое предложение. Продолжать работу по словоизменению. Учить согласовывать местоимение и прилагательное с существительными. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени). Продолжить работу по звукопроизношению и фонематическому восприятию.
13. Совершенствование связной речи, коммуникативных умений.
14. Обучение грамоте для расширения речевых возможностей.
Когда мама Артёма обратилась за помощью к логопеду, ребёнок посещал II младшую группу нашего ДОУ. Я стала проводить с ним индивидуальные занятия 2 раза в неделю. Занятия были эмоционально насыщенными с использованием красивых игрушек, ярких иллюстраций, дидактических игр и т.п.
По мере увеличения его речевых возможностей, уже в средней группе индивидуальные занятия проводились 3 раза в неделю. А потом ребёнок попал в старшую логопедическую группу, где проводились с ним ежедневные насыщенные логопедические занятия.
В течение 24-х месяцев велась логопедическая работа с Артёмом, кроме летнего периода. За время коррекционной работы, ребёнок с 1-го уровня перешёл на 3-й уровень. Словарный запас существенно увеличился, ребёнок овладел не только фразовой речью, но и связной. Однако в речи ещё имелись аграмматизмы, дефекты шипящих и сонорных звуков (как известно, работа над звукопроизношением очень сложна с моторными алаликами). Ребёнок овладел послоговым чтением. Читал слова, предложения, короткие рассказы. У ребёнка улучшилась память, внимание и мышление. Ребёнок стал общительным и активным, стал играть со сверстниками.
Однако я не смогла закончить коррекционную работу с этим ребёнком, т.к. в начале обучения в подготовительной логопедической группе ребёнок выбыл из нашего детского сада в связи с переездом на ПМЖ в Казахстан, к отцу.
Ребёнок показал хорошую динамику в своём речевом развитии. Окружающие, знавшие Артёма до занятий с логопедом, говорили: «Это чудо». А «чудо» заключалось в раннем распознании недоразвития, в своевременном предупреждении вторичных отклонений, в систематичности воздействия на все компоненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недоразвития, в индивидуальном подходе к ребёнку, а также в сочетании коррекционного воздействия с медикаментозным лечением.
Из опыта работы учителя-логопеда Зыряновой Л.Н.
МДОУ № 42 «РЯБИНУШКА»
(логопедическая работа с ребёнком,
страдающим моторной алалией)
г. Гуково
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская работа на тему: « Моторная алалия и методы логопедической работы по формированию речи.»
...
Виды арт-терапии при коррекции моторной алалии
Музыкотерапия (рецептивная и активная: вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах,);Кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориетированная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика);Имаго...
Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.
В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов. В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...
Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ОВЗ (моторная алалия)
Программа коррекционно-развивающего обучения расчитана на з года обучения ребёнка с ОВЗ...
презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»
В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией с применением мнемотехники....
Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией
Сопроводительная статья к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией"....
Научная статья по логопедии "Заикание на выходе из моторной алалии".
Что такое алалия? Почему у ребенка-алалика могут появиться в речи запинки? Как заниматься с ребенком-алаликом дома? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье....